Особенности эмоционального состояния старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы - узнать особенности эмоциональной сферы старшеклассников.
Задача: выявить положительные и отрицательные стороны эмоциональной сферы человека, узнать и усвоить характеристики эмоций.
Объект исследования: самооценка старшеклассников.
Предмет исследования: особенности самооценки психических состояний старшеклассников.

Содержание

1. Введение.......................................................................................................................3
2. Теоретическая часть………………………………………………………………....4
2.1.1.Эмоциональное реагирование и его характеристики..........................................4
2.1.2.. Эмоциональный тон ощущений.........................................................................8
2.1.3. Эмоция как реакция на ситуацию и событие....................................................12
2.2. Свойства эмоций.....................................................................................................14
2.3. Роль и функции эмоций........................................................................................17
2.4. Характеристика эмоций.........................................................................................18
2.4.1. Характеристика эмоции интереса......................................................................18
2.4.2.Характеристика эмоции радости.........................................................................20
2.4.3 Характеристика эмоции печали..........................................................................21
2.4.4. Характеристика эмоции гнева............................................................................22
2.4.5.Характеристика эмоции стыда............................................................................24
2.5. Патология и эмоции...............................................................................................25
2.5.1. Причины эмоциональных расстройств.............................................................25
2.5.2.Эмоционально обусловленные патологические изменения
психического и физического здоровья........................................................................25
2.6.Вывод по теоретической части…………………………………………..……….26
3.Практическая часть…………………………………………………………………27
3.1.Исследование самооценки психических состояний старшеклассников………27
3.2. Самооценка психического состояния; самочувствие, общая активность, настроение (САН)..........................................................................................................27
3.3 Методика диагностики самооценки психических состояний
(по Г.Айзенку)…………………………………………………………………….…...29
3.4.Вывод по практической части………………………………………...………….33
4. Заключение.................................................................................................................34
5. Список использованной литературы......................................................................36
6. Приложение…………………………………………………………………………38

Работа содержит 1 файл

курсовая по психологии.doc

— 222.50 Кб (Скачать)
 

      Согласно  показателям не тревожных учащихся больше в 11 «А» классе, как в 11 «Б»  больше учащихся со средней тревожностью, допустимого уровня. Очень тревожных учеников в обоих классах нет.

      В 11 «Б» классе 10 учащихся имеют высокую  самооценку, устойчивы к неудачам и не боятся трудностей, как в 11 «А»  классе таких учеников 8.Учащихся со средней фрустрацией больше в 11 «А»  классе, их – 7 человек, а в 11 «Б» - их 5.Учеников с высоким уровнем фрустрации в обоих классах не наблюдалось.

      В 11 «Б» классе 4 ученика агрессивны, невыдержанны, а в 11 «А» - всего лишь 1 человек агрессивен. В обоих  классах почти одинаковый  средний  уровень, зато спокойных и выдержанных учеников больше в 11 «А» классе, чем в 11 «Б», там их – 2 человека.

      Высокая ригидность наблюдалась в 11 «А» классе, таких учеников составило 2. Учащихся со средней ригидностью больше наблюдалось  в 11 «Б» классе, их составило 9 человек. В обоих классах наблюдалось одинаковое количество учащихся с низким уровнем ригидности. 

Результаты  исследований по САН

                                                  11 «А» класс                                             11 «Б» класс

 
 
Самочувствие Активность Настро-

ение

Самочувствие Активность Настроение
Плохое 0 0 1 1 0 0
Тенденция к заниженному 2 3 0 3 4 0
Тенденция к повышенному 8 9 7 2 7 3
Высокое 5 3 7 9 4 12
 

     Согласно  таблице видно, что учащихся с  высоким настроением больше в 11 «Б»  классе, их 12 человек, в противоположном – 7 .Тенденция к повышенному настроению больше в 11 «А» классе, она наблюдается у 8 учеников. Учащихся с плохим  настроением в обоих классах не наблюдалось.

Активность  больше наблюдалась в 11 «Б» классе, зато тенденция к повышенному больше у 11 «А» класса, она была у 9 учеников. Плохой активности в обоих классах не наблюдалось.

Самочувствие  лучше всего было у учащихся 11 «Б» класса, оно наблюдалось у 9 человек, а тенденция к повышенному  настроению была больше в 11 «А» классе. Плохое самочувствие наблюдалось лишь у одного ученика 11 «Б» класса. 

3.4.Вывод по практической части.

В ходе проведенного исследования было показано, насколько  многообразными могут быть психические  состояния старшеклассников.

     В данной работе я попытался показать как психическое состояние старшеклассников влияет на их самочувствие, общую активность и настроение.

Проанализировав полученные данные можно сделать  следующие выводы: в гуманитарном классе больше учеников с высоким  настроением, активностью и самочувствием. По результатам  исследования так же видно, что тревожность, фрустрация, агрессивность и ригидность меньше всего выражены в естественно – математическом классе, чем в гуманитарном.

     Устойчивая  индивидуальная выраженность характеристик  эмоций у того или иного человека (быстрое или медленное возникновение эмоций, сила (глубина) эмоциональных переживаний, их устойчивость (ригидность) или быстрая сменяемость, устойчивость поведения и эффективности деятельности к влиянию эмоций, выраженность, даст основание говорить об эмоциональных свойствах человека: эмоциональной возбудимости, эмоциональной глубины, эмоциональной ригидности - лабильности, эмоциональной устойчивости, экспрессивности. Что же касается выделяемого в качестве интегральной эмоциональной характеристики человека и его темперамента свойства эмоциональности, включающей помимо экспрессивности и наличие того или иного преобладающего эмоционального фона, то вопрос этот во многом остается еще не ясным, как и само понятие эмоциональности. 

 

4. Заключение

      Рассмотрение  различных эмоциональных явлений, отмечаемых в психологической литературе, дает основание говорить о том, что  эмоциональная сфера человека имеет  сложное многоуровневое строение и  включает в себя (в порядке возрастания  биологической и социальной значимости) эмоциональный тон, эмоции, эмоциональные свойства личности, чувства, в результате сочетания которых образуются эмоциональные типы людей.

      Эмоциональный тон является первой и самой простой  формой эмоционального реагирования. Он имеет высший и низший уровни проявления. Низший соответствует эмоциональному тону ощущений, высший - эмоциональному тону впечатлений от воспринимаемого и представляемого. Если эмоциональный тон ощущений возникает только при непосредственном воздействии раздражителя, вызывающего ощущение, на бывшие когда-то события. И для одного, и для другого вида эмоционального тона характерна двуполюсность (удовольствие-неудовольствие). Эмоциональный тон может проявляться как самостоятельно, так и в составе эмоций, определяя их положительную или отрицательную субъективную окраску, т. е. знак эмоции.

      Эмоция  является следующим эмоциональным  явлением, занимающим в эволюционном развитии эмоциональной сферы значительно  более высокое и важное место. Это реакция организма и личности на эмоциогенную (значимую) для человека ситуацию или событие, направленная на приспособление (адаптацию) к ним. При этом , в отличие от эмоционального тона, являющегося одинаковой реакцией на различные ощущения и впечатления (либо удовольствие, либо неудовольствие), эмоция является специализированной реакцией на конкретную ситуацию. Она включает в себя оценку ситуации и регуляцию энергетического потока в соответствии с этой оценкой (его усиление или ослабление). Эмоции могут быть безусловнорефлекторными и условнорефлекторными. Существенно, что условнорефлекторная эмоция - это эмоциональная реакция на предвидимый раздражитель, она дает возможность заранее подготовиться к встрече или избежать его. Используемая при появлении эмоции экспрессия выполняет две функции: сигнализации о своём состоянии другому человеку и разрядки имеющегося нервного возбуждения.

      Поскольку эмоции - это специфические реакции  на значимые стимулы, человек не может  испытывать их постоянно. В самом  деле, не все ситуации и стимулы, с которыми человек встречается на протяжении дня, расцениваются им как значимые. А раз так, то на них нет и эмоционального реагирования. Как и эмоциональный тон, эмоции характеризуются интенсивностью, длительностью, инертностью. Аффект есть та же эмоция, но носящая характер кратковременной и интенсивной вспышки. Настроение, как и аффект, не является специфической (по модальности) формой эмоционального реагирования, а характеризует эмоциональный фон человека на рассматриваемый промежуток времени. Этот фон может быть обусловлен переживаемой эмоцией или следом от нее, эмоциональным тоном ощущений и впечатлений (воспоминанием о чем-то приятном или неприятном), а так же свидетельствовать об отсутствии в данный момент эмоционального реагирования и его следов (нейтральный фон).

      И эмоциональный тон, и эмоция обладают целым набором свойств: универсальностью, динамичностью, адаптацией, пристрастностью, пластичностью, удерживанием в памяти, переносом, двувалентностью, переключаемостью. В то же время у эмоций есть свойство, которым эмоциональный тон не наделен: это заразительность. 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы: 

  1. Веккер  Л.М. Психические процессы.-Л.,1974.
  2. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд. МГУ, 1976.
  3. Выготский Л. С. Эмоция и их развитие в детском возрасте.-М., 1982.
  4. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию.-М., 1988.
  5. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М., 1978.
  6. Ждан А. Н. История психологии: От античности до наших дней.-М.,1990.
  7. Зимичев А. И.Психология политической борьбы. - СПб, 1993.
  8. Иванов В. И. Политическая психология. - М., 1990.
  9. Кабанов М. М., ЛичкоА. Е., Смиронов В.М.Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - М., 1983.
  10. Квасенко А. В.,Зубарев Ю. Г. Психология больного.-.,1980.
  11. Ковлер А. И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт.-М., 1995.
  12. Магазаник Н. А. Искусство общения с больным. - М.,1991.
  13. Немов Р. С. Общие основы психологии. - М.,1998.
  14. Никифоров А. С. Эмоция в нашей жизни-М.,1974.
  15. Николаев В. В. Влияние хронической болезни на психику.-М.,1987.
  16. Петровский А. В. История советской психологии.-М.,1967.
  17. Психология эмоций.Тесты.М.:Изд.:МГУ, 1984.
  18. Роббер М. –А., Тильман Ф. Психология индивида и групп.-М.,1988.
  19. Рогов Е. И. Настольная книга практического психологав образовании: Учебное пособие.-М.,1995.
  20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.-М.,1989.
  21. Сборник психодиагностических методикдля психологов системы народного образования.-СПб.,1993.
  22. Синк С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение.-М.,1989.
  23. Смирнов А. А.  Развитие и современное состояние психологической науки в СССР.-М., 1975.
  24. Современная психология.-М.,1989.
  25. Сухова А. Н., Деркача А. А. Социальная психология.-М., 2003.
  26. Ташлыков В. А. Психология лечебного процесса-Л.,1984.
  27. Теляшевский М. Э. Глазами больного.-Киев1985.
  28. Урванцев Л. П. Психология в работе втача.-Ярославль 1993.
  29. Фресс П., Планже. Экспериментальная психология.-М.,1964.
  30. ШестопалЕ. Б. Очерки политической психологии.-М.,1990.
  31. Шнайдер Г. Криминология.-М.,1994.
  32. Юрьев А. И. Введение в политическую психологию.-СПб., 1992.
  33. Ярошевский  М. Г. , Анциферова Л. И. Развитие и современное состояние    зарубежной психологии.-М., 1974.
  34. Ярошевский М. Г. Психология ХХ столетия-2-е изд.,-М., 1974.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5.Приложения.

Список учащихся, принимавших участие в исследовании. 

    11 «Б» класс   :

    1.Алиев Тимур

    2.Вороняк  Александр

    3.Громова  Олеся

    4.Горштейн  Вадим

    5.Карзевич  Мария

    6.Колодяжный  Даниил

    7.Корнеева  Татьяна

    8.Миклина  Екатерина

    9.Маисейкин  Юрий

    10.Никишина  Алина

    11.Позднякова  Наталья

    12.Полунина  Юлия

    13.Пыхтина  Наталья

    14.Саушев  Алексей

    15.Семенова Кристина 
     

11 « А» класс:

  1. Алешин Андрей
  2. Баранник Денис
  3. Дубровина Евгения
  4. Жмыхова Юлия
  5. Матвеева Альбина
  6. Неврова Екатерина
  7. Нестерова Алла
  8. Никитин Артем
  9. Осипов Антон
  10. Полунин Иван
  11. Сидена Анастасия
  12. Скалкин Павел
  13. Стебаков Александр
  14. Синеоков Денис
  15. Чеботарева Кристина

Информация о работе Особенности эмоционального состояния старшеклассников