Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 11:07, контрольная работа
Существует общеупотребительное положение о том, что политическая психология возникла «на пересечении» психологии и политической науки, этим обусловливается место политической психологии среди других политических наук. Выделяют интердисциплинарный и ин-традисциплинарный подходы к политической психологии. Соответственно, возможно ее отнесение к психологическим (А.И. Юрьев) или политическим (Д.В. Ольшанский) наукам.
Существует общеупотребительное положение о том, что политическая психология возникла «на пересечении» психологии и политической науки, этим обусловливается место политической психологии среди других политических наук. Выделяют интердисциплинарный и ин-традисциплинарный подходы к политической психологии. Соответственно, возможно ее отнесение к психологическим (А.И. Юрьев) или политическим (Д.В. Ольшанский) наукам. С другой стороны, ряд ученых (Г.Г. Дилигенский, Ю.В. Ирхин) придерживаются мнения о промежуточном положении психологии политики, при котором вопрос о ее принадлежности к некоторому базовому направлению снимается. В соответствии с Постановлением ВАК Минобразования России 2000 года политическая психология как научная дисциплина представлена в рамках социальной психологии. Следовательно, отнесение политической психологии к политическим или психологическим наукам может быть признано достаточно условным. Поскольку практически все политические явления, институты и процессы, включают в себя тот или иной психологический аспект, политическая психология тесно связана с другими политическими науками – политологией, политической философией, политической антропологией, политической этикой, политической экономией, политической социологией и др.
В Международном Обществе политических психологов (ISPP) сейчас более 1000 членов практически со всех континентов. Ежегодно оно проводит свои собрания, посвященные наиболее актуальным теоретическим проблемам. В настоящее время публикации по политико-психологической проблематике появляются во всех престижных изданиях по политологии и психологии. Политическая психология получила действительно международное признание. Современная политическая психология предстает как широкая сфера исследований со своим предметом, объектом, кругом специалистов, объединенных общим пониманием задач и направлений дальнейших поисков. Наиболее важными проблемами этой области науки являются, прежде всего, наиболее актуальные аспекты внешней и внутренней политики: терроризм, охрана окружающей среды, кризис общественных отношений, субкультуры протеста, недоверие граждан правительству, этнические конфликты, дискриминация отдельных социальных групп и т. п. Хотя, разумеется, в каждой стране, в каждом обществе существуют свои наиболее важные и актуальные политико-психологические проблемы. Преподавание этой науки ведется как для студентов-политологов, так и для психологов. Важным параметром развития науки является ее прикладное использование. Так, политические психологи активно привлекаются для поиска решений в конфликтных ситуациях. Ряд политических деятелей сами владеют психологическими методами, используют их для выработки стратегии на будущее и для анализа прошлого. Интерес к работам по политической психологии проявляют политики всех ориентаций. Они используют данные этой науки для налаживания отношений с общественностью, для мобилизации населения на выполнение реформ, для принятия решений по важнейшим стратегическим направлениям политики. Политическая психология — новая отрасль научного знания. Процесс ее становления еще не завершен, многие проблемы носят дискуссионный характер.
Легитимность власти - понятие, характеризующее степень согласия между управляемыми и управляющими. Легитимность власти с психологической точки зрения представляет собой субъективную законность - сами люди, а не только соответствующие юридические, церковные или международные институты признают право данной власти управлять. Признание обществом законности, правомерности официальной власти - это фундаментальная ее характеристика. В данном понятии речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах. Соответственно, следует различать понятия "легитимность власти" (общественное признание ее законности) и "легальность власти" (правовое, формальное ее закрепление). В одних политических системах власть может быть легальной и не легитимной, как, например, при правлении метрополий и колониальных государствах, в других - легитимной, но нелегальной, как, скажем, после свершения революционного переворота, поддержанного большинством населения, в-третьих, - и легальной, и легитимной, как, к примеру, после победы определенных сил на выборах.
Для воздействия на массовые политические настроения активно используются и социально-экономические, и политические акции, и чисто надстроечные механизмы – культура. Способы воздействия на массовые настроения во всех сферах остаются прежними: манипуляция притязаниями и возможностями (мнимыми и реальными) их осуществления. Принципиально влияние на массовые политические настроения осуществляется через воздействие на два основных компонента, образующих данное явление: с одной стороны, через формирование потребностей и интересов, притязаний людей. С другой же – через создание возможностей для реализации сложившихся притязаний и ожиданий. Возможности воздействия на массовые политические настроения лежат в двух плоскостях: 1) пропагандистски-идеологическое влияние, целью которого является манипуляция притязаниями и ожиданиями масс; 2) воздействие социально-политическое, включая социально-экономические акции, меняющие возможности реализации притязаний и ожиданий. Стабилизация позитивных настроений в социально-политической системе достигается за счет уравновешивания притязаний и возможностей их достижения. Отставание возможностей достижения ведет к росту недовольства. Совпадение притязаний и возможностей их реализации (тем более – превышение последних) обеспечивает массовый энтузиазм независимо от того, реальным или иллюзорным является совпадение.
Мотивы, потребности, ценностные ориентации и цели являются основными элементами политического поведения. В политике действуют обычные человеческие потребности, среди которых можно встретить и любопытство, и стремление к свободе, и необходимость удовлетворить голод и иные материальные нужды. Когда потребность не удовлетворена, она оказывает мотивирующее воздействие на поведение человека. Картина мира человека также формируется под влиянием неудовлетворенных потребностей. Относится это и к власти. Мотив выполняет прежде всего функцию вербализации цели и программы, дающую возможность человеку начать определенную деятельность. Мотивы тесно связаны с потребностями, и вместе выступают в качестве побудительных сил поведения. В политическом поведении наблюдается широкий набор мотивов, как побуждающих к активному участию в политике, так и обусловливающих пассивность граждан. Ценностные ориентации проявляются в потребностях, мотивах, оценках, убеждениях, характере поведения и деятельности. Они представляют мир отношений, значений, фиксирующих и обобщающих социальный и индивидуальный опыт. Выбранные человеком ценности становятся для него главными смысло – жизненными ориентирами, которые и определяют его мотивы деятельности. В них отражается активность субъекта, а на их основе определяется вектор направленности мышления и политического поведения.
Сущность политического сознания заключается в том, что оно представляет собой комплекс идей, теоретических концепций, взглядов, представлений, мнений, оценочных суждений, эмоциональных состояний субъектов политических отношений. Содержание политического сознания составляют две основные группы частей этого явления: познавательные и мотивационные. К познавательным относят знания о политике, интерес к политическими явлениям и убеждения. К мотивационным — потребности, ценности, чувства и установки. В действительности достаточно сложно выделить тот или иной элемент политического сознания в чистом виде и однозначно отнести его к познавательному блоку или мотивационному. Все эти элементы достаточно тесно переплетаются между собой и оказывают друг на друга взаимное влияние.
На сегодняшний день в российском обществе отсутствует целостная система и эффективно действующий механизм политической социализации. Это связано с тем, что ранее существовавшая модель политической социализации разрушена, а новая не сформировалась. Ее становление сегодня происходит по двум направлениям: 1 — началось теоретико-методологическое исследование тенденций устойчивого развития общества и связанных с ним социально-политических процессов, включая политическую социализацию; 2 — в условиях политической модернизации, роста политической активности населения и появления новых форм политического участия в обществе, где стихийно, а где целенаправленно стали складываться части нового механизма политической социализации. В этой связи перед обществом стоит задача сведения в единый поток этих двух направлений процесса формирования новой модели политической социализации личности, адекватной новым российским реалиям. В то же время, проведенные исследования свидетельствуют о том, что формирование новой модели политической социализации протекает сложно и крайне противоречиво. Эта противоречивость обусловлена незавершенностью модернизации политической системы и социально-экономической трансформации российского общества. В ситуации политического кризиса, который сейчас переживает Россия, противоречивость политического сознания достигает высокого уровня, гранича с раздвоением личности.
