Основные вехи и представители экспериментальной психофизиологии конца ХІХ века

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 00:42, контрольная работа

Описание работы

Методологические предпосылки для оформления психологии как науки подготовили главным образом те, связанные с эмпирической философией, течения, которые провозгласили в отношении познания психологических, как и всех других, явлений необходимость поворота от умозрения к опытному знанию, осуществленного в естествознании в отношении познания физических явлений. Особенно значительную роль сыграло в этом отношении материалистическое крыло эмпирического направления в психологии, которое связывало психические процессы с физиологическими.

Содержание

Введение.
1. Эрнст Вебер: зарождение психофизики.
2. Густав Теодор Фехнер: основы психофизики
3. Франц Дондерс: время реакции.
4. Герман Людвиг Гельмгольц: основоположник психофизиологии.
5. Эдуард Пфлюгер: сенсорные функции.
6. Вильгельм Вундт: "отец" экспериментальной психологии
7. Герман Эббингауз: метод бессмысленных слогов.
8. Джеймс Маккин Кеттелл: тестовые методики.
Литература

Работа содержит 1 файл

История психологии.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

    Опираясь  на экспериментальные и количественные методы, исследователи установили, что в психическом мире действуют собственные законы и причины. Это создало почву для отделения психологии как от физиологии, так и от философии.

    Следует различать реальную жизнь науки  и ее отражение в теоретических  программах. К семидесятым годам XIX века появилась потребность в том, чтобы объединить разрозненные знания о психике в отдельную, отличную от других, дисциплину.  

    6. Вильгельм Вундт: "отец" экспериментальной психологии.

    Немецкий  психолог, физиолог, философ В. Вундт (1832-1920) после окончания медицинского факультета в Тюбингене работал в Берлине у И.Мюллера, защитил диссертацию в Гейдельберге, где занял должность преподавателя физиологии в качестве ассистента Гельмгольца. Став профессором философии в Лейпциге, Вундт создал здесь первую в мире лабораторию экспериментальной психологии (1879), преобразованную затем в институт.

    Занимаясь физиологией, Вундт пришел к программе  разработки психологии как самостоятельной  науки, независимой от физиологии и  философии (разделом которой ее было принято считать). В своей первой книге "Материалы к теории чувственного восприятия" (1862), опираясь на факты, относящиеся к деятельности органов чувств и движений, Вундт выдвинул идею создания экспериментальной психологии, план которой был изложен в его "Лекциях о душе человека и животных". План включал два направления исследований: а) анализ индивидуального сознания с помощью экспериментального контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувства ми, представлениями; б) изучение "психологии народов", т.е. психологических аспектов культуры языка, мифов, нравов.

    Следуя  этому замыслу, Вундт первоначально  сосредоточился на изучении сознания субъекта, определив психологию как  науку о "непосредственном опыте". Он назвал ее физиологической психологией, поскольку испытываемые субъектом состояния изучались посредством специальных экспериментальных процедур, большинство которых было разработано физиологией (преимущественно физиологией органов). Так как продуктом деятельности этих органов являются осознаваемые субъектом психические образы, то именно они, в отличие от телесной организации, рассматривались как особый объект изучения, относимый уже не к физиологии, а к психологии. Задача усматривалась в том, чтобы эти образы тщательно анализировать, выделяя исходные, простейшие элементы, из которых они строятся. Вундт использовал также достижения двух других новых разделов знания: психофизики, изучающей на основе эксперимента и с помощью количественных методов закономерные отношения между физическими раздражителями и вызываемыми ими ощущениями, и другого направления, определяющего опытным путем время реакции субъекта на предъявляемые стимулы.

    К тому времени английским ученым Гальтоном была предпринята попытка экспериментально изучить, какие ассоциации может вызвать у человека слово как особый раздражитель. Оказалось, что на одно и то же слово человек отвечает самыми различными реакциями, притом не только словесными, но и образными. Это побудило Гальтона заняться классификацией реакций, подсчетом их количества, времени, протекающего от предъявления слова до реакции на него, и т.д. И в этом случае применялись количественные методы.

    Объединив все эти направления, Вундт показал, что на основе экспериментов, объектом которых служит человек (тогда как  прежде эксперименты ставились только на животных), психология может разрабатываться  как самостоятельная наука. Полученные результаты были им изложены в книге "Основы физиологической психологии" (1873-1874), ставшей первым главным трудом, появились специалисты по новой дисциплине – экспериментальной психологии.

