Особенности детей подросткового возраста с ЗПР

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы выявить некоторые психологические особенности детей подросткового возраста с ЗПР.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по заявленной проблеме;
Подобрать необходимые методики;
Провести эмпирическое исследование подростков с ЗПР и подростков с нормальным течением онтогенеза, проанализировать результаты;
Провести сравнительный анализ полученных данных; сделать выводы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1 Задержка психического развития детей подросткового
возраста как психологическая проблема……………………….6
1.1. ЗПР как одна из форм дизонтогенеза………………………………..6
1.2. Психологические особенности личности подростка с ЗПР………..11
1.3. Психологическая помощь и коррекционная работа при ЗПР……...15
Выводы по теоретической части…………………………………………18
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей
детей подросткового возраста с ЗПР…………………………..19
2.1. Методы и организация исследования……………………………….19
2.2. Результаты, их анализ и интерпретация…………………………….21
2.3. Рекомендации…………………………………………………………27
Выводы по практической части…………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………...29
Литература………………………………………………………………....31

Работа содержит 1 файл

Особенности детей подросткового возраста с ЗПР.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

    В специальных школах, в классах  коррекционного обучения система работы  направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.

      Дети и подростки с ЗПР могут обучаться в школах  общего  назначения,  но  учитель должен хорошо  знать  их  особенности,  чтобы  осуществлять  индивидуальный подход к этим  детям.  Детям  с  резко  выраженной  задержкой  психического развития, как правило, следует  посещать  специальные  группы  при  детских садах,  учиться  в  специальных  школах.  Для   них   организуются   классы выравнивания при школах общего назначения. По окончании неполной средней школы выпускники, как правило, могут поступать в различные учебные заведения общего типа — на курсы, в ПТУ, в техникумы и др. [10]

      Отдельно  хотелось бы остановится на медикаментозном  лечении интеллектуальной недостаточности, имеющей место при ЗПР, у детей и подростков, оно проводится с учетом комплексности на всех этапах лечения 3-х основных компонентов: психотерапии, лечебной педагогики и медикаментозной терапии.

      Среди методов биологической терапии  ведущая роль принадлежит средствам, стимулирующим центральную нервную систему (ЦНС) - ноотропным препаратам. Они улучшают функциональное состояние мозга, стимулируют психические функции. Их лечебный эффект обнаруживается преимущественно при повторном и многократном введении.

      Известно, что непрерывное длительное лечение  медикаментозными средствами, особенно - в высоких дозах, оказывает неблагоприятное  влияние на нервно-психическое и  физическое развитие ребенка. Это привело  к необходимости пересмотра подходов к лечению. Новым этапом явилось использование биологически активных добавок (БАД). Известно, что эффект от фитопрепаратов развивается постепенно и они более показаны при длительном лечении. Эффект пролонгированной помощи связан еще и с большим разнообразием биологически активных веществ, способных обеспечить поливалентность фармакологических эффектов [2,8]. 

  

       

     

   
 
 
 
 

    Выводы  по теоретической части

    В данной главе было проанализировано состояние вопроса задержки психического развития (ЗПР) детей и подростков в  психолого-педагогической литературе. Мы рассмотрели различные аспекты данной формы дизонтогенеза,  проанализировали особенности различных её вариантов, определились с существованием комплексного подхода  и специальных мер по коррекции задержки психического развития на любом этапе развития ребенка.

