Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:17, контрольная работа
Философская методология представляет собой ту основу, на которой базируется любая деятельность. Основные философские учения становятся методологической основой научных направлений. На этом уровне методологии рассматриваются общие формы научного мышления.
Введение 3
1. Особенности методологических принципов психологии 4
2. Надежность, валидность и репрезентативность методов психологии 6
3. Особенности методов обработки и интерпретации данных 8
Заключение 10
Список использованной литературы 11
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ПСИХОЛОГИИ
И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Факультет прикладной психологии ОСП
Кафедра
Философии, культурологи и иностранных
языков
Самостоятельная работа
По дисциплине: Методологические основы психологии
На тему: «Особенности методологии психологической науки»
Выполнил студент 4 г.о.
Пильников
Михаил Сергеевич
Никольский
Андрей Вениаминович
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2011
Содержание
Введение
Заключение 10
Список
использованной литературы 11
Особенности
методологии психологии
Философская методология представляет собой ту основу, на которой базируется любая деятельность. Основные философские учения становятся методологической основой научных направлений. На этом уровне методологии рассматриваются общие формы научного мышления.
Можно
выделить несколько уровней специально-
В рамках же общенаучной методологии выделяются универсальные принципы, средства, формы научного познания, применимые к широкому кругу наук:
Конкретно-научная
методология разрабатывает
Так, например, психология использует следующие группы методов:
Особенности методологических принципов психологии определяются самой спецификой данной науки. Применительно к психологии следует назвать следующие принципы:
Детерминизм - причинная обусловленность, всеобщая закономерная связь природы, общества, мышления, закономерная зависимость психических явлений от порождающих их факторов. В соответствии с материалистическим детерминизмом сознание человека определяется прежде всего его социальным бытием. Так, поведение человека детерминируется не только внешними материальными причинами или социальной ситуацией, но и мотивационно-целевыми субъективными факторами, а также своими представлениями о прошлых, настоящих и будущих событиях.
Принцип, в соответствии с которым, каждый элемент психики изучается в тесной связи с ее функционированием в целом. Он предполагает, что психические явления возникают только как результат единых, взаимосвязанных процессов целостно работающего организма, обладающего нервной системой и осуществляющего внешнее поведение. Психика представляет собой систему взаимодействующих компонентов ее структуры.
В соответствии с этим принципом, психические явления рассматриваются в постоянном изменении, движении и развитии, разрешении противоречий под влиянием системы внешних и внутренних детерминант. Онтогенетические, филогенетические и социально-исторические детерминанты развития и проявления психики образуют единство. Он определяет ориентацию на изучение условий возникновения психических явлений, тенденций их изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений.
Существуют
определенные требования к спектру
методов психологических
Рассмотрим методы подробнее:
Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.
Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение (интроспектирование по заданию психолога).
Метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета, свободный опрос.
Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Они предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.
В основе
таких тестов лежит механизм проекции,
согласно которому неосознаваемые собственные
качества, особенно недостатки, человек
склонен приписывать другим людям.
Они предназначены для изучения
психологических и
При использовании данного метода целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство – надежные выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами. Эксперименты подразделяют на естественный и лабораторный.
Как
метод применяется в случае, невозможности
использования других методов в
силу сложности или
Их использование позволяет получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, также этому способствуют методы качественного анализа.
Методами статистической обработки результатов исследования называются математические приемы, формулы, способы количественных расчетов, с помощью которых количественные показатели, получаемые в ходе эксперимента, можно обобщать, приводить в систему, выявляя скрытые в них закономерности.
Все методы математико-статистического анализа условно делятся на первичные и вторичные.
Первичными называют методы, с помощью которых можно получить показатели, непосредственно отражающие результаты производимых в эксперименте измерений. Под первичными статистическими показателями подразумеваются те, которые применяются в самих психодиагностических методиках и являются итогом начальной статистической обработки результатов психодиагностики (например, определение выборочной средней величины, выборочной дисперсии и т.д.). Данные величины позволяют определить характер распределения результатов по выборке испытуемых.
Вторичными называются методы статистической обработки, с помощью которых на базе первичных данных выявляют скрытые в них статистические закономерности (например, корреляционный анализ, методы сравнения первичных статистик у двух или нескольких выборок и т.д.). Данные методы позволяют установить статистические взаимосвязи между переменными, установить влияние одной или более переменной на другие переменные.
Он
подчиняется определенным логическим
методам и приемам, применение которых
является обязательным для психолога.
Факты рассматриваются не изолированно,
а во взаимосвязях, в развитии. Они должны
быть подвергнуты обязательной проверке
на достоверность, представительность
и надежность. Необходимо вскрыть сущность
изучаемого психологического явления,
установив и описав его коренные отличия
от внешне часто схожих процессов и явлений.
На основе качественного анализа разрабатываются
научно-обоснованные рекомендации.
Информация о работе Особенности методологии психологической науки