Автор: Любовь Любимова, 09 Июня 2010 в 23:14, реферат
Мотивация — одна из важнейших проблем современной психологии, и одна из самых интригующих и загадочных ее областей.
Сам термин "мотивация" буквально означает то, что вызывает движение. Современное же физиологическое определение термина мотивация следующее: " Мотивация - это эмоционально окрашенное состояние организма, возникающее в связи с определенной потребностью, которое направляет поведение человека или животного на удовлетворение исходной потребности.
При наличии равной врожденной основы мотивации (способ добычи пищи) окончательный вариант и их количество сильно различаются. Итак, мотивации конкретны, индивидуальны и включают в себя два компонента поведения, врожденный и приобретенный, тесно связаны с эмоциями.
Эмоции- одно из проявлений субъективного отношения человека к окружающей действительности и к самому себе. Радость, горе, страх, гнев, сострадание, блаженство, жалость, ревность, безразличие, любовь- нет конца словам, которые определяют различные виды и оттенки эмоций. С физиологической точки зрения, они представляют собой реакции организма на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности.
Введение 3
1. Физиологические основы мотивации 4
1. Физиологические основы эмоций 9
Заключение 16
Список используемой литературы 17
Таким
образом эмоции можно рассматривать
как активное состояние специализированных
структур мозга,побуждающих изменить
поведение в направлении
4.
Эмоции выполняют _
Например,если цель еще не достигнута,то даже небольшой успех в этом направлении порождает положительные эмоции.Эти положительные эмоции не столько связаны с конкретным маленьким успехом,сколько с чувством надежды,веры.Эти чувства помогают человеку существовать даже в довольно безрадостной обстановке.Для человека надеяться и верить иногда значительно важнее,чем добиваться поставленной цели.Древняя японская мудрость гласит:"Лучше путешествовать с надежной,чем достичь пункта назначения".
Теории эмоций.
1.
_Периферическая теория
2. Кеннон ,Бард и другие исследователи предложили целый ряд "центральных" теорий эмоций,доказав,что источником эмоций является мозг,определенные структуры ЦНС,а не периферические органы.
Одной из центральных теорий эмоций была теория Пейпеца,которая отводила главную роль в возникновении эмоций структурам лимбической системы и гипоталамуса.Пейпец предположил,что ЛС ("круг Пейпеца") является своеобразной замкнутой структурой,в которой циркулируют импульсы,приходящие от таламуса,гипоталамуса и коры ,приобретая таким образом эмоциональную окраску.Экспериментальные данные во многом подтвердили эту гипотезу.Так,при двустороннем удалении миндалевидных тел у обезьян возникал синдром Клювера-Бьюси, характеризующийся эмоциональной ареактивностью (отсутствием страха),нарушением пищевого ,полового и социального поведения животного .В опытах Олдса,Дельгада и др. электрическое раздражение различных отделов гипоталамуса и ЛС вызывало такие состояния как страх,реакцию ложной ярости или ее торможение,чувство удовлетворения или неудовлетворения. Теория Пейпеца и другие "центральные теории" эмоций внесли решающий вклад в определение структурно-функциональной основы возникновения эмоций.Ответ на вопрос ,почему в целостном организме в определенный момент времени,при той или иной ситуации возникают различные эмоции,до сих пор до конца не ясен.
3. Согласно _биологической теории эмоций Анохина .,эмоции возникли на определенном этапе эволюции как средство оценки потребности и степени ее удовлетворения.Как правило,любая неудовлетворенная потребность сопровождается отрицательными эмоциями,тогда как удовлетворение этой потребности вызывает положительные эмоции.
Положительные эмоции,с точки зрения теории Анохина,возникают не только при удовлетворении той или иной потребности,но и при достижении кокай-нибудь социальной цели ,если результат деятельности отвечает планам,запросам и притязаниям личности.Если же наблюдается "рассогласование" между ожидаемым и реальным результатом,то возникающие в такой ситуации отрицательные эмоции,неудовлетворенность побуждает человека к поиску более эффективных путей для достижения поставленной цели.
4.
Существует также " _информационная
." теория эмоций Симонова.Она
изложена в учебнике под ред.
В
заключение необходимо отметить,что
ни одна из рассмотренных или существующих
теорий эмоций не является исчерпывающей
не не может объяснить все
Особенности ВНД человека (высшей нервной деятельности).
