Особенности характера киберигроков

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследование влияния особенностей характера на компьютерную зависимость.
Задачи:
Изучить психологические особенности характера.
Выявить основы, факторы, стадии компьютерной зависимости.
Исследовать влияние акцентуации характера как одной из его особенностей на уровень формирования компьютерной зависимости.

Содержание

Введение
Глава 1. Характер как основа фoрмирования компьютернoй зависимости у пoдрoсткoв
1.1.Характер как психлогическая категория
1.2. Формирование компьютерной зависимости у подростков
Глава 2. Влияние акцентуаций характера на формирование компьютерной зависимости
2.1. Программа эмпирического исследования
2.2. Анализ результатов исследования акцентуаций характера
2.3. Анализ результатов исследования компьютерной зависимости
2.4. Сравнительный анализ
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

     Причины возникновения компьютерной зависимости.

     В основе формирования патологического  пристрастия к компьютеру лежит  нарушение психических механизмов восприятия мира и обработки информации. Уровень развития компьютерной техники и программного обеспечения на данный момент создают иллюзию реальности, в которую погружается человек, работающий за компьютером. По не известным еще причинам наш мозг «любит» решать различные логические задачи и выполнять различные простые действия, моментально приносящие результат. Сама по себе работа за компьютером это последовательность логических операции и действий, которые могут полностью овладеть вниманием работающего и на время изолировать его от окружающего мира.

     Просмотрев  список названий современных, новых компьютерных игр, становится ясно, почему развивается компьютерная зависимость. Доказано, что зависимость развивается у лиц с неустойчивой психикой (психопатиями), социофобией (социо – «общество», фобия – «боязнь чего или кого-либо»). По мнению психологов, компьютерной зависимости подвержены неуверенные в себе люди, нерешительные, чрезмерно стеснительные, испытывающие трудности в общении, имеющие низкую самооценку, комплексы или чрезмерно застенчивые. Таким людям сложно принять помощь окружающих. Компьютер же заменяет врача, собеседника, спутника жизни, игра становится частью жизни. [19, с.56]

     Итак, подростковый возраст - сложный возраст, который может вызвать ряд затруднений у ребенка. Невозможность эти затруднения разрешить приводит к тому, что из мира реального ребенок уходит в мир виртуальный, что может способствовать формированию компьютерной зависимости, которая формируется в три стадии: стадия увлеченности, стадия развития и риск развития компьютерной зависимости. Выявить компьютерную зависимость можно с помощью следующих признаков: раздражительность, чувство эйфории от компьютера, полная отдача времени и средств для общения с компьютером.

 

      2. Влияние акцентуаций характера на формирование компьютерной зависимости. 

     2.1.Программа эмпирического исследования. 

     Если  на компьютерную зависимость влияют индивидуальные особенности, то будет  ли влиять тип характера на формирование зависимости. Эта проблема легла  в основу нашего научного поиска.

       Цель исследования: Исследовать влияние акцентуации характера как одной из его особенностей на уровень формирования компьютерной зависимости.

     Объект  исследования: подростки.

     Предмет исследования: акцентуации характера, компьютерная зависимость.

     Выборка: 23 человека.

     Возраст учащихся: 14-16 лет.

     База  исследования: 8 «г» класс МОУ СОШ №4 г.Орехово-Зуево. Этапы исследования:

  1. Исследовательский этап
  2. Аналитический этап

     Исследовательский этап:

     Цель: исследовать особенности характера и уровень компьютерной зависимости.

     Задачи:

     1. исследовать типы акцентуаций характера.

       2. исследовать уровень компьютерной зависимости.

     Для исследования типов акцентуации  характера был использован опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека. Опросник составлен из 88 вопросов, ответы на которые проставляются на регистрационном  бланке, соответственно «+», если ответ утвердительный (да) и «минус», если ответ отрицательный (нет). После обработки анкеты записывается число баллов, полученное для каждого типа акцентуации. Максимально возможное число баллов равно 24.

     18-24 балла – выраженная акцентуация по данному типу.

     12-17 баллов – скрытая акцентуация.

     Менее 12 баллов – отсутствие акцентуации  по данному типу.

     Для исследования компьютерной зависимости  использован «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» [19, с.138] . Способ предлагает одиннадцать вопросов, на которые требуется отвечать в соответствии со шкалой. За ответ «никогда» - 1 балл, за ответ «редко» - 2 балла, за ответ «часто» - 3 балла, за ответ «очень часто» - 4 балла. Таким образом, метод выделяет четыре уровня компьютерной зависимости:

       До 15 баллов — 0 % риска развития компьютерной зависимости;

     16-22 балла — стадия увлеченности;

     23-37баллов  — риск развития компьютерной  зависимости.

     более 38 баллов — наличие компьютерной зависимости.

     На  стадии увлеченности подросток может остановиться в формировании тяги на одном из предшествующих периодов ее возникновения, таким образом, потребность исчезает быстрее. Но если этого не происходит и ребенок проходит все периоды формирования психологической потребности в виртуальной реальности, то, следовательно, данная стадия будет носить затяжной характер.

     Во  время стадии риска развития зависимости ребенок начинает сравнивать мир реальный и виртуальный и отдает предпочтение последнему. Компьютерная реальность позволяет детям осуществить свои мечты. На этой стадии необходимо провести профилактические программы.

