Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:58, курсовая работа
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы выявить некоторые психологические особенности детей подросткового возраста с ЗПР.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по заявленной проблеме;
Подобрать необходимые методики;
Провести эмпирическое исследование подростков с ЗПР и подростков с нормальным течением онтогенеза, проанализировать результаты;
Провести сравнительный анализ полученных данных; сделать выводы.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1 Задержка психического развития детей подросткового
возраста как психологическая проблема……………………….6
1.1. ЗПР как одна из форм дизонтогенеза………………………………..6
1.2. Психологические особенности личности подростка с ЗПР………..11
1.3. Психологическая помощь и коррекционная работа при ЗПР……...15
Выводы по теоретической части…………………………………………18
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей
детей подросткового возраста с ЗПР…………………………..19
2.1. Методы и организация исследования……………………………….19
2.2. Результаты, их анализ и интерпретация…………………………….21
2.3. Рекомендации…………………………………………………………27
Выводы по практической части…………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………...29
Литература………………………………………………………………....31
Таблица
2 – Социальный интеллект подростков
с ЗПР и подростков с нормальным
онтогенезом
Общий уровень социального интеллекта | ЗПР | Норма |
Средний показатель | 2 человека | 9 человек |
Низкий показатель | 10 человек | 4 человека |
Проверка гипотезы
Для того чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что подростки с ЗПР по сравнению с подростками с нормальным онтогенезом имеют определенные особенности в таких личностных характеристиках, как агрессивность, социальный интеллект, эмпатия, мы использовали непараметрический критерий различия Манна-Уитни (пакет STATISTICA версия 6.0) Мы выбрали обозначенные характеристики личности, т.к. предполагаем, что подростки с ЗПР могут иметь особенности в их проявлении и выраженности, что связано со спецификой данной формы дизонтогенеза.
Статистическая гипотеза: в уровне психологических характеристик таких, как агрессивность, эмпатия, социальный интеллект, у подростков с ЗПР и подростков с нормальным течением онтогенеза есть различия.
Правило принятия решения: если p-level < 0,05, то гипотеза верна и принимается, если p-level >0,05, то гипотеза неверна и отвергается. Результаты проверки гипотезы представлены ниже.
Таблица 3 – Проверка гипотезы
Название методики/ название шкалы | Значение
U-критерия |
p-level | Гипотеза
верна / неверна |
Опросник Басса-Дарки | |||
физическая агрессия | 716 | 0,408 | неверна |
косвенная агрессия | 720 | 0,422 | неверна |
раздражение | 471 | 0,0013 | верна |
негативизм | 565,5 | 0,0196 | верна |
обида | 489,5 | 0,0064 | верна |
подозрительность | 751 | 0,6333 | неверна |
вербальная агрессия | 707 | 0,366 | неверна |
чувство вины | 457 | 0,0008 | верна |
Опросник Мехрабиена-Эпштейна Диагностика эмпатии | 669 | 0,2667 | неверна |
Методика Дж. Гилфорда и М. Салливена «Социальный интеллект» | |||
Способность предвидеть последствия поведения | 356 | 0,0013 | верна |
Способность понимать невербальное поведение | 432 | 0,0024 | верна |
Вербальная экспрессия | 562 | 0,018 | верна |
Способность
анализировать межличностное |
533 | 0,0082 | верна |
Общий уровень социального интеллекта | 489 | 0,0044 | верна |
Таким образом, как видно из таблицы 3, мы можем заключить, что наша гипотеза подтвердилась частично (т.к. нами были выявлены различия в значениях по отдельным шкалам методик).
Действительно,
подростки с ЗПР из нашей выборки
имеют определенные психологические особенности.
Во-первых, для них характерна повышенная
раздражительность, обидчивость. Во-вторых,
подростки с ЗПР негативней относятся
к происходящему, чем дети с нормальным
течения онтогенеза, однако при этом они
чаще испытывают угрызения совести и чувство
вины. Такие дети отличаются низким социальным
интеллектом, что свидетельствует о существовании
трудностей в понимании и прогнозировании
поведения людей, в восприятии оттенков
речи человека и невербальных проявлений
его поведения, что в свою очередь усложняет
взаимоотношения и снижает возможности
социальной адаптации
2.3. Рекомендации
На основе проведенного анализа и полученных данных относительно особенностей подростков с ЗПР, мы можем обозначить следующие проблемы: высокая агрессивность и низкие социальные способности таких детей.
Высокую
агрессивность и склонность к
аутоагрессии (чувство вины) у таких
детей необходимо корректировать. В
современной психологической
Для
развития социального интеллекта, а, следовательно,
и для улучшения социальной адаптации,
необходима разработка и проведение трениноговых
программ, включающих в себя упражнения,
направленные на формирование социальных
умений по восприятию невербальных и вербальных
особенностей человека при взаимодействии
и общении, анализу поведения людей в
проблемных и обыденных ситуациях; развитию
высокой чувствительности к характеру
человеческих взаимоотношений и способности
представлять себе результаты своих действий
или поступков других, ориентироваться
в общепринятых нормах и правилах поведения.
Выводы по практической части
В практической части нашей работы мы поставили перед собой цель выявить психологические особенности подростков с задержкой психического развития. С поставленной целью, а также с задачами мы справились. В ходе исследования мы проверяли истинность выдвинутой нами гипотезы, которая частично подтвердилась: действительно подростки с ЗПР имеют определенные особенности.
В ходе проведения анализа мы также установили следующее:
1.
Подростки с ЗПР отличаются
от подростков с нормальным
течением онтогенеза в среднем
более высоким уровнем
2.
Развитие эмпатических
3. Для большинства подростков с ЗПР характерен низкий уровень социального интеллекта, что приводит к трудностям в установлении контактов, неумению вести себя в сложных, конфликтных ситуациях и общей плохой социальной адаптацией.
4.
С подростками с задержкой
психического развития необходимо вести
комплексную работу по коррекции агрессивности
и развитию социальных умений и формированию
социальных способностей.
Заключение
Поводя итоги проделанной работы, необходимо отметить следующее:
1. В теоретической части нашей работы мы проанализировали литературу по проблеме задержки психического развития у детей и подростков. Нами были рассмотрены понятия дизонтогенез и задержка психического развития. Говоря о причинах возникновения ЗПР, можно выделить биологические и социальные факторы, например, особенности развития в пренатальный, перинатальный и постнатальный периоды жизни. Одним из факторов также может быть, например, особенности воспитания в неблагополучной семье. Мы также рассмотрели особенности общего развития в подростковый период и описали известные в психологии особенности подростков с задержкой психического развития.
2.
В практической части мы
Проведя анализ, мы проверили истинность выдвинутой нами гипотезы о том, что подростки с ЗПР имеют определенные психологические особенности. Наша гипотеза подтвердилась. Подтверждение гипотезы привело нас к мысли о том, что подростки с ЗПР являются социально уязвимой категорией населения. Поэтому, на наш взгляд, необходимо разрабатывать и воплощать в реальность тренинговые программы, направленные как на коррекцию агрессивности и выработку приемлемых форм поведения, так и на формирование социально адаптированной личности. Также одной из перспектив изучения данной проблемы может быть выявление других психологических особенностей детей и подростков с задержкой психического развития.
Мы
можем заключить, что проблема исследования
особенностей детей о подростков
с ЗПР является очень важной и
достаточно актуальной для изучения, поэтому
следует продолжать и расширять теоретические
и эмпирические исследования в данной
области.
Литература
Информация о работе Особенности детей подросткового возраста с ЗПР