Особенности мышления и воображения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 15:49, контрольная работа

Описание работы

Мышление, отражая предметы и явления действительности, является высшей ступенью человеческого познания. При этом, имея своим единственным источником ощущения, оно раздвигает границы непосредственного отражения, что дает возможность получать знание о таких свойствах и явлениях, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком.
Воображение - особый процесс человеческой психики, стоящий отдельно от остальных психических процессов и занимающий вместе с тем промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением. Специфика этого процесса состоит в том, что воображение как идеальный процесс рождает идеальное - образ, представляющий собой нечто такое, чего в реальной действительности не существует. Воображение, по - видимому, характерно только для человека, во всяком случае, нет убедительных доказательств его наличия у животных.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Индивидуальные особенности мышления…………………………………...4

Виды мышления……………………………………………………………….6

Функции воображения………………………………………………………...9

Виды воображения……………………………………………………………12

Заключение……………………………………………………………………15

Список используемой литературы…………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

контрольная по психологии.docx

— 30.41 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Индивидуальные  особенности мышления…………………………………...4

Виды мышления……………………………………………………………….6

Функции воображения………………………………………………………...9

Виды воображения……………………………………………………………12

Заключение……………………………………………………………………15

Список используемой литературы…………………………………………..16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Мышление - это  особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему  включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера. В психологии выделяют и  исследуют теоретическую, практическую и ряд промежуточных видов  деятельности, содержащих в себе и  те и другие операции.

Мышление, отражая  предметы и явления действительности, является высшей ступенью человеческого  познания. При этом, имея своим единственным источником ощущения, оно раздвигает границы непосредственного отражения, что дает возможность получать знание о таких свойствах и явлениях, которые не могут быть непосредственно  восприняты человеком.

Воображение - особый процесс человеческой психики, стоящий  отдельно от остальных психических  процессов и занимающий вместе с  тем промежуточное положение  между восприятием, памятью и  мышлением. Специфика этого процесса состоит в том, что воображение  как идеальный процесс рождает  идеальное - образ, представляющий собой  нечто такое, чего в реальной действительности не существует. Воображение, по - видимому, характерно только для человека, во всяком случае, нет убедительных доказательств  его наличия у животных.

Воображение связанно с активностью организма, с происходящими  в нём физиологическими процессами и с этой точки зрения мало, чем  отличается от других психических процессов. В то же самое время воображение  является самым “психическим” из всех психических процессов человека. Это, означает, что ни в чём другом, кроме воображения, столь ярко не проявляется чисто идеальный, загадочный характер человеческой психики. Можно  предположить, что именно воображение, желание его понять и объяснить (хотя бы в форме сновидений или  галлюцинаций) привлекло внимание учёных к душевным явлениям в древности, поддерживало и продолжает поддерживать интерес к психологии человека в  наши дни. Что же касается тайн данного  феномена, то они, в частности, состоят  в том, что воображение человека может возникать неожиданно, спонтанно, рождать в виде образов нечто  такое, аналогов чему в мире не существует. 
 

Индивидуальные  особенности мышления

Индивидуальные  особенности мышления у различных  людей проявляются, прежде всего, в  том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих  видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и отвлеченного мышления). К индивидуальным особенностям мышления относятся также  и другие качества познавательной деятельности: самостоятельность, гибкость, быстрота мысли.

Самостоятельность мышления проявляется, прежде всего, в  умении увидеть и поставить новый  вопрос, новую проблему и затем  решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Гибкость мышления заключается в умении изменять намеченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются  в ходе ее решения и которые  не удалось учесть с самого начала Сорокун П.А. Основы психологии. Псков: ПГПУ, 2005. - с. 132.

Быстрота мысли  особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать  определенные решения в очень  короткий срок (например, во время аварии, боя). Но она нужна также и учащимся. Так, некоторые хорошие ученики  даже в старших классах, когда  их вызывают к доске решать новую  для них задачу, смущаются и  теряются. Эти отрицательные эмоции затормаживают их мышление; мысль  начинает работать очень медленно и  часто безуспешно, хотя в спокойной  обстановке (дома или за партой, а  не у доски) те же учащиеся быстро и  хорошо решают подобные и даже более  трудные задачи. Это резкое замедление мысли под влиянием тормозящих эмоций и чувств нередко проявляется  и на экзаменах. У других учащихся, наоборот, общее возбуждение и  волнение во время экзамена не замедляют, а стимулируют и ускоряют мышление. Тогда они могут добиться более  высоких результатов, чем в обычной, спокойной обстановке.

Эти индивидуальные особенности некоторых учащихся необходимо специально учитывать, чтобы  правильно оценить их умственные способности и знания.

Все перечисленные  и многие другие качества мышления тесно связаны с основным его  качеством, или признаком. Важнейший  признак всякого мышления - независимо от его отдельных индивидуальных особенностей - умение выделять существенное, самостоятельно приходить к новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного отдельного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление продолжает идти дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Виды  мышления

Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Рассмотрим основные виды мышления.

