Особенности психологической помощи пожилым людям

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:31, доклад

Описание работы

Пожилые люди реагируют на неблагоприятные условия жизни двояко. В первом случае – конструктивно. Пожилые люди обращаются к стратегиям, смягчающим патогенный характер кризисной ситуации, и приемам активного совладания с трудностями. Например, широко используется техника “антиципирующего совладания”. Она предполагает поиск новых путей в общественной жизни, планирование свободного времени, предвидение негативных состояний и событий в позднем периоде жизни, способность человека построить новую систему идентификации.

Работа содержит 1 файл

психол. помощь пожилым.doc

— 36.81 Кб (Скачать)

 При работе с пожилыми  людьми применяется широкий спектр  социально-психологических методов:  беседа, дискуссия, личностно-ориентированная  психотерапия, ролевые игры и  др. Места работы с пожилыми  людьми могут быть различными: дома престарелых, центры дневного пребывания, центры социального обслуживания населения. Важно только, чтобы включение в любую психотерапевтическую работу пожилого человека было проведено не просто с его согласия, но по его инициативе. Только в этом случае возможен какой-то положительный эффект. Несмотря на то что существуют различные формы психотерапии для пожилых людей, большинству из них недостает теоретического обоснования. Поэтому, приступая к работе с пожилым человеком, необходимо разрабатывать концептуальную основу психотерапевтического воздействия или вмешательства.    

 Возвращаясь к проблеме  расширения компетентности в  старости, необходимо заметить, что  она решается в настоящее время  в ряде зарубежных стран. Было  проведено исследование роли  познавательной мотивации в продолжении  образования и построении жизненных  планов пожилых людей. Исследователей  интересовало взаимодействие между  такими переменными, как потребность  и опыт получения образования,  реальный процесс обучения и  его результаты. Анализ социальной  ситуации, в которой пожилые начинают  учиться, показал, что это происходит  в случаях переживания одиночества  и феминизации общества, увеличения  процентного количества пожилых  людей. Было выделено пять мотивов  учения: возможность изучить новую  деятельность, послепрофессиональная  деятельность на обретение нового  жизненного смысла, исполнение юношеской  мечты, возможность новых контактов,  “терапия самих себя”.    

 Была предложена программа  психологической профилактики с  целью создания и укрепления  связей между пожилыми и обществом.  На первом этапе такой программы  пожилой человек знакомится с  возможностями социально-психологической  помощи и условиями вовлеченности  в психокоррекционную программу.  На втором – используются методы  психокоррекции, которые направлены  на создание атмосферы общности  и сопричастности к полезной  для общества группе (трудовая  занятость или клубы по интересам). На третьем этапе поддерживаются  и развиваются самостоятельность  и инициатива пожилого человека  и образовавшегося коллектива.    

 Еще одна программа  имеет целью выработку стратегии  независимости для пожилых, их  интеграцию в обществе и повышение  качества их жизни. В основе  программы лежит представление  о творческом духе как основе  жизненных сил человека. Программа состоит из трех этапов. На первом этапе цель воздействия – пробуждение у пожилых желания узнавать новое, стимуляция воображения, любопытства. Для этого применяются двигательные упражнения, танцы, упражнения на воображение, игры. Второй этап воздействия – стимуляция мышления, восприятия, постановки и решения проблем. На третьем – пожилых учат находить и реализовывать творческие моменты повседневной жизни, выходить за пределы привычного круга событий и отношений. В результате участия в таких программах у пожилых значительно возрастают показатели креативности, гибкости и беглости мышления.    

 Сужение круга интересов  в позднем возрасте многие  психологи и геронтологи рассматривают  как приспособительный механизм, направленный на сбережение иссякающих  сил и возможностей организма  и поддержание наиболее важных  функций. Тем не менее программы о6учения или включения пожилых в активное социальное функционирование необходимы. Важно, чтобы работать в таких группах пожилые начинали с начала периода старения и не в старости, так как догматизм и недостаточная гибкость не позволят им перестроиться. Такое участие позволит пожилому человеку выйти за пределы семейных и узкопрофессиональных интересов, в большей степени взаимодействовать с макросоциальной средой. Как считают многие специалисты, постоянные физические и умственные тренировки и творческое отношение к работе — важнейшие средства для сохранения и продления молодости. Одно из возможных средств, позволяющее смягчать вредные последствия стресса у пожилых людей, по мнению других авторов, — чувство юмора. Ими разработаны специальные тренинговые процедуры, включающие методы создания юмористической продукции на воображаемом уровне, различные релаксационные техники. При этом основной компонент создания юмористической продукции — доведение до абсурда, несоответствия, преувеличения. 
Разработка программ обучения — только одно из направлений работы с пожилыми. Было выделено три класса программ, или «стратегий». Это — лечение, поддержка и предохранение. Они могут частично перекрывать друг друга. Исследования психологии старения и клиническая практика настоятельно заставляют вмешиваться в жизнь пожилых. При этом разработка стратегии вмешательства более продуктивна, чем простое описание проблем и диагнозов пожилых. Пожилых пациентов необходимо обучать способам использования эффективных стратегий справляться с трудной ситуацией и делать выбор. Для этого нужно создавать должную мотивацию у пожилых, т. е. объяснять им релевантность и утилитарность вмешательства. В таких случаях пожилые очень «отзывчивы» к вмешательским воздействиям и эффективно на них отвечают. Однако необходимо учитывать потребность в самостоятельности пожилых людей. Например, самостоятельность и возможность самому себя обеспечить — непреложная ценность в некоторых национальных культурах, особенно для мужчин. Поэтому люди с укоренившейся тягой к самостоятельности могут воспринимать вторжение в их жизнь как враждебный акт, даже если это делается в интересах их здоровья, что осложняет проблему помощи таким людям. Вот почему так важен индивидуальный подход, ни в коей мере не умаляющий чувство собственного достоинства пожилого человека.

Работа с пожилыми клиентами: возможности молодого специалиста

Работа с пожилыми клиентами  считается многими специалистами  достаточно сложной. Дело не только в  том, что проблемы, которые предъявляются  такими клиентами (чувство одиночества, беспомощности, ненужности, острое горе, связанное с потерей близких, отчаяние от невозможности что-либо изменить), являются излишне эмоционально нагруженными. Под сомнение ставится вопрос о самой возможности изменений.

Для молодых специалистов эта проблема осложняется внешними обстоятельствами, а именно возрастом. Появляется тревога  и неуверенность в себе - будет  ли психолог для клиента авторитетом, сможет ли человек, который в несколько  раз его старше, доверять его знаниям.

Кроме того, и терапевтические отношения  молодого специалиста с пожилым  клиентом обладают определенными особенностями, связанными с фактом переноса и взаимными  проекциями. Если традиционно клиент ассоциирует терапевта с родительской фигурой (заботливой матерью или  отцом), то здесь клиенты проецируют на него отношение к собственным  детям (или возможным детям, если они отсутствуют). Внешне эта ситуация выглядит парадоксальной - Мудрый Старец меняется местами с Младенцем. Но если вспомнить о сути этого возрастного  кризиса - «целостность против отчаяния» (Эриксон), можно предполагать, что  с формированием «мудрости» как  таковой возникли затруднения, и  это в частности объясняет  факт появления пожилого человека на приеме у психолога.

Сложность проведения консультирования определяется также общей ригидностью  пожилых людей, сниженным фоном  настроения, недостаточной откровенностью, связанной с трудностью отказа от идеализированного представления  о себе, скептицизмом. Но не стоит  забывать о специфике нашего общества, в котором культура посещения  психолога долгое время отсутствовала. Это наводит на мысль, что те пожилые  люди, которые обращаются за психологической  консультацией сейчас, являются своего рода пионерами, осваивающими новую  территорию. Интерес к получению  нового вида помощи во многом определяет их мотивацию. И это, в свою очередь, дает психологу надежду на успешное проведение консультирования.

Практика показывает, что в силу общей ригидности, свойственной людям  пожилого возраста, некоторые техники (например, арт-терапевтические) могут  не работать, вызывать активное сопротивление  клиентов. Однако эмпатическое слушание, осуществление психологической  поддержки (содействие повышению фона настроения, повышению самооценки), техники системной семейной терапии (работа с генограммой) обычно успешно  применяются в такого рода консультировании. Пользуясь этими техниками, молодой  специалист вполне способен помочь пожилому клиенту принять свой жизненный  путь, ощутить его ценность и найти  позитивные стороны этапа старения.

Литература 
    1. Нейзер, Г.А. Смысл жизни и возраст. Психолого-педагогические и философские проблемы смысла жизни /. – М.: Аспект-пресс, 1997.   

2. Заткин, Н.В. Психология  пожилого возраста в аспекте  пс и соц. работы / Н.В. Заткин. – Самара: Изд-во Самарского университета, 1996.   

3. Здоровье пожилых. Доклад  Комиссии экспертов ВОЗ / Медицина, 1992.   

4. Козлов, А.А. О некоторых  подходах к проблеме благополучной старости. –М.: Прогресс, 1995.   

5. Кабанов, М.М. Психосоциология  реабилитации и социальная психиатрия / М.М. Кабанов. – СПб.: Изд-во  СПбУ, 1998.

 


Информация о работе Особенности психологической помощи пожилым людям