Особенности общения в молодежной среде

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:20, реферат

Описание работы

Первейшая человеческая функция общения – это регуляция совместной деятельности, без которой люди не стали бы людьми несколько миллионов лет назад. В холоде и голоде ледникового периода человек-одиночка, не располагая ни когтями тигра, ни шерстью медведя, ни мышцами мамонта, попросту не уцелел бы без общей работы или охоты. Корень слова "общение" тот же, что и слова "сообща". Объединение усилий заменило людям недостающую физическую мощь.

Работа содержит 1 файл

психология общения.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

     В-третьих, происходит дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятых в самой подростковой среде. В старших классах дифференциация межличностных отношений становится более заметной, чем раньше. Типичное для подросткового возраста стремление к объединению в группы получило название реакции группирования (Личко А.Е., 1983).

  • Социальная перцепция.

     Критерии, определяющие социометрический статус подростка, очень многообразны. Чем бы ни определялся статус подростка в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классном коллективе – одна из главных причин преждевременного ухода старшеклассников из школы.

     Юношеские группы и их соперничество – всеобщий факт человеческой истории. Как уже  говорилось, в первобытном обществе существовали "мужские дома", в феодальном – "королевства шутов", в деревнях "левобережные" враждовали (когда условно, а когда и всерьез) с "правобережными". В городе возникали "клики", "шайки" и "ганги". В послевоенном Ленинграде одно время происходили серьезные стычки между ребятами с Петроградской и с Выборгской стороны.

     В группах подростки приобретают  умения разрешать конфликтные ситуации. Основа этого явления – противопоставление "Мы" и "Они" по территориальному принципу – существует практически везде.

     Ослабление  влияния семьи создает так называемый "эффект стаи" – повышение степени идентификации мальчика-подростка с группой сверстников, вызываемое ослаблением влияния семьи, особенно отцовского начала.

  • Параметры групп.

     Юношеские (и шире – молодежные) группы и  объединения можно сравнивать и оценивать по различным параметрам: по их юридическому статусу (официальные и неофициальные, институционализированные и спонтанно-стихийные), по социально-психологическому статусу (группы принадлежности и референтные группы), по численности (большие и малые), по степени стабильности (постоянные, временные, эфемерные, одноразовые, случайные), по социально-пространственной локализации (внутришкольными, внешкольными, дворовыми, уличными), по типу лидерства (демократические и авторитарные), по идейной направленности (просоциальными, асоциальными и антисоциальными).

  • Конформность.

     Типичная  черта подростковых и юношеских  групп – чрезвычайно высокая  конформность. Яростно отстаивая  свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнениям собственной группы и её лидеров. Неокрепшее, диффузное "Я" нуждается в сильном "Мы", которое, в свою очередь, утверждается в противоположность "Они".

     Страстное желание быть "как все" (а "все" – это исключительно "свои") распространяется и на одежду, и на эстетические вкусы, и на стиль поведения. То есть, индивидуальность утверждается через единообразие, которое тщательно поддерживается. Чем примитивнее сообщество, тем нетерпимее оно к индивидуальным различиям, инакомыслию и вообще непохожести.

     Таким образом, коллективно-групповое поведение  подростков и общение со сверстниками принимает в этом возрасте характер первоочередной необходимости. Юношеские  группы удовлетворяют в первую очередь  потребность в свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение – не просто способ проведения досуга, но и средство самовыражения, установления новых человеческих контактов. Принадлежность к компании повышает уверенность подростка, юноши в себе и дает дополнительные возможности самоутверждения. Для подростковой среды характерна дифференциация авторитетов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей. В старших классах дифференциация межличностных отношений становится более заметной.

3. Гендерные различия стилей общения.

     Среди юношей и девушек наблюдаются  различия в коммуникативных чертах и стилях общения. Гендерные различия в общении вызваны как врожденными  психологическими характеристиками, соответствующими полу, так и влиянием социализации.

     Однако  различия между полами в уровне общительности  не столько количественны, сколько  качественны. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней  значат для мальчиков больше, чем  наличие индивидуальной симпатии к  другим участникам, обычно присутствует дух соревнования. Мужское общество, как и весь стиль жизни, скорее предметны и инструментальны, чем экспрессивны.

     С ранних возрастов мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки  – к интенсивному общению; мальчики чаще играют большими группами, а девочки – по двое или по трое.

     Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным. По данным психологических исследований, мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется духовная тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно.

     Разные  способы социализации мальчиков и девочек, существующие во всех человеческих обществах (количественные и качественные различия в структуре и содержании их общения и жизнедеятельности), с одной стороны, отражают, а с другой – создают и воспроизводят психологические половые различия: в уровне эмпатии (постижение эмоциональных состояний другого человека путем сопереживания ему) и самораскрытия. Девушки в среднем эмоционально чувствительнее и восприимчивее юношей, во всех возрастах превосходят их по потребности и способности к самораскрытию, передаче другим интимной и личностно-значимой информации о себе и своем внутреннем мире.

     Конфликты со сверстниками в основном являются проявлением борьбы: у мальчиков  – за лидерство, за успехи в интеллектуальной и физической областях или за чью-то дружбу, у девочек – за представителя противоположного пола.

     Стиль общения тесно связан с необходимостью поддерживать принятый культурой нормативный  канон маскулинности или феминности. Мужской стиль обязывает скрывать свои слабости и подчеркивать достижения и высокие притязания. Женский стиль рассчитан на уменьшение социального расстояния и установление психологической близости с другими. Такая нормативная установка заставляет мальчиков-подростков скрывать такие свои черты и проблемы, которые выглядят феминными (например, застенчивость), что уменьшает степень их общего самораскрытия.

