Особенности психологической помощи пожилым людям

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:31, доклад

Описание работы

Пожилые люди реагируют на неблагоприятные условия жизни двояко. В первом случае – конструктивно. Пожилые люди обращаются к стратегиям, смягчающим патогенный характер кризисной ситуации, и приемам активного совладания с трудностями. Например, широко используется техника “антиципирующего совладания”. Она предполагает поиск новых путей в общественной жизни, планирование свободного времени, предвидение негативных состояний и событий в позднем периоде жизни, способность человека построить новую систему идентификации.

Работа содержит 1 файл

психол. помощь пожилым.doc

— 36.81 Кб (Скачать)

Особенности психологической  помощи пожилым людям

 

 

Стратегии поведения пожилых людей и проблемы их социальной и психологической поддержки   

 Социально-психологические  черты пожилого человека могут  быть как в степени высокой  сохранности, так и полностью  разрушены, для их компенсации  должны разрабатываться различные  меры как государственного, так  и индивидуального порядка.   

 Пожилые люди реагируют  на неблагоприятные условия жизни  двояко. В первом случае – конструктивно. Пожилые люди обращаются к стратегиям, смягчающим патогенный характер кризисной ситуации, и приемам активного совладания с трудностями. Например, широко используется техника “антиципирующего совладания”. Она предполагает поиск новых путей в общественной жизни, планирование свободного времени, предвидение негативных состояний и событий в позднем периоде жизни, способность человека построить новую систему идентификации.    

 К конструктивным способам  относится и психологическое сопротивление: реагирование на потерю личной автономии и свободы, увеличение мотивации в приобретении свободы и контроля над значимыми событиями жизни. Пример такого способа реагирования – деятельность организации “Серые пантеры”, которая объединяет известных юристов и адвокатов, пытающихся контролировать соблюдение прав пожилых людей в экономике, политике и социальной жизни. Они борются за свои интересы с уверенностью в себе и с большой напористостью, пробуя новые формы жизни, такие как коммуны пожилых, где пессимизм считается недопустимым. Авторы этого движения утверждают, что подобные тенденции будут расти, потому что поколение, которое было воспитано на покорности, численно уменьшается, а число напористых, воспитанных на самостоятельности, растет.   

 Мотивация психологического  сопротивления – сохранить или  вернуть контроль над ситуацией  и личностную свободу. Она обеспечивает  самостоятельность в принятии  решений, право выбора среди  нескольких альтернатив, способность  интерпретировать стрессовые события  в жизни и вырабатывать творческие  решения.   

 Другой ключ к умению  справляться со стрессовой ситуацией  – компетентность, т. е. успешное представление пожилых людей о своих социальных ролях, способность адаптироваться к окружающей среде, изменениям в социальной ситуации, что дает чувство интегрального контроля.   

 Можно сделать вывод,  что психологическое сопротивление  является механизмом психологической  защиты. Рассматривая эту проблему, некоторые авторы считают, что  “эрудированная беспомощность”  пожилых и сверхусердное, “полагающее”  поведение родственников инфантилизируют  пожилых, разрушают их компетентность.    

 Социальная  поддержка помогает пожилым ощущать себя компетентными людьми, она имеет разные виды: эмоциональная поддержка, материальная помощь, информационное содействие, помощь, оказываемая другими. Большую роль играет интенсивность взаимоотношений. Тесная, близкая дружба позволяет противостоять стрессам и может предотвратить психическое расстройство. Немалую роль играет общение с родственниками, соседями.   

 Было установлено,  что по значимости функциональной  поддержки близкие люди распределяются  следующим образом: супруг, друзья, взрослые люди. При этом влияние  поддержки не связано с возрастными  различиями и полом. Социальная  поддержка должна быть частью  реабилитационных мероприятий в  позднем возрасте. Участие в группе, контакты с другими людьми  повышают самооценку пожилых  людей и облегчают их социализацию  вне группы.   

 Социальная поддержка  людей в позднем периоде жизни  включает следующие факторы:

  • пожилой человек должен знать, что о нем заботятся, его ценят и уважают;
  • понимать, что негативные чувства, которые он испытывает в стрессовой ситуации (ситуации старения), – вполне нормальны, т. е. соответствуют возрасту и положению;
  • общество должно стимулировать пожилого человека к открытому выражению своих чувств и мыслей;
  • общество должно учитывать важность обратной связи (“взаимно-ответное действие пожилого на социальное одобрение”);

 

    Социальная поддержка от  любого человека, включая членов  семьи и друзей, должна признавать  потребность пожилого в его  собственном контроле самоопределения и найти альтернативные способы улучшения условий жизни пожилых. Социальная поддержка должна стать частью реабилитационных мероприятий в пожилом возрасте.   

