Особенности формирования личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:09, курсовая работа

Описание работы

Оосбенности развития личности ребенка в старшем дошкольном возрасте. Начальные этапы формирования личности ребенка, знакомство с нравственными нормами и понимание их ценности. Влияние взрослых на развитие личности школьника.

Содержание

Введение
Глава I. Проблема развития личности
I.1. Личность и ее структура
I.2. История исследования личности
I.3. Развитие личности ребенка в старшем дошкольном возрасте
Глава II. Условия развитие личности у дошкольника
II.1. Начальный этап формирование личности
II.2. Влияние взрослых на развитие личности школьника
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая по психологии.rtf

— 213.99 Кб (Скачать)
 
 

      Содержание 

       Введение. . . . . . . . . . . 3 

       Глава I. Проблема развития личности. . . . . . 4

       I.1. Личность и ее структура. . . . . . .           4

       I.2. История исследования личности. . . . . . 7

       I.3. Развитие личности ребенка в старшем дошкольном возрасте.       .   16 

            Глава II. Условия развитие личности у дошкольника.   .        .           .     21

       II.1. Начальный этап формирование личности.         .           .       .            21

       II.2. Влияние взрослых на развитие личности школьника. .     .      .      23     

       Заключение. . . . . . . . . .      27 

       Список литературы. . . . . . . . .         28 
 
 

 

       Введение.

       Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. По сути, этот термин изначально указывал на комическую или трагическую фигуру в театральном действии. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли - некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. 

       Все мы родом из детства. Дети растут, развиваются, превращаются в самостоятельных взрослых. Сильной личность становится не за год и даже не за два, для этого иногда требуется вся жизнь. Какому этапу развития принадлежит ведущая роль в этом процессе. Решающее значение в формировании и развитии личности имеет дошкольное детство. Про исходы формирования всех компонентов личности; а особенно самооценки. Именно в этом возрасте у ребенка формируется представление о себе, которое включает в себя эмоциональный, когнитивный, волевой компоненты.

            Цель нашей работы, это раскрыть, как развивается личность в дошкольном возрасте.

       Задачи,

       1.    Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросу развития личности.

       2.   Выявить условия развития личности дошкольника.

       Объектом нашего исследования является личность формирования личности детей дошкольного возраста.

       Предмет исследования -  личности в дошкольном возрасте. 

 

         I. Проблема развития личности. 
 

       
  1. 1.  Личность и ее структура.
 
 

              Ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, созданной человечеством, не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и от особенности взаимоотношений, складывающихся у него с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования его личности.

       А. С. Запорожец

       На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется многогранность и сложность самого феномена личности. Наличие и сосуществования множества разных определений личности, имеющихся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

       Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных и приобретенных качеств. В понятие "личность" обычно включены такие свойства, которые являются более или менее устойчивые и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

        По мнению Немова Р.С. личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение.

       Крысько В.Г. считает, что личность - существо активное и сознательное она может выбирать тот или иной образ жизни: смиряться с положением угнетаемого или бороться против не справедливости, отдавать свою жизнь обществу или жить личными интересами. В отечественной психологии психологи имели разные подходы к изучению личности.

       Подход Ананьева Б.Г. Рассматривает личность в единстве четырех сторон:

       - первое: человека как биологического вида;

       - второе:  онтогенезе и жизненном пути человека и индивида;

       - третье:  человека как личности

       - четвертое: человека как части человечества.

       Подход Абульхановой К.А. Личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности. В основе ее развития лежит развитие таких качеств, как активность (инициатива, ответственность) способность к организации времени, социальное мышление. Подход Мясищева В.В. Ядро личности как система ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения осознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения.

       Подход Платонова К.К. Личность имеет динамическую функциональную структуру, элементами которой являются:

        - первое:  направленность;

        - второе:  опыт;

        - третье:  особенности психических процессов;

    • четвертое - биопсихологические свойства

       В.С. Мухина считает, что личность по своей Феноменологии предполагает развитие Человека как социальная единица и как уникальная личность формируется через свои отношения с другими людьми. Он познает себя как индивид через другого, себе подобного, так как другой, как и он является носителем общественных отношений. Развитие личности идет через присвоение материальной и духовной культуры человечества. Процесс развития человеческой личности бесконечен. Личность является носителем существующих общественных отношений. Личность развивается как родовой индивид, как индивидуальность, совершенствуясь и совершенствуя других. Личность продукт общения и познания обусловленный конкретно историческими условиями жизни общества.

