Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 11:07, контрольная работа
Существует общеупотребительное положение о том, что политическая психология возникла «на пересечении» психологии и политической науки, этим обусловливается место политической психологии среди других политических наук. Выделяют интердисциплинарный и ин-традисциплинарный подходы к политической психологии. Соответственно, возможно ее отнесение к психологическим (А.И. Юрьев) или политическим (Д.В. Ольшанский) наукам.
Среди характеристик региональной политической элиты исследователи многие исследователи подчеркивают ее беспринципность и «холопство», преклонение перед силой остается доминирующей установкой поведения и центральной, и региональных властей, и населения». Исследователи выражают обеспокоенность сложившимся стратегическим потенциалом элиты, которая призвана защищать общество и повышать уровень его благосостояния. Так, Т.Заславская полагает, что элите «удалось создать такие правила игры, которые обеспечивают ей бесконтрольность и безответственность перед обществом. Результатом является углубление взаимного отчуждения власти и общества, проявляющегося, с одной стороны, в равнодушии власти к бедам народа, а с другой - в тотальном недоверии народа к представителям и институтам власти».
Современная
российская политическая культура может
быть охарактеризована как сложносоставная,
включающая две основные субкультуры:
авторитарно-этатистскую ("подданическо-
Представители
крупной торговой буржуазии отличается
по некоторым политико-
Рабочий класс в современной России давно утратил черты того "пролетариата" времен промышленной революции. Значительной части трудящихся присуще критически-оппозиционное отношение к буржуазной и социал-реформистской политике. Однако это отношение не ведет у большинства трудящихся к формированию или принятию активных политических позиций, соответствующих их оппозиционным настроениям. Наиболее явное и массовое выражение этих настроений - рост отчуждения от политики, недоверие к политическим партиям и государству уклонение от участия в выборах и тому подобные явления. По этой причине их политические ориентации и поведение принимают в значительной мере инерционный характер.
Крестьяне испытывают наибольшие сложности с выработкой социально-группового сознания и, тем более, групповой идеологии. Сами условия их образа жизни, постоянная трудовая загруженность укрепляют крестьянскую индивидуалистическую психологию. В сегодняшней России от имени "крестьянства" выступает исключительно аграрно-бюрократическая элита, не имеющая собственной серьезной поддержки среди электората и постоянно вынужденная блокироваться с иными политическими силами - прежде всего, с левой оппозицией. Традиционалистский комплекс в психологии крестьянства порождает особую систему предпочтений в жизни, определяет своеобразную направленность поведения, отношения к себе и другим людям. Он определяет особую жизненную ориентацию - ориентацию "статус-кво", избегания политических перемен и сохранения жизни такой, какой она была совсем недавно, будучи освященной религией, обычаями и нравами предков.
Интеллигенция современной России отличается особой психологической разнородностью. Содержание и уровень развития социально-группового сознания интеллигенции как раз и отражают ее социальную, психологическую и политическую разнородность. В результате, ее разобщенность на профессиональные подгруппы, слои и отряды приводит к тому, что именно в их рамках в основном и формируется социально-психологическая, а затем и политико-психологическая общность работников квалифицированного умственного труда.
Маргинальные слои характеризуют две противоположные тенденции: либо они играют роли лидеров социально-политических, националистических по своему характеру движений, либо влачат существование вечных изгоев. В их политическом поведении обычно также выделяются противоположные характеристики: девиация, аморальность, агрессивность (или же, напротив, пассивность), проявляющиеся на уровне межиндивидуальных и межгрупповых отношений.
В трактовке проблемы личности в политической мысли сложились две традиции. Первая придает личности решающе значение в определении направления политического процесса. Зачастую сторонники такой позиции просто сводят политику к личности лидера, вождя. Второй подход, напротив, скорее принижает роль личности в политике. Среди сторонников этой точки зрения есть различия. Так политологи позитивистского толка, особенно бихевиористских направлений, не возражая против исследования отдельных компонентов личности в политике, не видят смысла в анализе целостной личности как фактора, влияющего на процесс и систему. Иную по замыслу, но сходную по сути позицию занимают политологи, которые считают личностный фактор в принципе не значимым по сравнению с факторами социального воздействия на политику. Однако, линия водораздела между приведенными выше точками зрения в прошлом проходила по вопросу о личности нерядовой. Основные дискуссии велись вокруг роли политического лидера.
