Особенности детско-родительских отношений в семьях после развода

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

целью данного исследования является изучение особенностей взаимоотношений «родители-дети» в семьях после развода.

Содержание

Введение
Глава 1. Рассмотрение проблемы детско-родительских отношений в психологической литературе
1.1 Семья и ее основные характеристики
1.2 Детско-родительские отношения в неполных семьях
Глава 2. Изучение влияния особенностей детско-родительских отношений в семьях после развода на развитие личности ребенка
2.1 Особенности реагирования детей на семейные конфликты
2.2 Взаимоотношения «родитель-ребенок» в ситуации распада семьи
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

1.rtf

— 238.59 Кб (Скачать)

Министерство Образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Иркутский государственный университет

Факультет психологии 
 
 
 
 
 

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ПОСЛЕ РАЗВОДА

Курсовая работа

По дисциплине «Психология развития. Возрастная психология» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка 3 курса

Заочного отделения

(первое высшее образование)------------------------------- Коробейникова А.А. 
 

Проверил                                 -------------------------------ст.преподаватель

                                                                                           Русских Н.И. 
 
 
 

Иркутск 2005

    Работа выполнена на кафедре:____Педагогической и Возрастной психологии____________________________________________________________

(название кафедры) 
 
 
 
 
 
 

    Научный руководитель :___Русских Наталья Ивановна_______________

(ученая степень, звание, имя, отчество, фамилия) 
 
 
 
 
 
 

    Решение комиссии о защите курсовой работы____________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

(оценка, число) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Научный руководитель:                                            Подпись_________

    Заведующий кафедрой:                                             Подпись_________

 

Содержание

    Введение

    Глава 1. Рассмотрение проблемы детско-родительских отношений в психологической литературе

    1.1 Семья и ее основные характеристики

    1.2 Детско-родительские отношения в неполных семьях

    Глава 2. Изучение влияния особенностей детско-родительских отношений в семьях после развода на развитие личности ребенка

      2.1 Особенности реагирования детей на семейные конфликты

    2.2 Взаимоотношения «родитель-ребенок» в ситуации распада семьи

    Заключение

    Список используемой литературы

4 
 

6

10 
 

16 

19

25

26

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность работы. Распад семьи является острой проблемой современного общества. В настоящее время наблюдается стремительный рост количества разводов. По данным статистики, за последние годы резко возрастает число детей, которые воспитываются в неполных семьях, где, в подавляющем большинстве, воспитателем является мать. Жизнь и условия воспитания ребенка без отца имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Даже если мать старается восполнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, она в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции - материнскую и отцовскую. Ряд исследователей отмечает, что эти весьма специфические условия жизни ребенка будут отражаться на особенностях его личностного развития, его эмоциональном самочувствии, самооценке, отношении к окружающим людям. Исследования свидетельствуют о травмирующей роли развода на личность ребенка. Факт развода вызывает такие тяжелые последствия, как неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении. Однако вопрос о том, являются ли эти отклонения временными или сохраняются спустя несколько лет после расторжения брака, остается открытым. Учитывая массовый характер такого явления, как неполная семья, актуальным становится вопрос о том, имеет ли воспитание в неполной семье устойчивые и закономерные последствия для развития личности ребенка.

    В соответствии с этим целью данного исследования является изучение особенностей взаимоотношений «родители-дети» в семьях после развода.

    Объект исследования - детско-родительские отношения.

    Предмет исследования - специфика взаимоотношений родителей и детей в семьях после развода.

    Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятие «семья»;
  2. Выявить специфику детско-родительских отношений в неполных семьях;
  3.   Определить особенности воспитания детей в неполных семьях и в семьях после развода родителей.

    Гипотезой исследования выступает предположение о том, что ситуация в семьях после развода оказывает влияние на взаимоотношения родителей и детей.

    Методологической основой исследования послужили основные принципы отечественной и зарубежной психологии; труды, отражающие характер влияния семьи на личностное развитие ребенка таких авторов как Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, Н. Аккерман. А.И. Захаров, B.C. Мухина; а также работы, посвященные изучению личностных особенностей детей из неполных семей, Л.И. Захарова, И.С. Кона, А.С. Спиваковской, И.О. Смирновой, B.C. Собкина, И. Лангмейера, З. Матейчек и других.

    Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в работе школьных практических психологов, а также психологов дошкольных учреждений и психологических служб. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.

РАССМОТРЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1 Семья и ее основные характеристики

    Семья является важнейшим источником социального и экономического развития общества, она производит самое главное общественное богатство - человека. Самой важной функцией семьи является воспитание детей, семейное воспитание превышает по своей эмоциональности любое другое воспитание,  т. к. его «проводником» является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.

    В человеческой культуре фиксируется, какой  должна быть семья с точки зрения нравственных ценностей общества. Но понятие «нормальной семьи» очень условно. Нормальной можно считать семью, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и развития ее членов, создает условия для социализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости. С точки зрения М. Мид, таковой является семья, где за семью как целое несет ответственность отец, а все остальные члены семьи являются неполноценными. По мнению Э. Арутюнянц существует 3 варианта семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская (демократическая) [8, с. 15].

    В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется от родителя к ребенку. Итог социализации ребенка в такой семье - способность легко вписаться в общественную структуру, организованную по вертикали. Дети из таких семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в создании собственных семей; они неинициативны, негибки в общении, действуют, исходя из представления о должности.

    В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение счастливого развития ребенка. Семья существует только для ребенка, взаимодействие осуществляется, как правило, «снизу-вверх».  В результате такого «симбиоза» у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возникает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный, очень велик риск социальной дезадаптации.

    Супружеская (демократическая) семья - это идеальная семья, цель которой - взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие - «горизонтальное», диалог  равных - родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы принимаются в счет. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям.

    Подробную схему анализа семьи предложил известный психиатр Е. А. Личко [12, с.13]. Его описание семьи включает следующие характеристики и их варианты:

  1. Структурный состав: полная семья (есть мать и отец); неполная семья (есть только мать или только отец); искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери);

    2. Функциональные особенности: гармоничная семья, дисгармоничная семья.

     Дисгармоничные семьи бывают разными. Выделяют следующие причины дисгармонии:

    - нет партнерства между родителями (один из них доминирует, другой только подчиняется);

    - деструктурированная семья (нет взаимопонимания между членами семьи, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем);

    - распадающаяся семья (доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, отсутствие эмоциональной теплоты; все это ведет к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера).

    Семья - это чрезвычайно сложно организованная структура с разноплановыми взаимоотношениями - отношения между родителями и детьми, взаимоотношения между супругами, между супругами и их родителями, между старшими и младшими детьми. И в каждой из этих плоскостей может возникнуть конфликт. Семья невозможна без конфликта, но постоянные конфликты являются основной причиной неблагополучной семейной жизни и распада семьи. Семья - это уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают в людях способность дорожить близкими, как собой, а их интересами - как собственными. Поэтому семья может быть источником гуманизма.

    Социологи различают такие основные формы семьи, как:

  1. нуклеарная семья - состоит из взрослых и детей, которые от  них зависят;
  2. расширенная семья - включает нуклеарную семью и родственников (бабушек, дедушек, внуков, сестер, братьев и т.д.).

      Семья, как и любой другой социальный институт, скрепляется системой власти. Различают 3 типа властных структур: патриархальная семья, где власть принадлежит мужу, матриархальная семья - власть принадлежит жене, эгалитарная семья - власть равномерно распределяется между мужем и женой [19].

    В обществе семья выполняет ряд функций, таких как: репродуктивная (воспроизведение потомства); гедонистическая (семья должна приносить удовольствие и наслаждение);  экономическая (распределение в семье доходов, заработанных вовне, потребление); функция передачи социального статуса (семьи разных слоев общества имеют разный социальный статус  и передают его новым членам семьи - детям); функция поддержания благосостояния членов семьи; воспитательная (семья играет решающую роль в социализации ребенка). Кроме того, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасности ребенка при его взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

    Воспитание и психологический климат в семье играют решающую роль в формировании личности. Более того, отношения в семье продолжают оказывать свое влияние, как на протяжении всего детства, так и в дальнейшей жизни. Форма и в какой-то степени функция этих отношений меняется. Однако их значимость остается постоянно высокой, особенно для детей и подростков. Семья для взрослых и детей значит совершенно разное. Взрослые сами создают семью, это их собственный выбор, их решение, совершаемое в зрелом размышлении и вполне сознательном возрасте. Взрослые стремятся к совместной жизни и начинают ее. А для ребенка все это - предыстория его  существования, своего рода историческая реальность; поэтому любая ссора, конфликт взрослых воспринимается ребенком как разрушение реальности, среды обитания. Дети любят любых родителей - холодных, агрессивных, равнодушных, назойливых, любят преступников и алкоголиков.

    Родители в проблемных семьях заняты тем, что без конца диктуют детям, что им не надо делать. Естественно, у них не  остается возможности для радостного общения со своими домочадцами. Такие родители не задают себе вопроса, что за человек их ребенок, они перестают радоваться ему как близкому другу, и дети, которые не наслаждаются общением со своими родителями, стремятся поменьше бывать дома. Для таких семей чаще всего сомнительно даже предположение, что можно наслаждаться, получать особую радость от общения друг с другом, с детьми. Они избегают друг друга, потому что оказываются настолько сильно вовлеченными в свою работу или какую-то иную деятельность вне дома, что у них все реже возникает необходимость контакта с близкими.

Информация о работе Особенности детско-родительских отношений в семьях после развода