Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 22:48, курсовая работа

Описание работы

К сожалению, современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, а не на духовное формирование и развитие детей. Духовное общение родителей с детьми, их совместные занятия, к сожалению, для большинства семей остаются непозволительной роскошью.
Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания детей в семье следует отметить следующие:
- невысокий экономический уровень большинства трудовых семей;
- низкая культура общественной жизни;
- двойная нагрузка на женщину ( работа, семья );
- высокий процент разводов;

Содержание

Введение
1. Роль семьи в развитии личности. Цель воспитания. Задачи семьи
2. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей
2.1 Классификация типов семейных отношений
2.2 Классификация стилей воспитания
2.3 Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей
3. Ошибки семейного воспитания
3.1 Воспитание и потребность в эмоциональном контакте
3.2 Воспитание и потребность смысла жизни
3.3 Воспитание и потребность достижения
3.4 Воспитание как реализация определенной системы
3.5 Воспитание как формирование определенных качеств
4. Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по псих.docx

— 46.03 Кб (Скачать)

Содержание.

 

Введение

1. Роль семьи в развитии  личности. Цель воспитания. Задачи  семьи

2. Типы семейных взаимоотношений  и их роль в формировании  характера детей

2.1 Классификация типов  семейных отношений

2.2 Классификация стилей  воспитания

2.3 Влияние типа воспитания  на поведение ребенка, формирование  его личностных особенностей

3. Ошибки семейного воспитания

3.1 Воспитание и потребность  в эмоциональном контакте

3.2 Воспитание и потребность  смысла жизни

3.3 Воспитание и потребность  достижения

3.4 Воспитание как реализация  определенной системы

3.5 Воспитание как формирование  определенных качеств

4. Основы формирования  гармоничных взаимоотношений в  семье

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

Введение.

Семейное воспитание - общее  название для процессов воздействия  на детей со стороны родителей  и других членов семьи с целью  достижения желаемых результатов.

Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента  его рождения и кончая, порой, его  становлением как зрелой личности, была и остается семья. То, что ребенок  в детские годы приобретает в  семье, он сохраняет в течение  всей последующей жизни.

Определяющая роль семьи  обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека . Семья для ребенка является одновременно и средой обитания и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в  начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. Свои первые жизненные  уроки ребенок получает в семье, именно в семье под влиянием сложившегося окружения, начинает происходить и  формирование его будущего характера. Семья является тем волшебным  зеркалом, в котором, как в сказке, отражаются все перипетии личной и общественной жизни ее членов. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребенком, чтобы  понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет труда, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастут дети.

Семья может выступать  в качестве как положительного, так  и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что  никто, кроме самых близких для  него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится  к ребенку лучше, не любит его  так и не заботиться столько о  нем.

 И вместе с тем,  никакой другой социальный институт  не может потенциально нанести  столько вреда в воспитании  детей, сколько может сделать  семья.

В связи с особой воспитательной ролью семьи, возникает вопрос о  том, как сделать так, чтобы максимизировать  положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи  на воспитание ребенка. Если семья так  сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, естественно, именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Крепкие, здоровые, духовные семьи - мощное государство.

К сожалению, современные  семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей  основные силы и время родителей  расходуются на материальное обеспечение, а не на духовное формирование и развитие детей. Духовное общение родителей с детьми, их совместные занятия, к сожалению, для большинства семей остаются непозволительной роскошью.

Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания детей в семье следует отметить следующие:

- невысокий экономический  уровень большинства трудовых  семей;

- низкая культура общественной  жизни;

- двойная нагрузка на  женщину ( работа, семья );

- высокий процент разводов;

- обострение конфликтов  между поколениями;

- увеличение разрыва между  семьей и школой,

 

1. Роль семьи  в развитии личности. Цели воспитания. Задачи семьи.

Будущие родители думают, что  хорошими можно стать, изучив специальную  литературу или овладев особыми  методиками воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало, необходимо доброе, заботливое, внимательное, любящее  отношение к детям, как основы установления гармоничных отношений.

Главное в воспитании маленького человека - достижение духовного единения, нравственной связи родителей с  ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем  возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине с самим собой.

