Особенности музыкотерапии, как психотерапевтического метода

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:59, контрольная работа

Описание работы

Музыка - феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса - в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение… Музыка властвует над нашими эмоциями, которые, оказывается, даже побеждают физическую боль.
Узбекский учёный Мирзакарим Норбеков установил: здоровье зависит от эмоционального центра человеческого организма. Он подчёркивает: “Хаос не в мире, он внутри нас”. И именно музыка побеждает этот хаос, гармонизирует эмоциональную сферу человека.

Содержание

Введение…………………………………………………….2
Влияние музыки на психоэмоциональное
состояние человека…………………………………..3
Особенности музыкотерапии, как психотерапевтического
метода…………………………………………………6
Заключение…………………………………………………13
Список литературы…………

Работа содержит 1 файл

МУЗЫКОТЕРАПИЯ.docx

— 27.47 Кб (Скачать)

Конечно, не обязательно  слушать только классическую музыку, можно выбирать и другие стили. Но как показывает опыт психологов, работающих с музыкотерапией, «именно классическая музыка влияет «базово», глубоко и  надолго, существенно ускоряя процесс лечения», а значит гораздо лучше помогает добиться необходимого эффекта и при обычном «домашнем» применении.

В групповой  психотерапии музыкотерапия как  один из методов применяется довольно широко. Чаще всего в лечебной практике используется рецептивная музыкотерапия  с ориентацией на коммуникативные  задачи. Клиенты в группе прослушивают специально подобранные музыкальные  произведения, а затем обсуждают  собственные переживания, воспоминания, фантазии (часто проективного характера), возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивается, как правило, три произведения или  более или менее законченных  музыкальных отрывка (каждый по 10-15 мин). Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения  настроения, динамики и тема -- с учетом их различной эмоциональной нагрузки.

Первое произведение должно формировать определенную атмосферу  для всего занятия, проявлять  настроения пациентов, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся скорее расслабляющим, релаксиру-ющим действием.

Второе произведение динамичное, драматическое, напряженное, оно несет основную нагрузку, его  функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера  из собственной жизни пациентов. После его прослушивания в  группе уделяется значительно больше времени для обсуждения переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, возникающих  у пациентов.

Третье произведение должно снять напряжение, создать  атмосферу покоя. Оно может быть также спокойным, релаксирующим  либо, напротив, энергичным, дающим заряд  бодрости, оптимизма, энергии.

В процессе групповой  психокоррекции активность пациентов  может стимулироваться с помощью  различных дополнительных заданий, например, постараться понять, какое  эмоциональное состояние в большей  степени соответствует данному  музыкальному произведению; из имеющейся  фонотеки подобрать собственный  «музыкальный портрет», то есть произведение, отражающее собственное эмоциональное  состояние, и пр.

При групповой  психокоррекционной работе используется активный вариант музыкотерапии. Активная музыкотерапия представляет собой  терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью  собственного голоса или выбранных  музыкальных инструментов.

Для использования  активного варианта нужен набор  несложных музыкальных инструментов: колокольчики, барабан, цимбалы. Клиентам предлагаются определенные ситуации, темы, сходные с темами проигрывания ролей, рисунка. Клиент выбирает музыкальный  инструмент и инструмент для своего партнера, и затем с помощью  звуков создается диалог.

Как вариант  активной музыкотерапии может рассматриваться  хоровое пение. Исполнение музыкальных  произведений психотерапевтом или  участниками группы (вместе или индивидуально) также имеет лечебный эффект, способствует созданию доверительной теплой атмосферы.

Заключение

Таким образом, музыкотерапия -- это психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают  как целостное и изолированное  использование музыки в качестве основного и ведущего фактора  воздействия (прослушивание музыкальных  произведений, индивидуальное и групповое  музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности. 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство  в школе. - 2003. - № 5.

2. Киселева П.  В тональности до-мажор // Учительская  газета. - 2004. - 2 марта. 

3. Маркус Л.И., Никологородская О А. Излечивает  гнев и заполняет время Сделай  сам. - 1990. - № 3.

4. Овчинникова  Т. Музыка для здоровья. - СПб.: Союз художников, 2004.

5. Шанских Г.  Музыка как средство коррекционной  работы // Искусство в школе. - 2003. - № 5.

6. Яковенко Т.Е.  Музыка и здоровье человека: Фестиваль  педагогических идей “Открытый  урок”. - М.: Первое сентября, Чистые  пруды, 2004.  

Информация о работе Особенности музыкотерапии, как психотерапевтического метода