Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 15:49, контрольная работа
Мышление, отражая предметы и явления действительности, является высшей ступенью человеческого познания. При этом, имея своим единственным источником ощущения, оно раздвигает границы непосредственного отражения, что дает возможность получать знание о таких свойствах и явлениях, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком.
Воображение - особый процесс человеческой психики, стоящий отдельно от остальных психических процессов и занимающий вместе с тем промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением. Специфика этого процесса состоит в том, что воображение как идеальный процесс рождает идеальное - образ, представляющий собой нечто такое, чего в реальной действительности не существует. Воображение, по - видимому, характерно только для человека, во всяком случае, нет убедительных доказательств его наличия у животных.
Введение………………………………………………………………………..3
Индивидуальные особенности мышления…………………………………...4
Виды мышления……………………………………………………………….6
Функции воображения………………………………………………………...9
Виды воображения……………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………15
Список используемой литературы…………………………………………..16
Содержание
Введение…………………………………………………………
Индивидуальные
особенности мышления…………………………
Виды мышления……………………………………………
Функции воображения…………………………………………………
Виды воображения……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы…………………………………………..16
Введение
Мышление - это
особого рода умственная и практическая
деятельность, предполагающая систему
включенных в нее действий и операций
преобразовательного и
Мышление, отражая
предметы и явления действительности,
является высшей ступенью человеческого
познания. При этом, имея своим единственным
источником ощущения, оно раздвигает
границы непосредственного
Воображение - особый процесс человеческой психики, стоящий отдельно от остальных психических процессов и занимающий вместе с тем промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением. Специфика этого процесса состоит в том, что воображение как идеальный процесс рождает идеальное - образ, представляющий собой нечто такое, чего в реальной действительности не существует. Воображение, по - видимому, характерно только для человека, во всяком случае, нет убедительных доказательств его наличия у животных.
Воображение связанно
с активностью организма, с происходящими
в нём физиологическими процессами
и с этой точки зрения мало, чем
отличается от других психических процессов.
В то же самое время воображение
является самым “психическим” из
всех психических процессов
Индивидуальные особенности мышления
Индивидуальные
особенности мышления у различных
людей проявляются, прежде всего, в
том, что у них по-разному
Самостоятельность мышления проявляется, прежде всего, в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.
Гибкость мышления заключается в умении изменять намеченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала Сорокун П.А. Основы психологии. Псков: ПГПУ, 2005. - с. 132.
Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время аварии, боя). Но она нужна также и учащимся. Так, некоторые хорошие ученики даже в старших классах, когда их вызывают к доске решать новую для них задачу, смущаются и теряются. Эти отрицательные эмоции затормаживают их мышление; мысль начинает работать очень медленно и часто безуспешно, хотя в спокойной обстановке (дома или за партой, а не у доски) те же учащиеся быстро и хорошо решают подобные и даже более трудные задачи. Это резкое замедление мысли под влиянием тормозящих эмоций и чувств нередко проявляется и на экзаменах. У других учащихся, наоборот, общее возбуждение и волнение во время экзамена не замедляют, а стимулируют и ускоряют мышление. Тогда они могут добиться более высоких результатов, чем в обычной, спокойной обстановке.
Эти индивидуальные особенности некоторых учащихся необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить их умственные способности и знания.
Все перечисленные
и многие другие качества мышления
тесно связаны с основным его
качеством, или признаком. Важнейший
признак всякого мышления - независимо
от его отдельных индивидуальных особенностей
- умение выделять существенное, самостоятельно
приходить к новым обобщениям. Когда человек
мыслит, он не ограничивается констатацией
того или иного отдельного факта или события,
пусть даже яркого, интересного, нового
и неожиданного. Мышление продолжает идти
дальше, углубляясь в сущность данного
явления и открывая общий закон развития
всех более или менее однородных явлений,
как бы внешне они не отличались друг от
друга.
Виды мышления
Мышление человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Рассмотрим основные виды мышления.
Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи непосредственно не обращается к опытному изучению действительности, не получает сам необходимые для мышления эмпирические факты, не предпринимает практических действий, направленных на реальное преобразование действительности. Он обсуждает и ищет решение задачи с самого начала и до самого конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, выраженными в понятиях, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных исследований теоретического характера Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. - М.: Просвещение, 1990. - с.159-160.
Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а представления и образы. Они или непосредственно формируются в ходе восприятия действительности, или извлекаются из памяти. В ходе решения задачи эти образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в новой ситуации мог непосредственно увидеть решение интересующей его задачи. Образное мышление представляет собой такой вид умственной деятельности, который чаще всего встречается в работе писателей, художников, артистов Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. - М.: Просвещение, 1990. - с. 160.
Оба вида мышления - теоретическое понятийное и теоретическое образное - в действительности, как правило, сосуществуют, но выражены в разной степени. Они хорошо дополняют друг друга, так как раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности. Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является не деле.
Наглядно-образное мышление, состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него, совершаться не может.
Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых - среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления широко развит у руководителей разного ранга и уровня, у людей так называемых «операторных профессий», у всех тех, кому часто приходиться принимать решения о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно с ними не взаимодействуя Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. - М.: Просвещение, 1990. - с.161.
Наглядно-действенное мышление заключается в том, что сам процесс подобного мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком, с реальными предметами. Основным условием решения умственной задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей массовых рабочих профессий, занимающихся реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. - М.: Просвещение, 1990. - с.161.
Основные виды мышления
Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б.М. Теплова, состоит в том, что «они по-разному связаны с практикой. Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач… тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей» Теплов Б.М. Практическое мышление / Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. - М., 1981. - с. 147. И теоретическое и практическое мышление, в конечном счете, связано с практикой, но в случае практического мышления эта связь имеет более прямой непосредственный характер.
Все перечисленные
виды мышления могут быть представлены
в одной и той же деятельности.
Однако в зависимости от ее характера
и конечных целей доминирует тот
или иной вид мышления. По этому
основанию они все и
Функции воображения
В жизни человека
воображение выполняет
Первая из них
состоит в том, чтобы, представляя
несуществующее в реальной действительности,
творчески преобразовывать
Вторая функция
воображения связана с
Третья функция
воображения состоит в