     Нужно уже в младшем дошкольном возрасте обращать особое внимание на детей, игровое  поведение или телосложение которых  не соответствует стереотипам маскулинности и фемининности, и которые из-за этого подвергаются насмешкам сверстников. Это внимание должно быть тактичным, незаметным и направленным на повышение самоуважения ребенка и улучшение коммуникативных навыков.

     Взрослые  должны полностью отдавать себе отчет в том, что интимные эротические переживания подростков находятся практически вне сферы педагогического контроля, а повышенный интерес к ним со стороны взрослых большей частью имеет отрицательные последствия. Сексуальные игры подростков и юношей следует прекращать тактично, апеллируя к правилам приличия, но, не запугивая и не наклеивая страшных ярлыков, не допускать унижения человеческого достоинства.

  • Ухаживание, дружба и любовь.

     Юношеская сексуальность и ее конкретные проявления тесно связаны с коммуникативными чертами личности и специфическими нормами социальной среды, субкультуры. Как субъективные ожидания, так и регулирующие взаимоотношения юношей и девушек нормативные предписания неоднозначны и противоречивы.

     Юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Отмеченная 3. Фрейдом разобщенность чувственно-эротического и нежного влечений, их направленность на разные объекты особенно типична для мальчиков. У многих из них бурный темп полового созревания опережает развитие тонких коммуникативных качеств. Кроме того, сказывается влияние традиционного стереотипа маскулинности, согласно которому мужчина подходит к женщине с "позиции силы". А старшеклассник этой силы в себе еще не ощущает. Жажда любви нередко сочетается со страхом "потерять себя", "подчиниться".

     Девочки, которым "сила" не предписана, свободны от этой заботы, зато они вынуждены  скрывать увлечения, оберегая свое достоинство  и репутацию.

     Разрешение  этих внутриличностных противоречий во многом зависит от того, как складываются взаимоотношения юношей и девушек в более широком кругу общения. Обособление мальчиков и девочек в той или иной форме – универсальное явление в истории культуры. В современном обществе сегрегация полов выражена менее резко и осуществляется стихийно, самими детьми. Это создает определенную психологическую дистанцию между мальчиками и девочками, преодолеть которую не так просто.

     Соотношение дружбы и любви представляет в  юности сложную проблему. По имеющимся  данным, юноши-девятиклассники не выбирают в качестве близкого друга девушку, и в первом круге их реального общения преобладают юноши. Напротив, тот, кто в качестве идеального друга предпочитает девушку, обычно имеет меньше друзей своего пола и отличается повышенной рефлексивностью.

     Любовь  предполагает большую степень интимности, чем дружба. Юноша 16-18 лет может  довольствоваться обществом друзей своего пола. В более старшем возрасте отсутствие интимного контакта с  девушкой уже не компенсируется однополой  дружбой; больше того, чувствуя, что он отстает в этом отношении от сверстников, юноша замыкается в себе.

     Психосексуальные  трудности – одна из главных причин юношеского одиночества. Старшеклассники  остро нуждаются в помощи старших. Но одновременно они хотят оградить свой интимный круг от бесцеремонного вторжения и подглядывания.

     Несмотря  на демократизацию и упрощение взаимоотношений  между юношами и девушками, они  вовсе не так элементарны. Современный  ритуал ухаживания проще традиционного, зато он нигде не кодифицирован. Это  создает нормативную неопределенность. Характерно, что большая часть вопросов, задаваемых подростками и юношами, касается не столько психофизиологии половой жизни, сколько ее нормативной стороны: как надо вести себя в ситуации ухаживания, во время свидания, как можно выражать свои чувства.

4. Роль электронной коммуникации в построении взаимоотношений

     Новые методы коммуникации изменяют способы  установления и поддержания отношений. Сегодня человек благодаря новинкам технологии, через Интернет, может  всего за несколько секунд завести знакомство с другим человеком, живущим в любой части света.

     Многие  люди, ведущие переписку по электронной  почте, полностью удовлетворены  уже тем, что имеют возможность  знакомиться и разговаривать  друг с другом. Взаимоотношения по электронной почте привлекательны для некоторых деловых людей потому, что у них нет времени на "свидание в кафе". Люди, которые уже встречаются, поддерживают отношения при помощи электронной коммуникации, когда по работе или из-за учебы им приходится находиться далеко друг от друга.

     Однако  отношения с использованием электронных  средств, по-видимому, лишены многих преимуществ  традиционных отношений: люди не испытывают ощущения физической близости, чаще они  ничего не знают о том, как выглядит их партнер, к какой группе или слою общества он принадлежит.

     Критикуя  общение через Интернет, некоторые  указывают на то, что при личном контакте большую роль играет эффект присутствия и имеется возможность  непосредственной обратной связи. Кроме  того, в большинстве электронных форм общения у людей нет возможности воспринимать невербальные сообщения.

     Общение по электронной почте привлекательно для тех, кому трудно по тем или  иным причинам установить прочные межличностные  отношения. Поскольку человек планирует  общение по электронной почте, у него есть возможность проявить вербальные навыки и чувство юмора в написании писем, не стесняясь своей внешности.

     Однако  есть важные различия между личной и электронной коммуникацией, и  эти различия могут препятствовать развитию отношений. Дж.Д. Бигелоу (1999 год) из Государственного университета в Бойсе выделяет три такие проблемы:

     1. Электронная коммуникация не  столь интенсивна, потому что  люди обмениваются только вербальными  посланиями. Поскольку они не  видят и не слышат своих  партнеров по переписке, не воспринимают невербальные сигналы, сообщения можно неправильно интерпретировать.

     2. Электронная коммуникация протекает  медленнее, чем личный разговор, и поэтому у человека может  быть больше времени подумать. Это лишает взаимодействие спонтанности, обычной для личного общения.

Информация о работе Особенности общения в молодежной среде