Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 22:48, курсовая работа
К сожалению, современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, а не на духовное формирование и развитие детей. Духовное общение родителей с детьми, их совместные занятия, к сожалению, для большинства семей остаются непозволительной роскошью.
Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания детей в семье следует отметить следующие:
- невысокий экономический уровень большинства трудовых семей;
- низкая культура общественной жизни;
- двойная нагрузка на женщину ( работа, семья );
- высокий процент разводов;
Введение
1. Роль семьи в развитии личности. Цель воспитания. Задачи семьи
2. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей
2.1 Классификация типов семейных отношений
2.2 Классификация стилей воспитания
2.3 Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей
3. Ошибки семейного воспитания
3.1 Воспитание и потребность в эмоциональном контакте
3.2 Воспитание и потребность смысла жизни
3.3 Воспитание и потребность достижения
3.4 Воспитание как реализация определенной системы
3.5 Воспитание как формирование определенных качеств
4. Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье
Заключение
Список используемой литературы
Содержание.
Введение
1. Роль семьи в развитии личности. Цель воспитания. Задачи семьи
2. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей
2.1 Классификация типов семейных отношений
2.2 Классификация стилей воспитания
2.3 Влияние типа воспитания
на поведение ребенка,
3. Ошибки семейного воспитания
3.1 Воспитание и потребность в эмоциональном контакте
3.2 Воспитание и потребность смысла жизни
3.3 Воспитание и потребность достижения
3.4 Воспитание как реализация определенной системы
3.5 Воспитание как формирование определенных качеств
4. Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье
Заключение
Список используемой литературы
Введение.
Семейное воспитание - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека . Семья для ребенка является одновременно и средой обитания и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. Свои первые жизненные уроки ребенок получает в семье, именно в семье под влиянием сложившегося окружения, начинает происходить и формирование его будущего характера. Семья является тем волшебным зеркалом, в котором, как в сказке, отражаются все перипетии личной и общественной жизни ее членов. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастут дети.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботиться столько о нем.
И вместе с тем,
никакой другой социальный
В связи с особой воспитательной ролью семьи, возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка. Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, естественно, именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Крепкие, здоровые, духовные семьи - мощное государство.
К сожалению, современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, а не на духовное формирование и развитие детей. Духовное общение родителей с детьми, их совместные занятия, к сожалению, для большинства семей остаются непозволительной роскошью.
Среди наиболее веских причин
неудовлетворительного
- невысокий экономический уровень большинства трудовых семей;
- низкая культура общественной жизни;
- двойная нагрузка на женщину ( работа, семья );
- высокий процент разводов;
- обострение конфликтов между поколениями;
- увеличение разрыва между семьей и школой,
1. Роль семьи в развитии личности. Цели воспитания. Задачи семьи.
Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методиками воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало, необходимо доброе, заботливое, внимательное, любящее отношение к детям, как основы установления гармоничных отношений.
Главное в воспитании маленького
человека - достижение духовного единения,
нравственной связи родителей с
ребенком. Родителям ни в коем случае
не стоит пускать процесс
Определяющая роль семьи
обусловлена ее глубоким влиянием на
весь комплекс физической и духовной
жизни растущего в ней
Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю трудовую и социальную жизнь человека.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. А если ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать не хорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, то все воспитание может пойти насмарку.
Поэтому первая задача родителей - ежедневными положительными примерами влиять на процесс воспитания. Вторая задача - найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Третья задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать вопросы лучше в его отсутствие. И принимая решение, родители должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезно для ребенка.
Из этого следует вывод.
- влияние семьи на ребенка
сильнее всех других
- в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье сформированы быть не могут;
- семья осуществляет
- семья обеспечивает
- важнейшей социальной
функцией семьи является
- существенное влияние семья оказывает и на выбор профессии.
2. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей.
2.1 Классификация типов семейных отношений.
Сколько семей, столько особенностей
воспитания. Поскольку в каждой семье
складывается определенная, далеко не
всегда осознанная ее членами система
воспитания. Здесь имеется в виду
и понимание целей воспитания,
и формулировка его задач, и более
или менее целенаправленное применение
методов и приемов воспитания,
учет того, что можно и чего нельзя
допустить в отношении ребенка.
В связи с этим, выделяют четыре
типа семейных взаимоотношений: диктат,
опека, «невмешательство» и
Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Разумеется, родители могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, но при этом они должны исходить из целей воспитания, норм морали и конкретных ситуаций, в которых им необходимо будет принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те, кто предпочитает всем видам воздействия, приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, которой отвечает на принуждение и угрозы своими контрмерами: лицемерием, враньем, грубостью, а в некоторых случаях и ненавистью. Но даже если сопротивление сломлено, то родителям не стоит обольщаться, так как вместе с ним, оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в свои силы. Постоянный диктат со стороны родителей, игнорирование интересов ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, его касающихся - все это гарантия серьезных неудач в вопросе формирования личности.
Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот и трудностей, принимая их на себя. При данном типе семейных отношений, вопрос об активном формировании личности, отходит на второй план. В центре воспитательного воздействия оказывается другой вопрос - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Тем самым, родители блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальной жизнью. Именно эти дети оказываются менее приспособленными к жизни в коллективе. Именно у этой категории подростков бывает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз именно эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. И хотя опека очень сильно отличается от диктата, результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициативность, они так или иначе отстранены от решения вопросов, касающихся лично их, а тем более от общих проблем семьи.
Система межличностных отношений
в семье, строящаяся на признании
возможности и даже целесообразности
независимого существования взрослых
и детей, может порождаться тактикой «
Сотрудничество, как тип
взаимоотношений в семье, предполагает
подчинение межличностных отношений
в семье общим целям и задачам
в совместной деятельности ее организацией
и высокими нравственными ценностями.
Именно в этой ситуации преодолевается
эгоистический индивидуализм
2.2 Классификация стилей воспитания.
Большое значение в формировании самооценки ребенка, имеет стиль семейного воспитания, т.е. принятые в семье ценности.
Психология выделяет три стиля семейного воспитания:
- демократический;
- авторитарный;
- попустительский.
Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, не раздражает ребенка, напротив, он прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит делать другое. В результате дети лучше понимают родителей, растут послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и хотят стать такими же.
Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение - главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.
Попустительский стиль предполагает всепрощенчество и терпимость в отношениях с детьми. Источником является - чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными и безответственными.
Попустительский стиль отношений иначе называют «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего «подыгрываться» к людям. Это, можно сказать, социально опасный способ отношений с детьми.
Информация о работе Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье