Особенности и противоречия социализации в современном обществе.

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:22, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы данной контрольной работы обусловлена изменениями в содержании социализационного процесса современного российского общества. Преобразования, происходящие под влиянием новых технологий, рыночных отношений и кризисных явлений в экономике отражаются на структуре социализационной нормы и механизме "включения" личности в общественную систему.
Социализация как общественное явление определяется характером самого общества, его свойствами и потребностями. В условиях постепенного перехода от одной социокультурной реальности к другой, изменяются критерии и нормы жизнедеятельности человека, а также условия для творческой самореализации. В связи с этим особую актуальность приобретает исследование всего комплекса изменений, которыми характеризуется процесс социализации личности, выявление конкретных факторов, условий и социальных противоречий, которые определяют становление нового типа личности - участника социальных преобразований.
Цель данной работы состоит в выявлении тенденций в социализации личности, характеристике социализационной нормы, и определении механизма "включения" личности в общественные процессы для определения путей оптимизации государственной социальной политики в условиях современного российского общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1) Понятие «социализация» и ее сущность…………………………………………..4
2) Механизмы реализации процесса социализации………………………………….8
3) Социализация и концепция социальной роли…………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………...18
Список литературы……………………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

СОЦ ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

Было показано также большое  значение надежной социальной привязанности как для освоения ребенком незнакомых мест, которое значительно облегчается в присутствии матери (Lieberman, 1977), так и для налаживания ранних социальных контактов с другими детьми.

Группы сверстников играют в детстве и отрочестве очень  важную роль, особенно для развития идентификаций и формирования установок. Согласно Соренсену (Corensen, 1973), подростки гораздо легче идентифицируют себя с другими подростками, чем со старшими, даже если последние относятся к тому же полу, расе, религии и общине, что и они сами. Дружба и сексуальность в отрочестве тесно связаны. Даже если "хороших друзей" у подростка меньше, чем в каком-либо ином возрасте (обычно не больше пяти, по данным Weiss Lowenthal, 1975), среди них в это время больше доля представителей другого пола.

процессы интериоризации (перенос общественных представлений в сознание отдельного человека, переход внешних практических действий в умственный план) социальных норм, ценностей и типичных форм поведения, а также процессы экстериоризации (вынесение вовне результатов умственных действий), осуществляемые в процессе индивидуальной жизнедеятельности.

При рассмотрении механизма психического развития отечественные исследователи обычно исходят из идей Л.С. Выготского, который выдвинул как важнейший для психологии исторический принцип понимания психических процессов. В соответствии с ним поведение современного культурного взрослого человека представляет собой результат двух различных процессов развития: биологической эволюции животных и исторического развития человечества, в итоге чего первобытный, примитивный человек превращается в современного культурного человека.

В филогенезе оба эти процесса, представлены как самостоятельные и независимые линии развития. В онтогенезе они слиты воедино, так как ребенок сразу же после рождения оказывается под определяющим воздействием окружающей его социальной среды и при этом продолжается также его органическое развитие. "Врастание нормального ребенка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания, - пишет Выготский. - Оба плана развития - естественный и культурный - совпадают и сливаются один с другим". Таким образом, обе "системы активности" (животная и человеческая) развиваются одновременно и совместно.

В ходе исторического развития человечества (и соответственно в онтогенетическом развитии каждого отдельного человека) возникают и формируются культурные формы поведения. При этом к началу каждого возрастного периода складывается своеобразное и специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его средой. Это отношение Выготский назвал социальной ситуацией развития в данном возрасте .

Социальная  ситуация развития - это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного возрастного периода. Она всецело определяет формы и путь развития ребенка, следуя которым приобретаются новые свойства личности. Как заключает Выготский, при изучении динамики какого-либо возраста первостепенным является выяснение социальной ситуации развития.

Всеобщими и  универсальными механизмами социализации являются интериоризация и экстериоризация, которые проявляются в ряде психологических механизмов, выполняющих защитную (адаптивную), регулятивную и самоактуализирующую функции. Рассмотрим некоторые из психологических механизмов социализации.

Механизм  самоограничения. Когда человек понимает, что его достижения менее значительны, чем достижения других, он страдает; его самоуважение понижается. Некоторые люди в такой ситуации прекращают деятельность, т.е. отступают перед трудностями, ограничивают возможности своего Я. Самоограничение связано с возникновением в сознании личности когнитивного диссонанса, т.е. негативного побудительного состояния. Оно появляется в ситуации, когда субъект одновременно располагает двумя противоречивыми "знаниями" (мнениями, понятиями) об одном и том же объекте. Состояние диссонанса переживается субъективно как дискомфорт, от которого пытаются избавиться либо путем изменений одного из элементов противоречивых знаний, либо путем введения нового элемента.

