Основные теории памяти, ее сущность, основные процессы, виды и пути развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 14:52, реферат

Описание работы

Историки утверждают, что персидский царь Кир, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество солдат у каждого превышало 30 тысяч человек. Такими же способностями обладал знаменитый Фемистокл, который знал в лицо и по имени каждого из 20-ти тысяч жителей греческой столицы Афины. Академик А. Ф. Иоффе по памяти знал таблицу логарифмов. Современник А. Ф. Иоффе – академик А. А. Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу, безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад, случайно и всего один раз

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПАМЯТИ 3
2.1. АССОЦИАТИВНАЯ ТЕОРИЯ 4
2.2. ГЕШТАЛЬТТЕОРИЯ 4
2.3. СМЫСЛОВАЯ ТЕРОИЯ 6
2.4. ИНФОРМАЦИОННО-КИБЕРНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 6
2.5. ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ТОРИЯ 6
3. СУЩНОСТЬ ПАМЯТИ 7
4. ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ 8
4.1. ЗАПОМИНАНИЕ 9
4.2. СОХРАНЕНИЕ 13
4.3. УЗНАВАНИЕ 13
4.4. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ 14
4.5. ЗАБЫВАНИЕ 15
5. ВИДЫ ПАМЯТИ 16
5.1. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО ХАРАКТЕРУ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ 17
5.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПАМЯТИ ПО ХАРАКТЕРУ ЦЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 18
5.3.КЛАССИФИКАЦИЯ ПАМЯТИ ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СОХРАНЕНИЯ МАТЕРИАЛА 19
6. ПУТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ 21
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 23

Работа содержит 1 файл

Реферат по психологии 1.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования  и  науки Российской Федерации 

Кафедра гуманитарных и социально-экономических  дисциплин 
 
 
 
 

 

ПО  ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ

         На  тему: «Основные теории памяти, ее сущность, основные процессы, виды и пути развития»

 
 
 
 
 
 
 

            Выполнил: студент 2 курса группы ЭЗ-3

            Проверил: кандидат исторических наук,  
             
             
             
             
             

Москва 2007

 

Содержание 

 

1. Введение

     Память  — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении  прошлого опыта, делающая возможным  его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

     Память  связывает прошлое субъекта с  его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

     Память  — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

     Образы  предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.

     Историки  утверждают, что персидский царь Кир, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени  всех своих солдат, а количество солдат у каждого превышало 30 тысяч  человек. Такими же способностями обладал знаменитый Фемистокл, который знал в лицо и по имени каждого из 20-ти тысяч жителей греческой столицы Афины. Академик А. Ф. Иоффе по памяти знал таблицу логарифмов. Современник А. Ф. Иоффе – академик А. А. Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу, безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад, случайно и всего один раз. Книговеды – древнейший памятник индейской литературы на протяжении веков передавалось устно, сохраняя лишь в памяти индейцев. Жрецы и сейчас помнят народный эпос, все песни Махабхары в 300 тысяч строк. Все эти примеры наглядно демонстрируют безграничные возможности памяти.   

2. Основные теории памяти

      На  протяжении всей истории научных  поисков психологов материальные основы памяти мыслились в виде следа. Самая  первая гипотеза рассматривала след как механический отпечаток. Учёные исходили из аналогии между оттиском печати на воске и сохранением следа в мозгу. Возникнув в Древней Греции, эта теория просуществовала вплоть до конца XIX века. С XX века теория механических отпечатков отвергается всеми.1

      Исследованиями  памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики  и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых  они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий и, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.

2.1. Ассоциативная теория

     Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, была ассоциативная теория. Она возникла в XVII веке, активно разрабатывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и в Германии.

      Предметы  и явления действительности запечатлеваются  и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи  друг с другом, по выражению Сеченова «группами или рядами». Воспроизведение одних из них влечёт за собой воспроизводство других, что обусловливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения. В психологии эти связи рассматривались как ассоциации. Одни из ассоциаций являются отражением пространственно-временных отношений предметов и явлений (ассоциации по смежности), другие отражают их сходства (ассоциации по сходству), третьи – противоположность (ассоциации по контрасту), четвёртые – причинно-следственные отношения (ассоциации по каузальности).2

      Благодаря этой теории были открыты и описаны  многие механизмы и законы памяти, например, закон забывания Г.Эббингауза.

      Отдельные элементы информации согласно ассоциативной теории запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определённых логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с другими.

      Со  временем ассоциативная теория столкнулась  с рядом трудноразрешимых проблем, основной из которых явилось объяснение избирательности человеческой  памяти.  Ассоциации  образуются на случайной основе, а память из всей поступающей и хранящейся в мозге человека выбирает  всегда  определённую  информацию.  Понадобилось ввести  в  теоретическое объяснение мнемических процессов ещё один фактор, объясняющий целенаправленный характер соответствующих процессов.

      Тем не менее, ассоциативная теория памяти дала много полезного для познания её законов. В  русле этой теории было установлено, как изменяется количество запоминающихся элементов при разном числе повторений предъявляемого ряда и в зависимости от распределения элементов  во времени; как сохраняются в памяти элементы запоминаемого ряда в зависимости от времени, прошедшего между заучиванием и воспроизведением.

