Особенности мышления и воображения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 15:49, контрольная работа

Описание работы

Мышление, отражая предметы и явления действительности, является высшей ступенью человеческого познания. При этом, имея своим единственным источником ощущения, оно раздвигает границы непосредственного отражения, что дает возможность получать знание о таких свойствах и явлениях, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком.
Воображение - особый процесс человеческой психики, стоящий отдельно от остальных психических процессов и занимающий вместе с тем промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением. Специфика этого процесса состоит в том, что воображение как идеальный процесс рождает идеальное - образ, представляющий собой нечто такое, чего в реальной действительности не существует. Воображение, по - видимому, характерно только для человека, во всяком случае, нет убедительных доказательств его наличия у животных.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Индивидуальные особенности мышления…………………………………...4

Виды мышления……………………………………………………………….6

Функции воображения………………………………………………………...9

Виды воображения……………………………………………………………12

Заключение……………………………………………………………………15

Список используемой литературы…………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

контрольная по психологии.docx

— 30.41 Кб (Скачать)

Четвёртая функция  воображения - это программирование будущего поведения человека. Она  реализуется в мысленном составлении  человеком планов и программ своего будущего поведения, в образном их представлении.

Пятую функцию  воображения можно обозначить как  психодиагностическую. Она заключается  в том, что по продуктам воображения  человека можно делать определённые выводы о его собственной психологии. Эта функция широко используется, например, во многих современных психодиагностических тестах, где в результате анализа  продуктов воображения человека судят о его психологии. Такие  тесты носят название проективных. Той же самой функцией мы пользуемся повседневно, когда судим о психологии другого человека по продуктам его  фантазий. Эту функцию иногда используют врачи - психиатры для заочной  постановке диагноза по продуктам воображения  человека. Известен, например, случай постановки З. Фрейдом такого диагноза писателю Ф.М. Достоевскому по его литературным произведениям.

Однако главная  функция воображения - это его  участие в творческом процессе. Рассмотрим некоторые примеры проявления данной функции, связанные как с репродуктивным, так и с продуктивным воображением.

Существуют индивидуальные и типологические особенности воображения, связанные со спецификой восприятия, внимания, памяти и мышления. У одних  людей преобладает конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне  проявляется в богатстве и  разнообразии их фантазии. Про таких  людей говорят, что они обладают художественным типом мышления. Этот тип мышления, по предположению, связан с доминированием правого полушария  мозга. У других отмечается большая  склонность к мысленным фантазиям, оперированию абстракциями, символами, несущие в себе определённую идею, понятиями. Об этих людях говорят  как об обладающих абстрактным воображением, и предполагается, что в их психике доминирует левое полушарие мозга.

Воображение выступает  как своеобразное отражение свойств  личности, психологического состояния  или настроя человека. Этот факт, реализуя психодиагностическую функцию  воображения, активно используется при создании проективных личностных тестах. Такими, например, являются Тематический апперцептивный тест (ТАТ) г. Мюррея, Тест чернильных пятен Г. Роршаха и  ряд др. В ТАТ испытуемый сочиняет рассказы по сюжетно - неопределённым картинкам, а в Тесте чернильных пятен - интерпретирует симметричные бесформенные чернильные пятна, пытаясь “увидеть”  в них что-либо осмысленное.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Виды  воображения

У человека различают  следующие основные виды воображения: активное и пассивное, продуктивное и репродуктивное. Отдельно выделяют и рассматривают такие разновидности  воображения, как сновидения, галлюцинации, мечты и грёзы.

Активным называют воображение, образы которого рождаются  и изменяются с участием воли человека. Пользуясь этим видом воображения, человек сознательно ставит перед  собой задачу придумать что - либо и далее выполняет её. Правда, человек, включаясь в процесс  активного воображения, заранее  не имеет точного представления  о том, что он в конечном счёте  вообразит или придумает: образ  его фантазии рождается в ходе и в результате соответствующего процесса, и в деталях не известен его творцу до тех пор, пока этот образ им самим не будет сотворён. Более того, творящий его человек  не знает заранее о том, где  и на чём остановится его творческий процесс. Так работают, например, писатели, художники, инженеры, учёные, представители  других творческих профессий. Активным этот вид воображения называется потому, что в любой момент времени, создавая соответствующий образ, человек  может внести нечто новое, остановиться, то есть он в состоянии управлять  данным процессом или прекратить его по своей воле.

Пассивное - это  воображение, в котором образы рождаются  и изменяются спонтанно, без участия  воли человека. Он в данном случае не в состоянии контролировать ни начало, ни течение, ни окончание соответствующего процесса. Примерами пассивного воображения  являются галлюцинации и сновидения.

Продуктивным  называют воображение, в образах  которого имеются много нового (элементов  фантазии). Продукты такого воображения  обычно ни на что не похожи или очень  мало похожи на то, что уже известно. Таким нередко является воображение  талантливых писателей или художников, которые открывают новую страницу в литературе или искусстве. Нельзя, правда, сказать, что в результатах (продуктах) продуктивного воображения  вообще ничего нового нет. При желании  его всегда можно отыскать, разложив продукт воображения на знакомые элементы, но к ним сущность воображения  и его продукта нив коем случае не сводится.

Это пытались и  до сих пор пытаются делать сторонники ассоциативного подхода к воображению, раскладывая его образ на элементы и снова собирая его из них  разными способами. Такой подход к изучению воображения является малопродуктивным, поскольку ни один творец подобным образом не поступает. На самом деле этот процесс в реальности выглядит совсем по - другому: образ  в процессе фантазирования рождается  сразу в целом и уточняется в деталях в ходе воображения. Поэтому для научного понимания  природы воображения и сущности соответствующего процесса больше подходит не ассоциативное, а гештальпсихологическое его понимание. Репродуктивное - это  воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображения  начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают  свои творения по известным образам  и мотивам, обучаясь профессиональному  мастерству. Безусловно, и в продуктах  их фантазии можно отыскать немало такого, что они придумали сами, но в целом эти продукты всё  же напоминают нечто, кем - либо уже  сделанное (сотворённое).

Художественное  творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает «редкие впечатления», умение их удержать в памяти и осмыслить.

Важным психологическим  фактором художественного творчества является память. У художника она  не зеркальна, избирательна и носит  творческий характер.

Творческий процесс  немыслим без воображения, которое  позволяет комбинационно-творчески  воспроизводить цепь представлений  и впечатлений, хранящихся в памяти.

Воображение имеет  много разновидностей: фантасмагорическое - у Э. Гофмана, философско-лирическое - у Ф. И. Тютчева, романтически-возвышенное - у М. Врубеля, болезненно-гипертрофированное - у С. Дали, полное таинственности - у И. Бергмана, реально-строгое - у  Ф. Феллини и т.д.

В художественном творчестве участвуют сознание и  подсознание, разум и интуиция. При  этом подсознательные процессы играют здесь особую роль.

Американский  психолог Ф. Беррон обследовал с помощью  тестов группу из пятидесяти шести  писателей - своих соотечественников  и пришел к выводу, что у писателей эмоциональность и интуиция высоко развиты и преобладают над рассудочностью. Из 56 испытуемых 50 оказались «интуитивными личностями» (89%), тогда как в контрольной группе, где были представлены люди, профессионально далекие от художественного творчества, личностей, обладающих развитой интуицией, оказалось в три с лишним раза меньше (25%). Высокая роль подсознательного в художественном творчестве приводила уже древнегреческих философов (в особенности Платона) к трактовке этого феномена как экстатического, боговдохновенного, вакхического состояния.

Особенно плодотворен  творческий процесс, когда художник находится в состоянии вдохновения. Это - специфическое творчески-психологическое  состояние ясности мысли, интенсивности  её работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого проникновения  в суть жизненных проблем, могучего «выброса» накопленного в подсознании  жизненного и художественного опыта  и непосредственного включения  его в творчество. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

По С.Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности  понять. При этом решение задачи является естественным завершением  мыслительного процесса, а прекращение  его при недостигнутой цели будет  воспринято субъектом как срыв или  неудача. С динамикой мыслительного  процесса связано эмоциональное  самочувствие субъекта, напряженное  в начале и удовлетворенное в  конце.

Широта мышления предполагает наличие у творчески  мыслящего человека глубоких и разносторонних знаний, умений и навыков, дающих возможность  проявлять творчество в различных  областях знаний.

Фантазия выступает  необходимым элементом творческой деятельности в искусстве и литературе. Важнейшая особенность воображения, участвующего в творческой деятельности художника или писателя, - его  значительная эмоциональность. Образ, ситуация, неожиданный поворот сюжета, возникающий в голове писателя, оказываются  пропущенными сквозь своего рода “обогащающиеся устройство”, которым служит эмоциональная  сфера творческой личности. Переживая  чувства и воплощая их в художественные образы, писатель, художник и музыкант заставляет читателей, зрителей, слушателей, в свою очередь переживать, страдать и радоваться. Бурные гениального  Бетховена, музыкально - образно выраженные в его симфониях и сонатах, вызывают ответные чувства у многих поколений музыкантов и слушателей. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 1998.
  2. Сорокун П.А. Основы психологии. Псков: ПГПУ, 2005.
  3. Теплов Б.М. Практическое мышление / Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М., 1981.
  4. Р.С. Немов “Психология” - М.: Высшее образование 2005 г.
  5. Я. А. Пономарев. “Психология творчества”. - М.: Наука, 1990 г.

Информация о работе Особенности мышления и воображения