Особенности эмоциональных проявлений у человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Преодолевать барьеры взаимопонимания, возникающие в различных ситуациях общения, непросто. Для этого нужно хорошо разбираться в нюансах человеческой психологии, в том числе и своей собственной. Значительно проще другое — самому не создавать эти барьеры. Для того чтобы не оказаться основным препятствием на пути к взаимопониманию с окружающими, человеку необходимо знать психологические правила общения, и прежде всего научиться управлять своими эмоциями, которые чаще всего становятся источником межличностных конфликтов.

Содержание

Введение………………………………………………………………..стр. 3-4
1.Виды и роль эмоций в жизни человека……………………...стр.4-10
1.2. Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация)………………………………………………….................стр.8-10
2. Основные психологические характеристики эмоциональных состояний……………………………………………………………стр. 10-14
2.1. Личностные особенности эмоциональных состояний.....стр. 11-12
2.2. Ситуация…………………………………………………....стр.12-13
2.3. Трудная ситуация…………………………………………..стр.13
2.4. Взаимосвязь ситуаций и эмоций………………………….стр.13-14
3. Способы управления эмоциями…………………………..стр.14-19
4. Особенность эмоций и чувств у школьников…………..стр. 19-23
5. Общие закономерности эмоций и чувств……………….стр. 23-27

Вывод…………………………………………………………стр. 28
Список литературы…………………………………………...стр.29

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Змиевский.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

      Сверхсильные  раздражители – стрессоры вызывают вегетативные изменения (учащение пульса, повышение содержание сахара в крови и т. д.) – организм подготавливается к интенсивным действиям. В ответ на сверхтрудную обстановку человек реагирует комплексом защитных реакций. Стрессовые состояния неизбежно возникают во всех случаях угрозы для жизни индивида. Застойные стрессовые состояния могут быть вызваны длительным пребыванием в жизненно опасной обстановке.

      Стрессовый  синдром часто возникает и  в ситуациях, опасных для престижа человека, когда он боится опозорить себя проявлением трусости, профессиональной некомпетентности и т. п. Состояние, аналогичное стрессовому, может быть порождено систематическими жизненными неудачами. Понятие стресса введено канадским ученым Гансом Селье (1907 -1982). Он определил стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую или психическую травму.

      В развитии стрессового состояния  Селье выделил три этапа: 1) тревога; 2) сопротивление; 3) истощение.

      Реакция тревоги (аларм-реакция) состоит из фазы шока (депрессия центральной нервной системы) и фазы противотока, когда восстанавливаются нарушенные психические функции.

      Стадия  сопротивления (резистентности) характеризуется возникновением устойчивости к действию стрессоров. При их длительном воздействии силы организма иссякают и наступает стадия истощения,  зарождаются патологические дистрофические процессы (приводящие иногда к гибели организма).

      В дальнейшем Р. Лазарус ввел понятие  психического (эмоционального) стресса. Если физиологическими стрессорами являются крайне неблагоприятные физические условия, вызывающие нарушение целостности организма или его функций (очень высокие и низкие температуры, острые механические и химические воздействия), то психическими стрессорами являются те воздействия, которые сами люди оценивают как очень вредные для своего благополучия. Это зависит от опыта людей, их жизненной позиции, нравственных оценок, способности адекватно оценивать ситуации и т. п. Характер стрессовой ситуации зависит не только от оценки вредности стрессора данным человеком, но и от умения реагировать на него определенным образом. Человек способен научиться адекватному поведению в различных стрессовых ситуациях (в аварийных ситуациях, при внезапном нападении и т. п.), использовать средства психологической защиты.

      Выход из стрессового состояния связан с адаптационными возможностями конкретного индивида, развитостью его аварийно-защитных механизмов, его способностью к выживанию в крайне тяжелых обстоятельствах. Это зависит от опыта пребывания человека в критических ситуациях, а также от его врожденных качеств - силы нервной системы.

      В преодолении стресса проявляются  два поведенческих типа личности - интерналы, рассчитывающие только на себя, и экстерналы, рассчитывающие преимущественно на помощь других людей. В стрессовом поведении выделяются также тип “жертвы” и тип “достойного поведения”.

Остро негативная форма стресса - дистресс опасен для жизни, но при австрессе (“хорошем” стрессе) отрабатываются адаптационные механизмы индивида.

