Основы мотиваций

Автор: Любовь Любимова, 09 Июня 2010 в 23:14, реферат

Описание работы

Мотивация — одна из важнейших проблем современной психологии, и одна из самых интригующих и загадочных ее областей.
Сам термин "мотивация" буквально означает то, что вызывает движение. Современное же физиологическое определение термина мотивация следующее: " Мотивация - это эмоционально окрашенное состояние организма, возникающее в связи с определенной потребностью, которое направляет поведение человека или животного на удовлетворение исходной потребности.
При наличии равной врожденной основы мотивации (способ добычи пищи) окончательный вариант и их количество сильно различаются. Итак, мотивации конкретны, индивидуальны и включают в себя два компонента поведения, врожденный и приобретенный, тесно связаны с эмоциями.
Эмоции- одно из проявлений субъективного отношения человека к окружающей действительности и к самому себе. Радость, горе, страх, гнев, сострадание, блаженство, жалость, ревность, безразличие, любовь- нет конца словам, которые определяют различные виды и оттенки эмоций. С физиологической точки зрения, они представляют собой реакции организма на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности.

Содержание

Введение 3
1. Физиологические основы мотивации 4
1. Физиологические основы эмоций 9
Заключение 16
Список используемой литературы 17

Работа содержит 1 файл

основы мотивации.docx

— 39.27 Кб (Скачать)

     Таким образом эмоции можно рассматривать  как активное состояние специализированных структур мозга,побуждающих изменить поведение в направлении минимизации (отрицательные эмоции) или максимизации (положительные эмоции) этого состояния.Если человек не изменяет своего поведения и в течение длительного времени испытывает отрицательные эмоции,у него существенно снижается энергетический потенциал для любого вида деятельности,развивается астенизация и невротизация личности,страдает и соматическое здоровье,появляются типичные признаки хронического стресса:вегетативные дисфункции,снижение иммунитета и др.В такой ситуации необходимо либо изменить соответствующие обстоятельства,порождающие отрицательные эмоции,либо,если это невозможно,изменить свое отношение к данной ситуации.

     4. Эмоции выполняют _компенсаторную .или _замещающую _роль .

     Например,если цель еще не достигнута,то даже небольшой успех в этом направлении порождает положительные эмоции.Эти положительные эмоции не столько связаны с конкретным маленьким успехом,сколько с чувством надежды,веры.Эти чувства помогают человеку существовать даже в довольно безрадостной обстановке.Для человека надеяться и верить иногда значительно важнее,чем добиваться поставленной цели.Древняя японская мудрость гласит:"Лучше путешествовать с надежной,чем достичь пункта назначения".

     Теории  эмоций.

     1. _Периферическая теория Джеймса-Ланге. .Согласно данной теории,эмоции являются вторичным явлением,отражением изменений,происходящих во внутренних органах и скелетных мышцах.Джеймс сформулировал свою теорию следующим образом:"Мы чувствуем печаль,потому что плачем,мы боимся,потому что дрожим." Действительно,в определенной степени периферические процессы влияют на формирование того или иного эмоционального состояния. НАпример,при ишемии миокарда возникает страх смерти,при перевозбуждении симпато-адреналовой системы развивается паническое состояние и т.д. В последнее время появились интересные данные о влиянии периферических сигналов от мимической мускулатуры на эмоциональную сферу. Обнаружено,что сокращение мимических мышц при улыбке способствует формированию положительного эмоционального фона,и наоборот,постоянная "маска" уныния и грусти во многом определяет и усугубляет депрессивное состояние.Одной из возможных причин такого влияния мимики на психику некоторые исследователи считают заметное увеличение кровотока мозга,в частности структур лимбической системы,при улыбке. Однако,несмотря на приведенные данные,необходимо отметить,что теория Джеймса-Ланге сводила эмоции лишь к определенным вегетативным или соматическим сдвигам на периферии.Эксперименты на животных показали,что даже полная деафферентация внутренних органов не устраняла у таких животных развития некоторых эмоциональных реакций,таких как страх или ярость при предъявлении соответствующих раздражителей.

     2. Кеннон ,Бард и другие исследователи  предложили целый ряд "центральных" теорий эмоций,доказав,что источником эмоций является мозг,определенные структуры ЦНС,а не периферические органы.

