Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 23:29, реферат
Проблематика Болонского процесса у нас в России в последнее время стала одной из самых популярных тем, которой посвящаются конференции, семинары, круглые столы, монографии, сборники и статьи. Интерес российского образовательного сообщества к Болонской системе совершенно понятен. Прежде всего, это главная линия развития высшего образования в современной Европе, предполагающая формирование единого образовательного пространства, построенного на ряде обязательных принципов. Самоизоляция от процессов, развивающихся в едином европейском образовательном пространстве, ведет к отрицательным последствиям для любого университета, пусть даже очень сильного.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………3
1. ВНЕДРЕНИЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В ОБРОЗОВАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ РОССИИ…………………………………………………………..5
1.1 Законодательные меры по реализации Болонского процесса в России…………………………………………………………………………...5
1.2 Уровень реализации отдельных положений Болонского процесса в российских вузах……………………………………………………………….9
2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ……………………………………………………………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………21
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская
таможенная академия»
Кафедра гуманитарных дисциплин
по дисциплине «Основы научных исследований»
на тему
«Особенности перехода
России на болонскую
систему высшего образования»
Проверил:____ _______________________
______________________________
Оценка:_______________________
Подпись ________________________
«
» _______________ 2010г.
Москва
2010
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ВНЕДРЕНИЕ
БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В ОБРОЗОВАТЕЛЬНУЮ
СИСТЕМУ РОССИИ…………………………………………………………..
1.1 Законодательные
меры по реализации Болонского
процесса в России…………………………………
1.2 Уровень
реализации отдельных
2. ПРОБЛЕМЫ
РЕАЛИЗАЦИИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………21
Проблематика Болонского процесса у нас в России в последнее время стала одной из самых популярных тем, которой посвящаются конференции, семинары, круглые столы, монографии, сборники и статьи. Интерес российского образовательного сообщества к Болонской системе совершенно понятен. Прежде всего, это главная линия развития высшего образования в современной Европе, предполагающая формирование единого образовательного пространства, построенного на ряде обязательных принципов. Самоизоляция от процессов, развивающихся в едином европейском образовательном пространстве, ведет к отрицательным последствиям для любого университета, пусть даже очень сильного.
Первоначально Россия оказалась в стороне от данного процесса. Однако с подписанием в сентябре 2003 года Болонской Декларации российской высшей школе все же включилась в него.
С
принятием Россией и другими
странами, имевшими в недалеком прошлом
плановую экономику, курса на либерализацию
и демократизацию институтов общественного
и государственного управления открылись
новые, до сих пор не в полной мере
реализованные возможности для
взаимного обогащения исторически
по-разному сложившихся
Целью данной работы является анализ причин и этапов вступления России в Болонский процесс.
В соответствии с этой целью можно выделить следующие задачи:
Актуальность данной работы объясняется следующим: как известно, страны-участницы Болонского соглашения планировали достичь целей Болонского процесса к 2010 году. И сейчас, уже 2010 год целесообразно подвести итоги и понять, насколько они продвинулись в реализации принципов Болонской Декларации. Таким образом, объектом нашего исследования является непосредственно Болонский процесс. Предметом работы стали внедрение Болонского процесса в оброзовательную систему России и его основных положений. Ниже будут раскрыт процесс реализации Болонского процесса, а так же его отдельных положении, проблемы более полного внедрения европейской оброзовательной системы в российскую образовательную систему.
1. ВНЕДРЕНИЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В ОБРОЗОВАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ РОССИИ
Болонского процесса в России
19
сентября 2003 г. в Берлине на
совещании министров
Еще
до официального присоединения России
к Болонской Декларации в высшей
школе страны началось движение в
сторону международных
С точки зрения внедрения принципов Болонской Декларации, Россия в ряде отношении находится даже на более продвинутом этапе, чем большинство западноевропейских стран. Это объясняется теми мерами, которые в рамках программы модернизации российского образования проводились и проводятся в стране уже более 10 лет и которые по своей общей направленности совпадают с основным вектором развертывания Болонского процесса1.
В октябре 2004 года Министерство образования и науки РФ Приказом № 100 от 25 октября 2004 года создает группу по осуществлению Болонских принципов в России. В соответствии с этим приказом, группа должна работать над решением следующих задач:
Руководство группой было возложено на Заместителя Министра образования и науки Российской Федерации А.Г. Свинаренко. Создание этой группы стало первым шагом в процессе реализации положений Болонской системы в России2.
К 2004 году сформировалась правовая база системы оценки качества образования в Российской Федерации, которая включала Закон Российской Федерации "Об образовании" (от 10 июля 1992 года № 3266-1) и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (от 29 августа 1996 года № 125-ФЗ), а также постановления Правительства Российской Федерации "О государственной аккредитации высшего учебного заведения" (от 2 декабря 1999г. № 1323) и "О лицензировании образовательной деятельности" (от 18 октября 2000г. № 796).
В
Национальном отчете Российской Федерации
о мероприятиях за 2004 — 2005 годы, подготовленном
к совещанию министров
Документом,
уточняющим и конкретизирующим направления
деятельности в рамках Болонского процесса,
стал приказ Минобрнауки РФ от 15 февраля
2005 года "О реализации положений
Болонской Декларации в системе
высшего профессионального
После конференции в Бергене была проделана следующая работа:
В
конце октября 2007 г. Президент России
Владимир Путин подписал федеральный
закон "О внесении изменений в
отдельные законодательные акты
Российской Федерации (в части установления
уровней высшего
В 2005 — 2007 гг. в Российской Федерации проведен ряд международных и российских научных конференций:
Проведены обучающие семинары в семи федеральных округах на базе региональных вузов-координаторов.
Таким образом, законодательно Болонский процесс в России продвигается достаточно активно: на всех уровнях принимаются меры для реализации положений Болонской Декларации. На государственном уровне это законы и приказы, на уровне университетов — положения об организации учебного процесса и т.д. Проводятся многочисленные конференции и семинары. Некоторые мероприятия в направлении Болонского процесса в нашей стране начали реализовываться еще до официального подписания Болонской Декларации, в частности двухуровневая система образования существовала в России с 1996 года.
Развитие
Болонского процесса в России не определяется
только законодательными мерами —
некоторые вузы, стремящиеся давать
своим студентам самые
Однако необходимо констатировать, что не все декларируемые меры реализуются в полном объеме, например, несмотря на закон о введении двухуровневой системы образования, абсолютное большинство студентов обучаются по программе специалиста; многие мероприятия, запланированные правительством по реализации принципов Болонского процесса, до сих пор не осуществлены.
Согласно информации, полученной в ходе мониторинга участия российских вузов в Болонском процессе, какие-либо направления этого процесса в настоящее время реализуются в 80% вузов – участников исследования6. Можно констатировать, что с момента подписания Болонской Декларации в сентябре 2003 г. процесс вхождения российских вузов в европейское пространство высшего образования принял массовый характер.
Информация о работе Особенности перехода России на болонскую систему высшего образования