Определяющая роль семьи  обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, и общественные организации, и друзей, и влияние литературы и искусства. Это позволяет вывести определенную зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного и трудового воспитания личности.

Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отношений  между людьми, формирует ориентации на всю трудовую и социальную жизнь  человека.

Именно в семье ребенок  получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными  примерами, чтобы он видел, что у  взрослых теория не расходится с практикой. А если ваш ребенок видит, что  его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать не хорошо, сами того не замечая, отступают  от этого правила, то все воспитание может пойти насмарку.

Поэтому первая задача родителей - ежедневными положительными примерами влиять на процесс воспитания. Вторая задача - найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Третья задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать вопросы лучше в его отсутствие. И принимая решение, родители должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезно для ребенка.

Из этого следует вывод.

- влияние семьи на ребенка  сильнее всех других воспитательных  воздействий. С возрастом оно  ослабевает, но никогда не утрачивается  полностью;

- в семье формируются  те качества, которые нигде, кроме  как в семье сформированы быть  не могут;

- семья осуществляет социализацию  личности, является концентрированным  выражением ее усилий по физическому,  моральному и трудовому воспитанию;

- семья обеспечивает преемственность  традиций;

- важнейшей социальной  функцией семьи является воспитание  гражданина, будущего семьянина  и законопослушного члена общества;

- существенное влияние  семья оказывает и на выбор  профессии.

2. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей.

2.1 Классификация  типов семейных отношений.

Сколько семей, столько особенностей воспитания. Поскольку в каждой семье  складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система  воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более  или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. В связи с этим, выделяют четыре типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Разумеется, родители могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, но при этом они должны исходить из целей воспитания, норм морали и конкретных ситуаций, в которых им необходимо будет принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те, кто предпочитает всем видам воздействия, приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, которой отвечает на принуждение и угрозы своими контрмерами: лицемерием, враньем, грубостью, а в некоторых случаях и ненавистью. Но даже если сопротивление сломлено, то родителям не стоит обольщаться, так как вместе с ним, оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в свои силы. Постоянный диктат со стороны родителей, игнорирование интересов ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, его касающихся - все это гарантия серьезных неудач в вопросе формирования личности.

Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот и трудностей, принимая их на себя. При данном типе семейных отношений, вопрос об активном формировании личности, отходит на второй план. В центре воспитательного воздействия оказывается другой вопрос - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Тем самым, родители блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальной жизнью. Именно эти дети оказываются менее приспособленными к жизни в коллективе. Именно у этой категории подростков бывает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз именно эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. И хотя опека очень сильно отличается от диктата, результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициативность, они так или иначе отстранены от решения вопросов, касающихся лично их, а тем более от общих проблем семьи.

Система межличностных отношений  в семье, строящаяся на признании  возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей, как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями. Причем, такой вариант может встречаться как в неустроенных семьях, так и в благополучных.

Сотрудничество, как тип  взаимоотношений в семье, предполагает подчинение межличностных отношений  в семье общим целям и задачам  в совместной деятельности ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений  является сотрудничество и где родители общаются с детьми на равных, где  каждый может обратиться к другому  с просьбой и получить помощь, обретает особое качество, становиться группой  высокого уровня развития - коллективом.

 

2.2 Классификация  стилей воспитания.

Большое значение в формировании самооценки ребенка, имеет стиль  семейного воспитания, т.е. принятые в семье ценности.

Психология выделяет три стиля семейного воспитания:

- демократический;

- авторитарный;

- попустительский.

Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, не раздражает ребенка, напротив, он прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит делать другое. В результате дети лучше понимают родителей, растут послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и хотят стать такими же.

Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безапелляционностью. Угрозы, понукания, принуждение - главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

Попустительский стиль предполагает всепрощенчество и терпимость в отношениях с детьми. Источником является - чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными и безответственными.

Попустительский стиль отношений  иначе называют «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании  ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего «подыгрываться»  к людям. Это, можно сказать, социально  опасный способ отношений с детьми.

Информация о работе Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье