Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 00:42, контрольная работа
Методологические предпосылки для оформления психологии как науки подготовили главным образом те, связанные с эмпирической философией, течения, которые провозгласили в отношении познания психологических, как и всех других, явлений необходимость поворота от умозрения к опытному знанию, осуществленного в естествознании в отношении познания физических явлений. Особенно значительную роль сыграло в этом отношении материалистическое крыло эмпирического направления в психологии, которое связывало психические процессы с физиологическими.
Введение.
1. Эрнст Вебер: зарождение психофизики.
2. Густав Теодор Фехнер: основы психофизики
3. Франц Дондерс: время реакции.
4. Герман Людвиг Гельмгольц: основоположник психофизиологии.
5. Эдуард Пфлюгер: сенсорные функции.
6. Вильгельм Вундт: "отец" экспериментальной психологии
7. Герман Эббингауз: метод бессмысленных слогов.
8. Джеймс Маккин Кеттелл: тестовые методики.
Литература
В России интроспективный подход был подвергнут критике И. М. Сеченовым (1829-1905), выдвинувшим программу построения новой психологии, опирающейся на объективный метод и принцип развития психики. Хотя сам Сеченов работал как физиолог и врач, его труды и идеи дали мощную методологическую базу всей психологии. Его естественнонаучная теория психологической регуляции в форме рефлекторной теории давала объяснительный принцип явлениям психической жизни. А его исследовательская практика развивала и укрепляла авторитет экспериментальных методов в физиологических и психологических областях.
90-е годы XIX в. знаменуются расширением инструментальной базы психологии: к традиционному «исследовательскому» эксперименту добавляется «испытательный эксперимент». Если задачей первого было получение данных об отдельном явлении или психологических закономерностях, то задача второго – получение данных, характеризующих человека или группу людей. Фактически это различные испытания, результаты которых дают основание судить об уровне развития тех или иных качеств человека. Иначе говоря, в ЭП на правах ее полноправного метода вошел тест. Его главным достоинством с самого начала была практическая направленность.
8. Джеймс Маккин Кеттелл: тестовые методики.
Родоначальником тестовых методик считается психолог Джеймс Маккин Кеттелл (1860–1944), применивший их при изучении широкого круга психических функций (сенсорных, интеллектуальных, моторных и т. д.). Им обнаружен феномен антиципации (предвосхищения). С легкой руки Мака Кеттелла тест становится ведущим психодиагностическим методом.
Правда, идея применить тест для изучения индивидуальных различий восходит к английскому психологу и антропологу Френсису Гальтону (1822-1911) однако полного оформления тесты в его работах не получили. Гальтон положил начало новому направлению в науке – дифференциальной психологии. Им предложены «метод близнецов», метод изучения ассоциаций идей и другие эмпирические методы. Он впервые в научной практике привлек статистические данные для обоснования своих выводов и в 1877 году предложил для обработки массовых данных метод корреляций.
Фактически
им была проложена дорога к внедрению
статистико-математических методов
в психологические
Экспериментальный
метод утверждается в психологии на рубеже
XX века повсеместно, во всех ее отраслях.
Он прилагается к различным объектам и
для решения различных задач. Эксперимент
начинает определять характер психологической
науки в целом.
Литература:
1. Ждан А. Н. История психологии: от античности до наших дней. М., 1990.
2. Никандров В.В.
Экспериментальная психология
3. Учебное пособие.
– СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 480 с.
4. Хрестоматия по
истории психологии. М., 1980.
5. Михаил Григорьевич
Ярошевский ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ОТ АНТИЧНОСТИ
ДО СЕРЕДИНЫ XX В. Учеб. пособие. – М., 1996.
– 416 с.
Информация о работе Основные вехи и представители экспериментальной психофизиологии конца ХІХ века