Основные вехи и представители экспериментальной психофизиологии конца ХІХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 00:42, контрольная работа

Описание работы

Методологические предпосылки для оформления психологии как науки подготовили главным образом те, связанные с эмпирической философией, течения, которые провозгласили в отношении познания психологических, как и всех других, явлений необходимость поворота от умозрения к опытному знанию, осуществленного в естествознании в отношении познания физических явлений. Особенно значительную роль сыграло в этом отношении материалистическое крыло эмпирического направления в психологии, которое связывало психические процессы с физиологическими.

Содержание

Введение.
1. Эрнст Вебер: зарождение психофизики.
2. Густав Теодор Фехнер: основы психофизики
3. Франц Дондерс: время реакции.
4. Герман Людвиг Гельмгольц: основоположник психофизиологии.
5. Эдуард Пфлюгер: сенсорные функции.
6. Вильгельм Вундт: "отец" экспериментальной психологии
7. Герман Эббингауз: метод бессмысленных слогов.
8. Джеймс Маккин Кеттелл: тестовые методики.
Литература

Работа содержит 1 файл

История психологии.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

    В России интроспективный подход был  подвергнут критике И. М. Сеченовым (1829-1905), выдвинувшим программу построения новой психологии, опирающейся на объективный метод и принцип развития психики. Хотя сам Сеченов работал как физиолог и врач, его труды и идеи дали мощную методологическую базу всей психологии. Его естественнонаучная теория психологической регуляции в форме рефлекторной теории давала объяснительный принцип явлениям психической жизни. А его исследовательская практика развивала и укрепляла авторитет экспериментальных методов в физиологических и психологических областях.

    90-е  годы XIX в. знаменуются расширением инструментальной базы психологии: к традиционному «исследовательскому» эксперименту добавляется «испытательный эксперимент». Если задачей первого было получение данных об отдельном явлении или психологических закономерностях, то задача второго – получение данных, характеризующих человека или группу людей. Фактически это различные испытания, результаты которых дают основание судить об уровне развития тех или иных качеств человека. Иначе говоря, в ЭП на правах ее полноправного метода вошел тест. Его главным достоинством с самого начала была практическая направленность.

    8. Джеймс Маккин Кеттелл: тестовые методики.

    Родоначальником тестовых методик считается психолог Джеймс Маккин Кеттелл (1860–1944), применивший  их при изучении широкого круга психических функций (сенсорных, интеллектуальных, моторных и т. д.). Им обнаружен феномен антиципации (предвосхищения). С легкой руки Мака Кеттелла тест становится ведущим психодиагностическим методом.

Правда, идея применить тест для изучения индивидуальных различий восходит к английскому психологу и антропологу Френсису Гальтону (1822-1911) однако полного оформления тесты в его работах не получили. Гальтон положил начало новому направлению в науке – дифференциальной психологии. Им предложены «метод близнецов», метод изучения ассоциаций идей и другие эмпирические методы. Он впервые в научной практике привлек статистические данные для обоснования своих выводов и в 1877 году предложил для обработки массовых данных метод корреляций.

    Фактически  им была проложена дорога к внедрению  статистико-математических методов  в психологические исследования, что, естественно, повышало надежность результатов и давало возможность  вскрывать невидимые «на глаз»  зависимости. С Гальтоном начинает сотрудничать математик и биолог Карл Пирсон (1857–1936), разработавший для проверки теории Дарвина специальный статистический аппарат. В результате был тщательно отшлифован и обкатан метод корреляционного анализа, в котором до сих пор используется известный коэффициент Пирсона. В дальнейшем к подобным работам подключились англичане Р. Фишер и Ч. Спирмен (1863-1945). Первый прославился изобретением дисперсионного анализа и работами по планированию эксперимента. Спирмен, изучая интеллектуальную сферу человека, применил факторный анализ данных. Этот статистический метод был развит другими исследователями (Г. Томпсон, К. Бёрт, Л. Тёрстон) и в настоящее время широко применяется как одно из наиболее мощных средств выявления психологических зависимостей.

    Экспериментальный метод утверждается в психологии на рубеже XX века повсеместно, во всех ее отраслях. Он прилагается к различным объектам и для решения различных задач. Эксперимент начинает определять характер психологической науки в целом.  

    Литература:

 

1. Ждан А. Н. История психологии: от античности до наших дней. М., 1990.

2. Никандров В.В. Экспериментальная психология 

3. Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 480 с. 

4. Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.  

5. Михаил Григорьевич Ярошевский ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ОТ АНТИЧНОСТИ ДО СЕРЕДИНЫ XX В. Учеб. пособие. – М., 1996. – 416 с.  
 

Информация о работе Основные вехи и представители экспериментальной психофизиологии конца ХІХ века