При работе с пожилыми
людьми применяется широкий спектр
социально-психологических методов:
беседа, дискуссия, личностно-ориентированная
психотерапия, ролевые игры и
др. Места работы с пожилыми
людьми могут быть различными:
дома престарелых, центры дневного пребывания,
центры социального обслуживания населения.
Важно только, чтобы включение в любую
психотерапевтическую работу пожилого
человека было проведено не просто с его
согласия, но по его инициативе. Только
в этом случае возможен какой-то положительный
эффект. Несмотря на то что существуют
различные формы психотерапии для пожилых
людей, большинству из них недостает теоретического
обоснования. Поэтому, приступая к работе
с пожилым человеком, необходимо разрабатывать концептуальную
основу психотерапевтического воздействия
или вмешательства.
Возвращаясь к проблеме
расширения компетентности в
старости, необходимо заметить, что
она решается в настоящее время
в ряде зарубежных стран. Было
проведено исследование роли
познавательной мотивации в продолжении
образования и построении жизненных
планов пожилых людей. Исследователей
интересовало взаимодействие между
такими переменными, как потребность
и опыт получения образования,
реальный процесс обучения и
его результаты. Анализ социальной
ситуации, в которой пожилые начинают
учиться, показал, что это происходит
в случаях переживания одиночества
и феминизации общества, увеличения
процентного количества пожилых
людей. Было выделено пять мотивов
учения: возможность изучить новую
деятельность, послепрофессиональная
деятельность на обретение нового
жизненного смысла, исполнение юношеской
мечты, возможность новых контактов,
“терапия самих себя”.
Была предложена программа
психологической профилактики с
целью создания и укрепления
связей между пожилыми и обществом.
На первом этапе такой программы
пожилой человек знакомится с
возможностями социально-психологической
помощи и условиями вовлеченности
в психокоррекционную программу.
На втором – используются методы
психокоррекции, которые направлены
на создание атмосферы общности
и сопричастности к полезной
для общества группе (трудовая
занятость или клубы по интересам).
На третьем этапе поддерживаются
и развиваются самостоятельность
и инициатива пожилого человека
и образовавшегося коллектива.
Еще одна программа
имеет целью выработку стратегии
независимости для пожилых, их
интеграцию в обществе и повышение
качества их жизни. В основе
программы лежит представление
о творческом духе как основе
жизненных сил человека. Программа
состоит из трех этапов. На первом этапе
цель воздействия – пробуждение у пожилых
желания узнавать новое, стимуляция воображения,
любопытства. Для этого применяются двигательные
упражнения, танцы, упражнения на воображение,
игры. Второй этап воздействия – стимуляция
мышления, восприятия, постановки и решения
проблем. На третьем – пожилых учат находить
и реализовывать творческие моменты повседневной
жизни, выходить за пределы привычного
круга событий и отношений. В результате
участия в таких программах у пожилых
значительно возрастают показатели креативности,
гибкости и беглости мышления.
Сужение круга интересов
в позднем возрасте многие
психологи и геронтологи рассматривают
как приспособительный механизм,
направленный на сбережение иссякающих
сил и возможностей организма
и поддержание наиболее важных
функций. Тем не менее программы о6учения или включения пожилых
в активное социальное функционирование
необходимы. Важно, чтобы работать
в таких группах пожилые начинали с начала
периода старения и не в старости, так
как догматизм и недостаточная гибкость
не позволят им перестроиться. Такое участие
позволит пожилому человеку выйти за пределы
семейных и узкопрофессиональных интересов,
в большей степени взаимодействовать
с макросоциальной средой. Как считают
многие специалисты, постоянные физические
и умственные тренировки и творческое
отношение к работе — важнейшие средства
для сохранения и продления молодости.
Одно из возможных средств, позволяющее
смягчать вредные последствия стресса
у пожилых людей, по мнению других авторов,
— чувство юмора. Ими разработаны специальные
тренинговые процедуры, включающие методы
создания юмористической продукции на
воображаемом уровне, различные релаксационные
техники. При этом основной компонент
создания юмористической продукции —
доведение до абсурда, несоответствия,
преувеличения.
Разработка программ обучения — только
одно из направлений работы с пожилыми.
Было выделено три класса программ, или
«стратегий». Это — лечение, поддержка
и предохранение. Они могут частично перекрывать
друг друга. Исследования психологии старения
и клиническая практика настоятельно
заставляют вмешиваться в жизнь пожилых.
