Основные теории памяти, ее сущность, основные процессы, виды и пути развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 14:52, реферат

Описание работы

Историки утверждают, что персидский царь Кир, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество солдат у каждого превышало 30 тысяч человек. Такими же способностями обладал знаменитый Фемистокл, который знал в лицо и по имени каждого из 20-ти тысяч жителей греческой столицы Афины. Академик А. Ф. Иоффе по памяти знал таблицу логарифмов. Современник А. Ф. Иоффе – академик А. А. Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу, безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад, случайно и всего один раз

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПАМЯТИ 3
2.1. АССОЦИАТИВНАЯ ТЕОРИЯ 4
2.2. ГЕШТАЛЬТТЕОРИЯ 4
2.3. СМЫСЛОВАЯ ТЕРОИЯ 6
2.4. ИНФОРМАЦИОННО-КИБЕРНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 6
2.5. ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ТОРИЯ 6
3. СУЩНОСТЬ ПАМЯТИ 7
4. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ 8
4.1. ЗАПОМИНАНИЕ 9
4.2. СОХРАНЕНИЕ 13
4.3. УЗНАВАНИЕ 13
4.4. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ 14
4.5. ЗАБЫВАНИЕ 15
5. ВИДЫ ПАМЯТИ 16
5.1. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО ХАРАКТЕРУ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ 17
5.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПАМЯТИ ПО ХАРАКТЕРУ ЦЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 18
5.3.КЛАССИФИКАЦИЯ ПАМЯТИ ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СОХРАНЕНИЯ МАТЕРИАЛА 19
6. ПУТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ 21
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 23

Работа содержит 1 файл

Реферат по психологии 1.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

3. Сущность памяти

     Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, – писал С. Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».4

     Память  лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

     Память  можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни, Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.

     Память  есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развитая она  достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколете жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условно-рефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств.

     У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет  необходимости полагаться только на свои органические возможности, так  как главные средства совершенствования  памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная.

4. Основные процессы  памяти

     Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными  характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.

     06ъем  памяти — это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая  характеризует возможности запоминания и сохранения информации,

     Быстрота  воспроизведения  характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти.

     Точность  воспроизведения  отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию.

     Длительность  сохранения отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию. Например, человек готовится к экзамену. Запоминает одну учебную тему, а когда начинает учить следующую, то вдруг обнаруживает, что не помнит то, что учил перед этим. Иногда бывает по-другому. Человек запомнил всю необходимую информацию, но когда потребовалось ее воспроизвести, то он не смог этого сделать, Однако спустя некоторое время он с удивлением отмечает, что помнит все, что сумел выучить. В данном случае мы сталкиваемся с другой характеристикой памяти -  готовностью воспроизвести запечатленную в памяти информацию.

4.1. Запоминание

     Первоначальная  форма запоминания – непроизвольное, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приёмов. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга.

     Непроизвольно запоминается многое из того, с чем  человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события  повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, прочитанных без  всякой учебной цели, и т. п., и хотя не все они запоминаются одинаково хорошо. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: всё, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер, определяется отношением к окружающему.5

     Непроизвольное  запоминание отражает постоянно  действующие, повторяющиеся события (например, несколько раз встречаясь с учениками в школе, преподаватель  запоминает некоторых из них, хотя и не ведёт с ними занятий).6

     Ведущей формой запоминания у человека является произвольное. Оно характеризуется тем, что человек ставит перед собой определённую цель – запомнить то, что намечено, и использует специальные приёмы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчинённую задаче запомнить и включающую в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь этой цели.7

     Когда запоминание сопряжено с известными трудностями, закрепление материала требует специальных приёмов, особой организации (повторений и т.п.); оно тогда принимает формы специально организованного запоминания – заучивания, которое обычно совершается в сложном процессе обучения. Так, например, заучиваются стихи, определения, законы, формулы, исторические даты, слова иностранного языка и т.д.

     Основное  значение приобретает вопрос о зависимости  запоминания от характера деятельности, в ходе которой оно совершается. Теоретически центральным в проблеме запоминания является вопрос о взаимоотношении произвольного и непроизвольного запоминания, т.е. запоминания, составляющего прямую цель действия субъекта, и запоминания, совершающегося непреднамеренно в ходе деятельности, ставящей себе иную цель. На первый взгляд с очевидностью выступают преимущества произвольного запоминания. Однако повседневные наблюдения свидетельствуют всё же о том, что большая часть того, что мы запоминаем в жизни, запоминается нами непроизвольно, без специального намерения, и многое из того, что мы совсем не стремились запомнить, запоминаем так, что мы никогда не сможем забыть, - даже если бы этого и захотели.

     Исследования  П.И.Зинченко в этом плане убедительно  показали, что установка на запоминание, делающая запоминание прямой целью  действия субъекта, не является сама по себе решающей для эффективности запоминания; непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного.