     Если  более 38 баллов, то уже происходят серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере ребенка. Происходит изменение самосознания и самооценки. Такие дети всегда, часто подолгу, играют без свидетелей, их потребность не изменяется и не исчезает с удовлетворением базовых физиологических потребностей. Для них компьютерная игра выступает в роли наркотика. Если в течение какого-то временного отрезка их тяга не замещается, то они впадают в состояние, близкое к своего рода ломке, испытывают отрицательные эмоции, становятся раздражительными и агрессивными, впадают в прострацию. Такие явления с клинической точки зрения называются психопатологией, или стилем существования, вызывающим данную патологию. Аналитический этап:

       Цель: с учетом полученных результатов выявить, какие акцентуации или их сочетание влияют на формирование компьютерной зависимости.

       Задачи:

      1. проанализировать результаты исследования типов акцентуации .

      2. проанализировать результаты исследования уровня компьютерной зависимости.

      3. сопоставить полученные результаты.  

     2.2.Анализ результатов исследования влияния акцентуаций характера. 

     Для того, чтобы выявить акцентуации  характера, было проведено исследование по опроснику Леонгарда-Шмишека. Получены следующие результаты (Рис. 1). 

     Рис.1.

     Результаты  исследования типов акцентуаций  характера

     

     В выборке ярко представлены следующие  виды акцентуаций:

     52 % учащихся с эмотивным типом акцентуации. Такие люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова».

     48 % - с гипертимическим типом. 

     Характеризуется хорошим, слегка повышенным настроением, контактностью, словоохотливостью, оптимизмом.

     У него высокий тонус, он энергичен, активен и проявляет стремление быть лидером, легко адаптируется в незнакомой обстановке.

     39% - с циклотимическим типом. 

     Эти подростки склонны к частой смене  настроения, перемене манеры общения  с окружающими людьми.

     У них периодически падает работоспособность, утрачивается интерес к работе и к окружающим людям.

     39 % - с экзальтированным типом. Подростков данного типа акцентуации характера можно узнать по свойственной им высокой контактности, словоохотливости, влюбчивости. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов.

     22 % - с возбудимым типом акцентуации.  Данному типу присуща низкая  контактность в общении, замедленность  вербальных и невербальных реакций.

     13 % учащихся с тревожным типом  акцентуации. Такие подростки нерешительны, мало контактны, робки, неуверенны в себе, склонны к минорному настроению.

     4.3 % - с демонстративным типом. Этому  типу акцентуации характера присуща  легкость установления контактов,  стремлением к лидерству, жаждой  власти и похвалы.

     4.3 % учащихся с дистимическим типом.  Эти подростки мало контактны,  немногословны, с доминирующим  пессимистическим настроением. Они  обычно домоседы, тяготятся шумным  обществом.

 

      2.3.Анализ результатов исследования компьютерной зависимости. 

     вторым шагом стало исследование компьютерной зависимости. После проведения теста-опросника получены следующие результаты. (Рис. 2) . 

     Рис.2.

     Результаты  исследования компьютерной зависимости 

       

     По  данным исследования компьютерной зависимости, следующие результаты:

  1. 52 % на стадии увлеченности. На этом этапе можно пронаблюдать сильную утомляемость подростка, но, тем не менее, уже существует тяга к компьютеру.
  2. 39 % с риском развития компьютерной зависимости. На этой стадии необходимо провести профилактические программы.
  3. 9 % отсутствие компьютерной зависимости. То есть, подростку не угрожает «общение» с компьютером, он может ограничивать свое время.

     Таким образом, уровень компьютерной зависимости  определяется стадией увлеченности. 

     2.4. Сравнительный анализ. 

     Последним этапом в работе стал сравнительный анализ. То есть, необходимо просмотреть, имеется ли у акцентуированных личностей компьютерная зависимость и при каких акцентуациях, какой уровень зависимости. Были получены следующие результаты (Рис.3) 

     Рис.3.

     Влияние типов акцентуаций на формирование увлеченности

       

     Из  них мы видим, что развитие компьютерной зависимости на стадии увлеченности определяют следующие типы акцентуации:

     26% - гипертимный тип;

     22% - эмотивный и циклоидный типы;

     18% - экзальтированный тип;

     9% - возбудимый тип;

     7% - демонстративный тип.

     Данный  период протекает достаточно долго, в силу своих индивидуальных особенностей подросток может остановиться в  формировании тяги на одном из предшествующих периодов ее возникновения, таким образом, потребность исчезает быстрее. Но если этого не происходит и ребенок проходит все периоды формирования психологической потребности в виртуальной реальности, то, следовательно, данная стадия будет носить затяжной характер.

     Какие типы акцентуации влияют на высокий  риск развития компьютерной зависимости, можем пронаблюдать в следующей диаграмме. (Рис.4)

 

      Рис.4.

     Влияние типов акцентуаций на компьютерную зависимость

        

     30% - эмотивный тип;

     22% - гипертимный тип;

     21% - экзальтированный тип;

     17% - циклоидный тип;

     13% - возбудимый тип;

     6% - демонстративный тип.

     На  стадии высокого риска развития компьютерной зависимости ребенок начинает сравнивать мир реальный и виртуальный и  отдает предпочтение последнему. Компьютерная реальность позволяет детям осуществить  свои мечты. Один мечтал быть сильным, чтобы все его боялись, в игре он избивает, грабит или убивает других людей. В реальном мире он давно бы был пойман милицией и посажен в тюрьму. Но нет, здесь, в игре, ему все сошло с рук: он скрылся от преследования полиции и может спокойно продолжать свою грабительскую деятельность. Многими исследованиями доказано, что человек стремится постоянно получать положительные эмоции, он готов постоянно повторять действия, которые доставляют ему удовольствие.

Информация о работе Особенности характера киберигроков