Основное отличие ВНД человека от животных состоит в наличии у человека "чрезвычайной прибавки" эволюции - особой системы сигнализации,которая связана со словесным обозначением объектов.И.П.Павлов назвал ее второй сигнальной системой. Первая сигнальная система,общая для человека и животных,связана с восприятием конкретных сигналов окружающего мира,которое осуществляется всеми органами чувств. вторая сигнальная система связана с восприятием речи (устной,письменной).Развитие речи и связанного с речью словесно-логического мышления и явилось она определенном этапе эволюции коренным отличием психической и познавательной деятельности человека от других представителей животного мира. _Речь выполняет следующие функции.
1.
Функция обозначения или
2.
Функция обобщения.Слово
3.
Функция коммуникации или
В понятие коммуникации входит следующие составляющие: - информационная функция; - выразительная функция:с помощью слов и интонаций человек может выражать не только мысли,но и чувства. - функция волеизъявления.
4.
Регулирующая функция речи
Слово может также регулировать деятельность внутренних органов, тонус мышц и т.д. Врачу важно понимать огромную роль слова в медицине: слово может быть как лечебным фактором (психотерапия), так и причиной возникновения т.н. ятрогенных заболеваний. В связи с тем, что основные центры речи сосредоточены в левом полушарии, данное полушарие стали считать доминантным. Функции правого, субдоминантного полушария, связаны с восприятием невербальных сигналов, пространственных конструкций и других сенсорных сигналов. Восприятие правым полушарием окружающего мира носит цельный, синтетический характер. Правое полушарие более эмоциогенно и в большей степени связано с т.н. бессознательными процессами. Существует также и эмоциональная межполушарная ассиметрия. Положительные эмоции у человека связаны в основном с левым, а отрицательные - с правым полушарием. В связи с этим левая половина лица в большей степени отражает отрицательные, а правая - положительные эмоции.
В зависимости от относительного преобладания восприятия сигналов первой и второй сигнальных систем И.П.
Павлов разделил всех людей на 3 типа:
1.
Мыслительный тип (
2. Художественный (правополушарный.
3. Смешанный тип.
Лица мыслительного типа тяготеют к теории, имеют большой словарный запас и активно им пользуются, им присуща довольно высокая двигательная активность, целеустремлённость, способность прогнозировать события. Человек художественного типа, напротив, тяготеет к конкретным видам деятельности, он малоразговорчив, более медлителен, зато наделён способностью тонко чувствовать, переживать, склонен к созерцанию и воспоминаниям.
По классификации Юнга и др. авторов, тип ВНД человека определяют следующие парные характеристики:
1. Экстраверт-интраверт.
2. Эмоциональная стабильность - невротизм (эмоциональная неустойчивость).
3. Подвижность нервных процессов - инертность.
Экстраверт - человек общительный, интересующийся людьми, не склонный к самоанализу.
Интраверт - не общителен, замкнут, не проявляет особого интереса к другим людям, склонен к самоанализу.
Существует
также классификация
Итак, человек, в своих физиологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет в то и другое.
Совершенно очевидно, что поведение описывается как мотивированное либо "изнутри" (интринсивно), либо "извне" (экстринсивно). Это противопоставление почти столь же старо, как и сама экспериментальная психология мотивации. Оно становится актуальным во всех тех случаях, когда исследователи, с определенным успехом сосредоточив свои усилия на изучении таких видов поведения, которые служат удовлетворению физиологических потребностей или избеганию негативных физиологических состояний, стараются объяснить все поведение, его изменения (научение) и лежащую в его основе мотивацию посредством внешних играющих роль подкрепления следствий поведения – вознаграждения, отсутствия вознаграждения и наказания.
Эмоции представляют прогноз возможности удовлетворения какой-либо потребности либо оценку степени ее удовлетворения. Такой прогноз осуществляется посредством сопоставления на основе врожденного и приобретенного опыта необходимых действий в сравнении с информацией о текущей ситуации. Возрастание вероятности вызывает положительные эмоции, которые человек стремится усилить, продлить, повторить, падение вероятности приводит к возникновению отрицательных эмоций, которые соответственно организм стремится ослабить, прервать, предотвратить. Таким образом, именно эмоции оказываются активным подкреплением тех или иных действий. Они базируются и на врожденном, и на приобретенном компонентах.