    "Отцом"  экспериментальной психологии стали  в дальнейшем называть Вундта.

    Задача  психологии, как и всех других наук, состоит, по Вундту, в том, чтобы:

а) выделить путем анализа исходные элементы;

б) установить характер связи между ними;

в) найти  законы этой связи.

    Анализ  означал расчленение непосредственного  опыта субъекта. Интроспекция – особая процедура, требующая специальной подготовки. При обычном самонаблюдении человеку трудно отделить восприятие как психический внутренний процесс от воспринимаемого предмета, который является не психическим, но данным во внешнем опыте. Испытуемый должен уметь отвлекаться от всего внешнего, чтобы добраться до исконной "материи" сознания. Последняя состоит из элементарных, далее неразложимых "нитей составных частей". Им присущи такие качества, как модальность и интенсивность. К элементам сознания относятся также чувства (эмоциональные состояния).

    Согласно  гипотезе Вундта, каждое чувство имеет  три измерения:

    а) удовольствия – неудовольствия,

    б) напряженности – расслабленности,

    в) возбужденности – успокоения.

    Простые чувства как психические элементы варьируют по своему качеству и интенсивности, но любое из них может быть охарактеризовано во всех трех аспектах. Эта гипотеза породила множество экспериментальных работ, в которых наряду с данными интроспекции были использованы также объективные показатели изменений физиологических состояний человека при эмоциях.

    Стремясь  отстоять самостоятельность психологической  науки, Вундт доказывал, что у  нее имеются собственные законы, а изучаемые ею явления подчинены  особой "психической причинности". В поддержку этого вывода он ссылался на закон сохранения энергии. Материальное движение может быть причиной только материального же. Для психических явлений существует другой источник, и они, соответственно, требуют других законов.

    К этим законам Вундт относил: принципы творческого синтеза; закон психических отношений (зависимость события от внутренних взаимоотношений элементов – например, мелодии от отношений, в которых находятся между собой отдельные тона); закон контраста (противоположности усиливают друг друга); закон гетерогенности целей (при совершении поступка могут возникнуть не предусмотренные первоначальной целью действия, влияющие на его мотив).

    Теоретические воззрения Вундта стали предметом  критики и к концу столетия большинством психологов были отвергнуты. Его главный просчет усматривался в том, что сознание как предмет психологии трактовалось им исходя из того постулата, что только сам субъект способен сообщать о своем внутреннем мире благодаря интроспекции (внутреннему зрению).

    Интроспекционизм в сочетании с волюнтаризмом, отличавшие вундтовскую систему, сделали ее объектом жесткой критики со стороны многих психологов, в том числе тех, кто осваивал экспериментальные методы в школе Вундта. Широкое применение этих методов обогатило знание о психике, укрепило научную репутацию психологической науки. Но теоретическая линия Вундта оказалась тупиковой.

    В дальнейшем, оставив эксперимент, Вундт  занялся философией и разработкой  задуманной им еще в юности "второй ветви" психологии, пишет десятитомную "Психологию народов", отличающуюся обилием материалов по этнографии, истории языка, антропологии.

    С внедрением в психологию эксперимента открывается первая глава ее летописи в качестве самостоятельной науки. Именно благодаря эксперименту поиск  причинных связей и зависимостей в психологии приобрел твердую почву. Наметилась перспектива математически точной формулировки реальных (а не воображаемых, как у Гербарта) психологических закономерностей.

    Опыт  радикально изменил критерии научности  психологического знания. К нему стали предъявляться требования воспроизводимости в условиях, которые могут быть вновь созданы любым другим исследователем. Объективность, повторяемость, проверяемость становятся критериями достоверности психологического факта и основанием для его отнесения в разряд научных.

    Центрами  психологической работы становятся специальные лаборатории, возникшие  в различных странах. Первоначально  приоритет принадлежал немецким университетам. Параллельно интенсивные  исследования проводились в России и Соединенных Штатах Америки, в меньших масштабах – во Франции, Англии, Италии и скандинавских странах. В конкретной научно-исследовательской практике культивировались направления, объединение которых оснастило полную наступательного духа молодую науку экспериментальным оружием (психофизиология органов чувств, психофизика, психометрия).

