Особенности музыкотерапии, как психотерапевтического метода

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:59, контрольная работа

Описание работы

Музыка - феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса - в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение… Музыка властвует над нашими эмоциями, которые, оказывается, даже побеждают физическую боль.
Узбекский учёный Мирзакарим Норбеков установил: здоровье зависит от эмоционального центра человеческого организма. Он подчёркивает: “Хаос не в мире, он внутри нас”. И именно музыка побеждает этот хаос, гармонизирует эмоциональную сферу человека.

Содержание

Введение…………………………………………………….2
Влияние музыки на психоэмоциональное
состояние человека…………………………………..3
Особенности музыкотерапии, как психотерапевтического
метода…………………………………………………6
Заключение…………………………………………………13
Список литературы…………

Работа содержит 1 файл

МУЗЫКОТЕРАПИЯ.docx

— 27.47 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение…………………………………………………….2

  1. Влияние музыки на психоэмоциональное

     состояние  человека…………………………………..3

  1. Особенности музыкотерапии, как психотерапевтического

    метода…………………………………………………6

Заключение…………………………………………………13

Список литературы………………………………………...14

Введение

Музыка - феноменальное  явление. Её взаимоотношения с человеком  удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса - в человеке пробуждается, преобразуется  душа, меняются состояние, настроение…  Музыка властвует над нашими эмоциями, которые, оказывается, даже побеждают  физическую боль.

Узбекский учёный Мирзакарим Норбеков установил: здоровье зависит от эмоционального центра человеческого  организма. Он подчёркивает: “Хаос  не в мире, он внутри нас”. И именно музыка побеждает этот хаос, гармонизирует  эмоциональную сферу человека.

Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как  следствие, активнее идут восстановительные  процессы.

1. Влияние музыки  на психоэмоциональное  состояние человека

Западные учёные, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии обладают сильным  терапевтическим эффектом. Духовная, религиозная музыка восстанавливает  душевное равновесие, дарит чувство  покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка - анальгетик в мире звуков, она облегчает боль. Пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца  ещё не объяснённый, так и назвали - “эффект Моцарта”.

Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет  улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное  воздействие на лёгкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах  и невритах. Но среди музыкальных  инструментов можно выделить лидера по воздействию на состояние человека это орган.

Определенные  ноты влияют на определенные органы:

· звуковая частота, соответствующая ноте до, влияет преимущественно  на функции желудка и поджелудочной  железы;

· ре -- на желчный  пузырь и печень;

· ми -- на органы зрения и слуха;

· фа -- на мочеполовую  систему;

· соль -- на функции  сердца;

· ля -- легкие и  почки;

· си -- на функцию  энергообмена, согревая тело.

Низкие звуки  резонируют больше с нижней частью тела, высокие -- с верхней (головой).

Экспериментально  доказано, что музыкальнее звуки  заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны  воздействуют на изменение кровяного  давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно в современной медицине всё большее  распространение получает наряду с  фитотерапией и арттерапией музыкотерапия. Речь идёт о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой.

Музыкальная терапия  используется для лечения сахарного  диабета, так как было установлено, что между уровнем сахара в  крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя своё психическое  состояние, человек может изменять уровень сахара в крови. В этом большую помощь оказывают звуки  природных шумов: прибоя, пения птиц, рокота океанических волн, раскатов грома, шума дождя.

Исследования  центра под руководством М.Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают благотворное влияние  на весь организм, особенно на костную  структуру, щитовидную железу, массируют  внутренние органы, достигая глубоко  лежащих тканей, стимулируя в них  кровообращение. Музыка повышает способность  организма к высвобождению эндорфинов - мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом.

Особенно интенсивно изучается влияние музыки в последние  десятилетия. Эксперименты ведутся  в нескольких направлениях, таких  как:

· влияние отдельных  музыкальных инструментов на живые  организмы;

· влияние музыки великих гениев человечества, индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;

· воздействие  на организм человека традиционной народной музыки.

Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом  лечения в 2003 году. Факт остаётся фактом: музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в  целом ряде западных вузов сегодня  готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Россия так же взяла на вооружение этот опыт. При  Музыкальной академии имени Гнесиных создано отделение музыкальной  реабилитации. Отделение музыкотерапии  и реабилитации успешно работает и в Российской академии медицинских  наук. Педагогам - музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями  в науке. Музыкальная терапия  вместе с арттерапией, то есть терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом  лечения школьных неврозов, которые  сегодня всё больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни  вообще.

Музыка существует в нашей жизни как живое  знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание  музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Используя классическую музыку в  целях музыкальной терапии, не следует  забывать, что среди произведений современной лёгкой музыки, в том  числе среди джаза и рока, можно  найти немало таких, которые могут  быть использованы в терапевтических  целях.

Музыка как, пожалуй, никакое другое искусство, может  влиять на настроение, создавать его. Все музыкальные произведения можно  условно разделить на активизирующие, тонизирующие и расслабляющие, успокаивающие. Восприятие музыки тесно связано  с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

В.М.Бехтерев, подчеркивая  эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или  ослабить возбуждение.

