Особенности психики детей с нарушениями слуховой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:39, реферат

Описание работы

Одним из нарушений сенсорной системы является нарушение слухового анализатора. Состояние слуха оказывает решающее влияние на речевое и психологическое становление. При нарушениях слухового анализатора в первую очередь и в наибольшей степени страдает речь, происходит общее недоразвитие познавательной деятельности. Первичный дефект анализатора порождает вторичные отклонения в развитии, которые в свою очередь, являются причиной возникновения других отклонений. Взаимодействие различных проявлений дефекта слуха все более искажают структуру развития познавательной деятельности неслышащего ребенка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………………………...3
1. Причины нарушения слуха, их диагностика……………………………........4
2. Особенности психического и речевого развития слабослышащих детей….7

3.Профессиональное образование и социальная адаптация детей
с нарушенным слухом…………..........................................................................8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 66.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

По дисциплине:  «Специальная психология» 

Тема: «Особенности психики детей с нарушениями слуховой системы» 
 
 
 
 

                                                                 

                                                                          
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ..……………………………………………………………………...3 

1. Причины нарушения  слуха, их диагностика……………………………........4 

2. Особенности  психического и речевого развития  слабослышащих детей….7

   

3.Профессиональное образование и социальная адаптация детей  

 с нарушенным  слухом…………..........................................................................8

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….10

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Одним из нарушений сенсорной системы является нарушение слухового анализатора. Состояние слуха оказывает решающее влияние на речевое и психологическое становление. При нарушениях слухового анализатора в первую очередь и в наибольшей степени страдает речь, происходит общее недоразвитие познавательной деятельности. Первичный дефект анализатора порождает вторичные отклонения в развитии, которые в свою очередь, являются причиной возникновения других отклонений. Взаимодействие различных проявлений дефекта слуха все более искажают структуру развития познавательной деятельности неслышащего ребенка.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ  СЛУХА, ИХ ДИАГНОСТИКА 

      Медицинские исследования причин нарушения слуха указывают на инфекционные заболевания, токсические поражения, сосудистые расстройства, механические или акустические травмы и т.д.

      По  своей причине тугоухость и глухоту  подразделяют на наследственную, врожденную и приобретенную. Нарушения слуха возникают в результате заболеваний, поражающих наружное, среднее или внутреннее ухо, слуховой нерв. В числе причин значительное место занимают последствия острого воспаления среднего уха. Стойкое понижение слуха часто возникает в результате воспалительных заболеваний носа, носоглотки (хронический насморк, аденоидные разращения и э.) и связанной с этими заболеваниями непроходимостью евстахиевой трубы. Наиболее серьезно отражаются на слухе эти заболевания в тех случаях, когда они возникают в раннем возрасте.

      При менингите нарушение слуха возникает  вследствие поражения звуковоспринимающего аппарата, при других детских инфекциях слуховая функция может пострадать как в результате поражения среднего уха, так и в результате заболевания нервного воспринимающего аппарата. Заболевание звуковоспринимающего аппарата ведет, как правило, к более тяжелым нарушениям слуховой функции, чем заболевания среднего и наружного уха.

      К числу сравнительно редко встречающихся  причин нарушения слуха можно  отнести поражения центральных  отделов слухового анализатора, возникающие в результате повреждений или заболеваний головного мозга (энцефалит, черепно-мозговая травма, кровоизлияние, опухоль). При таких поражениях наблюдается либо небольшое понижение слуха, либо так называемая корковая глухота, когда утрачивается способность анализа, синтеза, и, следовательно, понимания того, что человек слышит.

      Причиной  нарушений слуха могут быть алкоголизм матери во время беременности, проявление в период новорожденности желтухи и неврологических расстройств. К группе риска относятся также дети с различными хромосомными и наследственными заболеваниями или имеющие родителей или родственников с врожденными дефектами слуха. Однако процент наследственной передачи глухоты не настолько велик, как принято считать: по данным зарубежной статистики, почти 90% детей, рожденных от глухих родителей, не имеют нарушений слуха [2].

    Глухота - стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи даже на самом близком расстоянии от уха. При этом сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать громкие неречевые звуки, некоторые звуки речи на близком расстоянии. По аудиометрическим данным глухота - это не только снижение слуха выше 80 децибел, но и потеря или снижение слуха на различных частотах. Особенно неблагоприятным является потеря или резкое снижение слуха в области частот, относящихся к речевым.

    Тугоухость - стойкое понижение слуха, при котором возможны состоятельное накопление минимального речевого запаса на основе сохранившихся остатков слуха, восприятие обращенной речи, хотя бы на самом близком расстоянии от ушной раковины. По данным аудиометрии, обнаруживается снижение слуха менее 80 децибел.

    Диагностика состояния слуховой функции человека находится сегодня на таком уровне развития, который позволяет определять у ребенка нарушение слуха еще до его рождения.

      Место и степень поражения слуха  определяются при помощи аудиометрии, с применением специальных методов. Существуют тональная аудиометрия, речевая аудиометрия, детская аудиометрия, аудиометрия раннего возраста, импеданс-аудиометрия, электрокорковая аудиометрия и др.

      Речевая аудиометрия позволяет определить у слабослышащего область его речевого слуха и уровень понимания речи. Восприятие слабослышащим специально подобранных списков высокочастотных и низкочастотных слов переменной громкости позволяет аудиологам определить реальные границы восприятия и понимания слабослышащим словесной речи и соответственно более точно подобрать и настроить для него слуховой аппарат.