      Труд Г.Эббингауза "О памяти" (1885) открыл новую эпоху в развитии экспериментальной психологии.

    7. Герман Эббингауз: метод бессмысленных слогов.

    Г.Эббингауз (1850-1909), доцент, затем профессор университетов в Берлине, Бреслау, Галле, где он организовал небольшую лабораторию экспериментальной психологии, он создал первую профессиональную организацию немецких психологов "Немецкое общество экспериментальной психологии" и (совместно с А. Кенигом) "Журнал психологии и физиологии органов чувств" (1890), поддержанный как физиологами, так и психологами.

    Эббингауз применил взамен субъективного метода объективный, соединив его с количественным анализом данных. В то время считалось, что экспериментально можно изучать лишь деятельность органов чувств, что же касается сложных психических процессов – таких как память и мышление, то их изучение опытными, лабораторными методами не вел никто. Заслуга Эббингауза прежде всего в том, что он отважился подвергнуть эксперименту память.

    Случайно  в Париже Эббингауз нашел в  букинистической лавке книгу  Т.Фехнера "Основы психофизики". В  ней были сформулированы математические законы, касающиеся отношений между  физическими стимулами и вызываемыми  ими ощущениями. Воодушевленный идеей открытия точных законов памяти, Эббингауз решил приступить к опытам.

    . Эббингауз задался целью установить  законы памяти "в чистом виде" и для этого изобрел особый  материал.

    Единицей  такого материала стали не слова (ведь они всегда связаны с понятиями), а отдельные бессмысленные слоги. По оценке американца Э. Титченера, это стало самым выдающимся изобретением психологии со времен Аристотеля.

    Основные  итоги этого исследования Эббингауз  изложил в ставшей классической книге "О памяти".

    Особую  популярность приобрела вычерченная  Эббингаузом "кривая забывания". Быстро падая, эта кривая становится пологой. Оказалось, что наибольшая часть материала забывается в  первые минуты после заучивания. Значительно  меньше забывается в ближайшие минуты и еще меньше – в ближайшие дни. Сравнивалось также заучивание осмысленных текстов и списка бессмысленных слогов. Осмысленный материал запоминался в девять раз быстрее. Что же касается "кривой забывания", то она в обоих случаях имела общую форму, хотя при осмысленном материале падение кривой шло медленнее.

    Хотя  Эббингауз и не разработал специальной  психологической теории, его исследования стали ключевыми для экспериментальной  психологии. Они на деле показали, что  память можно изучать объективно, не прибегая к субъективному методу, к выяснению того, что происходит в сознании испытуемого. Была также показана важность статистической обработки данных с целью установления закономерностей, которым подчинены – при всей их прихотливости – психические явления. Эббингауз разрушил стереотипы прежней экспериментальной психологии, созданной школой Вундта, где считалось, что эксперимент приложим только к процессам, вызываемым в сознании субъекта с помощью специальных приборов. "Кривая забывания" приобрела значение образца для построения в дальнейшем графиков выработки навыков, решения проблем и т.д. Эббингауз доказал ошибочность прежнего ассоцианизма. Ассоциации, избранные Эббингаузом в качестве объекта заучивания, являлись столько же сенсорными, сколько и моторными.

    Эббингаузу  принадлежит также ряд других работ и методик, сохраняющих  свое значение поныне. В частности, он создал носящий его имя тест на дополнение фразы пропущенным  словом. Этот тест стал одним из первых в диагностике умственного развития и получил широкое применение в детской и педагогической психологии.

    Эббингаузу  принадлежит небольшой, блестяще написанный "Очерк психологии", а также  фундаментальные двухтомные "Основы психологии". Труды Эббингауза существенно  изменили общий облик психологии, подняв уровень экспериментальной культуры исследований, утвердив в ней критерии объективности и точной проверки установленных фактов и закономерностей с использованием количественных методик.

    Изучение  навыков. Эббингауз открыл путь экспериментальному изучению навыков. По существу он сам уже стоял у его истоков, ибо, как мы говорили, ассоциации, избранные им в качестве объекта заучивания, являлись столько же сенсорными, сколько и моторными.

Информация о работе Основные вехи и представители экспериментальной психофизиологии конца ХІХ века