Особенности и противоречия социализации в современном обществе.

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:22, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы данной контрольной работы обусловлена изменениями в содержании социализационного процесса современного российского общества. Преобразования, происходящие под влиянием новых технологий, рыночных отношений и кризисных явлений в экономике отражаются на структуре социализационной нормы и механизме "включения" личности в общественную систему.
Социализация как общественное явление определяется характером самого общества, его свойствами и потребностями. В условиях постепенного перехода от одной социокультурной реальности к другой, изменяются критерии и нормы жизнедеятельности человека, а также условия для творческой самореализации. В связи с этим особую актуальность приобретает исследование всего комплекса изменений, которыми характеризуется процесс социализации личности, выявление конкретных факторов, условий и социальных противоречий, которые определяют становление нового типа личности - участника социальных преобразований.
Цель данной работы состоит в выявлении тенденций в социализации личности, характеристике социализационной нормы, и определении механизма "включения" личности в общественные процессы для определения путей оптимизации государственной социальной политики в условиях современного российского общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1) Понятие «социализация» и ее сущность…………………………………………..4
2) Механизмы реализации процесса социализации………………………………….8
3) Социализация и концепция социальной роли…………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………...18
Список литературы……………………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

СОЦ ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

Сибирская академия государственной службы

Институт переподготовки специалистов

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине: социальная психология.

Тема: особенности и противоречия социализации в современном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Замараева Надежда Александровна.

Студентка гр. 09308

       Проверила: Кушнерова Юлия Юрьевна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск  2010г.

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………3

1) Понятие   «социализация» и ее сущность…………………………………………..4

2) Механизмы  реализации процесса социализации………………………………….8

3) Социализация  и концепция социальной роли…………………………………….13

  Заключение……………………………………………………………………...18

Список литературы……………………………………………………………19 
Введение.

Актуальность темы данной контрольной работы обусловлена изменениями в содержании социализационного процесса современного российского общества. Преобразования, происходящие под влиянием новых технологий, рыночных отношений и кризисных явлений в экономике отражаются на структуре социализационной нормы и механизме "включения" личности в общественную систему.

Социализация как общественное явление определяется характером самого общества, его свойствами и потребностями. В условиях постепенного перехода от одной социокультурной реальности к другой, изменяются критерии и нормы жизнедеятельности человека, а также условия для творческой самореализации. В связи с этим особую актуальность приобретает исследование всего комплекса изменений, которыми характеризуется процесс социализации личности, выявление конкретных факторов, условий и социальных противоречий, которые определяют становление нового типа личности - участника социальных преобразований.

Цель данной работы состоит в выявлении тенденций в социализации личности, характеристике социализационной нормы, и определении механизма "включения" личности в общественные процессы для определения путей оптимизации государственной социальной политики в условиях современного российского общества.  
1. Понятие «социализация» и ее сущность.

 

Социализация — это процесс (и результат) усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении, деятельности и поведении, опыта общественной жизни, системы социальных связей и общественных отношений.

Социализация — это процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, т.е. личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Посредством социализации люди учатся жить в обществе, эффективно взаимодействовать друг с другом, особенно в условиях общественно значимой совместной деятельности.

Социализация предполагает активное участие индивида в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, в приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы. Определяющее значение для процессов социализации имеет общественное воспитание.

Выделяют несколько источников социализации индивида.

Передача культуры — она осуществляется через такие социальные институты, как семья, система образования, обучения и воспитания.

Взаимное влияние людей — оно происходит в процессе общения и совместной деятельности.

Первичный опыт — он связывается с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения.

Процессы саморегуляции — они соотносятся с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль.

Система саморегуляции формируется и развивается и в процессе интериоризации социальных установок и ценностей. Интериоризация - это формирование у индивида структур психики посредством усвоения способов внешней социальной деятельности и поведения. Интериоризация — это превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные отношения с самим собой).

В развитии выделяются такие стадии интериоризации:

1) взрослый словом  действует на ребенка, побуждая что-то сделать;

2) ребенок перенимает  способ обращения и начинает  воздействовать словом на взрослого;

3) ребенок начинает  воздействовать словом на самого  себя. В общем, процесс социализации  можно характеризовать как:

— постепенное  расширение (по мере приобретения индивидом социального опыта) сферы его общения, деятельности и поведения;

— развитие саморегуляции  и становление самосознания и  активно жизненной позиции.

В качестве институтов социализации выступают семья, детски дошкольные учреждения, школа, трудовые и другие (например, досуговые) коллективы.

В процессе социализации человек обогащается социальным опытом и индивидуализируется, становится личностью, приобретает всевозможность и способность быть не только объектом, но и субъектов социальных воздействий, влиять на социализацию других людей. (2)

Основополагающей  концепцией в теории социализации считается концепция изначальной асоциальности человека (ребенка). В этом случае социализация выглядит как процесс превращения субъекта изначально асоциального, в социальную личность.

Социализация  является "интерактивным" процессом, поскольку подразумевает, прежде всего, взаимодействие представителей старших и младших поколений - как непосредственное в виде контактов "лицом к лицу", так и опосредованное массовыми коммуникациями. Наряду с этим процесс социализации включает в себя и различные контакты индивида со сверстниками, своеобразные уроки которых способствуют его вхождению в общество. Б.Г. Ананьев отмечал важную роль социальных связей личности с людьми своего класса, общественного слоя, профессии и т.д., с которыми данная личность вместе формировалась в одно и то же историческое время, была свидетелем и участником событий, о которых младшие будут знать лишь из преданий, литературы и т.д. Принадлежность к определенному поколению является существенной характеристикой конкретной личности.

С помощью социализации общество воспроизводит социальную систему, сохраняет свои социальные структуры, формирует социальные эталоны, стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность вынуждена усваивать социальный опыт путем вхождения в социальную среду, в систему существующих социальных связей.

