Особенности перехода России на болонскую систему высшего образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 23:29, реферат

Описание работы

Проблематика Болонского процесса у нас в России в последнее время стала одной из самых популярных тем, которой посвящаются конференции, семинары, круглые столы, монографии, сборники и статьи. Интерес российского образовательного сообщества к Болонской системе совершенно понятен. Прежде всего, это главная линия развития высшего образования в современной Европе, предполагающая формирование единого образовательного пространства, построенного на ряде обязательных принципов. Самоизоляция от процессов, развивающихся в едином европейском образовательном пространстве, ведет к отрицательным последствиям для любого университета, пусть даже очень сильного.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………3
1. ВНЕДРЕНИЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В ОБРОЗОВАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ РОССИИ…………………………………………………………..5
1.1 Законодательные меры по реализации Болонского процесса в России…………………………………………………………………………...5
1.2 Уровень реализации отдельных положений Болонского процесса в российских вузах……………………………………………………………….9
2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ……………………………………………………………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………21

Работа содержит 1 файл

Особености перехода России на Болонскую систему высшего образования.docx

— 49.33 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия» 

Кафедра гуманитарных дисциплин

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Основы научных исследований»

на тему «Особенности перехода России на болонскую систему высшего образования» 
 

            Выполнил: студент 2-го курса, очной

            формы обучения, факультет таможенного  дела, группа Т-091  И.В.Резцов

 
 

            Проверил:____ _______________________

            ____________________________________ 

            Оценка:_________________________

            Подпись ________________________

            «   » _______________ 2010г. 
             
             

Москва

2010

     ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………3

1. ВНЕДРЕНИЕ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В ОБРОЗОВАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ РОССИИ…………………………………………………………..5

1.1 Законодательные  меры по реализации Болонского  процесса в России…………………………………………………………………………...5

1.2 Уровень  реализации отдельных положений  Болонского процесса в российских  вузах……………………………………………………………….9

2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ……………………………………………………………………….14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….19

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………21

     ВВЕДЕНИЕ

 

     Проблематика  Болонского процесса у нас в России в последнее время стала одной  из самых популярных тем, которой  посвящаются конференции, семинары, круглые столы, монографии, сборники и статьи. Интерес российского образовательного сообщества к Болонской системе совершенно понятен. Прежде всего, это главная линия развития высшего образования в современной Европе, предполагающая формирование единого образовательного пространства, построенного на ряде обязательных принципов. Самоизоляция от процессов, развивающихся в едином европейском образовательном пространстве, ведет к отрицательным последствиям для любого университета, пусть даже очень сильного.

     Первоначально Россия оказалась в стороне от данного процесса. Однако с подписанием  в сентябре 2003 года Болонской Декларации российской высшей школе все же включилась в него.

     С принятием Россией и другими  странами, имевшими в недалеком прошлом  плановую экономику, курса на либерализацию  и демократизацию институтов общественного  и государственного управления открылись  новые, до сих пор не в полной мере реализованные возможности для  взаимного обогащения исторически  по-разному сложившихся образовательных  систем. Одним из важнейших элементов  модернизации системы высшего профессионального образования в России является именно интеграция в европейское образовательное пространство.

     Целью данной работы является анализ причин и этапов вступления России в Болонский  процесс.

     В соответствии с этой целью можно  выделить следующие задачи:

      1. Выделить необходимость модернизации российской системы образования как причину вхождения России в Болонский процесс;
      2. Показать законодательные меры по реализации принципов Болонской Декларации в России;
      3. Выявить уровень реализации отдельных положений Болонского процесса в России;
      4. Охарактеризовать проблемы вступления России в Болонский процесс.

     Актуальность  данной работы объясняется следующим: как известно, страны-участницы Болонского соглашения планировали достичь  целей Болонского процесса к 2010 году. И сейчас, уже 2010 год целесообразно подвести итоги и понять, насколько они продвинулись в реализации принципов Болонской Декларации. Таким образом, объектом нашего исследования является непосредственно Болонский процесс. Предметом работы стали внедрение Болонского процесса в оброзовательную систему  России и его основных положений. Ниже будут раскрыт процесс реализации Болонского процесса, а так же его отдельных положении, проблемы более полного внедрения европейской оброзовательной системы в российскую образовательную систему.

1. ВНЕДРЕНИЕ БОЛОНСКОГО  ПРОЦЕССА В ОБРОЗОВАТЕЛЬНУЮ  СИСТЕМУ РОССИИ

    1. Законодательные меры по реализации

Болонского  процесса в России

     19 сентября 2003 г. в Берлине на  совещании министров образования  стран-участниц Болонского процесса Россия официально присоединилась к формированию единого европейского пространства высшего образования и подтвердила свое намерение следовать основным принципам Болонской Декларации. После того, как министр образования В. М. Филиппов подписал от имени России Болонскую Декларацию, началась официальная история Болонского процесса в России. Подписание Российской Федерацией документов Болонского процесса автоматически возлагало на страну обязательства воплотить в жизнь его принципы до 2010 года.

     Еще до официального присоединения России к Болонской Декларации в высшей школе страны началось движение в  сторону международных стандартов профессионального образования. Уже  в Законе Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", принятом в 1996 г. была предусмотрена многоуровневая система высшего образования.