      Особую  разновидность стресса составляет “стресс жизни” острые конфликтные состояния личности, вызванные стратегически значимыми социальными стрессорами - крах престижа, угроза социальному статусу, острые межличностные конфликты и т. д.

      При социально обусловленном стрессе резко меняется характер коммуникативной деятельности людей, возникает неадекватность в общении (социально-психологический субсиндром стресса). При этом сами акты общения могут стать стрессогенными (скандалы, ссоры).

      Регуляция поведения переходит здесь на эмоциональный уровень. Отдельные индивиды становятся способными на бесчеловечные, антигуманные действия - жестокость, мстительность, агрессивность и т. п.

      Если  стрессовая ситуация создает угрозу благополучию группы людей, то в малосплоченных группах происходит групповая дезинтеграция -возникает активное непризнание роли руководителя, нетерпимость к личностям партнеров.

      Так, перед угрозой разоблачения распадается связь между членами преступной группы, возникает внутригрупповая “грызня”, члены группы начинают искать индивидуальные выходы из конфликтной ситуации.

      Возможен  и неадаптивный “уход” от стрессовой ситуации - индивид направляет свою активность на решение второстепенных проблем, уходит от “давления жизни” в мир своих увлечений или даже грез и несбыточных мечтаний.

2. Основные психологические характеристики эмоциональных состояний.

      Эмоциональные состояния — особый класс психических состояний, играющий существенную роль в противодействии человека жизненным трудностям, в психической регуляции общей направленности и динамики поведения. Психическое состояние рассматривается как целостная характеристика психической деятельности.

      Вопрос  о классификации психических состояний не имеет среди специалистов однозначного решения. Многие эмоциональные состояния не имеют полных развернутых описаний. Наиболее качественно описаны следующие эмоциональные состояния: интерес, фрустрация, тревога, апатия, настроение.

      Многоуровневая  структура психического состояния  включает в себя ряд основных параметров. Психические состояния могут  быть: личностные и ситуативные, глубинные  и поверхностные, положительно или  отрицательно воздействующие на человека; субъективные и объективные; общие, видовые и индивидуальные; продолжительные и кратковременные, осознанные или неосознанные.

      Основными характеристиками психических состояний  вообще и эмоциональных в частности  ученые называют: активацию и тонус; двойственность (“амбвалентность”); широту спектра переживаний, доминирующую эмоцию, интенсивность, индивидуальную специфику эмоционального облика.

      Для психических эмоциональных состояний  характерны различные функции: интегративная  и приспособительная; саморегулирующая и адаптивная; организующая и дезорганизующая; ориентационная; уравновешивающая. Основная функциональная роль эмоциональных состояний — сохранение взаимодействия подсистем психики в условиях изменяющейся среды. 
 

2.1. Личностные особенности эмоциональных состояний.

      Психические состояния неразрывно связаны с  индивидуальными особенностями  личности. Они есть нечто среднее  между психическими процессами и  свойствами личности. В то же время  оба феномена (эмоции и личность) неразрывно связаны. Они исполняют  единую интегративную функцию, которая обеспечивает реагирование человека как целостности — на текущую ситуацию, на любые воздействия окружающей среды.

      Эмоциональные состояния в меньшей степени  обусловливаются обстоятельствами текущей ситуации и в большей  степени — факторами социально-психологического уровня личности. Личностными факторами выступают: потребности, цели, активность и адаптивность в окружающей среде и ситуации; ценностные ориентации, установки, возрастные кризисы. К личностным факторам также относят: отношение к жизненной ситуации, готовность личности к преодолению препятствий, удовлетворенность самореализацией и т.п. При этом отношение человека к самому себе, специфика внутренней жизни личности, особенности ее внутреннего мира имеют решающее значение.

      Эмоциональные воздействия субъектов друг на друга порождают их взаимную обусловленность. Индивидуальные возможности человека возрастают в условиях благоприятного эмоционального взаимодействия с другими. Эмоциональный аспект играет важную роль в базисных ориентаций личности; в устойчивых тенденциях, конкретных формах и способах взаимодействия. Одной из причин, обусловливающих трудности межличностного взаимодействия, выступает чувство неполноценности, отсутствие у человека любви к самому себе, чувства собственного достоинства. 

2.2. Ситуация.

      Несмотря  на почти вековую историю исследования феномена “ситуация”, обилие научных работ в самых различных областях науки, до настоящего времени отсутствует единство в понимании сущности ситуации и ее эмоциональных особенностей. В самом общем виде ситуация рассматривается как совокупность элементов среды, либо как фрагмент среды на определенном этапе жизнедеятельности индивида. Иногда ситуацию определяют как когнитивный конструкт личности, отражающий часть объективной реальности, ограниченной в пространстве времени, имеющий определенный социальный контекст.

      Психологи считают ситуацию мотивационным  компонентом поведения. Вводят понятие “значимой ситуации”, связанной с “личностными смыслами” и установками. Выделяют различные уровни психологической репрезентации ситуации. Анализируют ее структурные и содержательные аспекты. 

2.3. Трудная ситуация.

      В отечественной и зарубежной литературе существует множество классификаций ситуаций. Обобщение этих подходов, позволяет выделить два основных вида ситуаций: простую (повседневную) и трудную (напряженную, сложную, экстремальную. Одним из главных признаков трудной ситуации выступает состояние психической напряженности. Психическая напряженность рассматривается как реакция человека на трудность, преодоление которой личностно значимо. Установлено, что личность реагирует на ситуацию в зависимости от того, как она ее воспринимает и оценивает.

      Различают трудные ситуации деятельности, социального взаимодействия и внутриличностного плана. Выделяют три основных типа трудных ситуаций социального взаимодействия проблемную, предконфликтную, конфликтную. В каждой из них возникает эмоциональное напряжение особого свойства. В конфликтной ситуации доминируют негативные эмоции. Это не означает, однако, что конфликтные и кризисные ситуации трактуются как негативные. Психологи считают, что переживание различных трудных ситуаций, в частности, внутриличностных кризисов, оказывает необходимое влияние на развитие личности. 

2.4. Взаимосвязь ситуации и эмоций.

      В зарубежных исследованиях обсуждается  вопрос о взаимосвязи ситуации и  эмоции. Исследуется проблема “оптимума мотивации”, за пределами которой возникает эмоциональное поведение. Эмоциогенная ситуация возникает при избыточной мотивации по отношению к реальным адаптационным возможностям индивида.

      В советской психологии существует традиция, согласно которой переживание рассматривается  не в сфере личностного развития, а в плоскости предметно-практической деятельности и психического отражения. Переживание трактуется как особое субъективное, пристрастное отражение окружающего мира, в которое вовлечена мотивационно-потребностная сфера человека. В последнее время популярным становится тезис о том, что многие эмоционально насыщенные ситуации невозможно разрешить предметно-практическим отражением. Переживание предлагают рассматривать как активный внутренний процесс, реально преобразующий психологическую ситуацию, восстанавливающий душевное равновесие; позволяющий найти смысловое соответствие сознания и бытия. Высказывается точка зрения о том, что эмоциональные состояния выступают как индикатор трудности и оценка значимости ситуации для личности; а также как фактор, приводящий к изменению поведения в ситуации. 

3. Способы управления эмоциями.

      Каждый  из нас чем-то напоминает ребенка, тянущегося к конфете, когда пытается повлиять на свои эмоции непосредственно в  момент их возникновения. Кратковременный  эффект, полученный при ситуативном  управлении эмоциями, не может привести к стабильной эмоциональной уравновешенности. Это связано с устойчивостью общей эмоциональности человека. Что такое эмоциональность и можно ли ею управлять?  
 
 С начала двадцатого столетия были проведены первые исследования эмоциональности. С тех пор принято считать, что эмоциональные люди отличаются тем, что все принимают близко к сердцу и бурно реагируют на пустяки, а малоэмоциональные — обладают завидным хладнокровием. Современные психологи склонны отождествлять эмоциональность с неуравновешенностью, неустойчивостью, высокой возбудимостью.

