Особенности детско-родительских отношений в семьях после развода

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

целью данного исследования является изучение особенностей взаимоотношений «родители-дети» в семьях после развода.

Содержание

Введение
Глава 1. Рассмотрение проблемы детско-родительских отношений в психологической литературе
1.1 Семья и ее основные характеристики
1.2 Детско-родительские отношения в неполных семьях
Глава 2. Изучение влияния особенностей детско-родительских отношений в семьях после развода на развитие личности ребенка
2.1 Особенности реагирования детей на семейные конфликты
2.2 Взаимоотношения «родитель-ребенок» в ситуации распада семьи
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

1.rtf

— 238.59 Кб (Скачать)

Заключение

    Изучение психологической литературы по проблеме детско-родительских отношений в семьях после развода свидетельствует, что семья является важнейшим источником развития и формирования личности ребенка. Семья   может   выступать   в   качестве   как   положительного,   так   и отрицательного фактора развития.  Положительное воздействие на развитие 
состоит в том,  что только  в условиях семейного воспитания формируется 
полноценная личность ребенка, и вместе с тем никакой другой социальный 
институт   не   может   потенциально   нанести   столько   вреда   психическому развитию ребенка, насколько это способна сделать семья.

    В отечественной и зарубежной психологии существует ряд концепций, 
каждая  из   которых  объясняет  механизмы   влияния   семьи   на  психическое развитие ребенка (А.И. Захаров, B.C. Мухина, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер и другие).

    Воспитание детей в неполной семье (чаще всего после развода или ухода одного из родителей) обладает рядом особенностей, большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются   с   педагогическими   проблемами.   Психологический   климат неполной   семьи   во   многом   определяется   болезненными   переживаниями, возникшими      вследствие ухода одного из родителей. Наиболее распространенными   стилями    воспитания    в   неполных   семьях   являются неустойчивый       стиль       воспитания,       гипопротекция,       потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение. Дети, воспитывающиеся в неполной семье, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей, которые в большинстве случаев  носят ярко  выраженный  негативный  характер. Воспитание в семье после развода, то есть ухода одного из родителей имеет свои особенности, такие как недостаточный авторитет отца, чрезмерная опека матери, взаимоотношения с отчимом или мачехой, при этом у ребенка может возникнуть чувство вины в случившемся, что так же накладывает отпечаток на его дальнейшее развитие.

Список используемой литературы

  1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. - М.: Аргументы и факты, 1993.
  2. Аккерман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей // Семейная 
    психотерапия. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.
  3. Баринова И.Г.  Экология  взаимодействия  взрослого  и  ребенка // Мир психологии. -1997. -№ 1. - С. 174-182.
  4. Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. - М.: «Когито-Центр», 2000.
  5. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии.- 1985.-№2.-С. 186-187.
  6. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 1991.
  7. Джинотт Х.Г. Дети и мы. - СПб.: Кристалл, 1996.
  8. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.: КСП, 1996.
  9. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 1986.
  10. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М.: Педагогика, 1987.
  11. Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага: «Авицениум», 1984.
  12. Личко Е. А. Подростковая психиатрия. - Л.: Наука, 1979.
  13. Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова М.И., Малярова Н. В., Мухортова Е. А. Чей я - мамин или папин? - М.: МЦНМО, 1995.
  14. Обухова  Л.Ф.   Детская   психология:   теории,   факты,   проблемы.  -  М.: Тривола, 1998.
  15. Овчарова Р. В. Семейная академия: вопросы и ответы. - М.: Просвещение: Учебная литература, 1996.
  16. Раттер М. Помощь трудным детям. - М.: Прогресс, 1987.
  17. Скотт Д. Г. Способы разрешения конфликтов. - Киев, ГИИМ, Изд-кое общество «Верзилин и К», ЛТД, 1991.
  18. Смирнова   Е.О.,   Собкин   B.C.   Специфика   эмоционально-личностной сферы детей, живущих в неполной семье. - М., 1988.
  19. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, 1987.
  20. Хрестоматия по социальной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и вступ.  очерки Т. Кутасовой. -  М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  21. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Издательство «Питер», 1999.

Информация о работе Особенности детско-родительских отношений в семьях после развода