Особенности детей подросткового возраста с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы выявить некоторые психологические особенности детей подросткового возраста с ЗПР.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по заявленной проблеме;
Подобрать необходимые методики;
Провести эмпирическое исследование подростков с ЗПР и подростков с нормальным течением онтогенеза, проанализировать результаты;
Провести сравнительный анализ полученных данных; сделать выводы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1 Задержка психического развития детей подросткового
возраста как психологическая проблема……………………….6
1.1. ЗПР как одна из форм дизонтогенеза………………………………..6
1.2. Психологические особенности личности подростка с ЗПР………..11
1.3. Психологическая помощь и коррекционная работа при ЗПР……...15
Выводы по теоретической части…………………………………………18
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей
детей подросткового возраста с ЗПР…………………………..19
2.1. Методы и организация исследования……………………………….19
2.2. Результаты, их анализ и интерпретация…………………………….21
2.3. Рекомендации…………………………………………………………27
Выводы по практической части…………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………...29
Литература………………………………………………………………....31

Работа содержит 1 файл

Особенности детей подросткового возраста с ЗПР.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

    Таблица 2 – Социальный интеллект подростков с ЗПР и подростков с нормальным онтогенезом 

Общий уровень социального интеллекта ЗПР Норма
Средний показатель 2 человека 9 человек
Низкий  показатель 10 человек 4 человека
 
 

    Проверка  гипотезы

    Для того чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что подростки с ЗПР по сравнению с подростками с нормальным онтогенезом имеют определенные особенности в таких личностных характеристиках, как агрессивность, социальный интеллект, эмпатия, мы использовали непараметрический критерий различия Манна-Уитни (пакет STATISTICA версия 6.0) Мы выбрали обозначенные характеристики личности, т.к. предполагаем, что подростки с ЗПР могут иметь особенности в их проявлении и выраженности, что связано со спецификой данной формы дизонтогенеза.

    Статистическая  гипотеза: в уровне психологических характеристик таких, как агрессивность, эмпатия, социальный интеллект,  у подростков с ЗПР и подростков с нормальным течением онтогенеза есть различия.

    Правило принятия решения: если p-level < 0,05, то гипотеза верна и принимается, если p-level >0,05, то гипотеза неверна и отвергается. Результаты проверки гипотезы представлены ниже.

    Таблица 3  – Проверка гипотезы

Название  методики/ название шкалы Значение

U-критерия

p-level Гипотеза 

верна / неверна

Опросник  Басса-Дарки
физическая  агрессия 716 0,408 неверна
косвенная агрессия 720 0,422 неверна
раздражение 471 0,0013 верна
негативизм 565,5 0,0196 верна
обида 489,5 0,0064 верна
подозрительность 751 0,6333 неверна
вербальная  агрессия 707 0,366 неверна
чувство вины 457 0,0008 верна
Опросник  Мехрабиена-Эпштейна  Диагностика  эмпатии 669 0,2667 неверна
Методика  Дж. Гилфорда и М. Салливена «Социальный  интеллект»
Способность предвидеть последствия поведения 356 0,0013 верна
Способность понимать невербальное поведение 432 0,0024 верна
Вербальная  экспрессия 562 0,018 верна
Способность анализировать межличностное взаимодействие 533 0,0082 верна
Общий уровень социального интеллекта 489 0,0044 верна
 

    Таким образом, как видно из таблицы 3, мы можем заключить, что наша гипотеза подтвердилась частично (т.к. нами были выявлены различия в значениях по отдельным шкалам методик).

    Действительно, подростки с ЗПР из нашей выборки имеют определенные психологические особенности. Во-первых, для них характерна повышенная раздражительность, обидчивость. Во-вторых, подростки с ЗПР негативней относятся к происходящему, чем дети с нормальным течения онтогенеза, однако при этом они  чаще испытывают угрызения совести и чувство вины. Такие дети отличаются низким социальным интеллектом, что свидетельствует о существовании трудностей в понимании и прогнозировании поведения людей, в восприятии оттенков речи человека и невербальных проявлений его поведения, что в свою очередь усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации 
 
 
 

    2.3. Рекомендации

    На  основе проведенного анализа и полученных данных относительно особенностей подростков с ЗПР, мы можем обозначить следующие проблемы: высокая агрессивность и низкие социальные способности таких детей.

    Высокую агрессивность и склонность к  аутоагрессии (чувство  вины) у таких  детей необходимо корректировать. В  современной психологической практике существует ряд программ, направленных на коррекцию подростковой агрессивности. В основном коррекция идет на поведенческом уровне, но в случае детей с ЗПР необходимо учитывать всё особенности данной формы дизонтогенеза в подростковый период, в частности эмоционально-волевую незрелость.

    Для развития социального интеллекта, а, следовательно, и для улучшения социальной адаптации, необходима разработка и проведение трениноговых программ, включающих в себя упражнения, направленные на формирование социальных умений по восприятию невербальных и вербальных особенностей человека при взаимодействии и общении, анализу поведения людей в  проблемных и обыденных ситуациях; развитию высокой чувствительности к характеру человеческих взаимоотношений и способности представлять себе результаты своих действий или поступков других, ориентироваться в общепринятых нормах и правилах поведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выводы  по практической части

    В практической части нашей работы мы поставили перед собой цель выявить психологические особенности подростков с задержкой психического развития. С поставленной целью, а также с задачами мы справились. В ходе исследования мы проверяли истинность выдвинутой нами гипотезы, которая частично подтвердилась: действительно подростки с ЗПР имеют определенные особенности.

    В ходе проведения  анализа мы также установили следующее:

    1. Подростки с ЗПР отличаются  от подростков с нормальным  течением онтогенеза в среднем  более высоким уровнем агрессивности.  В частности, для них характерны  такие черты, как обидчивость,  негативизм, раздражительность, а  также они отличаются развитым чувством вины, обусловленным, предположительно, особенностями воспитания и обучения в специализированных школах.

    2. Развитие эмпатических способностей  у подростков с ЗПР и подростков  с нормальным онтогенезом не  различается.

    3. Для большинства подростков с ЗПР характерен низкий уровень социального интеллекта, что приводит к трудностям в установлении контактов, неумению вести себя в сложных, конфликтных ситуациях и общей плохой социальной адаптацией.

    4. С подростками с задержкой  психического развития необходимо вести комплексную работу по коррекции агрессивности и развитию социальных умений и формированию социальных способностей.  
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Поводя  итоги проделанной работы, необходимо отметить следующее:

    1. В теоретической части нашей работы мы проанализировали литературу по проблеме задержки психического развития у детей и подростков. Нами были рассмотрены понятия дизонтогенез и задержка психического развития. Говоря о причинах возникновения ЗПР, можно выделить биологические и социальные факторы, например, особенности развития в пренатальный, перинатальный и постнатальный периоды жизни. Одним из факторов также может быть, например, особенности воспитания в неблагополучной семье. Мы также рассмотрели особенности общего развития в подростковый период и описали известные в психологии особенности подростков с задержкой психического развития.

    2. В практической части мы провели  сравнительный анализ в уровне развития и выраженности психологических свойств личности таких, как агрессивность, эмпатия, социальный интеллект. Мы пришли к следующему: подростки с ЗПР отличаются от подростков с нормальным онтогенезом обидчивостью, раздражительностью, негативизмом, низким социальным интеллектом, развитым чувством вины.

    Проведя анализ, мы проверили истинность  выдвинутой  нами гипотезы о том, что подростки с ЗПР имеют определенные психологические особенности. Наша гипотеза подтвердилась. Подтверждение гипотезы привело нас к мысли о том, что подростки с ЗПР являются социально уязвимой категорией населения. Поэтому, на наш взгляд, необходимо разрабатывать и воплощать в реальность тренинговые программы, направленные как на коррекцию агрессивности и выработку приемлемых форм поведения, так и на формирование социально адаптированной личности. Также одной из перспектив изучения данной проблемы может быть выявление других психологических особенностей детей и подростков с задержкой психического развития.

    Мы  можем заключить, что проблема исследования особенностей детей о подростков с ЗПР является очень важной и достаточно актуальной для изучения, поэтому следует продолжать и расширять теоретические и эмпирические исследования  в данной области. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Литература 

  1. Актуальные  проблемы диагностики задержки психического развития детей /Под ред. К.С.Лебединской. - М., 1982.
  2. Бадалян Л.О. Невропатология. - М., 1987.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. - М., 1983. - Т. 5.
  4. Дети с задержкой психического развития. /Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. - М., 1984.
  5. Крэйг Г. Психология развития. – СПб.: Изд-во “ Питер”. 2000.-992с.: ил.- /Серия “Мастера психологии”/.
  6. Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика “трудных” подростков/ Науч. - исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1988. – 168 с.: ил.
  7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.
  8. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. - М., 1993.
  9. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе. - М., 1987.
  10. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? –М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.- 104с.
  11. Пожар Л. С. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. - М., 1996.
  12. Психологический словарь /Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М., 1990.
  13. Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М. 1994г.
  14. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении). -М.: Медицина, 1965. -337с.
  15. Усова О.Н. Специальная психология. - М., 1991.
  16. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. / Лебединский В. В. – М., 1990г.

Информация о работе Особенности детей подросткового возраста с ЗПР