Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

К сожалению, современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, а не на духовное формирование и развитие детей. Духовное общение родителей с детьми, их совместные занятия, к сожалению, для большинства семей остаются непозволительной роскошью.
Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания детей в семье следует отметить следующие:
- невысокий экономический уровень большинства трудовых семей;
- низкая культура общественной жизни;
- двойная нагрузка на женщину ( работа, семья );
- высокий процент разводов;

Содержание

Введение
1. Роль семьи в развитии личности. Цель воспитания. Задачи семьи
2. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей
2.1 Классификация типов семейных отношений
2.2 Классификация стилей воспитания
2.3 Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей
3. Ошибки семейного воспитания
3.1 Воспитание и потребность в эмоциональном контакте
3.2 Воспитание и потребность смысла жизни
3.3 Воспитание и потребность достижения
3.4 Воспитание как реализация определенной системы
3.5 Воспитание как формирование определенных качеств
4. Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по псих.docx

— 46.03 Кб (Скачать)

4. Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье.

При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы  не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями  и женами, как постигаем секреты  мастерства и профессионализма в  любом деле.

В родительском труде, как  во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства  к детям сложны, изменчивы и  противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения  с ребенком, так же как и с  каждым человеком, глубоко индивидуальны  и неповторимы.

Связь воспитания с другими  видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а также  место воспитания в целостной  личности человека - все это и  придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.

Поэтому, будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих  себя, с анализа особенностей своей  собственной личности.

Для достижения воспитательных целей в семье, родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся  стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений, развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при  использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в  наказаниях, то для усиления воспитательного  эффекта, наказания по возможности  должны следовать непосредственно  за поступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень  суровое наказание может вызвать  у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в  том случае, если проступок, за который  он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует  у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда  его что-то не устроит.

Очень важную роль в воспитании ребенка играют диалог с ним и  принятие его, как полноценной и  полноправной личности.

Диалог. Как строить воспитывающий диалог? Каковы его психологические характеристики? Главное в установлении диалога - это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуации, общность в направлении совместных действий. Речь идет не об обязательном совпадении взглядов и оценок. Чаще всего точка зрения взрослых и детей различна, что вполне естественно. Однако первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблем. Ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуются родители в общении с ним. Ребенок, даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу.

Наиболее существенная характеристика диалогического воспитывающего общения  заключается в установлении равенства  позиций ребенка и взрослого.

Достичь этого в повседневном семейном общении с ребенком весьма трудно. Обычно стихийно возникающая  позиция взрослого - это позиция  «над» ребенком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью - ребенок  физически слаб, неопытен, полностью  зависим. Вопреки этому, родителям необходимо постоянно стремиться к установлению равенства. Равенство позиций означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания. Человек не должен быть объектом воспитания, он всегда активный субъект самовоспитания. Родители могут стать властителями души своего ребенка лишь в той мере, в какой им удается пробудить в ребенке потребность в собственных достижениях и собственном совершенствовании. Требование равенства позиций в диалоге опирается на тот неоспоримый факт, что дети оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих родителей. Под влиянием общения с собственными детьми, включаясь в разнообразные формы общения с ними, выполняя специальные действия по уходу за ребенком, родители в значительной степени изменяются, их внутренний душевный мир заметно трансформируется. Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах, глазами своих детей.

Контакт с ребенком, как высшее проявление любви к нему, следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности.

Принятие. Помимо диалога для внушения ребенку ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка. Что это значит? Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Как можно осуществлять принятие ребенка в повседневном общении с ним? Прежде всего, необходимо с особым вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно, высказывают родители в общении с детьми. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства родителей стали привычными высказывания типа: «Сколько раз объяснять, бестолочь?», «Любой дурак бы уже все понял».

Всем будущим и нынешним родителям следует понять, что  каждое такое высказывание, каким  бы справедливым по сути оно ни было, наносит серьезный вред контакту с ребенком, лишает его уверенности  в родительской любви. Необходимо выработать для себя правило, не оценивать негативно  самого ребенка, а подвергать критике  только неверно осуществленное действие.

