Особенности перехода России на болонскую систему высшего образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 23:29, реферат

Описание работы

Проблематика Болонского процесса у нас в России в последнее время стала одной из самых популярных тем, которой посвящаются конференции, семинары, круглые столы, монографии, сборники и статьи. Интерес российского образовательного сообщества к Болонской системе совершенно понятен. Прежде всего, это главная линия развития высшего образования в современной Европе, предполагающая формирование единого образовательного пространства, построенного на ряде обязательных принципов. Самоизоляция от процессов, развивающихся в едином европейском образовательном пространстве, ведет к отрицательным последствиям для любого университета, пусть даже очень сильного.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………3
1. ВНЕДРЕНИЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В ОБРОЗОВАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ РОССИИ…………………………………………………………..5
1.1 Законодательные меры по реализации Болонского процесса в России…………………………………………………………………………...5
1.2 Уровень реализации отдельных положений Болонского процесса в российских вузах……………………………………………………………….9
2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ……………………………………………………………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………21

Работа содержит 1 файл

Особености перехода России на Болонскую систему высшего образования.docx

— 49.33 Кб (Скачать)

     По  результатам опроса экспертов, проведенного Татьяной Кастуевой-Жан21, перспективы Болонский процесс в России не слишком оптимистичны. Среди опрошенных экспертов, можно выделить тех, кто разделяет пессимистическое видение вещей. Они высказывают опасения, что процесс не будет доведен до конца и окажется постепенно заброшен после вовлечения в него малой части передовых вузов.

     Можно сделать вывод, что на пути реализации Болонского процесса в России стоит  множество проблем. Некоторые из них (например, трудность пересчета  принятых в стране оценок в кредиты) свойственны и европейским образовательным  системам, но большинство проблем  специфичны для России. Однако эти  проблемы являются не непреодолимыми препятствиями, а лишь сдерживающими  факторами, для устранения которых  требуются усилия со стороны как  властей (финансирование), так и общественности (принятие степени бакалавра как самодостаточной).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Мы  рассмотрели внедрение Болонской системы в Россию. В ходе исследования была обоснована целесообразность вхождения нашей страны в европейское образовательное пространство — цели Болонской декларации должны стать целями российской образовательной системы. Выгоды, которые получит наша страна, вузы, а также студенты и преподаватели неоспоримы. Также была показана давно назревшая необходимость модернизации российской системы образования. Советское образование считалось одним из лучших в мире, однако уже давно изменились требования, которым должно удовлетворять образование сегодня, устарела материально-техническая база подготовки профессионалов. Все вышеперечисленные факторы в совокупности составляют тот комплекс причин, который не позволяет нашей стране оставаться в стороне от происходящих изменений и заставляет интегрироваться в мировое образовательное пространство.

     Законодательные меры по реализации Болонского процесса в России показали, что правительство  восприняло предстоящие изменения  с энтузиазмом. Начиная с 2003 года, был реализован ряд мероприятий, способствующих внедрению трехуровневой системы образования, были назначены головные вузы и вузы-координаторы по Болонскому процессу.

     Анализ  уровня реализации отдельных положений  Болонской Декларации позволяет  заключить, что принципы Болонского процесса в России реализованы ровно  наполовину. Однако сравнение с Европой  показывает несущественное отставание России.

     Важно следующее — теперь, спустя 6 лет  с момента подписания Россией  Болонской Декларации, будет ли процесс  продолжаться теми же темпами, не остановится ли после того, как российская образовательная система столкнулась с трудностями на пути его реализации? Для преодоления этих трудностей, на наш взгляд, потребуется немало сил и времени, ведь некоторые из проблем — неготовность вузов к переходу на новые стандарты и инертность восприятия рынком труда степени бакалавра — потребуют, возможно, несколько лет для их преодоления.

     В будущем, надеемся, что этот шаг — подписание Болонской Декларации — положит начало комплексным реформам всей образовательной системы (а не только высшего образования), которые также коснутся и других сфер жизни российского общества. Ведь именно образование должно помочь нашей стране выйти на новый уровень в отношениях с Европой и миром.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Болонский процесс и его значение для  России. Интеграция высшего образования  в Европе / под ред. К. Пурисайнена  и С. Медведева. — М.: РЕЦЭП, 2005. — 199 с.
  2. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А. И. Гретченко, А. А. Гретченко. — М.: КНОРУС, 2009. — 432 с
  3. Екимова Т. Этапы большого пути. Болонский процесс в России / Т. Екимова, Ю. Краснова, Д. Харитонов (http://ru-ects.csu.ru/ru/node/11
  4. Анализ современного этапа реализации Болонского процесса в России (portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/1/52308.DOC).
  5. План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 – 2010 годы (http://www.edu.ru/db-mo/mo/Data/d_05/prm40-1.htm).
  6. Мониторинг участия российских вузов в Болонском процессе. Аналитический отчет по результатам исследования в вузах. — М, 2006 (http://window.edu.ru/window_catalog/files/r61885/39148.pdf).
  7. Болонский процесс: середина пути / Под. ред. В. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Российский Новый Университет, 2005. — 379 с.
  8. Муратова Ю. На полдороге к будущему: оценка включенности группы российских вузов в Болонский процесс / Ю. Муратова, В. Радаев // Вопросы образования. —2007. — № 3. — С. 84-115
  9. Афанасьев Ю. Роль инновационных образовательных программ в реализации принципов Болонского процесса / Ю. Афанасьев // Материалы семинара по Болонскому процессу (http://smc.nstu.ru/download/seminar_22_11_2007/report/rol_IOP.doc).
  10. Россия в Болонском процессе: "подводные камни" (http://bologna.mgimo.ru/documents.php?lang=ru&cat_id=9&doc_id=154
  11. Кастуева-Жан Т. Россия в Болонском процессе: неоднозначные оценки четырехлетнего опыта и перспективы (www.iori.hse.ru/es/materials/T.Kastueva-Jean.pdf).
  12. Игнатьев В. П. Болонский процесс: опасения и надежды / В. П. Игнатьев, Л. Ф. Варламова // Высшее образование в России. — 2009. — №4. — С. 138-141.

Информация о работе Особенности перехода России на болонскую систему высшего образования