    Объект  нашего исследования – подростки с ЗПР,  в данной главе мы также рассмотрели особенности личности подростка с задержкой психического развития и пришли к следующему: общие особенности подростков с ЗПР таковы:

   - сниженная работоспособность вследствие возникающих у детей явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости;  

   - низкий уровень познавательной  активности и замедленный темп  переработки информации;

   - неустойчивость внимания, нарушения скорости переключения внимания, объем его снижен;

   - память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической;

   - наглядно-действенное мышление развито  в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое;

   - имеются легкие нарушения речевых  функций;

   - незрелость эмоциональной сферы и мотивации;

   - несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений 
 
 
 

        ГЛАВА 2 Эмпирическое исследование особенностей детей  подросткового возраста с ЗПР

    2.1. Методы и организация  исследования

    Нами  была поставлена цель: выявить некоторые психологические особенности подростков с ЗПР

    Предмет исследования: некоторые психологические особенности подростка с ЗПР (нами были выбраны следующие: агрессивность, социальный интеллект, эмпатия).

    Объект  исследования: подростки с ЗПР

    Мы  выдвинули следующую гипотезу: подростки с ЗПР по сравнению с подростками с нормальным онтогенезом имеют определенные особенности в таких личностных характеристиках, как агрессивность, социальный интеллект, эмпатия.

    В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

        База  исследования:

    Исследование  проводилось на базе двух муниципальных  общеобразовательных учреждений:

        - средней общеобразовательной школы № 8 города;

        - средней общеобразовательной школы  № 10 города Великий Новгород.

    Общая выборка: 25 человек, учащиеся 8-9 классов

    Общая выборка включала в себя две: 12 подростков, обучающихся в средней школе № 8; 13 подростков, обучающихся в средней школе №10.

    Обе выборки по соотношению в них  числа мальчиков и девочек  практически одинаковы. Выборки  носили случайный характер.

    Исследование  проводилось в период с 21.10.05. по 04.11.05.

    Методы  исследования:

      1. Тест-опросник Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессии»
      2. Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена, Н. Эпштейна
      3. Методика Дж. Гилфорда и М. Салливена «Социальный интеллект»

    Опросник  для диагностики способности  к эмпатии А. Мехрабиена, Н. Эпштейна включает в себя 33 утверждения (с которыми необходимо согласиться или нет) и предназначен для определения уровня эмпатических тенденций.

    Методика  Басса-Дарки позволяет определить типичные для испытуемого формы  агрессивного поведения. Опросник состоит  из 8 субшкал, каждая из которых носит название, соответствующее определенному виду агрессивной или враждебной реакции. А. Бас и А. Драки выделили следующие виды реакций:

  1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная агрессия – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установленных правил, законов.
  5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  6. Подозрительность – в диапазоне от  недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести (28).

    Опросник  для диагностики способности  к эмпатии А. Мехрабиена, Н. Эпштейна включает в себя 33 утверждения (с которыми необходимо согласиться или нет) и предназначен для определения уровня эмпатических тенденций.

    Методика  Дж. Гилфорда и М. Салливена «Социальный  интеллект» включает в себя 4 субтеста и позволяет измерять как общий уровень социального интеллекта, так и частные способности к пониманию поведения (способности предвидеть последствия поведения, адекватно отражать вербальную  и невербальную экспрессию поведения, понимать логику развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия). Методика является стандартизированным психологическим тестом, имеет чёткий алгоритм проведения и интерпретации и поэтому весьма проста в использовании. 

    2.2. Результаты, их анализ  и интерпретация

    Прежде  чем, проверять выдвинутую нами гипотезу статистически, остановимся на сравнительном  анализе полученных данных.