       Притязая на признание, ребенок с помощью взрослого проектирует себя в будущем как сильную, все умеющего и все мощную личность стремление соотнести себя настоящего с собой в прошлом и будущем - важнейшее позитивное образование самосознания развивающейся личности.

       Представители зарубежной психологии имеют другие подходы к проблеме личности.

       Один из подходов Биогенетический он ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма. С. Холл считал, что развитие личности повторяется в свернутом виде. Другой вариант биогенетического подхода, разрабатывая Э. Кречмер, выводя типы личности из особенностей телосложения человека. З.Фрейд считал, что все поведение личности обусловлено физиологическими, бессознательными влечениями человека.

       Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. Представители когнитивистикой ориентации отдают предпочтение развитию интеллектуально-познавательной сферы психики. (Й.Пиети, Д.Келли и другие).

       Из всех определений личности, предложенных в начале, можно выделить одно наиболее точное, которое объединяет в себе смысл других - личность есть пожизненно формирующихся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем, которые определяют своеобразное для данного человека мышление и поведение. 
 

1.2. История исследования личности 
 

       Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых как А.Ф. Лазурский, Т. Оляпорт, Р. Кеттел и другие. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить, по меньшей мере 3 периода: Философно-литературный, клинический и собственно экспериментальный.

        Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала ХХ в.

       В первые десятилетия XIX в. наряду с философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диалектикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. Этот период и получил название клинический. Вплоть до начала XX в.

       Философско-литературный и клинический подходы к личности были единственными попытками проникновения в ее сущность. В первые десятилетия текущего столетия изучением личности стали заниматься и профессиональные психологи, которые до этого времени обращали внимание на исследование познавательных процессов и состояний человека.

       Они попытались придать соответствующим исследованиям экспериментальный характер, введя в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов, на основе которых затем можно было бы строить экспериментально проверенные, а не умозрительные теории личности. Важной задачей экспериментального периода в измерении личности стала разработка надежных и тестовых методов оценивания нормальной личности.

        Основными проблемами психологии личности в философско-литературной период ее изучения явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении.

       Они включали в себя все то, что есть в человеке и это он может назвать своим личным:   психологию, имущество, поведение, культуру. Такое понимание личности от части сохранилось и до сих пор. Если признать, что личность есть понятие, характеризующее человека и его деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все то, что сделано человеком, принадлежит ему, касается его. В художественном творчестве, философии и других социальных науках понимание личности вполне оправдано. В клинический период изучения личности представление о ней как об особом феномене было по сравнению с философно-литературным периодом. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности есть у всех здоровых людей. Это относится к экстраверсии и интроверсии, тревожности криедности, заторможенности и возбудимости.

       Определения личности врачами-психиатрами были даны в терминах таких черт, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую и акцентуированную личность. Такое определение само по себе было правильным для решения психотерапевтических задач. В том, что такое определение для целостного описания психологи нормальной личности являлось слишком узким. В него не входили такие качества личности, которые при любых условиях всегда положительны, "нормальны". Это, например, способности, порядочность, совесть, честность и ряд других личностных свойств. Экспериментальный период в исследованиях личности начался в тот момент, когда в изучении основных познавательных процессов уже были достигнуты существенные успехи. Он совпал по времени с общим признаком психологической науки, одной из причин которого явилась несостоятельность психологии, того времени в объяснении целостных поведенческих актов. Господствовавший в нем атомистический подход требовал разложения психологии человека на отдельные процессы и состояния. В конце концов, он привел к тому, что человек оказался предоставленным совокупностью отдельных психических функций, из суммы которых трудно было сложить его личность и понять более или менее комплексные формы его социального поведения. В то время уже широко применялись эксперименты и аппарат математической статистики. Новая область знаний - психология личность - в этих условиях не могла строиться на старой, умозрительной основе или на базе непроверенных, собранных в клинике единичных данных. Нужны были, во-первых, решительный поворот от больной личности к здоровой, во-вторых, новые, более точные и надежные методы ее исследования, в-третьих научный эксперимент, отвечающий требованиям, принятым при изучении ощущений, восприятия, памяти и мышления. Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф.Лазурским, а за рубежом - Г.Айзенком и Р.Коттелом А.Ф.Лазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. Г. Олепорт заложил основы новой теории личности, получившей название "теория черт", а К.Кеттел, воспользовавшись методом Г.Айденко, придал исследованиям личности, проводимым в рамках теории черт, экспериментальный характер. Он ввел процедуру экспериментального исследования личности метод факторного анализа выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов, или черт личности. Он же заложил основы современной текстологии личности разработав один из первых личностных тестов, названный его именем(1в факторный тест Коттело).

Информация о работе Особенности формирования личности ребенка