     Одной из центральных теорий эмоций была теория Пейпеца,которая отводила главную  роль в возникновении эмоций структурам лимбической системы и гипоталамуса.Пейпец предположил,что ЛС ("круг Пейпеца") является своеобразной замкнутой структурой,в которой циркулируют импульсы,приходящие от таламуса,гипоталамуса и коры ,приобретая таким образом эмоциональную окраску.Экспериментальные данные во многом подтвердили эту гипотезу.Так,при двустороннем удалении миндалевидных тел у обезьян возникал синдром Клювера-Бьюси, характеризующийся эмоциональной ареактивностью (отсутствием страха),нарушением пищевого ,полового и социального поведения животного .В опытах Олдса,Дельгада и др. электрическое раздражение различных отделов гипоталамуса и ЛС вызывало такие состояния как страх,реакцию ложной ярости или ее торможение,чувство удовлетворения или неудовлетворения. Теория Пейпеца и другие "центральные теории" эмоций внесли решающий вклад в определение структурно-функциональной основы возникновения эмоций.Ответ на вопрос ,почему в целостном организме в определенный момент времени,при той или иной ситуации возникают различные эмоции,до сих пор до конца не ясен.

     3. Согласно _биологической теории  эмоций Анохина .,эмоции возникли на определенном этапе эволюции как средство оценки потребности и степени ее удовлетворения.Как правило,любая неудовлетворенная потребность сопровождается отрицательными эмоциями,тогда как удовлетворение этой потребности вызывает положительные эмоции.

     Положительные эмоции,с точки зрения теории Анохина,возникают  не только при удовлетворении той  или иной потребности,но и при  достижении кокай-нибудь социальной цели ,если результат деятельности отвечает планам,запросам и притязаниям личности.Если же наблюдается "рассогласование" между ожидаемым и реальным результатом,то возникающие в такой ситуации отрицательные эмоции,неудовлетворенность побуждает человека к поиску более эффективных путей для достижения поставленной цели.

     4. Существует также " _информационная ." теория эмоций Симонова.Она  изложена в учебнике под ред.Косицкого.

     В заключение необходимо отметить,что  ни одна из рассмотренных или существующих теорий эмоций не является исчерпывающей  не не может объяснить все многообразие эмоций у человека. _ 

     Особенности ВНД человека (высшей нервной деятельности).

     Основное  отличие ВНД человека от животных состоит в наличии у человека "чрезвычайной прибавки" эволюции - особой системы сигнализации,которая связана со словесным обозначением объектов.И.П.Павлов назвал ее второй сигнальной системой. Первая сигнальная система,общая для человека и животных,связана с восприятием конкретных сигналов окружающего мира,которое осуществляется всеми органами чувств. вторая сигнальная система связана с восприятием речи (устной,письменной).Развитие речи и связанного с речью словесно-логического мышления и явилось она определенном этапе эволюции коренным отличием психической и познавательной деятельности человека от других представителей животного мира. _Речь выполняет следующие функции.

     1. Функция обозначения или номинативная  функция.Каждое слово в языке обозначает какой-либо предмет ,действие,понятие и т.д.

     2. Функция обобщения.Слово является  не только обозначением конкретного  предмета,но и целой группы  предметов ,понятий.Функция обобщения  тесно связана с абстрактным  мышлением.

     3. Функция коммуникации или общения.

     В понятие коммуникации входит следующие  составляющие: - информационная функция; - выразительная функция:с помощью слов и интонаций человек может выражать не только мысли,но и чувства. - функция волеизъявления.

     4. Регулирующая функция речи связана  со способностью словесной информации управлять поведением человека, начиная от простейших форм деятельности, заканчивая самыми сложными.

     Слово может также регулировать деятельность внутренних органов, тонус мышц и  т.д. Врачу важно понимать огромную роль слова в медицине: слово может быть как лечебным фактором (психотерапия), так и причиной возникновения т.н. ятрогенных заболеваний. В связи с тем, что основные центры речи сосредоточены в левом полушарии, данное полушарие стали считать доминантным. Функции правого, субдоминантного полушария, связаны с восприятием невербальных сигналов, пространственных конструкций и других сенсорных сигналов. Восприятие правым полушарием окружающего мира носит цельный, синтетический характер. Правое полушарие более эмоциогенно и в большей степени связано с т.н. бессознательными процессами. Существует также и эмоциональная межполушарная ассиметрия. Положительные эмоции у человека связаны в основном с левым, а отрицательные - с правым полушарием. В связи с этим левая половина лица в большей степени отражает отрицательные, а правая - положительные эмоции.

