Особенности методологии психологической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:17, контрольная работа

Описание работы

Философская методология представляет собой ту основу, на которой базируется любая деятельность. Основные философские учения становятся методологической основой научных направлений. На этом уровне методологии рассматриваются общие формы научного мышления.

Содержание

Введение 3
1. Особенности методологических принципов психологии 4
2. Надежность, валидность и репрезентативность методов психологии 6
3. Особенности методов обработки и интерпретации данных 8
Заключение 10
Список использованной литературы 11

Работа содержит 1 файл

методология.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНСТИТУТ

ПСИХОЛОГИИ  И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 

Факультет прикладной психологии ОСП

Кафедра Философии, культурологи и иностранных  языков 
 

Самостоятельная работа

По дисциплине: Методологические основы психологии

На тему: «Особенности методологии психологической науки»

                               
 
 
 

Выполнил  студент 4 г.о.

                                                                   заочной формы обучения

                                                группа ЗП- 08 1 поток

Пильников Михаил Сергеевич 

                                                     Проверил доцент

Никольский  Андрей Вениаминович 
 
 
 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2011

Содержание 

    Введение                          3 

  1. Особенности методологических принципов психологии                  4
  2. Надежность, валидность и репрезентативность методов психологии         6
  3. Особенности методов обработки и интерпретации данных                         8

    Заключение             10

    Список  использованной литературы         11 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение

 

   Особенности  методологии психологии невозможно  рассматривать в отрыве от  общих принципов методологии  науки как таковой.  Под методологией  любой науки понимаются те  мировоззренческие позиции, которые  определяют понимание изучаемого  предмета, подход к нему, назначение, направленность и способ проводимых исследований. Практически в каждой  науке можно выделить философскую и специально-научную методологию.

   Философская методология представляет собой  ту основу, на которой базируется любая  деятельность. Основные философские учения становятся методологической основой научных направлений. На этом уровне методологии рассматриваются общие формы научного мышления.

     Можно выделить несколько уровней специально-научной  методологии:  уровень общенаучной  методологии

  • уровень конкретно-научной методологии
  • уровень метода как конкретной методики 
  • уровень общенаучной методологии

     В рамках же общенаучной методологии  выделяются универсальные принципы, средства, формы научного познания, применимые к широкому кругу наук:

    • концепции системного научного анализа;
    • структурно-уровневый подход;
    • кибернетические принципы описания сложных систем и т.д.;

     Конкретно-научная  методология разрабатывает проблемы теории и эмпирической деятельности, базируясь на особенностях объекта. Подобная деятельность осуществляется в рамках систем знаний, создаваемых научными школами, определяющими свои объяснительные принципы и способы исследовательской и практической работы.

     Так, например, психология использует следующие  группы методов:

    1. организационные (лонгитюдный метод, метод поперечных срезов и сравнительный метод)
    2. эмпирические (наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий),
    3. психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы); анализ продуктов деятельности; биографический метод)
    4. методы обработки данных (количественный метод (математическая статистика, компьютерная обработка данных) и качественный метод (дифференциация материала по группам, его анализ и обобщение))
    5. методы коррекции (аутотренинг, групповой тренинг, способы терапевтического воздействия).
  1. Особенности методологических принципов  психологии

     Особенности методологических принципов психологии определяются самой спецификой данной науки. Применительно к психологии следует назвать следующие принципы:

  1. Принцип системного детерминизма психического.

     Детерминизм - причинная обусловленность, всеобщая закономерная связь природы, общества, мышления, закономерная зависимость  психических явлений от порождающих  их факторов. В соответствии с материалистическим детерминизмом сознание человека определяется прежде всего его социальным бытием. Так, поведение человека детерминируется не только внешними материальными причинами или социальной ситуацией, но и мотивационно-целевыми субъективными факторами, а также своими представлениями о прошлых, настоящих и будущих событиях.

  1. Принцип единства внешних воздействий и внутренних условий гласит, любые внешние воздействия (стимулы,  факторы, влияния) преломляются  через совокупность внутренних индивидуальных психофизиологических условий (способности, характер, мотивация, психические процессы и состояния).
  2. Принцип активности сознания личности предполагает, что личность является активным субъектом преобразования мира, в том числе и идеального (мира и преобразования).
  3. Принцип единства психики (сознания) и деятельности: психика возникает и развивается в рамках деятельной активности человека. Поэтому основным способом исследования психических явлений является изучение в условиях реальной деятельности или моделирование компонентов ведущей деятельности в психологических тестах (например, в лабораторном эксперименте). Психика познаваема только в деятельности, которую она регулирует.
  4. Принцип системности

     Принцип, в соответствии с которым, каждый элемент психики изучается в тесной связи с ее функционированием в целом. Он предполагает, что психические явления возникают только как результат единых, взаимосвязанных процессов целостно работающего организма, обладающего нервной системой и осуществляющего внешнее поведение. Психика представляет собой систему взаимодействующих компонентов ее структуры.

  1. Принцип развития

В соответствии с этим принципом, психические явления  рассматриваются в постоянном изменении, движении и развитии, разрешении противоречий под влиянием системы внешних и внутренних детерминант. Онтогенетические, филогенетические и социально-исторические детерминанты развития и проявления психики образуют единство. Он определяет ориентацию на изучение условий возникновения психических явлений, тенденций их изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений.

  1. Надежность, валидность и репрезентативность методов психологии
 

     Существуют  определенные требования к спектру  методов психологических исследований. Сила науки во многом зависит от совершенства этих методов, от того, насколько они валидны и надежны. Валидность – один из основных показателей качества методики. Надежность – критерий точности измерений. Чем больше надежность, тем более свободна методика от погрешностей измерения. Можно рассматривать надежность как устойчивость результатов при повторном измерении. Репрезентативность норм определяет то, насколько выборка стандартизации позволяет применять методику на широкой популяции. Сама разработка заданий зависит от того, на какой выборке стандартизировалась методика (по возрасту, полу, роду занятий и т.д.).

     Рассмотрим  методы подробнее:

  1. Наблюдение

     Внешнее наблюдение — это способ сбора  данных о психологии и поведении  человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.

     Внутреннее  наблюдение, или самонаблюдение (интроспектирование по заданию психолога).

  1. Опрос

     Метод, при использовании которого человек  отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Устный опрос применяется в тех  случаях, когда желательно вести  наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета, свободный опрос.

  1. Тесты

     Тесты являются специализированными методами  психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Они  предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.

  1. Проективные тесты.

В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные  качества, особенно недостатки, человек  склонен приписывать другим людям. Они предназначены для изучения психологических и поведенческих  особенностей людей, вызывающих негативное отношение.

  1. Эксперимент

     При использовании данного метода целенаправленно  и продуманно создается искусственная  ситуация, в которой изучаемое  свойство выделяется, проявляется и  оценивается лучше всего. Основное достоинство – надежные выводы о  причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами. Эксперименты подразделяют на естественный и лабораторный.

  1. Моделирование

     Как метод применяется в случае, невозможности  использования других методов в  силу сложности или труднодоступности. Создается искусственная модель изучаемого феномена, повторяющая его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

  1. Особенности методов обработки  и интерпретации  данных
 
  1. Методы математической статистики

Их использование  позволяет получить достоверную  информацию об изучаемых явлениях, также этому способствуют методы качественного анализа.

     Методами  статистической обработки результатов исследования называются математические приемы, формулы, способы количественных расчетов, с помощью которых количественные показатели, получаемые в ходе эксперимента, можно обобщать, приводить в систему, выявляя скрытые в них закономерности.

     Все методы математико-статистического анализа условно делятся на первичные и вторичные.

     Первичными называют методы, с помощью которых можно получить показатели, непосредственно отражающие результаты производимых в эксперименте измерений. Под первичными статистическими показателями подразумеваются те, которые применяются в самих психодиагностических методиках и являются итогом начальной статистической обработки результатов психодиагностики (например, определение выборочной средней величины, выборочной дисперсии и т.д.). Данные величины позволяют определить характер распределения результатов по выборке испытуемых.

     Вторичными называются методы статистической обработки, с помощью которых на базе первичных данных выявляют скрытые в них статистические закономерности (например, корреляционный анализ, методы сравнения первичных статистик у двух или нескольких выборок и т.д.). Данные методы позволяют установить статистические взаимосвязи между переменными, установить влияние одной или более переменной на другие переменные.

  1. Качественный анализ исследовательских данных.

     Он подчиняется определенным логическим методам и приемам, применение которых является обязательным для психолога. Факты рассматриваются не изолированно, а во взаимосвязях, в развитии. Они должны быть подвергнуты обязательной проверке на достоверность, представительность и надежность. Необходимо вскрыть сущность изучаемого психологического явления, установив и описав его коренные отличия от внешне часто схожих процессов и явлений. На основе качественного анализа разрабатываются научно-обоснованные рекомендации. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности методологии психологической науки