Теоретическое понятийное мышление - это такое  мышление, пользуясь которым человек  в процессе решения задачи непосредственно  не обращается к опытному изучению действительности, не получает сам  необходимые для мышления эмпирические факты, не предпринимает практических действий, направленных на реальное преобразование действительности. Он обсуждает и  ищет решение задачи с самого начала и до самого конца в уме, пользуясь  готовыми знаниями, выраженными в  понятиях, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных исследований теоретического характера Немов  Р.С. Психология: Учеб. пособие для  учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин-тов  и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. - М.: Просвещение, 1990. - с.159-160.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного  тем, что материалом, который здесь  использует человек для решения  задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а представления  и образы. Они или непосредственно  формируются в ходе восприятия действительности, или извлекаются из памяти. В ходе решения задачи эти образы мысленно преобразуются так, чтобы человек  в новой ситуации мог непосредственно  увидеть решение интересующей его  задачи. Образное мышление представляет собой такой вид умственной деятельности, который чаще всего встречается  в работе писателей, художников, артистов Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие  для учащихся пед. уч-щ, студентов  пед. ин-тов и работников системы  подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. - М.: Просвещение, 1990. - с. 160.

Оба вида мышления - теоретическое понятийное и теоретическое  образное - в действительности, как  правило, сосуществуют, но выражены в  разной степени. Они хорошо дополняют  друг друга, так как раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны  бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности. Теоретическое  образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем  объективно-понятийное. Без того или  другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь  глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является не деле.

Наглядно-образное мышление, состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно  связан с восприятием мыслящим человеком  окружающей действительности и без  него, совершаться не может.

Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной  и оперативной памяти. Данная форма  мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного  и младшего школьного возраста, а  у взрослых - среди людей, занятых  практической работой. Этот вид мышления широко развит у руководителей разного  ранга и уровня, у людей так  называемых «операторных профессий», у всех тех, кому часто приходиться  принимать решения о предметах  своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно с ними не взаимодействуя Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. - М.: Просвещение, 1990. - с.161.

Наглядно-действенное  мышление заключается в том, что  сам процесс подобного мышления представляет собой практическую преобразованную  деятельность, осуществляемую человеком, с реальными предметами. Основным условием решения умственной задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен  у людей массовых рабочих профессий, занимающихся реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального  продукта Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов  пед. ин-тов и работников системы  подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. - М.: Просвещение, 1990. - с.161.

Основные виды мышления

Разница между  теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б.М. Теплова, состоит  в том, что «они по-разному связаны  с практикой. Работа практического  мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач… тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей» Теплов Б.М. Практическое мышление / Хрестоматия  по общей психологии: Психология мышления. - М., 1981. - с. 147. И теоретическое и  практическое мышление, в конечном счете, связано с практикой, но в случае практического мышления эта связь имеет более прямой непосредственный характер.

Все перечисленные  виды мышления могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера  и конечных целей доминирует тот  или иной вид мышления. По этому  основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые они предъявляют к  интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не уступают друг другу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Функции воображения

В жизни человека воображение выполняет несколько  различных функций.

Первая из них  состоит в том, чтобы, представляя  несуществующее в реальной действительности, творчески преобразовывать окружающий мир, творя нечто новое по продуктам  воображения. Так, инженер придумывая новую машину, сначала создаёт  её в своём воображении и только затем строит её, дополняя ею соответственно мир существующих материальных вещей. Художник, задумывая картину и  воплощая её в своём рисунке или  на полотне, также дополняет представление  людей о мире том, что придумано  им и изображено на картине. То же самое  делают представители творческих профессий. Благодаря их воображению за тысячелетия  существования людей совершенно был создан новый мир - мир человеческой материальной и духовной культуры.

Вторая функция  воображения связана с саморегуляцией поведения, психических процессов  и состояний человека. Для того чтобы повлиять на своё поведение  в будущем, человек планирует  его, проигрывает в своём воображении. Так поступает каждый человек, озабоченный  тем, чтобы, ведя себя определённым образом, достичь в будущем поставленной цели. Если нам предстоит какая - либо важная встреча с кем - либо, то мы обязательно продумываем её в деталях и представляем своё поведение во время этой встречи; если спортсмену нужно выступить  на соревнованиях и выполнить  какое - либо сложное упражнение, он непременно перед этим проигрывает  данное упражнение, то есть выполняет  его в своём воображении. Так  всегда делают гимнасты, фигуристы, штангисты, прыгуны в воду и представители  других видов спорта. Эта же функция  воображения широко используется во многих современных методах психотерапии, где через произвольное воображение  человека на него же оказывается определённое психотерапевтическое влияние. Наконец, через своё воображение человек  может повлиять на собственное восприятие, память, мышление, речь и другие психические  процессы.

Третья функция  воображения состоит в формировании с его помощью внутреннего  плана действий, то есть способности  выполнять действия в уме, манипулируя  при этом образами. Например, ребёнок, который научился решать задачи с  помощью действий с реальными  материальными предметами, на следующем  этапе развития своего мышления может  научиться решать задачи, действуя в уме только с образами соответствующих предметов. Данная функция воображения наиболее полно реализуется в наглядно - образном мышлении человека и в его развитии. В элементарной форме этот вид мышления встречается у детей дошкольного возраста, а в более сложных формах - у взрослых людей, которым по роду своей профессиональной деятельности приходится решать довольно сложные задачи с помощью образного мышления. Это, например, дизайнеры и художники, писатели и актёры, политики и инженеры.

Информация о работе Особенности мышления и воображения