Особенности и развитие игровой деятельности у дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 19:32, контрольная работа

Описание работы

Социальная ситуация совместной деятельности ребенка со взрослыми распадается. Отделение от взрослого создает новую социальную ситуацию, в которой ребенок стремится к самостоятельности. Тенденция естественна и постоянна. Так как ребенок уже открыл, что существуют взрослые, то перед ним возникает сложный мир взрослых людей.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. .3
Дошкольное детство ……………………………………………………… 4
Структура сюжетно-ролевой игры ……………………………………… 5
Влияние игры на психическое развитие ребенка……………………… 5
В игре свобода рождает ответственность ………………………………. 6
Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте ……………………….7
Заключение …………………………………………………………………10
Список использованной литературы …………………………………...11

Работа содержит 1 файл

Реферат по психологии.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

Министерство  общего и профессионального  образования

Свердловской  области

ГОУ СПО «Ревдинский  государственный  педагогический колледж» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по возрастной психологии 

"Особенности  и развитие 

игровой деятельности

  у дошкольника"

 

   
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Корлыханова

 Екатерина  Вячеславовна № 211 гр.

Специальность 050704

 «Дошкольное  образование»

Преподаватель: Попкова

Марина  Петровна 
 

             

Дата проверки 

2009 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ  
 
 

Введение  ……………………………………………………………………. .3

Дошкольное детство ………………………………………………………  4

Структура сюжетно-ролевой  игры ……………………………………… 5

Влияние игры на психическое  развитие ребенка……………………… 5

В игре свобода рождает  ответственность  ………………………………. 6

Развитие  ролевой игры в  дошкольном возрасте ……………………….7

Заключение …………………………………………………………………10

Список  использованной литературы …………………………………...11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ  
 

        Социальная ситуация совместной  деятельности ребенка со взрослыми  распадается. Отделение от взрослого  создает новую социальную ситуацию, в которой ребенок стремится к самостоятельности.  Тенденция  естественна и постоянна. Так как ребенок уже открыл, что существуют взрослые, то перед ним возникает сложный мир взрослых людей. До  этого времени ребенок привык жить вместе со взрослыми. Эта тенденция сохраняется, но должна  быть другая совместная жизнь – жизнь ребенка в жизни взрослых. Но ребенок не может еще принять участие в той жизни, которую ведут взрослые, и тенденция превращается в идеальную форму совместной со взрослыми жизни. Такой формой идеальной совместной жизни со взрослыми становится для ребенка игра.

Игра  исторически возникла на грани перехода родового строя в новые общественные формации, когда началось общественное разделение труда. В это время  ребенок был как бы вытолкнут  из сферы материального производства и предоставлен  самому себе. Появились «детские общества», в которых дети воспроизводили жизнь взрослых.

Игра  сенситивна к сфере человеческих отношений и общественных функций. В игре воссоздается общий смысл  человеческого труда, норм и способов взаимоотношения людей.  В ней в идеальной форме воспроизводится смысл человеческой деятельности и система тех отношений, в которые вступают взрослые люди в их реальной жизни. Игра имеет громадное значение для развития личности ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ДОШКОЛЬНОЕ  ДЕТСТВО 
 

   Дошкольное  детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный  период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая  жизнь и внутренняя регуляция  поведении. Эта внутренняя жизнь  проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении со взрослыми и сверстниками.  
Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах со взрослым и не на занятиях со специалистами, а в сюжетно-ролевой игре. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.

   В такой игре наиболее интенсивно формируются  все психические качества и особенности  личности ребёнка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических  процессов - от элементарных до самых  сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре.

   Игра  оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок  начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

   Ролевая игра имеет решающее значение для  развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт  на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

   Общение дошкольника со сверстниками разворачивается  главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

   Огромное  значение игры для развития всех психики  и личности ребёнка даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

     

   СТРУКТУРА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 

   Роль является единицей сюжетно-ролевой игры. Она описывает поведение людей в типичных социальных ситуациях согласно принятым нормам. Содержит в себе атрибуты и социальную пользу.

   Правила описывают нормы поведения человека, выполняющего ту или иную социализацию роль, а также  нормы социального поведения.

   Сюжет – это та сфер действительности,  в которую ребенок погружается благодаря игре, это моделируемая действительность.

   Содержание  – это действия и отношения, которые отыгрываются детьми в процессе игры. В игре ребенок реализует два плана отношений – игровые (согласно роли) и реальные (межличностные).

   Игровые действия и предметы. Ребенок подбирает заместители реальным  действиям и предметам, которые недоступны в игровой ситуации. Вместо действий ребенок начинает использовать слова «Как будто я уже сходила в магазин»

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА ПСИХИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.

  • Развиваются все познавательные процессы
  • Развивается произвольность психических процессов, способность к саморегуляции
  • Развиваются навыки общения и взаимодействия
  • Происходит  развитие речи
  • Ребенок учится  придерживаться социально желательных  образцов поведения
  • Ребенок учится выражать нравственные оценки и действовать согласно нравственным нормам
  • Формируется социальная гибкость, способность выбирать адекватную модель поведения
  • Устанавливается соподчинение мотивов
  • Проявляются и формируются черты характера
  • Формируется уровень притязаний и самооценка.

В ИГРЕ СВОБОДА РОЖДАЕТ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

   Игра  является наиболее свободной, непринуждённой, приносящей максимальное удовольствие деятельностью дошкольника. В игре он делает только то, что хочет ребёнок свободно выбирает сюжет игры, его действия с предметами совершенно свободны от их обычного, "правильного" использования.

   Эмоциональная насыщенность игры настолько сильна и очевидна, что многие взрослые видят в ней прежде всего забаву, источник радости и удовольствия.

   Но  парадокс заключается в том, что именно в этой, максимально свободной от всякого принуждения деятельности, казалось бы целиком находящейся во власти эмоций, ребёнок раньше всего научается управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами, быть серьёзным и ответственным. Как же такое становится возможным?

   Для того чтобы ребёнок взял на себя роль какого-либо другого человека, необходимо выделить в этом человеке характерные признаки, присущие только ему, правила и способ его поведения. Если мы хотим, чтобы дети брали на себя роли врачей, лётчиков или учителей, нужно, прежде всего, чтобы они выделили для себя правила и способы поведения этих персонажей.

   Беря  на себя роль взрослого, ребёнок тем  самым берёт на себя определённый, понятный для себя способ поведения, присущий этому взрослому.

   Последовательность  действий той роли, которую берёт  на себя ребёнок, имеет для него как  бы силу закона, которому он должен подчинять  свои действия. Всякая попытка нарушить эту последовательность или внести элемент условности (например, сделать так, чтобы мышки ловили кошек, или чтобы шофёр продавал билеты, а кассир вёл автобус) вызывает бурный протест детей, а иногда даже приводит к разрушению игры. Взяв на себя роль в игре, ребёнок тем самым принимает систему жёсткой необходимости выполнения определённых действий в определённой последовательности. Так что свобода в игре весьма относительна - она существует только в пределах взятой на себя роли.

   Но  всё дело в том, что эти ограничения  ребёнок берёт на себя добровольно, по собственному желанию. Более того, именно это подчинение принятому закону доставляет ребёнку максимальное удовольствие. Обычно ребёнок, подчиняясь правилу, отказывается от того, что ему хочется. В игре же подчинение правилу и отказ от действия по непосредственному импульсу приносит максимальное удовольствие. Специфическое удовольствие от игры связано как раз с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу, заключённому в роли.

   Многие  взрослые считают игру бессмысленной деятельностью, поскольку в ней нет цели и результата. Но в творческой, ролевой игре дошкольника есть и цель и результат. Цель игры заключается в осуществлении взятой на себя роли. Результатом игры является то, как осуществляется эта роль. Конфликты, возникающие по ходу игры, как и само удовольствие от игры определяются тем, насколько результат соответствует цели. Если такого соответствия нет, если правила игры часто нарушаются, вместо удовольствия дети испытывают разочарование и скуку.

      

РАЗВИТИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 
 

   Однако  игровая роль в развитой форме  не возникает сразу и одномоментно. В дошкольном возрасте она проходит существенный путь своего развития. При  одном и том же сюжете, содержание игры на разных этапах дошкольного  возраста совершенно различно. В общих чертах линию развития игры ребёнка можно представить как переход от операциональной схемы единичного действия к его смыслу, который всегда заключается в другом человеке. Эволюция действия (по Д.Б.Эльконину) проходит следующий путь. Сначала ребёнок ест ложкой сам. Потом он кормит ложкой кого-то другого. Затем он кормит ложкой куклу, как ребёнка. Потом он кормит ложкой куклу, как мама кормит ребёнка. Таким образом, именно отношение одного человека к другому (в данном случае мамы к ребёнку) становится главным содержанием игры и задаёт смысл игровой деятельности.

   Главным содержанием игры младших дошкольников является выполнение определённых действий с игрушками. Они многократно  повторяют одни и те же действия с одними игрушками: "трут морковку", "режут хлеб", "моют посуду". При этом результат действия не используется детьми - нарезанный хлеб никто не ест, а вымытая посуда на стол не ставится. Сами действия при этом максимально развёрнуты, они не могут быть сокращёнными и не могут заменяться словами. Роли фактически есть, но они сами определяются характером действия, а не определяют его. Как правило, дети не называют себя именами лиц, роли которых они на себя взяли. Эти роли существуют скорее в действиях, чем в сознании ребёнка.

Информация о работе Особенности и развитие игровой деятельности у дошкольника