 Таким образом, расширение  компетентности в пожилом возрасте  – это решение таких задач  развития, как:

1) приспособление 

– к потере физической силы и здоровья;

– выходу на пенсию;

– потере супруга;

2) эксплицитное присоединение  к возрастной группе пожилых;

3) гибкое и пластичное  принятие социальных ролей пожилых.    

 Другую категорию реагирования  на неблагоприятные условия в  позднем периоде жизни можно  отнести к неконструктивным. Неконструктивное реагирование – во-первых, следствие внутреннего противоречия: пожилые люди находятся в состоянии поиска средств для самореализации при наличии консервативности сложившихся форм социального поведения. Во-вторых, это агрессивное поведение, когда пожилые люди создают нетерпимую обстановку вокруг себя.   

 Основной способ психологической  поддержки стареющих людей –  обращение к тем их способностям, которых лишены молодые люди. Во-первых, это мудрость.   

 Представление о здоровой  и нормальной старости включает  участие человека в общественной  жизни, поддержание индивидуальных, семейных и других связей. Социально-психологическое  положение пожилого человека  определяется многими факторами.  Считается, что наиболее важны  для него две сферы: общение  с окружающими и повседневная  индивидуальная деятельность. Поэтому  комплекс реабилитационных мероприятий,  организуемых для пожилых людей,  может быть успешно построен  только с учетом важности этих  двух сфер.   

 Индивидуальная повседневная  деятельность имеет огромное  значение в наполнении социальным  смыслом позднего периода жизни.  Если на первых этапах начала  старости для пожилого человека  это сохранная или частично  сохранная общественная деятельность, то затем (уже в возрасте  “старой старости”) речь может  идти лишь о тех или иных  формах повседневной занятости.  Часто психогеронтологи включают  в курсы подготовки к выходу  на пенсию или к позднему  периоду жизни различные кружки  по интересам (вязание, кулинария  и др.) или клубы общения. Однако  самое распространенное заблуждение  состоит в том, что эту занятость  легко организовать. Попытки искусственно возбудить интерес у пожилого человека к кулинарии, садоводству, филателии обычно оказываются безрезультатными. Точно так же для него редко оказываются интересными специально организуемые диспуты, экскурсии и т. п. Интерес к конкретному виду занятости возникает в позднем возрасте обычно в том случае, когда эта занятость “замыкается” на себя. Возможность выбрать самому себе вид деятельности и отдыха (в соответствии с внутренними привязанностями и интересами) более значима для пожилого человека, чем дорогое и хорошо организуемое мероприятие. Успех или разочарование при попытках внести новое содержание в жизнь пожилых людей зависит от того, в какой степени принимается во внимание факт личного участия пожилого человека в организуемом мероприятии.    

 Для пожилого человека, включенного в клубную или  общественную деятельность, важно  иметь свой собственный социальный  статус. Для этого создаются различные  группы: по активности и интересам,  программно ориентированные тренинговые,  дискуссионные, родственников, самопомощи  и социально-коммуникативные. Выступление перед слушателями повышает его значение для окружающих непосредственно в момент самовыражения, привлекая их внимание к собственной проблеме, а также устанавливая контакты с другими людьми, имеющими схожие проблемы. При этом под клубной деятельностью пожилых подразумевается процесс их взаимодействия, общения и культурный обмен, в результате которого изменяются личностные установки, развивается творческое мышление, что способствует развитию личности и противоборствует процессам ее угасания в позднем периоде жизни. Как отмечают многие авторы, при таком разнообразии возможностей трудно определить, а еще труднее увидеть, чего хотят сами пожилые.