     С точки зрения внедрения принципов  Болонской Декларации, Россия в ряде отношении находится даже на более продвинутом этапе, чем большинство западноевропейских стран. Это объясняется теми мерами, которые в рамках программы модернизации российского образования проводились и проводятся в стране уже более 10 лет и которые по своей общей направленности совпадают с основным вектором развертывания Болонского процесса1.

     В октябре 2004 года Министерство образования  и науки РФ Приказом № 100 от 25 октября 2004 года создает группу по осуществлению Болонских принципов в России. В соответствии с этим приказом, группа должна работать над решением следующих задач:

    • анализ хода реализации Болонских принципов развития высшего профессионального образования в Российской Федерации;
    • выработка рекомендаций по осуществлению Болонских принципов в Российской Федерации и в Европе;
    • координация деятельности федеральных органов управления высшим профессиональным образованием Российской Федерации по развитию Болонского процесса в России.

     Руководство группой было возложено на Заместителя  Министра образования и науки  Российской Федерации А.Г. Свинаренко. Создание этой группы стало первым шагом в процессе реализации положений  Болонской системы в России2.

     К 2004 году сформировалась правовая база системы оценки качества образования  в Российской Федерации, которая  включала Закон Российской Федерации "Об образовании" (от 10 июля 1992 года № 3266-1) и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (от 29 августа 1996 года № 125-ФЗ), а также постановления Правительства Российской Федерации "О государственной аккредитации высшего учебного заведения" (от 2 декабря 1999г. № 1323) и "О лицензировании образовательной деятельности" (от 18 октября 2000г. № 796).

     В Национальном отчете Российской Федерации  о мероприятиях за 2004 — 2005 годы, подготовленном к совещанию министров образования  стран-участниц Болонского процесса 2005 года были названы следующие изменения  в российском законодательстве, инициированные присоединением России к Болонскому процессу3:

    • преобразование органов федерального управления образования и научных исследований в Министерство образования и науки;
    • придание Минобрнауки РФ функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

     Документом, уточняющим и конкретизирующим направления  деятельности в рамках Болонского процесса, стал приказ Минобрнауки РФ от 15 февраля 2005 года "О реализации положений  Болонской Декларации в системе  высшего профессионального образования  Российской Федерации" и "План мероприятий  по реализации положений Болонской  Декларации на 2005 – 2010 гг.". В этих документах сформулированы следующие  задачи.

      1. Развитие системы высшего профессионального образования (ВПО) на двух основных уровнях — бакалавриат и магистратура.
      2. Изучение и введение системы зачётных единиц (ECTS).
      3. Введение приложения к диплому о ВПО, совместимого с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании.
      4. Создание и обеспечение деятельности сопоставимой системы признания иностранных документов об образовании в РФ и российских документов в государствах-участниках Болонской Декларации.
      5. Решение проблемы качества образования и разработки сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования.
      6. Содействие развитию академической мобильности студентов и преподавателей вузов4.

     После конференции в Бергене была проделана  следующая работа:

    • приказом Минобрнауки России от 25 апреля 2005 г. № 126 утвержден Перечень головных вузов и вузов-координаторов по Болонскому процессу;
    • продолжается работа по переходу на систему зачётных единиц, повышению автономии вуза в совершенствовании планирования и организации образовательного процесса;
    • совершенствуется система обеспечения качества, в системе высшего образования введены новые показатели государственной аккредитации5.

     В конце октября 2007 г. Президент России Владимир Путин подписал федеральный  закон "О внесении изменений в  отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)". Закон устанавливает два уровня высшего профессионального образования бакалавриат и магистратуру.

     В 2005 — 2007 гг. в Российской Федерации  проведен ряд международных и  российских научных конференций:

    • "Болонский процесс: европейский и российский опыт управления университетами";
    • "Болонья глазами студентов";
    • "Болонский процесс: качество образовательных программ в современном вузе";
    • "Формирование инновационного потенциала вузов в условиях Болонского процесса".

     Проведены обучающие семинары в семи федеральных  округах на базе региональных вузов-координаторов.

     Таким образом, законодательно Болонский  процесс в России продвигается достаточно активно: на всех уровнях принимаются  меры для реализации положений Болонской  Декларации. На государственном уровне это законы и приказы, на уровне университетов  — положения об организации учебного процесса и т.д. Проводятся многочисленные конференции и семинары. Некоторые мероприятия в направлении Болонского процесса в нашей стране начали реализовываться еще до официального подписания Болонской Декларации, в частности двухуровневая система образования существовала в России с 1996 года.

     Развитие  Болонского процесса в России не определяется только законодательными мерами —  некоторые вузы, стремящиеся давать своим студентам самые современные  знания, внедряют принципы Болонской  Декларации без принуждения со стороны закона.

     Однако  необходимо констатировать, что не все декларируемые меры реализуются  в полном объеме, например, несмотря на закон о введении двухуровневой  системы образования, абсолютное большинство  студентов обучаются по программе  специалиста; многие мероприятия, запланированные  правительством по реализации принципов Болонского процесса, до сих пор не осуществлены.

     1.2 Уровень реализации отдельных положений Болонского процесса в российских вузах

     Согласно  информации, полученной в ходе мониторинга  участия российских вузов в Болонском  процессе, какие-либо направления этого  процесса в настоящее время реализуются  в 80% вузов – участников исследования6. Можно констатировать, что с момента подписания Болонской Декларации в сентябре 2003 г. процесс вхождения российских вузов в европейское пространство высшего образования принял массовый характер.

Информация о работе Особенности перехода России на болонскую систему высшего образования