Социализация  осуществляет социальную типизацию личности, адаптирует и интегрирует человека в обществе благодаря усвоению им социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. Однако в силу своей природной автономности личность сохраняет и развивает тенденцию к независимости, свободе, формированию собственной позиции, развитию индивидуальности. Следствием действия этой тенденции является преобразование, как самой личности, так и общества. Тенденция автономизации личности позволяет не только актуализировать существующую систему социальных связей и социального опыта, но и приобретать новый, в том числе и личный, индивидуальный опыт. Обе тенденции - социальная типизация и автономизация личности, присущие социализации, сохраняют свою устойчивость, обеспечивая, с одной стороны, взаимовозобновляемость общественной жизни, т.е. социума, а с другой - реализацию личностных потенций, задатков, способностей, воспроизводство духовности и субъективности.

Поддержка со стороны  других людей, их общество важны и для взрослого человека. Известно, что продолжительная изоляция может вызывать депрессию, тревожность, утрату умственных способностей. Страдания от одиночества настолько известны, что одиночное заключение в тюрьме считается самой строгой мерой наказания.

Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается  на этапы, каждый из которых "специализируется" на решении определенных задач, без  проработки которых последующий  этап может либо вовсе не наступить, либо оказаться искаженным или заторможенным. Так, специфична социализация, в которую вовлечен растущий человек, развивающий и осваивающий собственную субъективность, реалии собственного бытия через событийную общность с другими людьми, значимыми (референтными) и безразличными (индифферентными). Иной представляется социализация личности зрелой, состоявшейся.

В процессе социализации личность как бы "примеривает" на себя и выполняет различные  роли, которые дают возможность ей проявить, раскрыть себя, т.е. определенным образом репрезентировать социуму. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех реальных взаимодействиях и о тех статусно-ролевых отношениях, в которые личность была включена.

Итак, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

Впрочем, в литературе особенно не дискутируется вопрос о то" социальным или асоциальным рождается человеческий детеныш, принципе, считается, что асоциальным. Хотя есть противоположные точки зрения. Иногда говорят, что социальность ребенка сводится к потребности в общении. То есть ребенок изначально асоциален, но если уж предполагать наличие какой-то минимальной врожденной социальности, то она и выражается в потребности в общении. Представляется, что этот тезис недостаточно корректен. Ничего не известно о наличии или отсутствии у ребенка потребности в общении, если нет самого общения, если опыт общения не приходит к нему извне. Ведь такие ситуации известны: когда дета выкормлены до некоторого возраста дикими животными. Да| очеловечить их в известном смысле слова, несмотря на десятилетия неустанной работы психологов, все-таки не удалось (в литературе описан случай такого наблюдения и работы на протяжении более двадцати лет), но этот факт ничего не говорит о потребности в общении как таковой.

Есть основания  полагать, что в социально-психологической литературе не решен вопрос о соотношении понятий «социализация», «обучение», «воспитание», «развитие личности» и др. Одна из точек зрения состоит в том, что понятие «социализация» не заменяет собой известные в педагогике и в педагогической психологии понятия «обучение», «воспитание», «развитие личности», иначе говоря, все эти понятия — не синонимы.

Обществу далеко не все равно, каким будет результат  социализации. Если этот результат  негативный — состоялась социализация индивида в таком случае или не состоялась? Да, состоялась, но общество степень этой состоятельности не устраивает. Оно принимает дополнительные меры и усилия, чтобы добиться от индивида его адаптивности и адекватности, причем эти дополнительные усилия как бы продолжают процесс социализации. Если же этого добиться не удается вовсе, тогда общество пожизненно локализует индивида в специально созданную для этих целей среду обитания, а некоторые общества легитимным образом физически уничтожают такого индивида.

Индивид не только усваивает, но и активно воспроизводит систему социальных связей, следовательно, он одновременно выступает в процессе социализации и его объектом, и его субъектом.

Процесс социализации может происходить в условиях стихийного воздействия на человека различных обстоятельств жизни в обществе,

а также целенаправленной деятельности, как со стороны общества, так и со стороны индивида.(1).

 

2.Механизмы реализации процесса социализации

С первых же часов  жизни человека начинается процесс  его социализации, в основе которого лежат связи между индивидуумами и освоение социальных навыков. Отчасти этот процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако, прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении всей жизни.

Наибольшее значение для  образования связи с ребенком и каждым из его родителей имеют  первые мгновения его жизни. В  основе формирования этой связи лежат взгляды, движения и особенно улыбки ребенка (Le-bovici, 1983). Известно также, что со второй недели жизни новорожденный не только начинает обнаруживать интерес к человеческому лицу, но и способен отличить лицо своей матери от чужого (Carpenter, 1975).

Между 8-м и 12-м месяцем  жизни начинают четко проявляться  привязанности ребенка. Он разражается криком и плачем, когда его забирают от матери (или человека, обычно ухаживающего за ним), чтобы передать в чужие руки. Такая реакция ребенка отражает не только страх перед незнакомым человеком, сколько неузнавание в нем знакомых черт материнского лица (Spits, 1957). Этот этап тесно связан с развитием представления о постоянстве (перманентности) предметов - когнитивного процесса, который был изучен Пиаже и состоит в том, что с 8-го месяца жизни, ребенок начинает активно искать исчезнувший внезапно предмет. Представление о постоянстве, вначале связанное у ребенка с матерью, распространяется затем и на другие объекты, в особенности на другие "социальные объекты". Кроме того, постоянное присутствие социального партнера приводит к формированию у ребенка на 8-м или 9-и месяце жизни представления о собственной перманентности.

Информация о работе Особенности и противоречия социализации в современном обществе.