Теоретические вопросы психологической работы с пожилыми людьми    

 Многие психогеронтологи  считают, что психоаналитическая  теория не является полезной  для стареющих людей. С ростом  экзистенциальной и гуманистической  психологии, трансакционного анализа  и других школ терапии, родоначальниками  которых являются К. Роджерс,  Э. Берн и другие, индивидуальное  и групповое обсуждение проблем  пожилых людей получило легитимный  статус для широкого использования  в практике. Интересно то, что  еще до распространения этих  школ терапии многое из их  практики использовали в уходе  за недееспособными пожилыми  профессионалы-непсихологи: священники, социальные работники, добровольцы. Обсуждение – групповая и индивидуальная работа с пожилыми – “случайный” продукт их деятельности, 'который, как они выяснили, имеет значительный эффект в плане поддержки любого уровня (моральная, психологическая, социальная и пр.). Поэтому в их практику и в практику психологов, работающих с пожилыми людьми, вошел термин “обсуждающие терапевты”. Они же обратили внимание на то, что в такой работе для терапевтов необходимы личностные качества, такие как эмпатия, сердечность, искренность.    

 Несколько сравнительных  исследований различных методов  психологического воздействия с  позиций глубинной психологии  и поведенческой терапии по  результатам групповой терапии  пожилых дают хорошие результаты, прежде всего, в области самооценки. Для пожилых людей рекомендуются  аналитически ориентированные беседы, личностно-ориентированное консультирование  и групповые занятия. Желательное  направление психотерапевтической  работы с пожилыми – подчеркивание  приятных сторон жизни, обогащение  социальных контактов и стимулирование  фантазии. Без этого любая реабилитация  оказывается неполноценной. Однако  при этом необходимо, возрождая  общую культуру клинической беседы, выработать особые техники обсуждения  сложных жизненных ситуаций. Главная  опора должна делаться не на  прошлом или даже настоящем,  а на будущем, т. е. на том,  как продлить жизнь и наполнить  ее действием в оставшиеся  годы.    

 Следующая проблема  состоит в том, что круг общения  по мере старения сужается, и  вдобавок у пожилых имеются  трудности коммуникации. Наиболее  подходящее при коммуникативных  трудностях психологическое воздействие  обеспечит группа. Однако попытки  расширить круг общения и модернизировать  коммуникативные умения пожилых  людей будут иметь успех в  том случае, если в группах  общения или в дискуссии пожилой  человек сам будет проявлять  активность, т. е. когда он не  только получает информацию, но  и несет ее.    

 С точки зрения адлеровской  психологии, основной проблемой  пожилых людей является не  столько депрессия, сколько отсутствие  адекватного понимания жизненной  задачи в конце жизненного  пути. Создание групп поддержки  – это способ развития социальных  интересов и осознания жизненных  задач. Участники этих групп  учатся находить общую почву  для общения, разделять чувства  друг друга, обеспечивать для  себя обратную связь. С этой целью их просят повторять слова друг друга, определять свои и чужие сильные стороны и отмечать то, что им нравится в других. В группе обсуждаются жизненные задачи, осуществляется индивидуальная постановка целей на каждую неделю.    

 Если человек живет  в эмоционально значимой для  него ситуации, то он не видит,  не замечает иных событий. Как  правило, это приводит к тому, что размеры собственной проблемы  вырастают до “вселенских”, что  еще больше затрудняет выход  из кризиса. Выход из травмирующей  ситуации “вверх” предполагает  расширение кругозора человека, возможность увидеть множество  вариантов решения и выбор  наиболее подходящего для него.    

 Любая проблема переживается  как уникальная, присущая только  данному человеку. Однако информация  о том, что другие люди тоже  сталкиваются с такой проблемой  и успешно решают ее, может  принести облегчение. Это предполагает  возможность сравнить себя, свое  отношение к проблеме с мнениями  других людей. Необходимо дать  пожилому человеку возможность  понять, что отношение и позиция  многое определяют в его жизни.  Все это можно назвать абстрагированием от ситуации: уточнение понятий, нахождение новых ценностей, смыслов, интересов. Но это действенно только в том случае, если будет воплощено в реальной конкретной жизненной ситуации, в поступках человека. Поэтому одновременно с абстрагированием необходим противоположный процесс: конкретизация тех или иных представлений. Например, обсуждая такие понятия, как добро или любовь, ненависть или вражда, необходимо привести какой-либо пример из жизни, очень подробно описывающий конкретных людей в конкретной ситуации. Цель такого психотерапевтического воздействия – преодолеть фиксированность на травмирующих переживаниях, направить внимание не внутрь себя, а вовне. Это даст возможность переоценить ситуацию в более широком контексте, увидеть множество вариантов поведения, скорректировать неадекватные запросы, прийти к большему принятию себя, лучшему пониманию себя и других.

Практические  вопросы психологической помощи    

Информация о работе Особенности психологической помощи пожилым людям