     В зависимости от относительного преобладания восприятия сигналов первой и второй сигнальных систем И.П.

     Павлов  разделил всех людей на 3 типа:

     1. Мыслительный тип (левополушарный).

     2. Художественный (правополушарный.

     3. Смешанный тип.

     Лица  мыслительного типа тяготеют к теории, имеют большой словарный запас и активно им пользуются, им присуща довольно высокая двигательная активность, целеустремлённость, способность прогнозировать события. Человек художественного типа, напротив, тяготеет к конкретным видам деятельности, он малоразговорчив, более медлителен, зато наделён способностью тонко чувствовать, переживать, склонен к созерцанию и воспоминаниям.

     По  классификации Юнга и др. авторов, тип ВНД человека определяют следующие парные характеристики:

     1. Экстраверт-интраверт.

     2. Эмоциональная стабильность - невротизм  (эмоциональная неустойчивость).

     3. Подвижность нервных процессов  - инертность.

     Экстраверт - человек общительный, интересующийся людьми, не склонный к самоанализу.

     Интраверт - не общителен, замкнут, не проявляет особого интереса к другим людям, склонен к самоанализу.

     Существует  также классификация темпераментов  людей в зависимости от типов  конституции. Она принадлежит Шелдону. По Шелдону, выделяют 3 основных типа людей: висцеротонический, соматотонический и церебротонический. С определёнными оговорками,: эти типы в какой-то степени соответствуют гиперстеническому, нормостеническому и астеническому конституциональным типам.

 

     

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Итак, человек, в своих физиологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет в то и другое.

     Совершенно  очевидно, что поведение описывается  как мотивированное либо "изнутри" (интринсивно), либо "извне" (экстринсивно). Это противопоставление почти столь  же старо, как и сама экспериментальная  психология мотивации. Оно становится актуальным во всех тех случаях, когда  исследователи, с определенным успехом  сосредоточив свои усилия на изучении таких видов поведения, которые  служат удовлетворению физиологических потребностей или избеганию негативных физиологических состояний, стараются объяснить все поведение, его изменения (научение) и лежащую в его основе мотивацию посредством внешних играющих роль подкрепления следствий поведения – вознаграждения, отсутствия вознаграждения и наказания.

     Эмоции  представляют прогноз возможности удовлетворения какой-либо потребности либо оценку степени ее удовлетворения. Такой прогноз осуществляется посредством сопоставления на основе врожденного и приобретенного опыта необходимых действий в сравнении с информацией о текущей ситуации. Возрастание вероятности вызывает положительные эмоции, которые человек  стремится усилить, продлить, повторить, падение вероятности приводит к возникновению отрицательных эмоций, которые соответственно организм стремится ослабить, прервать, предотвратить. Таким образом, именно эмоции оказываются активным подкреплением тех или иных действий. Они базируются и на врожденном, и на приобретенном компонентах.

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
     
  1. Гальперин С.И. Физиология человека и животных// М, 1970г.
  2. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности: Учебник. М.: Учебная литература, 1997. 432 с.
  3. Л. И. Божович. Потребность в новых впечатлениях .Психология мотивации и эмоций. М., 2002. С. 287-290.
  4. Мед. Вестник: Лекции по физиологии ЦНС//  №6`96г. (37)
  5. Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. I: Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Владос 1998
  6. Общая психология/ Под редакцией Маклакова. -СПб.: Питер,2001
  7. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2-е изд., испр. И доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999.
  9. Симонов П.В. ВНД человека. Мотивационно- эмоциональные аспекты// М: Наука,1975г.
  10. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций// М: Наука, 1970
  11. Судаков К.В. Биологические мотивации// М: Медицина, 1971г.
  12. Физиология человека и животных //под ред. А.Б.Когана, М: Высшая школа, том 2, 1984г.
  13. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 2. М: Педагогика, 1986. С. 234-248.

Информация о работе Основы мотиваций