      У детей после трех лет исследование слуха проводится с помощью игровой аудиометрии. Применяется та же аппаратура, что и при обследовании взрослых, но способ обследования иной: ребенка постепенно готовят к обследованию слуха, вводя в ситуацию с помощью игры, которая ему доступна. Например, ребенок при каждом восприятии услышанного им звукового тона кладет в стоящую перед ним коробочку кубик (или совершает какое-либо другое, интересное для него игровое действие).

      Для получения объективных данных о  слухе (когда активное участие человека в процессе обследования не требуется) могут использоваться объективные методы: импеданс-аудиометрия (исследование реакции барабанной перепонки), исследование электрических потенциалов мозга и слуховых нервов (электрокорковая аудиометрия).

     Сегодня осуществляется компьютерный подбор индивидуальных слуховых аппаратов на основе многочисленных индивидуальных характеристик слуховых и других данных пациента; в слуховом аппарате программируются его индивидуальные данные, которые могут быть восстановлены при ремонте аппарата или замене каких-либо его блоков. Высокий уровень развития медицины, техники и технологий позволяет сегодня в отдельных случаях посредством операции вернуть слух при помощи кохлеарной имплантации.

       Кохлеарная имплантация - это частичная имплантация (за ушной раковиной) при помощи хирургического вмешательства высокоразвитой электронной слухопротезирующей системы. 
 
 

      2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ СЛАБОСЛЫЩАЩИХ ДЕТЕЙ

      У слабослышащего ребенка имеется  не тотальное, а частичное нарушение деятельности одного из самых существенных анализаторов – слуха. Этим он принципиально отличается от глухого и слышащего ребенка в разных планах.

      По  сравнению с глухим он иначе приспосабливается  к своему дефекту, ищет другие пути компенсации своего недостатка, т.е. главным образом не за счет зрения, а за счет неполноценного слуха.

      По  сравнению со слышащим ребенком у него имеется качественное своеобразие использования дефектного слуха как фактора развития речи.

      Развитие  психики слабослышащего ребенка протекает с отклонениями от обычной нормы. Дело не только в том, что ребенок плохо слышит, т.е. имеет физический (биологический) недостаток, но и в том, что этот недостаток привел к нарушению многих функций и сторон психики, определяющих ход развития личности ребенка, у которого сформировались только зачатки речи, мышление почти не продвинулось в своем развитии от наглядно-образного к словесно-абстрактному.

      Частичное восприятие речи таким ребенком нередко  создает у окружающих неправильное представление о том, что ребенок может полностью понимать речь, а то, что ребенок часто не понимает смысла сказанного, расценивается как интеллектуальная недостаточность.

     У ребенка речевое недоразвитие обусловлено  неполноценным слухом, что ведет к изменению хода общего развития (нарушение слуха - общее нарушение познавательной деятельности - недоразвитие речи).

     Речевое недоразвитие носит характер вторичного проявления, оно возникает и существует как функциональное на фоне аномального развития психики в целом. Это осложняет социальное взаимодействие слабослышащего ребенка.

     Бедность  речевого запаса, искаженный характер речи ребенка, формирующейся в условиях нарушенного слухового восприятия, накладывают отпечаток на ход  развития познавательной деятельности. Это, в свою очередь, оказывает отрицательное обратное влияние на все компоненты языка в процессе их функционирования в речевой деятельности.

     При поступлении в школу слабослышащие  дети часто обнаруживают следующие нарушения речи: недостатки произношения; ограниченный запас слов; недостаточное усвоение звукового состава слова, которое выражается не только в неточностях произношения, но и в ошибочном написании слов; неточное понимание и неправильное употребление слов; недостатки грамматического строя речи; ограниченное понимание читаемого текста. 

3. ПРОФЕССИОНАЛЬНО  ОБРАЗОВАНИЕ И  СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ  ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ  СЛУХОМ 

     Уровень и качество образования, получаемого  слабослышащими детьми в школе, в значительной мере определяет их последующую жизнь, в том числе и профессиональное самоопределение.

     Если  уровень образования достаточно высок, выпускники специальных школ для детей с нарушенным слухом могут продолжить свое образование в системе начального, среднего или высшего профессионального образования.

     В нашей стране перспективы получения профессионального образования детьми с нарушенным слухом зависят не только от качества полученного в школе образования, тяжести нарушения слуха, степени развития словесной речи, но и от влияния ближайшего социального окружения, мнения и ожиданий семьи, школьных товарищей, а также от готовности системы профессионального образования к включению в образовательный поток слабослышащих студентов.

     Современные социальные проблемы (растущая безработица, отсутствие социальной защищенности, конкуренция на рынке труда, проблемы трудоустройства лиц с ограниченной трудоспособностью) требуют от молодежи более раннего жизненного и профессионального самоопределения, высокой функциональной грамотности. Специальные школы для детей с нарушением слуха могут помочь в этом направлении путем политехнизации школьного образования, целенаправленной профориентации, повышения качества общего образования и уровня социальной адаптированности слабослышащих.

     Выпускники  школ для детей с нарушениями  слуха приобретают специальности, обучаясь на учебно-производственных предприятиях Общества глухих, в профтехучилищах, колледжах, вузах и непосредственно на предприятиях. Предлагаемые сегодня профили профессиональной подготовки отстают от требований современного производства и не учитывают возможностей и стремлений лиц с нарушением слуха.

     Социальная  адаптация и интеграция человека с нарушенным слухом во многом зависят от его социокультурной идентификации, т.е. от осознания себя членом того или иного сообщества, субкультуры, определяющим фактором которой является язык.

Информация о работе Особенности психики детей с нарушениями слуховой системы