2.2. Гештальттеория

      В конце XIX века  на смену ассоциативной теории памяти пришла гештальттеория. Для неё исходным понятием и одновременно главным принципом, на базе которого необходимо объяснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их изначальная, целостная организация – гештальт. Именно законы формирования гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память.

      В русле данной теории особенно подчёркивалось значение структурирования материала, его доведение до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти (последнее предназначалось для того, чтобы объяснить избирательность мнемических процессов). Главная мысль, проходившая красной нитью через исследования сторонников обсуждаемой  концепции  памяти,  состояла  в  том,  что и  при  запоминании, и при воспроизведении материал обычно выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной основе.

      Динамика  запоминания и воспроизведения  в гештальттеории виделась следующим  образом. Некоторое, актуальное в данный момент времени потребностное состояние  создаёт у человека определённую установку на запоминание или  воспроизведение. Соответствующая установка оживляет в сознании индивида некоторые целостные структуры, на базе которых в свою очередь запоминается или воспроизводится материал. Эта установка контролирует ход запоминания и воспроизведения, определяет отбор нужных сведений.

      Найдя психологическое объяснение некоторым  фактам избирательности памяти, эта  теория, однако, столкнулась с не менее сложной проблемой формирования и развития памяти человека в фило- и онтогенезе. Дело в том, что и  мотивационные состояния, которые детерминируют мнемические процессы у человека, и сами гештальты мыслились как наперед заданные, неразвивающиеся образования. Вопрос о зависимости развития памяти от практической деятельности человека здесь непосредственно не ставился и не решался.

      Не было найдено удовлетворительного ответа на вопрос о генезисе памяти и у представителей двух других направлений психологических исследований мнемических процессов – бихевиоризма и психоанализа. Взгляды сторонников бихевиоризма на проблему памяти оказались весьма близкими к тем, которые разделялись ассоцианистами. Единственное существенное различие между ними заключалось в том, что бихевиористы подчёркивали  роль  подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению  того,  как работает память  в процессах научения.

      Заслугой  З.Фрейда и его последователей в  исследовании памяти явилось выяснение  роли положительных и отрицательных  эмоций, мотивов и потребностей в  запоминании и  забывании  материала. Благодаря психоанализу были обнаружены и описаны многие интересные психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с функционированием мотивации.

2.3. Смысловая тероия

      Примерно  в это же время, т.е. в начале XX века, возникает смысловая теория памяти. Утверждается, что работа соответствующих процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры (А.Бине, К.Бюлер). На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. Утверждается, что смысловое запоминание подчиняется иным законам, чем механическое: подлежащий заучиванию или воспроизведению материал в данном  случае  включается  в  контекст  определённых  смысловых связей.

2.4. Информационно-кибернетическая  теория

      С началом  развития  кибернетики,  появлением вычислительной техники  и развитием программирования (языков и приёмов составления программ машинной  обработки  информации)  начались  поиски  оптимальных  путей  принятия,  переработки и хранения информации машиной. Соответственно приступили к техническому и алгоритмическому моделированию процессов  памяти. За несколько последних десятилетий подобных  исследований  был  накоплен  богатый  материал,  который  оказался весьма полезным для понимания законов памяти.

      Представители этих наук стали проявлять повышенный интерес к собственно психологическим  исследованиям памяти, потому что  это открывало возможности для  совершенствования языков программирования, его технологии и памяти машин. Этот взаимный интерес привёл к тому, что в психологии стали разрабатывать новую теорию памяти, которую можно назвать информационно-кибернетической. В настоящее время она делает только первые, но  весьма  многообещающие  шаги  на  пути к более глубокому пониманию человеческой памяти с использованием достижений кибернетики и информатики. Ведь человеческий мозг – это тоже своего рода сложнейшая электронно-вычислительная и аналоговая машина.

2.5. Деятельностная тория

      В отечественной психологии преимущественное развитие получило направление в изучении памяти, связанное с общепсихологической теорией деятельности. В контексте этой теории память выступает как особый вид психологической деятельности, включающей систему теоретических и практических действий, подчинённых решению мнемической задачи – запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информации. Здесь внимательно исследуется состав мнемических действий и операций, зависимость продуктивности памяти от того, какое место в структуре занимают цель и средства запоминания (или воспроизведения), сравнительная продуктивность произвольного и непроизвольного запоминания в зависимости от организации мнемической деятельности (А.Н.Леонтьев, П.И.Зинченко, А.А.Смирнов и др.).

      Начало  изучению  памяти  как  деятельности  было  положено    работами  французских  учёных, в частности П.Жане. Он одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение  материала. Французской школой в психологии была доказана социальная обусловленность всех процессов памяти, её прямая  зависимость  от  практической деятельности человека.

      У нас в стране эта концепция  получила своё дальнейшее развитие в  культурно-исторической теории происхождения  высших психических функций.  Были  выделены  этапы  фило- и онтогенетического  развития памяти, особенно произвольной и непроизвольной, непосредственной и опосредствованной.  Согласно  деятельностной  теории  памяти, образование связей-ассоциаций  между различными представлениями, а также запоминание,  хранение  и воспроизведение материала объясняются тем,  что делает  человек с этим материалом в процессе его мнемической обработки.3

Информация о работе Основные теории памяти, ее сущность, основные процессы, виды и пути развития