Проекционный  механизм - приписывание собственных нежелательных черт другим, что защищает человека от осознания этих же черт в себе. Чтобы сохранить самоуважение, человек обращает на других те отрицательные эмоции, которые были направлены против себя. Этот механизм проекции позволяет личности оправдать многие свои поступки, мотивируемые неприемлемыми для нее моральными принципами, желаниями и установками; он не уважал бы себя, если бы осознавал эту особенность в себе. Такой человек имеет тенденцию постоянно критиковать окружающих, потому что приписывает им проявления нечестности, жесткости и других негативных качеств. Экспериментально установлено, что люди с высоким уровнем самооценки, но с невысоким мнением о других, проецируют на них собственные недостатки. Проекция в реальных жизненных ситуациях осуществляется не изолированно, а во взаимодействии с другими механизмами социализации. Подозрительный человек склонен и другим приписывать этот порок, эгоистичный и раздражительный обнаруживает эти недостатки у окружающих. Однако собственные недостатки при этом не замечаются, они вытесняются из сознания, подавляются или являются основой механизма образования противоположной реакции.

Механизм  идентификации, с помощью которого в целом ряде случаев человек отождествляет себя с другим субъектом, или целой группой, т.е. одно лицо (субъект идентификации) осуществляет в основном подсознательно психическое уподобление другому (объект идентификации). Идентификация приводит к подражанию действиям и переживаниям других людей, интериоризации их ценностей и установок. Этот механизм проявляется во всех возрастных группах. Ее объектами могут стать родители, другие близкие люди, значимые лица, не только реальные, но и воображаемые (например, герои кинофильмов и книг). Идентификация может быть полной или частичной, сознательной и неосознаваемой. Ее иногда отождествляют с научением как имитацией (подражанием). Однако при идентификации человек не только подражает действиям другого, но и становится похожим на него. Идентификация лежит в основе принятия тех или иных социальных ролей. Кроме того, идентификация со значимым другим порождает избирательную невосприимчивость воздействий других и нонконформизм.

Механизм  интроекции, который тесно связан с идентификацией и является простейшей формой интериоризации. При интроекции качества и установки другого как бы "встраиваются" в структуру личности субъект без специальной переработки, в неизмененном виде. Часто он действует подсознательно, но при самоанализе его результаты могут становиться осознанными. Идентификация лежит в основе эмпатии, т.е. сопереживания эмоциональным состоянием другого, проникновения в его переживания.

Таким образом, существует огромное количество механизмов в социализации человека, его адаптации к внешнему миру и к самому себе.(3)

3.Социализация и концепция социальной роли

Известно, что  младенец вступает в большой мир как биологический организм и его заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией.(5)

Для успешной социализации, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

1) стадии подражания  и копирования детьми поведения  взрослых;

2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

3) стадии групповых  игр, на которой дети учатся  понимать, что от них ждет целая  группа людей.

Существует "избитый" вопрос. Почему дети, выросшие в одной  семье, так сильно отличаются друг от друга, даже если они имеют сходный групповой опыт? Потому что у них не было полностью идентичного группового опыта, их опыт всегда был в чем-то сходен, а в чем-то различен. Каждый ребенок воспитывается в семье с разной структурой. Он может быть единственным, а может иметь брата или сестру, общение с которым(ой) придает его личности новые черты. Кроме того, дети общаются с различными группами, воспринимают роли разных людей. Даже близнецы с одинаковой наследственностью всегда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. В связи с этим можно сказать, что каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происшедшие с ним, как кирпичики в стене, но их значение он преломляет через свой прошлый опыт, а также опыт своих родителей, близких, знакомых.

