Особенности характера киберигроков

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследование влияния особенностей характера на компьютерную зависимость.
Задачи:
Изучить психологические особенности характера.
Выявить основы, факторы, стадии компьютерной зависимости.
Исследовать влияние акцентуации характера как одной из его особенностей на уровень формирования компьютерной зависимости.

Содержание

Введение
Глава 1. Характер как основа фoрмирования компьютернoй зависимости у пoдрoсткoв
1.1.Характер как психлогическая категория
1.2. Формирование компьютерной зависимости у подростков
Глава 2. Влияние акцентуаций характера на формирование компьютерной зависимости
2.1. Программа эмпирического исследования
2.2. Анализ результатов исследования акцентуаций характера
2.3. Анализ результатов исследования компьютерной зависимости
2.4. Сравнительный анализ
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

     Взаимоотношения человека с другими людьми выступают определяющими в отношении к деятельности, порождая повышенную активность, напряжение, рационализаторство или, напротив, успокоенность, безынициативность. Отношение к другим людям и к деятельности в свою очередь обуславливает отношение человека к собственной личности, к самому себе. Правильное, оценочное отношение к другому человеку, является основным условием самооценки. [15, с.89]

     Отношение к другим людям не только выступает  важной частью характера, но и составляет основу формирования сознания личности, обязательно включая и отношение к себе как деятелю, зависящее, прежде всего, от самой формы деятельности. При изменении деятельности меняется не только предмет, методы и операции этой деятельности, происходит вместе с тем и перестройка отношения к себе как деятелю.

     Основные  черты характера задают направленность развитию всего комплекса черт, в  том числе и второстепенным чертам, которые определяются основными. Количественно  каждая из черт может достичь своего предела, пока еще являющегося нормальным проявлением.

     Чрезмерная  выраженность черт характера и их сочетание в крайних проявлениях  нормы называется акцентуацией характера.

     Акцентуация характера.

     Сегодня ни одно психологическое обследование не обходится без диагностики акцентуаций характера. Именно они, по мнению Л.Н. Собчик, помимо «ведущих тенденций» «составляют основной, устойчивый рисунок личности».

     Знание  акцентуаций помогает человеку определить свои предрасположенности (в профессиональной деятельности, к алкоголизму и т.д.) и «сгладить углы» межличностных отношений.

     Необходимость выявления акцентуаций характера  в подростковом возрасте тем сильнее, что это время считается наиболее сложным, критическим развитии человека. Именно в этот период по данным статистики совершается наибольшее количество суицидов, противоправных действий, именно здесь часто формируются зависимости (наркотическая, алкогольная и т.д.)

     Акцентуация характера - это крайние варианты, нормы, при которых отдельные  черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим[4, с.65].

     Понятие "акцентуация" впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард. Им же разработана и описана классификация акцентуаций личности.

     В работах К. Леонгарда используется как сочетание "акцентуированная личность", так и "акцентуированные черты характера" К. Леонгард заменил термин "психопат" на термин "акцентуированная личность". По его мнению, акцентуированные личности – это не больные люди, это здоровые индивиды со своими индивидуальными особенностями. [4, с.65].

     Акцентуация всегда, в общем, предполагает усиление степени определенной черты. Эта черта личности, таким образом, становится акцентуированной. Акцентуированные черты далеко не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. Акцентуация – это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.[4, с.68]

     Акцентуации представляют собой хотя и крайние, но варианты нормы. Поэтому "акцентуация характера" не может быть психиатрическим диагнозом.

     Не  всегда легко провести четкую грань  между чертами, формирующими акцентуированную личность и чертами, определяющими  вариации индивидуальности человека.

     Таким образом, характер - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Характер - "каркас" и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры. Он определяет поведение в социуме, а особенности характера определяются типами и крайней выраженностью некоторых свойств - акцентуации.

     Наиболее  распространенная типология акцентуация  Шмишека и Леонгарда предлагает следующие типы: гипертимический, тревожно-боязливый, дистимический, педантичный, возбудимый, эмотивный, застревающий, демонстративный, циклотимический, экзальтированный.

 

      2. Формирование компьютерной зависимости у подростков. 

     Подростковый  возраст долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.

     Подростковый  возраст — стадия онтогенетического  развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется  качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. [16, с. 114]

     Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового  комплекса". Они имеют свойственные проявления: чувствительность к оценке посторонних своей внешности , крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих, внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью. Суть "подросткового комплекса" составляют свои поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды .

     Для подростков характерна полярность психики: целеустремленность, настойчивость и импульсивность, неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать, потребность в общении сменяется желанием уединиться, развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью, романтические настроения нередко граничат с цинизмом.

     Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится  овладеть как можно большим количеством  знаний, но, не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.

     Кризис подросткового возраста связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием (пубертатный период). Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки (волосы на теле, растет грудь у девочек, ломается голос у мальчиков). Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, эмоциональный фон становится нестабильным. Поэтому может появляться раздражительность, даже агрессивность, бурные всплески энергии сменяются упадком сил.