Мотивационную сферу лидера отличает наличие ярко выраженных потребностей во власти; в личном контроле над событиями и людьми; в достижении; в аффилиации, т.е. в принадлежности к какой-то группе и получение одобрения. Потребность во власти – важнейшая часть мотивационной структуры политического лидера. По существу все политические лидеры являются стремящимися к власти. Многие рассматривают ее как высшую ценность. Личный контроль над событиями проявляется по-разному. Одни – ограничивают ее определенными областями жизнедеятельности государства, другие почти все берут под личный контроль (Сталин). Потребность лидера в достижении – проявляется в заботе о совершенстве, мастерстве, поведении. Обычно она хорошо видна в предпринимательском поведении, когда бизнесмен склонен к умеренному риску, модифицирует свое поведение в зависимости от обстоятельств, использует советы экспертов. Потребность политического лидера в аффилиации проявляется в заботе, о близких отношениях с другими. Лидеры с такой потребностью избирают свое окружение и лояльных друзей и сторонников. Ищут безопасную дружбу. Такие лидеры легко подвержены влиянию ближайшего окружения (семьи, советников и других). Когнитивные особенности лидера проявляются в том, как принимает лидер решения в сфере международной или внутренней политики, как ведет торг со своими противниками и выходит из конфликтов, все эти особенности поведения лидера коренятся в устройстве его когнитивных процессов, имеющих индивидуальные особенности. Исследования когнитивного стиля, стиля принятия решений, особенности политического менталитета и операционального кода лидеров лежат в данной плоскости.
Терроризм в психолого-политическом смысле — это силовое решение проблем политической несовместимости между людьми за счет дестабилизации психологического состояния оппонента методами насилия, не ограниченного цивилизованной моралью и международным правом. Основным орудием терроризма является ненависть и агрессия. Терроризм с точки зрения политической психологии — это борьба не легитимной власти против легитимной власти с применением неограниченных средств и методов давления на психическое состояние противника для подмены смысла, целей и ценностей противника на свой смысл, цели и ценности. Если даже на какое то время удастся военной силой подавить проявления терроризма, остается его питательная среда — несовместимость картины мира, мировоззрения, жизненной позиции, образа жизни, которые разделяют непримиримых противников. Целью терроризма является психолого-политическая дестабилизация общества, приводящая к финансовым коллапсам, сменам правительств, сокращению производства, остановкам транспортных потоков — всего, что материально воплощает отвергнутый терроризмом мир других людей. Терроризм — это заражение других психолого-политической нестабильностью, которой он страдает сам. Поэтому диагностика терроризма, его «лечение», прогноз заключается не столько в выявлении и уничтожении его военизированных структур, а в точном знании и оптимизации причин его существования: причин его психолого-политической нестабильности.
Задание 10.1Дайте характеристику политической элите современной России.
Политическая элита современной России включает в себя ведущих политических руководителей и тех, кто занимает высокие посты в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти (непосредственное окружение президента, премьер-министра, спикеры парламента, руководители органов государственной власти, ведущих политических партий, фракций в парламенте). Численно – это достаточно ограниченный круг людей, принимающих наиболее значимые для всего общества политические решения, касающиеся судеб миллионов людей, значимых для всего государства. Принадлежность к высшей элите определяется репутацией (советники, консультанты президента) или положением в структуре власти. Главными отличительными чертами российской политической элиты в последнее время стали снижение доли «интеллектуалов», имеющих ученую степень, уменьшение и без того крайне низкого представительства женщин в элите, «провинциализация» элиты и резкое увеличение числа военных, которых стали называть «силовиками» (представители вооруженных сил, федеральной службы безопасности, пограничных войск, министерства внутренних дел и т.д.). Для последней волны правящей элиты также характерно увеличение доли земляков главы государства и рост доли бизнесменов.