Особенности работы и общения средних медицинских работников с пациентами педиатрического профиля

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 00:46, реферат

Описание работы

В условиях стационара взаимоотношение медицинских работников имеет особое значение. Любое нарушение этики взаимоотношений медицинских работников, невыполнение ими профессиональных обязанностей сказывается на эффективности лечебного процесса. Недопустимо выяснение отношений между медицинскими работниками любых должностей в присутствии больных детей или их родственников. Замечание младшему по должности должно быть сделано тактично.

Содержание

Взаимоотношения медицинских работников.
Отношение к детям.
Взаимоотношения медицинских работников с родителями.
Тактика поведения медицинского работника.
Этико-деонтологические особенности работы.
Лечебно-охранительный режим в детском учреждении.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Психология.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УПРАВЛЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГРОДНЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО

 ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО  КОМИТЕТА

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«СЛОНИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

по дисциплине: «МЕДИТИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

на тему:

«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ И ОБЩЕНИЯ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ С ПАЦИЕНТАМИ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ » 
 

  Исполнитель:

учащаяся  группы 2ЛД – 2/2

Карпиевич Т. Н.

Преподаватель:

Грипич А.И.

Отметка:___________

   
   
 
 
 
 

Слоним

2010

План. 

  1. Взаимоотношения медицинских работников.
  2. Отношение к детям.
  3. Взаимоотношения медицинских работников с родителями.
  4. Тактика поведения медицинского работника.
  5. Этико-деонтологические особенности работы.
  6. Лечебно-охранительный режим в детском учреждении.
  7. Список литературы.
 

 

  1. Взаимоотношения медицинских  работников.

       В условиях стационара взаимоотношение  медицинских работников имеет особое значение. Любое нарушение этики  взаимоотношений медицинских работников, невыполнение ими профессиональных обязанностей сказывается на эффективности лечебного процесса. Недопустимо выяснение отношений между медицинскими работниками любых должностей в присутствии больных детей или их родственников. Замечание младшему по должности должно быть сделано тактично. Необходимо соблюдать субординацию в отношениях между медицинскими работниками, т.е. подчинение младшего по должности работника более старшему: младшая медицинская сестра — постовая медицинская сестра — процедурная сестра — старшая медицинская сестра — врач — заведующий отделением.

       Медицинские работники не должны вести разговоры на профессиональные темы при больных детях. Важно учитывать, что некоторые отличаются мнительностью, легко внушаемы и у них могут развиться ятрогении, т.е. заболевания, спровоцированные действием медицинского работника и относящиеся к психопатиям. 

2. Отношение к детям.

       К детям любого возраста отношение  должно быть ровным, доброжелательным. Это правило необходимо соблюдать  с первых дней пребывания в больнице. Помните, что дети бурно реагируют  на ваш приход в группу (палату); после того как вы уйдете, постоянному медицинскому персоналу бывает трудно их успокоить.

       Медицинские работники, непосредственно находящиеся  среди детей, всегда должны учитывать  психологические особенности больных, их переживания, чувства. Дети старшего возраста, особенно девочки, наиболее чувствительны и в первые дни пребывания в стационаре нередко замыкаются, "уходят в себя". Для лучшего понимания состояния детей важно, помимо выяснения индивидуальных психологических особенностей ребенка, знать обстановку в семье, социальное и должностное положение родителей. Все это необходимо для организации правильного ухода за больным ребенком в стационаре и эффективного его лечения.

       При общении с больными медицинская  сестра испытывает эмоциональное напряжение, иногда вызванное неправильным поведением детей, их капризами, необоснованными требованиями родителей и т.п. В этих случаях медицинская сестра, как и любой медицинский работник, должна сохранять спокойствие, не поддаваться сиюминутным настроениям, уметь подавлять в себе раздражительность и чрезмерную эмоциональность.

       Недопустимо разделение детей на "хороших" и "плохих", а тем более выделять "любимчиков".

       Дети  необыкновенно чувствительны к  ласке и тонко чувствуют отношение  к ним взрослых. Тон разговора  с детьми всегда должен быть ровным, приветливым. Все это способствует установлению между ребенком и медицинским персоналом доброжелательных, доверительных отношений и оказывает на больного положительное влияние.

       Большое значение при общении с ребенком имеет чуткость, т.е. стремление понять его переживания. Терпеливая беседа с ребенком позволяет выявить личностные особенности, доминирующее переживание, помогает в постановке диагноза. Нужно не только формально выслушать жалобы больного ребенка, а проявить теплое участие, соответственно реагируя на услышанное. Больной успокаивается, видя отношение медицинского работника, а последний получает дополнительную информацию о ребенке. Напротив, резкий или фамильярный тон в разговоре создает препятствие для установления нормальных взаимоотношений больного и медицинской сестры. Всегда помните слова выдающегося врача М.Я.Мудрова, что во время обследования больной сам исследует медицинского работника. Вот почему поверхностный расспрос, недостаточное внимание ко вновь поступившему в отделение ребенку могут вызвать недоверие, повышенную тревожность и настороженность у детей, особенно воспитывающихся в семье и не посещающих детские учреждения. 
 

3. Взаимоотношения  медицинских работников  с родителями.

       Взаимоотношения медицинских работников с родителями и близкими больного ребенка. Родители, особенно матери, в большинстве случаев тяжело переживают заболевание ребенка, Мать тяжелобольного в той или иной степени психически травмирована и ее реакции могут быть неадекватными. Поэтому необходим индивидуальный подход к матери со стороны всех без исключения медицинских работников. Особое внимание должно уделяться матерям, осуществляющим уход за тяжелобольным ребенком в стационаре. Важно не только успокоить женщину словами, но и создать необходимые условия для полноценного отдыха, питания, убедить ее, что ребенок получает правильное лечение и находится в "хороших руках". Мать должна понимать важность и правильность назначенных врачом и выполняемых медицинской сестрой манипуляций, процедур и т.п. При необходимости обучают родителей (маму) выполнению отдельных манипуляций, например инъекций, ингаляций и др.

       Большинство родителей относятся к медицинским  работникам с теплотой, доверием и  благодарны им за их нелегкий труд. Однако встречаются и "трудные" родители, которые пытаются грубостью и нетактичным поведением добиться особого внимания сотрудников больницы к своему ребенку. С такими родителями медицинские работники должны проявлять внутреннюю сдержанность и внешнее спокойствие, что само по себе положительно действует на плохо воспитанных людей.

       Большого  такта требует беседа медицинской  сестры с родителями и близкими больного ребенка в дни посещений и  приема передач. Несмотря на загруженность, медицинский работник должен найти  время спокойно и неторопливо ответить на все вопросы. Особые трудности могут возникнуть, когда родители пытаются узнать диагноз заболевания ребенка, уточнить правильность проводимого лечения, назначения процедур. В этих случаях беседа медицинской сестры с родственниками не должна выходить за рамки ее компетенции. Она не имеет права рассказывать о симптомах и возможном прогнозе заболевания. Медицинская сестра должна вежливо извиниться, сослаться на неосведомленность и направить родственников к лечащему врачу или заведующему отделением.

       Не  следует идти "на поводу" у родителей, стремиться выполнить необоснованные требования, например прекратить назначенные  врачом инъекции, изменить режим и  диету и т.п. Такого рода "отзывчивость" способна принести лишь вред и ничего общего не имеет с принципами гуманной медицины.

       Во  взаимоотношениях медицинских работников с родителями немаловажное значение имеет форма обращения. Обращаясь  к родителям, медицинская сестра должна называть их по имени и отчеству, не допускать фамильярности и  не пользоваться такими терминами, как "мамаша" и "папаша".

       Контакты  медицинских работников с родителями в детских отделениях тесные и  частые. Правильная тактика общения  среднего медицинского персонала с  родными и близкими больного ребенка  создает должное психологическое  равновесие межличностных взаимоотношений медицинский работник — больной ребенок — его родители. 
 

  1. Тактика поведения медицинского работника.

       Уход  за ребенком, помимо профессиональной подготовки, требует от медицинского работника большого терпения и любви  к детям. Важно иметь представление о степени соответствия психического и физического развития ребенка, знать его личностные качества. Часто болеющие дети уже с раннего возраста выглядят более инфантильными, чем их здоровые сверстники.

       Следует помнить, что у детей дошкольного и младшего школьного возраста нередко возникают страх боли, боязнь белых халатов, одиночества и т.п. В связи с этим у таких детей часто развиваются невротические реакции (недержание мочи или кала, заикание и т.п.). Медицинская сестра должна помочь ребенку преодолеть страх. Необходимо в доверительной беседе с ребенком выяснить причины того или иного страха, рассеять его, ободрить больного, особенно перед манипуляциями (инъекциями, процедурами). Желательно взятие крови из вены, выполнение инъекций и т.п. проводить одновременно недавно поступившим детям и находящимся в стационаре длительное время. Дети в этих случаях, как правило, намного легче переносят незнакомые им манипуляции.

       Медицинский работник должен уметь компенсировать детям отсутствие родителей и близких. Особенно плохо переносят разлуку с родителями дети до 5 лет. Однако даже болезненно переживающие временный отрыв от родителей дети довольно быстро привыкают к новой обстановке, успокаиваются. В этой связи частые посещения родителей в первые дни госпитализации могут травмировать психику ребенка. Целесообразно в период адаптации (3—5 дней) не допускать частых визитов родителей. По окончании этого периода, если родители или близкие родственники в силу каких-то причин не могут регулярно посещать больного ребенка, медицинская сестра должна порекомендовать им чаще присылать письма, носить передачи, чтобы ребенок чувствовал заботу и внимание.

       Медицинскому  работнику принадлежит ведущая  роль в создании благоприятной психологической  обстановки в лечебном учреждении, напоминающей ребенку домашнюю обстановку (организация игр, просмотр телевизионных передач и тд.). Прогулки на свежем воздухе сближают детей, а внимание и теплое отношение медицинской сестры обеспечивают адаптацию больных детей к новым условиям.

       Следует поддерживать в коллективе лечебного  учреждения доброжелательность, единство стиля и слаженность в работе, что помогает обеспечивать высокий  уровень ухода и лечения детей. В коллективе каждый работник имеет  свой круг обязанностей. Так, для постовой медицинской сестры обязательны строгое соблюдение распорядка дня и выполнение назначений врача, для младшей медицинской сестры — поддержание чистоты в палатах и опрятного вида детей. Медицинская сестра, находясь среди детей и наблюдая за их поведением и реакциями, должна видеть индивидуальные особенности детей, характер взаимоотношений и т.д. Такая медицинская сестра является хорошим помощником лечащего врача, так как она способствует созданию здоровой психологической атмосферы лечебного учреждения.

       Соблюдение этических принципов и норм медицинской деонтологии является обязательным и не зависит от места работы и должности медицинского работника. В норму поведения медицинского работника входит также бережное отношение к общественному достоянию, дружелюбие, чувство коллегиальности, соблюдение дисциплины, добросовестное отношение к труду. Нужно проявлять сдержанность и тактичность, быть взаимно вежливыми.

       Очень важно уметь держать себя среди  больных и коллег, уметь вести  беседу соответственно обстановке и  т.п. Любой работающий в лечебно-профилактическом учреждении должен иметь опрятный вид, следить за чистотой своего тела, одежды, обуви, избегать украшений, излишней косметики. Рабочая одежда (халат, колпак или косынка, сменная обувь) всегда должна находиться в образцовой чистоте и порядке, быть установленной формы, принятой в данном учреждении.

       Большой вред здоровью малыша наносит курение. "Пассивное" курение, которому подвергается малыш, отрицательно сказывается на его здоровье и развитии. Поэтому  в детских лечебно-профилактических учреждениях курение запрещено. К этическим нормам поведения относится также форма приветствия друг друга. К старшим товарищам обращаются только по имени и отчеству. 

  1. Этико-деонтологические особенности работы.

Информация о работе Особенности работы и общения средних медицинских работников с пациентами педиатрического профиля