Умению родителей общаться без постоянного осуждения личности ребенка помогает вера во все то хорошее и сильное, что есть в  каждом, даже в самом неблагополучном  ребенке. Истинная любовь поможет родителям  отказаться от фиксирования слабостей, недостатков и несовершенств, направит воспитательные усилия на подкрепление всех положительных качеств личности ребенка, на поддержку сильных сторон души, к борьбе со слабостями и несовершенствами.

Контакт с ребенком на основе принятия становится наиболее творческим моментом в общении с ним. Уходит шаблонность и стереотипность, оперирование заимствованными или внушенными схемами. На первый план выступает созидательная, вдохновенная и всякий раз непредсказуемая  работа по созданию все новых и  новых «портретов» своего ребенка. Это путь все новых и новых  открытий.

Принятие дает возможность  проникновения в мир глубоко  личностных переживаний детей. Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность - таковы эмоции истинно любящих  родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом можно сделать вывод, что семья является тем социальным институтом, в котором происходит формирование вступившего в жизнь человека, она становится тем первым домом, в котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, в котором он получает поддержку и помощь, в котором учится любви к окружающему миру и к людям, и о котором у него сохраняются на всю жизнь самые добрые и светлые воспоминания, согревающие его сердце и укрепляющие волю в самые трудные моменты жизни. Конечно, роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна - большую роль играют самовоспитание, жизненный опыт и вне семейное воздействие со стороны общества. Но семья может расширить положительные качества человека, которые присущи ему от рождения и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая роль семьи.

Процесс воспитания в семье  носит характер обратной связи, и  воспитывая своих детей, родители воспитывают  тем самым и самих себя. В  зависимости от характера воспитания и отношения родителей к ребенку, происходит формирование определенных взаимоотношений между ними. И  если деспотичное, авторитарное поведение  родителей и подавление интересов  ребенка своими интересами, насильственное навязывание ему своих взглядов и представлений с жесткой  критикой в адрес его собственных, так же как и политика «невмешательства», игнорирование интересов ребенка, полное отсутствие заинтересованности к его жизни, формируют слабую, несамостоятельную, неуверенную в  себе личность, то сочетание внимательного, заботливого отношения к своему ребенку без излишней навязчивости, стремления «залезть в душу»,с любовью  и готовностью помочь, если об этом попросят, поддержать, воодушевит в  трудных ситуациях становятся залогом  формирования полноценного, душевно  здорового, готового и способного помочь окружающим людям.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительное  и свести к минимуму отрицательное  влияние семьи на воспитание ребенка, необходимо помнить психологические  факторы внутрисемейного воспитания:

- принимать активное участие  в жизни семьи;

- всегда находить время  на разговор с ребенком;

- интересоваться проблемами  ребенка, вникать во все, возникающие  в его жизни сложности и  помогать ему развить умения  и способности;

- не оказывать на ребенка  никакого нажима, помогая ему  тем самым самостоятельно принимать  решения;

- личным примером доказывать, что теория не должна расходиться  с практикой;

- иметь представление  о возрастных особенностях ребенка  на разных этапах его развития;

- уважать право ребенка  на собственное мнение;

- научиться относиться  к ребенку как к равноправному  партнеру, который просто пока  еще обладает меньшим жизненным  опытом;

- совместно с детьми  стремиться к совершенствованию  и развитию интеллекта.

Как известно, все великие  истины могут быть выражены очень  кратко. Такими словами в вопросе  о том, как вести себя с ребенком, как сделать из него не размазню, а достойного человека, как привить  ему любовь к знаниям, стремление к совершенствованию и помощи людям могут служить слова: «Искренне  любите дитя свое - остальное приложится».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

 

1.Детство. Психологические механизмы семейной жизни (Ильин В.)Издательство «Класс»

 

2. Разговор с родителями (Винникот Д.)2008год.

 

3. Педагогика и психология. ( Григорович Л.А, Марцинковская Т.Д.) М.: Гардарики, 2003.

 

4. Что такое личность? – М.,1991 (Ильенков Э.В.)

 

5. Вопросы Психология семьи: — Санкт-Петербург, Бахрах-М, 2002 г. психологии характера: Н. Д. Левитов — Москва, СГУ, 2009 г .

 

6. Психология семьи: Т. В. Андреева — Санкт-Петербург, Речь, 2010 г.

 

7. Психология и сознание личности. - М. - Воронеж: АПСН, МПСИ, 1999. (Абульханова К.А.)

 

 

 


Информация о работе Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье