Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:37, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности конфликтов студенческой семьи.
Задачи исследования: 1) изучить теоретическую основу понятия конфликта; 2) выявить особенности студенческой семьи; 3) выявить типы поведения супругов в конфликтных ситуациях; 4) выявить уровни конфликтности в студенческих семьях.
Введение с.3
Словарь основных понятий с.5
1 Особенности конфликтов студенческой семьи с.6
1.1 Понятие конфликта с.6
1.1.1 Функции конфликта с.9
1.1.2 Структурные элементы конфликта с.11
1.1.3 Основные стратегии поведения в конфликте с.13
1.2 Понятие семьи с.16
1.2.1 Характеристика молодой семьи с.18
1.2.2 Характеристика студенческой семьи с.22
1.2.3 Природа конфликтов студенческой семьи с.24
2 Эмпирическое исследование особенностей проявления конфликтов в студенческих семьях. Организация и методология исследования с.28
2.1 Описание и анализ результатов с.36
2.1.1 Анализ результатов теста Томаса с.36
2.1.2 Анализ типов поведения супругов в конфликтной ситуации с.52
2.1.3 Сравнительная характеристика типов поведения в конфликтах студенческих семей
2.2 Описание и анализ результатов с.55
2.2.1 Анализ результатов уровня конфликтности с.56
2.2.2 Анализ особенностей уровня конфликтности супругов с.68
2.2.3 Сравнительная характеристика особенностей конфликта в студенческих семьях с.71
2.3 Сравнительная характеристика особенностей конфликта в студенческой
семье с.72
2.4 Выводы с.73
Заключение с.75
Список литературных источников с.76
Мужчины в большинстве случаев склонны к конфликтам, а женщины на оборот, но если посмотреть общую семейную картину, то окажется, что склонность к конфликтам выходит на первый план.
2.2.3 Сравнительная характеристика особенностей уровня конфликтности в студенческой семье
Выделим уровень конфликтности студенческих семей:
Пол | 11-15 б. | 16-25 б. | 26-35 б. | 36-45 б. | 46-55 б. | 56-65 б. | 66-70 б. | Итог |
Муж | 0 | 0 | 4 (10%) | 15 (37,5%) | 18 (45%) | 3 (7,5%) | 0 | 100% |
Жен | 0 | 2 (5%) | 14 (35%) | 14 (35%) | 10 (25%) | 0 | 0 | 100% |
Итог | 0 | 2 (0,25%) | 18 (22,5%) | 29 (36,25%) | 28 (35%) | 3 (3,75%) | 0 | 100% |
У мужчин преобладает уровень высокой и выраженной конфликтности. У женщин преобладает уровень средней и мало выраженной конфликтности.
В среднем преобладает уровень мало выраженной конфликтности.
В итоге, можно сделать вывод о том, что в студенческих семьях преобладают уровни средней и высокой конфликтности.
Что касается склонности к конфликтам, то она в общем плане ярко выражена.
§2.3 Сравнительная характеристика особенностей конфликта в студенческой семье
Проанализировав две методики по изучению особенностей конфликтов в студенческой семье: тест К.Томаса и тест уровня конфликтности, можно дать ей следующую характеристику: члены семей склонны к конфликтам, в особенности это касается мужской половины, нежели женской. У мужчин более выражен уровень конфликтности – высокий, нежели у женщин. Это говорит о том, что в семьях существуют конфликты и начало их, в основном, будет задаваться мужьями. Конфликты регулируются путем применения стратегий поведения. Как показало исследование, в большей части такой стратегией является компромисс – соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.
§2.4 Выводы
В данной работе были выполнены все прописанные задачи и цель: изучена теоретическая основа рассматриваемых выше вопросов (конфликт, студенческая семья); выявлены типы поведения супругов в конфликтных ситуациях; выявлены уровни конфликтности в студенческих семьях. Таким образом в данной работе цель по выявлению особенностей конфликтов в студенческой семье была выполнена. Гипотеза подтвердилась.