При этом разработка стратегии вмешательства
более продуктивна, чем простое описание
проблем и диагнозов пожилых. Пожилых
пациентов необходимо обучать способам
использования эффективных стратегий
справляться с трудной ситуацией и делать
выбор. Для этого нужно создавать должную
мотивацию у пожилых, т. е. объяснять им
релевантность и утилитарность вмешательства.
В таких случаях пожилые очень «отзывчивы»
к вмешательским воздействиям и эффективно
на них отвечают. Однако необходимо учитывать
потребность в самостоятельности пожилых
людей. Например, самостоятельность и
возможность самому себя обеспечить —
непреложная ценность в некоторых национальных
культурах, особенно для мужчин. Поэтому
люди с укоренившейся тягой к самостоятельности
могут воспринимать вторжение в их жизнь
как враждебный акт, даже если это делается
в интересах их здоровья, что осложняет
проблему помощи таким людям. Вот почему
так важен индивидуальный подход, ни в
коей мере не умаляющий чувство собственного
достоинства пожилого человека.
Работа с пожилыми клиентами:
возможности молодого специалиста
Работа с пожилыми клиентами
считается многими специалистами
достаточно сложной. Дело не только в
том, что проблемы, которые предъявляются
такими клиентами (чувство одиночества,
беспомощности, ненужности, острое горе,
связанное с потерей близких,
отчаяние от невозможности что-либо
изменить), являются излишне эмоционально
нагруженными. Под сомнение ставится
вопрос о самой возможности изменений.
Для молодых специалистов эта проблема
осложняется внешними обстоятельствами,
а именно возрастом. Появляется тревога
и неуверенность в себе - будет
ли психолог для клиента авторитетом,
сможет ли человек, который в несколько
раз его старше, доверять его знаниям.
Кроме того, и терапевтические отношения
молодого специалиста с пожилым
клиентом обладают определенными особенностями,
связанными с фактом переноса и взаимными
проекциями. Если традиционно клиент
ассоциирует терапевта с родительской
фигурой (заботливой матерью или
отцом), то здесь клиенты проецируют
на него отношение к собственным
детям (или возможным детям, если
они отсутствуют). Внешне эта ситуация
выглядит парадоксальной - Мудрый Старец
меняется местами с Младенцем. Но
если вспомнить о сути этого возрастного
кризиса - «целостность против отчаяния»
(Эриксон), можно предполагать, что
с формированием «мудрости» как
таковой возникли затруднения, и
это в частности объясняет
факт появления пожилого человека на
приеме у психолога.
Сложность проведения консультирования
определяется также общей ригидностью
пожилых людей, сниженным фоном
настроения, недостаточной откровенностью,
связанной с трудностью отказа от
идеализированного представления
о себе, скептицизмом. Но не стоит
забывать о специфике нашего общества,
в котором культура посещения
психолога долгое время отсутствовала.
Это наводит на мысль, что те пожилые
люди, которые обращаются за психологической
консультацией сейчас, являются своего
рода пионерами, осваивающими новую
территорию. Интерес к получению
нового вида помощи во многом определяет
их мотивацию. И это, в свою очередь,
дает психологу надежду на успешное
проведение консультирования.
Практика показывает, что в силу
общей ригидности, свойственной людям
пожилого возраста, некоторые техники
(например, арт-терапевтические) могут
не работать, вызывать активное сопротивление
клиентов. Однако эмпатическое слушание,
осуществление психологической
поддержки (содействие повышению фона
настроения, повышению самооценки),
техники системной семейной терапии
(работа с генограммой) обычно успешно
применяются в такого рода консультировании.
Пользуясь этими техниками, молодой
специалист вполне способен помочь пожилому
клиенту принять свой жизненный
путь, ощутить его ценность и найти
позитивные стороны этапа старения.
Литература
1. Нейзер, Г.А. Смысл жизни и возраст. Психолого-педагогические
и философские проблемы смысла жизни /.
– М.: Аспект-пресс, 1997.
2. Заткин, Н.В. Психология
пожилого возраста в аспекте
пс и соц. работы / Н.В. Заткин. – Самара:
Изд-во Самарского университета, 1996.
3. Здоровье пожилых. Доклад
Комиссии экспертов ВОЗ / Медицина,
1992.
4. Козлов, А.А. О некоторых
подходах к проблеме благополучной
старости. –М.: Прогресс, 1995.
5. Кабанов, М.М. Психосоциология
реабилитации и социальная психиатрия
/ М.М. Кабанов. – СПб.: Изд-во
СПбУ, 1998.