     Появляется  чувство взрослости, родительский авторитет  обесценивается. В семье возникают  частые конфликты, нередко подросток реагирует протестом на любые попытки вмешаться в его жизнь. В это время ребенку уже хочется всего и сразу. Человек уже видит возможности, которые открыты перед ним, но фактически он еще не умеет управлять своим поведением, желаниями, он еще ребенок.

     Нуждаясь  в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное  желание быть самостоятельным, равными  с ними в правах. Зачастую после  столкновения с этими проблемами, подросток переходит из мира реального в мир виртуальный. Таким образом, он становится зависимым от компьютера. [14, с.154]

     Компьютерная  зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется  стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом, люди уходят от решения различных проблем в своей жизни.

     По данным российских психологов от 10 до 14% людей, играющих в компьютерные игры, становятся зависимыми от них. Данная зависимость может возникнуть в любом возрасте, но наиболее подверженными этому являются подростки. [11, с.48]

     Термин  «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах. Помимо компьютерной зависимости, выделяют некоторые родственные виды зависимостей: интернет-зависимость и игромания, которые, так или иначе, связаны с проведением длительного времени за компьютером. Характерными особенностями зависимостей различного типа являются: синдром абстиненции, стремление заполучить объект зависимости, поведение, направленное на приобретение объекта зависимости, снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости, потеря интереса по отношению к социальной стороне жизни, внешнему виду, удовлетворению других потребностей.

     Признаки  компьютерной зависимости.

     Понятно, что люди, подверженные компьютерной зависимости, отличаются от людей, адекватно относящихся к компьютеру. С появлением признаков компьютерной зависимости стали проводиться различные исследования, результаты которых должны были дать ответы на несколько вопросов о том, как возникает компьютерная зависимость, в чем она выражается и как ее лечить. Данные исследования проводили зарубежные психологи М. Шоттон, Ш. Текл и К. Янг. Рассмотрим эти признаки:

     • когда родители просят отвлечься  от игры на компьютере, подросток выражает яркое нежелание делать это;

     • если все же ребенка отвлекли от компьютера, то он становится очень раздражительным;

     • ребенок расходует очень много  денег, чтобы обновлять программы  на компьютере и приобретать все  новые и новые игры;

     • подросток забывает о домашних делах  и обязанностях, об учебе;

     • сбивается полностью график питания  и сна, ребенок начинает пренебрегать своим собственным здоровьем;

     • когда ребенок начинает играть или  работать на компьютере, он ощущает  эмоциональный подъем;

     • ребенок испытывает чувство эйфории, когда находится за компьютером;

     • он предвкушает и продумывает  со всеми подробностями свое последующее  нахождение в мире компьютерной фантастики, что способствует улучшению настроения и захватывает все помыслы, много  мечтает о том, как скоро он начнет играть.

     Также со временем у растущего организма  появляются нарушения в функционировании системы пищеварения и болевые  ощущения в области позвоночника, лопаток и запястий рук, а регулярное раздражение глазных яблок способствует появлению головных болей и проблем со зрением.

     Родителям, близким стоит насторожиться  и принять соответственные меры, если их ребенок:

     • начинает пить и есть, учить урок, не отходя от компьютера;

     • начал проводить ночи у компьютера;

     • начал прогуливать школу для того, чтобы посидеть за компьютером;

     • как только заходит в квартиру, сразу же направляется к компьютеру;

     • находится в раздраженном, агрессивном  состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался; [11, с.56]

     Не  сразу можно определить, есть ли зависимость у подростка. Ученые выделяют несколько стадий формирования компьютерной зависимости.

     1. Стадия увлеченности. Данный период протекает достаточно долго, в силу своих индивидуальных особенностей подросток может остановиться в формировании тяги на одном из предшествующих периодов ее возникновения, таким образом, потребность исчезает быстрее. Но если этого не происходит и ребенок проходит все периоды формирования психологической потребности в виртуальной реальности, то, следовательно, данная стадия будет носить затяжной характер.

     2. Стадия риска развития зависимости.

     Ребенок начинает сравнивать мир реальный и  виртуальный и отдает предпочтение последнему. Компьютерная реальность позволяет детям осуществить  свои мечты. Один мечтал быть сильным, чтобы все его боялись, в игре он избивает, грабит или убивает других людей. В реальном мире он давно бы был пойман милицией и посажен в тюрьму. Но нет, здесь, в игре, ему все сошло с рук: он скрылся от преследования полиции и может спокойно продолжать свою грабительскую деятельность. Многими исследованиями доказано, что человек стремится постоянно получать положительные эмоции, он готов постоянно повторять действия, которые доставляют ему удовольствие.

     3. Стадия зависимости.

     Здесь уже происходят серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере ребенка. Происходит изменение самосознания и самооценки. Компьютер полностью вытесняет реальный мир.

     Для таких детей компьютерная игра выступает  в роли наркотика. Если в течение  какого-то временного отрезка их тяга не замещается, то они впадают в состояние, близкое к своего рода ломке, испытывают отрицательные эмоции, становятся раздражительными и агрессивными, впадают в прострацию. Такие явления с клинической точки зрения называются психопатологией, или стилем существования, вызывающим данную патологию.[12, с.133]

Информация о работе Особенности характера киберигроков