Заключение
Данная курсовая работа посвящалась изучению особенностей конфликтов в студенческой семье. Изучение велось на основе 40 студенческих семей. Из них: 10 семей имели детей и проживали с родителями, 10 семей имели детей, но проживали без родителей, 10 семей не имели детей и проживали с родителями и 10 семей, которые не имели детей и проживали без родителей. Исследование особенностей конфликтов проходило при помощи диагностических методик: тест К. Томаса и тест уровня конфликтности. По данным проведенных методик выяснилось, что конфликт имеет свое место в студенческих семья, он явно выражен, регулирование конфликтных ситуаций происходит зачастую при помощи такой стратегии поведения в конфликтных ситуациях как компромисс, что говорит о том, что супруги при регулировании конфликтом ищут соглашения на основе взаимных уступок, предлагают варианты снимающие возникшие противоречия. Стоит и отметить то, что особенность конфликта в таких семьях такова – выраженность конфликтности имеет высокий уровень, супруги, а особенно это относится к мужскому полу, имеют склонность к конфликтам. Это может привести к выводу о том, что часто возникновение конфликтов в семье зависит непосредственно от мужей, нежели от жен.
В целом, гипотеза исследования подтвердилась.
Список используемой литературы
1. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений/ Г.М. Андреева. 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 364с.
2. Антонов, А.И. Социология семьи/А.И. Антонов, В.М. Медков. – М.: Изд-во МГУ, 1996. – 356с.
3. Бим-Бад, Б.М. Мудрость воспитания: Книга для родителей/ Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Кортонев. – М.: Педагогика, 1987. – 288с.
4. Владин, В. Гармония семейных отношений/ В.Владин, Д. Капустин. – Мн.: Выш.шк., 1988. – 335с.
5. Дружинин, В.Н. Психология семьи: 3-е изд./ В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2006. – 176с.
6. Как живет студенческая семья? [Электрон. Ресурс]/ под ред. А.Ксеневич. Режим доступа: http://www.oboz.by
7. Кильмашкина, Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты: Учебное пособие для вузов./ Т.Н. Кильмашина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 279с.
8. Конфликты молодой семьи. [Электрон. Ресурс] Режим доступа: ref@erudition.ru
9. Конфликтология: Учебник. Изд. 2-е, испр./ под ред. А.С. Кармина. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». – СПб.: Издательство «Лань», 2000. – 448с.
10. Немов, Р.С. Психология: Учебник/ Р.С. Немов. – М.: Высшее образование, 2007. – 639с.
11. Осипов, Е.Д. Педагогика семьи: пособие для студентов пед. специальностей высш. уч. заведений/ Е.Д.Осипов/ под ред. А.Н. Сендер; БрГУ им.А.С.Пушкина, Кафедра педагогики. – Брест: БрГУ, 2008. – 157с.
12. От Я до Мы: Азбука семейной жизни/под ред. С.В.Ковалева. – М.: Педагогика, 1989. – 336с.
13. Психология: Учебник для педагогических вузов/под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 660с.
14. Разумихина, Т.П. Мир семьи: Книга для учащихся старших классов по курсу «Этика и психология семейной жизни»/ Т.П. Разумихина. – М.: «Просвещение», 1986. – 208с.
15. Розинаева, Г. Супружество, материнство и отцовство/Г.Розинаева. – М.: «Полымя», 1984. – 156с.
16. Современная философия: Словарь и хрестоматия/под ред. В.П. Кохановского. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1995. – 511с.
17. Семейно-бытовая культура/ под ред. Д.И. Водзинского. – Мн.: «Народная асвета», 1987. – 255с.
18. Студенческая семья: стоит ли этого бояться? [Электрон. Ресурс]. Режим доступа: http://kariera.by
19. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов/ Л.Б.Шнейдер. – Изд. 3-е. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007. – 736с.
20. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций/ Л.Б. Шнейдер. – М.: Апрель-Пресс, издательство ЭКСМО-Пресс, 2000.
Информация о работе Особенности конфликтов в студенческой семье