    Итак, агрессивность. Как видно из рисунка 1, подростки с ЗПР отличаются более высоким уровнем агрессивности, особенно явно это отмечается по следующим шкалам: негативизм, раздражение, обида, чувство вины. Дети с ЗПР имеют неуравновешенную психическую систему, это ярко проявляется в подростковый период, когда плюс ко всему добавляется неустойчивый гормональный фон, всё это приводит к общей высокой раздражительности ребенка, неспособности контролировать своё поведение и реагировать более-менее спокойно на стрессовые факторы. Чрезмерная обидчивость и чувство вины, на наш взгляд, связано в большей мере с чувством своей неполноценности, которое испытывает большинство детей, обучающихся в специальных школах и классах. Они также могут испытывать чувство вины по отношению к своим родителям, что связано с неоправданными ожиданиями, возложенными на них. Такие дети очень чувствительны к критике и предвзятому отношению к ним, как к неспособным, плохо обучаемым ученикам, проблемным детям в целом. Как общий результат перечисленного, неизбежно возникает противопоставление «мы-они», и  в подростковом возрасте у детей оно формирует общее негативное отношение к окружающим и  к происходящему вокруг. В самом общем виде, более высокую агрессивность у подростков с ЗПР по сравнению с детьми с нормальным онтогенезом,  моно объяснить следующим: агрессия очень часто возникает как защитная реакция на любой угрожающий фактор или же в ответ на фрустрацию (а фрустрация у детей с ЗПР – повседневное столкновение с трудностями). Таким образом, подростки с ЗПР более уязвимы, именно поэтому они вынуждены защищаться, прибегая к агрессии, как к одному из наиболее простых и часто используемых подростками вообще способов отстаивания своих интересов и своего мнения.

    Рисунок 1 – Средние значения агрессивности  по шкалам

      
 
 
 
 
 
 
 

    Шкалы: 1. физическая агрессия, 2. косвенная агрессия, 3. раздражение, 4. негативизм, 5. обида, 6. подозрительность, 7. вербальная агрессия, 8. чувство вины.

    Что касается эмпатии, то здесь нами не было выявлено значимых различий, что  связано, скорее всего, с тем, что подростки с ЗПР, несмотря на общую эмоциональную незрелость, всё же в процессе совместного обучения учатся сочувствовать и понимать проблемы друг друга. Это связно, на наш взгляд, с тем, вообще дети с ЗПР воспринимают себя как отдельную группу, к которой они принадлежат, и которая для них является референтной.

    В таблице 1 представлена картина выраженности эмпатии у подростков с ЗПР  и подростков с нормальным онтогенезом.

    Таблица 1 –Эмпатия у подростков с ЗПР  и подростков с нормальным онтогенезом.

Уровень эмпатии ЗПР Норма
Средний показатель 5 человек 6 человек
Низкий  показатель 7 человек 6 человек
 

    Как видно из таблицы дети с нормальным онтогенезом в большей мере склонны  к проявлению сочувствия и сопереживания  по сравнению с детьми с нормальным онтогенезом. Однако важно отметить, что всё же и те и другие подростки характеризуются слаборазвитыми эмпатическими способностями, по сравнению с другими возрастными группами (по данным исследований эмпатии: младшие школьники, например, в большей мере склонны к сочувствию). 

    Относительно  социального интеллекта, важно сказать, что задержка психического развития очень сильно влияя на эмоционально-волевую  сферу подростка, вносит свои коррективы и в социальные способности и  умения подростка с данной формой дизонтогенеза. Вообще, социальный интеллект - особый «социальный дар», интегральная  интеллектуальная способность, обеспечивающая гладкость в отношениях с людьми и  определяющая успешность общения и социальной адаптации. Очевидно, что ребенок и подросток с ЗПР не обладает в достаточной мере тем, что способствовало бы развитию у него социальной перцепции, социального мышления, социального интеллекта. Дети с ЗПР психически слабы, неустойчивы, им очень сложно следить за своим поведением, контролировать себя, познавать особенности своего невербального и вербального поведения, не говоря уже о том, чтобы научиться в полной мере анализировать последствия и особенности поведения других людей, специфику их речи и т.п. Это связано с общим низким уровнем работоспособности, внимания, низкими познавательными способностями, а также с тем, что подростки с ЗПР,  зачастую некритически относясь к себе, не стремятся к тому, чтобы сделать свою жизнь социально более адаптированной. Исходя из таблицы 2, мы видим, что подростки с ЗПР имеют в большинстве своем низкий уровень развития социальных умений и способностей.

Информация о работе Особенности детей подросткового возраста с ЗПР