      Эмоциональность рассматривается как устойчивая черта личности, связанная с ее темпераментом. Известньй советский  психофизиолог В. Д. Небылицын считал эмоциональность одним из основных компонентов темперамента человека и выделял в ней такие характеристики, как впечатлительность (чуткость к эмоциогенным воздействиям), импульсивность (быстрота и необдуманность эмоциональных реакций), лабильность (динамичность эмоциональных состояний). В зависимости от темперамента человек с большей или меньшей интенсивностью эмоционально включается в различные ситуации.  
 Но если эмоциональность непосредственно связана с темпераментом, в основе которого — свойства нервной системы, то возможность разумного управления эмоциональностью без вмешательства в физиологические процессы представляется крайне сомнительной. Может ли холерик разумно регулировать интенсивность своих “холерических” вспышек, если в его темпераменте преобладает импульсивность — склонность к быстрым и необдуманным эмоциональным реакциям? Он успеет “наломать дров” по пустяку, прежде чем осознает, что наиболее разумный принцип управления эмоциями — уравновешенность. А невозмутимый флегматик, органически не способный к тому, чтобы живо и непосредственно продемонстрировать свои чувства, всегда будет восприниматься окружающими как человек, которому глубоко безразлично происходящее. Если эмоциональность понимать только как сочетание силы, скорости возникновения и подвижности эмоциональных реакций, то для разума остается одна сфера приложения: смириться с тем, что есть эмоциональные и неэмоциональные люди, и считаться с их естественными особенностями. Сама по себе эта миссия разума исключительно важна для человеческого взаимопонимания.  
 Особенности темперамента обязательно необходимо учитывать в различных ситуациях общения. Например, не стоит обижаться на бурную реакцию холерика, которая чаще свидетельствует о его импульсивности, чем о сознательном намерении обидеть собеседника. Ему можно ответить тем же, не рискуя вызвать длительный конфликт. Но даже одно резкое слово может надолго вывести из равновесия меланхолика — ранимого и впечатлительного человека с обостренным чувством собственного достоинства.  
 Чтобы научиться разумно относиться к особенностям эмоционального склада других людей, мало знать эти особенности, нужно еще и владеть собой, сохранять уравновешенность независимо от того, насколько интенсивны собственные эмоциональные реакции. Такая возможность появляется в том случае, если от бесплодных попыток воздействия непосредственно на интенсивность эмоций человек переходит к управлению ситуациями, в которых возникают и проявляются эмоции, Эмоциональные ресурсы человека не безграничны, и если в одних ситуациях они расходуются слишком щедро, то в других начинает ощущаться их дефицит. Даже гиперэмоциональные люди, которые кажутся окружающим неистощимыми в проявлении своих чувств, находясь в спокойной обстановке, погружаются в заторможенное состояние в большей степени, чем те, кого относят к категории малоэмоциональных. Эмоции, как правило, не возникают спонтанно, они привязаны к ситуациям и превращаются в устойчивые состояния, если эмоциогенная ситуация сохраняется длительное время. Такие эмоции принято называть страстью. И чем важнее для человека одна жизненная ситуация, тем выше вероятность, что одна страсть вытеснит все остальные. Только великая страсть, утверждал французский литератор Анри Пети, способна укрощать наши страсти. А его соотечественник писатель Виктор Шербюлье обратил внимание на возможность противоположного эффекта, утверждая, что наши страсти пожирают друг друга, и нередко большие пожираются малыми.  
 Принято считать, что в молодости человек эмоционален, а с возрастом эмоциональность в значительной мере утрачивается. В действительности, с накоплением жизненного опыта, человек расширяет сферы эмоциональной вовлеченности, все больше ситуаций вызывают у него эмоциональные ассоциации, а следовательно, каждая из них вызывает и менее интенсивную реакцию. Общая же эмоциональность при этом остается прежней, хотя в каждой наблюдаемой окружающими ситуации человек ведет себя более сдержанно, чем в юности. Разумеется, бывают случаи, когда и с возрастом не утрачивается способность бурно и продолжительно реагировать на определенные события. Но это характерно для людей фанатичного склада, которые концентрируют свои эмоции в какой-то одной сфере и абсолютно не обращают внимания на то, что и как происходит в других.  
 Расширению круга эмоциогенных ситуаций способствует общекультурное развитие личности. Чем выше культурный уровень человека, тем большую сдержанность в проявлении эмоций наблюдают окружающие в общении с ним. И наоборот, неуправляемые страсти и бурные вспышки эмоций, называемые аффектами, сопряжены, как правило, с ограниченностью сфер проявления эмоций, что характерно для людей с низким уровнем общей культуры. Вот почему так велика роль искусства в регуляции человеческой эмоциональности. Обогащая свой духовный мир эстетическими переживаниями, человек утрачивает зависимость от всепоглощающих страстей, связанных с его прагматическими интересами.

Информация о работе Особенности эмоциональных проявлений у человека