2. Особенности музыкотерапии,  как психотерапевтического  метода

Представляет  собой метод, использующий музыку в  качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают  как целостное и изолированное  использование музыки в качестве основного и ведущего фактора  воздействия (прослушивание музыкальных  произведений, индивидуальное и групповое  музицирование), так и дополнением музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Музыкотерапия активно используется в коррекции  эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных  затруднениях и др.

Шведская школа, будучи ориентирована на глубинную  психологию, считает, что в коррекционной  работе музыкотерапии должна отводиться центральная роль, так как музыка благодаря своим специфическим  особенностям в состоянии проникнуть в глубинные слои личности. Альтшулер  обнаружила физиологические изменения  у пациентов, адекватные определенным типам музыкального воздействия  и обосновала терапевтический подход, названным ею изо-принципом музыкотерапии. Согласно этому положению при  затруднении словесного контакта с  больным музыка способствует его  установлению, если она соответствует  эмоциональному тонусу состояния пациента, при депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении - громкая, быстрого темпа. Музыка способна устанавливать  общее настроение, причем эмоциональная  окраска образов, возникающих при  ее восприятии, различна в зависимости  от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной  подготовки, интеллектуальных особенностей слушащего.

Таким образом, музыкотерапия может служить  вспомогательным средством установления контакта между психологом и клиентом и средством, облегчающим эмоциональное  отреагирование в процессе коррекционной  работы.

Рассматривая  основные направления коррекционного действия музыки, обычно выделяют 4 следующих  аспекта:

1) эмоциональное  активирование в ходе вербальной  психотерапии;

2) развитие навыков  межличностного общения -- коммуникативных  функции и способностей;

3) регулирующее  влияние на психовегетативные  процессы;

4) развитие эстетических  потребностей .

Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а  с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как  ритмический раздражитель стимулирует  физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере. Ритмы  отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему, двигательный стереотип. Используя  музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических  процессов организма в более  строгой компактности и экономичности  энергетических затрат.

Изучение эмоциональной  значимости отдельных элементов  музыки - ритма. Тональности - показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе  и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы возбуждают, консонансы успокаивают.

В качестве психологических  механизмов коррекционного воздействия  музыкотерапии указывают:

r катарсис - эмоциональную  разрядку, регулирование эмоционального  состояния; 

r облегчение  осознания собственных переживаний; 

r конфронтацию  с жизненными проблемами;

r приобретение  новых средств эмоциональной  экспрессии.

В зависимости  от активности клиентов, степени их участия в музыкотерапевтическом  процессе и поставленных задач музыкотерапии  может быть представлена в форме  активной, когда они активно выражают себя в музыке и пассивной, когда  клиентам предлагают только прослушать музыку.

Пассивная музыкотерапия  предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. Пассивная  музыкотерапия существует в трех формах:

- коммуникативной  (совместное прослушивание музыкальных  произведений, направленное на поддержание  взаимных контактов, взаимопонимания  и доверия);

- реактивной (направленной  на достижение катарсиса);

- регулятивной (способствующей снижению нервно-психического  напряжения).

Для успокоения, снятия эмоционального напряжения. Расслабляющим  действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий  эффект носят звуки природы (шум  моря, леса), вальсы (ритм три четверти). Классика: Произведения Вивальди, Бетховен «Симфония 6» - часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны».

Уменьшение чувства  тревоги и неуверенности. Мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская музыка помогает обрести  временную безопасность. Хорошее  воздействие могут оказать этнические композиции. Классика: Шопен «Мазурка»  и «Прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодии».

Уменьшение раздражительности, нервного возбуждения. Классика: Бах  «Кантата 2» и «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония», Бетховен «Лунная  соната» и «Симфония ля-минор».

Для снятия депрессивных настроений, улучшения настроения. Скрипичная и церковная музыка. Классика: Произведения Моцарта, Гендель «Менуэт», Бизе «Кармэн» - часть 3.

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности. Вялым людям нужна  ритмичная, бодрящая музыка. Можно использовать различные марши: их прослушивание  повышает нормальный ритм человеческого  сердца в спокойном состоянии, что  оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие. Классика: Чайковский «Шестая симфония» - часть 3, Бетховен «Увертюра Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская  рапсодия 2».

Для снятия мигрени, головной и другой боли. Религиозная  музыка. Классика: Моцарт «Дон Жуан»  и «Симфония № 40», Лист «Венгерская  рапсодия 1», Хачатурян «Сюита Маскарад», Бетховен «Фиделио», Гершвин «Американец  в Париже».

От бессонницы, для спокойного и крепкого сна. Сибелиус «Грустный вальс», Шуман «Грезы», Глюк «Мелодия», а также пьесы  Чайковского. Если, например, плохо  спит ваш малыш, ему можно негромко проигрывать во время сна музыку с медленным темпом и четким ритмом.

Информация о работе Особенности музыкотерапии, как психотерапевтического метода