     Посвящённое той же проблеме исследование А.А.Смирнова подтвердило тот факт, что непроизвольное запоминание может быть более продуктивным, чем намеренное запоминание. Экспериментальные данные А.А.Смирнова показали также, что преимущество непроизвольного запоминания над произвольным (в тех сериях, когда оно имело место) при отсроченном воспроизведении оказывалось значительнее, чем при непосредственном воспроизведении, иногда более чем в два раза. Другими словами, то, что испытуемые запоминали непроизвольно – в процессе деятельности, целью которой не было запоминание, запоминалось прочнее, чем то, что они запоминали произвольно, специально выполняя задание запомнить.

     Анализ  конкретных условий, при которых  непроизвольное запоминание, т.е. по существу запоминание, включённое в какую-нибудь деятельность, оказывается особенно эффективным, вскрывает характер зависимости  запоминания от деятельности, в ходе которой оно совершается. Зависимость запоминания от функции или роли, которую тот или иной материал играет в совершаемой субъектом деятельности, обнаружилась в опытах, как Зинченко, так и Смирнова.

     Таким образом, запоминается – как и осознаётся – прежде всего, то, что составляет цель нашего действия. Поэтому если данный материал включён в целевое содержание данного действия, он может непроизвольно запомниться лучше, чем, если – при произвольном запоминании – цель сдвинута на само запоминание. Но то, что не включено в целевое содержание действия, в ходе которого совершается непроизвольное запоминание, запоминается хуже, чем при произвольном запоминании, направленном именно на данный материал. Всё зависит в первую очередь от того, как организовано и на что направлено действие субъекта, в ходе которого совершается запоминание. Поэтому и непреднамеренное, непроизвольное запоминание может не быть делом только случая. Его можно косвенно, опосредованно регулировать.

     При сознательном запоминании и заучивании существенное значение приобретает рациональная организация первичного восприятия материала.

     Когда целью является не воспроизведение, а лишь узнавание или опознание  в последующем того, что в данный момент воспринимается, восприятие принимает характер специального ознакомления с предметом, выделения его опознавательных признаков и т.д.

     В работе по закреплению материала, который  человек должен запомнить, обычно значительное место отводится повторению. Продуктивность повторения зависит в значительной степени от того, в какой мере этот процесс выходит за пределы механической рекапитуляции и превращается в новую переработку материала, связанную с новым, более углублённым его осмысливанием. Повторение, таким образом, не противопоставляется осмысливанию, а само пронизывается им, превращаясь во вторичную осмысленную переработку. Существенным условием запоминания является понимание.

     В отношении организации заучивания обычно возникает вопрос о наиболее рациональном распределении повторения. Для заучивания более целесообразным оказывается распределение повторений во времени, нежели их концентрация на небольшом промежутке времени. Это установлено экспериментальными исследованиями (Г.Эббингауза, П.Радоссавлевича, А.Йоста, А.Пьерона) и подтверждено наблюдениями над запоминанием в житейских условиях. При успешном заучивании, например, непосредственно перед зачётом, без систематической проработки, материал по большей части быстро забывается.

     Рациональное  распределение повторений содействует  и более экономному заучиванию, и более длительному запоминанию.

     Прочность запоминания материала, данного  в словесной форме, зависит, прежде всего, от его первичной подачи, от характера изложения, от смыслового и речевого оформления.

     Запоминание и воспроизведение зависят не только от объективных связей материала, но и от отношения к нему личности.

     Это отношение обусловлено направленностью  личности – её установками, интересами и той эмоциональной окраской, в которой выражается значимость материала для личности.

     Память  человека носит избирательный характер. Нет человека, у которого была бы такая плохая память, так неисправно функционировали бы ассоциативные и прочие связи, чтобы он всё забывал, как нет человека, у которого они функционировали бы так, чтобы он всё помнил. Всякий человек что-то запоминает и что-то забывает. Избирательный характер памяти выражается в том, что мы запоминаем по преимуществу то, что для нас значимо, интересно.

     Запоминание у человека существенно зависит  от сознательной установки на запоминание. Роль её особенно велика в высших проявлениях памяти. Запоминание и особенно заучивание является в значительной мере волевым актом, сознательным выполнением определённого задания.

     Установка запомнить является существенным условием запоминания, без неё простое  повторение предъявленного ряда не даёт эффекта.

     Установка может влиять не только на сам факт запоминания, но и на его длительность. Различные установки как бы включают запоминаемый материал в различные  контексты, закрепляют его в разных системах, из которых одни охватывают более или менее кратковременные этапы, а другие – целые эпохи в жизни человека.

     В некоторых случаях направленность личности обусловлена несознательными установками, действующими непроизвольно, непреднамеренно. В своих исследованиях о забывании – об описках, обмолвках и т.п. – З.Фрейд выявил, конечно, в специальном аспекте, соответствующем его концепции, роль таких неосознанных установок.

     Не  подлежит сомнению, что в запоминании  более или менее значительную роль играют эмоциональные моменты. Эмоционально окрашенный материал запоминается – при прочих равных условиях –  лучше, чем эмоционально безразличный.

Информация о работе Основные теории памяти, ее сущность, основные процессы, виды и пути развития