Значение личностного фактора в политическом процессе становится особенно важным, во-первых, когда появляются абсолютно новые политические обстоятельства, не имеющие аналогов в прошлом. Во-вторых, — в сложной и противоречивой ситуации с большим числом неопределенностей. В-третьих, — в ситуации, когда есть выбор между различными силами, предлагающими разные политические решения. По мнению Ф. Гринстайна, роль личности в политическом процессе тем больше, чем более восприимчива среда к тому, что личность ей предлагает, чем выше позиция человека в политической системе и чем больше сила Эго того или иного политика.
Политический
менталитет - единая, синкретическая форма
осознания социально-
Содержание
политического менталитета
К познавательным компонентам относят знания о политике, информированность, интерес, убеждения, знания о политических событиях и лидерах, и, наконец, связанность представлений в определенную идеологическую схему. В познавательном блоке выделяют еще два важных элемента: 1) Когнитивный стиль — термин, описывающий способ мышления, его характеристиками являются: понятийная сложность или простота, доверие или недоверие к партнеру, инструментальный акцент (ориентация на «дело»). 2) Операциональный код — понятие, применяемое чаще к политическому сознанию лидеров, чем обычных граждан, было выработано в политической науке, используют этот термин для обозначения «ответов» политиков на ряд философских (стратегических) и инструментальных (тактических) ответов в политике. Например, в мышлении политика содержатся некоторые устойчивые представления о природе политики, о перспективах реализации их политических ожиданий, о возможности контроля над историческими событиями и т.п.
Психологический фон, на котором проходили последние выборы в моем регионе, остался без особых изменений. Основные тенденции поведения электората по сравнению с предыдущими выборами сохранился. С точки зрения ряда формальных критериев, таких как активность избирателей или доля голосов, полученных партиями, которые были допущены к распределению мандатов, выборы были успешными. Наблюдались серьезные отступления от принципа свободных выборов, которые выразились в принуждении части избирателей к участию в выборах, а также в имевших место в отдельных случаях попытках контроля за волеизъявлением избирателей (в частности, со стороны некоторых работодателей). В предвыборном периоде следует отметить неравенство прав участников избирательного процесса в ходе информирования избирателей средствами массовой информации (на телевидении отчетливо доминировало присутствие одних кандидатов). Место публичных политиков в когнитивном поле электората заняли люди из исполнительной власти. Кроме того, выборы оказались практически лишенными конкурентного характера: как и в недавнем прошлом, они демонстрируют почти 100%-ную поддержку одной партии при достаточно высокой явке.
Политические партии и движения возникают на основе прежде всего функциональных психологических характеристик. Для появления политических партий и движений необходимо наличие крупной социальной проблемы или же кризис прежней социально-политической системы в целом, а также наличие в обществе сил, обладающих определенной уверенностью в возможности решения этой проблемы, своей способностью к этому и чувством социального оптимизма. Тогда и возникает достаточно устойчивая психологическая общность людей, ощущающих или даже осознающих социальную проблему, стоящую перед теми или иными социальными группами и слоями, перед обществом в целом, разделяющих более или менее близкие взгляды на характер и пути решения этой проблемы и добровольно желанию объединяющихся для некоторых действий ради внесения в жизнь общества соответствующих социальных изменений.
Первым условием возникновения любого движения считается появление проблемной ситуации. Ее вызывает любое противоречие, которое необходимо решить или обществу в целом, или конкретным социальным силам. Однако объективная проблемная ситуация должна так преломиться в психике людей, чтобы побудить их к своему решению. Это означает, что люди должны воспринимать ситуацию как потенциально решаемую. Вторым условием возникновения движения является чувство социального оптимизма, эмоциональная уверенность в том, что они могут решить данную проблему. Третье условие — готовность к личному участию. Это следствие эмоционально захватывающего переживания проблемной ситуации — желание самому участвовать в ее разрешении. Люди должны быть эмоционально убеждены в том, что данное движение эффективно, действенно, заслуживает того, чтобы отдать ему свою энергию, усилия, свою преданность. Путь индивида к вступлению в массовое движение бывает достаточно сложен - индивидуальному сознанию приходится пройти несколько этапов, прежде чем человек «дозреет» до личного вступления в движение.