Психоаналитики  утверждают, что некоторые инциденты, происшедшие в ходе личностного опыта, могут быть критическими, так как они придают определенную окраску всем последующим реакциям человека на окружающую среду. Известен, например, случай травматического значения маленького эпизода, когда у пятилетней девочки чужой дядя отнял и выкинул любимую куклу. Впоследствии этот эпизод повлиял на общение ставшей взрослой женщины с мужчинами. Таким образом, если групповой опыт может быть сходен или даже одинаков у различных личностей, то индивидуальный опыт всегда уникален. Именно поэтому не может быть совершенно одинаковых личностей.(1)

Порой нам хочется  оценить себя по какому-то отдельному параметру, но в нашем распоряжении нет соответствующей информации. Например, если вы хотите знать, хороший ли вы танцор, есть способ это проверить. Можно проконсультироваться у эксперта, ну а если его нег в вашем распоряжении? Можно спросить у знакомых, насколько хорошо вы танцуете, но, допустим, вы стесняетесь это сделать. На основе самонаблюдения и наблюдения за действиями других танцующих, мы можем составить определенное впечатление о себе, как танцоре. Этот процесс называется социальным сравнением. Когда людей просят рассказать о себе, например, задают им вопрос: "Кто вы?", то в ответах они нередко относят себя к той или иной группе, категории, общности. В подобных случаях речь идет о социальной идентичности индивида. Это важная часть Я-концепции, которая основана на его принадлежности к какой-либо социальной группе вместе с присущими данной группе нормами и ценностями. В качестве примеров можно назвать семью, какую либо организацию, религиозную или этническую группу, любое другое сообщество, укрепляющее значимые аспекты собственного Я.

В ходе повседневной жизни индивид обычно сравнивает свои личные достижения в какой-либо сфере с достижениями других. При  этом люди также сравнивают успехи "своих" групп с успехами групп "чужих". Когда кто-то из "своих" добивается крупного успеха, то все остальные члены этой общности, даже не игравшие никакой роли в этом успехе, также испытывают чувство гордости и даже личного удовлетворения достижением некоторых из нас. Например, после первого в истории человечества полета в космос, который был совершен Ю. Гагариным, многие советские люди искренне гордились успехом своей страны. Известно также, какой эмоциональный подъем испытывают люди в стране, национальная сборная которой выигрывает Кубок мира по футболу. Такое явление, когда люди греются в лучах чужой славы, способствует повышению индивидуальной самооценки, потому что социальная идентичность этих людей в данной сфере составляет интегральную часть Я-концепции. Люди стремятся к тому, чтобы косвенным образом разделить успех членов "своей" группы, особенно после личных неудач.(4)

Человек, будучи социальным существом, взаимодействует  с различными социальными группами, участвует в кооперированных, совместных действиях. Однако практически не бывает такого положения, когда личность полностью принадлежит к какой-либо одной группе. Например, человек является членом семьи как малой группы, но он еще член и коллектива предприятия, и общественной организации, и спортивного общества. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них разное положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Например, директор предприятия, занимающий в данном коллективе самое высокое положение, придя в спортивное общество, будет находиться там, на правах новичка и неумехи, т.е. займет низкое положение. Для анализа степени включения индивида в различные группы. А также положения, которое оно занимает в каждой из них, и его функциональных возможностей по отношению к каждой группе используются понятия социального статуса и социальной роли.

Социальный  статус обычно определяется как ранг или позиция индивида в группе или группы, во взаимоотношениях с другими группами (некоторые социологи используют термин "социальная позиция" как синоним социального статуса). Социальная роль - это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщины отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. В этом смысле статус и роль - это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.

Нормы культуры усваиваются в основном через  обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид становится действительно частью общества.

Существует  ряд классификаций социальных ролей. Все их многообразие можно подразделить на роли, приписанные и роли достигнутые. К приписанным относятся, например, роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по полу. Такие роли называются тендерными. Обычно родители понимают, что мальчиков и девочек нужно воспитывать неодинаковым образом, прививая им различные навыки. Так, мальчиков чаще учат обращаться с различными хозяйственными инструментами, а девочек - готовить пищу и шить. Очевидно, что даже в современных странах с развитой демократией, несмотря на социальное равенство полов, существуют ожидаемые наборы образцов поведения, присущего мужчинам и женщинам. И эти наборы имеют существенные различия. Так, наша общественная мораль терпимо относится к поведению юноши, если он на улице пытается познакомиться с понравившейся ему девушкой. Однако если бы подобную активность проявила девушка, это было бы расценено (во всяком случае, многими представителями старшего поколения) как отклонение от ожидаемых в обществе правил поведения. Гендерные роли предписывают также определенные манеры и жесты, речевые обороты, соответствующую одежду. В странах Востока различие между тендерными ролями еще более заметно.

Информация о работе Особенности и противоречия социализации в современном обществе.