Основные теоретико-методологические подходы к исследованию социально-психологических явлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:55, реферат

Описание работы

Социальная психология подразделяется на теоретическую социальную психологию, эмпирическую (в том числе экспериментальную) и практическую (прикладную) социальную психологию. Поэтому, когда возникает вопрос о целесообразности социально-психологического исследования конкретного явления социальной жизни, необходимо сразу же определить его рамки. Например, если при одном и том же объекте изучения сделать упор на теоретическое осмысление проблемы, то, несомненно, возникнут сложности с разработкой эффективных психологических рекомендаций по ее практическому решению. И наоборот, даже весьма успешно решенная практическая задача социально-психологического плана далеко не всегда представит собой значительную ценность для теоретической социальной психологии.

Содержание

Введение 3
1. Теоретико-методологические основы 4
2. Теоретические подходы в социальной психологии 5
2.1. Методологические подходы в социальной психологии 10
3. Теоретические подходы к исследованию общения 14
Заключение 16
Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа Социальная психология.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

    Зарождение  совершенно новой традиции в развитии теоретических основ социальной психологии-  создании предпосылок  социально-психологического знания внутри марксизма. Середина XIX века была ознаменована созданием марксистского мировоззрения. В 1913 году Дж. Болдуин назвал «Капитал» К.Маркса в числе тех работ, под воздействием которых произошел коренной переворот во взглядах на соотношение индивидуального и общественного сознания.

    Анализ  социально-психологических явлений  в системе марксизма осуществлялся  на основе материалистического понимания  истории. Это означало, прежде всего, что сама социальная жизнь рассматривалась  как обоснованная материальными  условиями. Такой подход коренным образом отличался от интерпретаций влияния социальных факторов на развитие психики в других версиях традиционного социально-психологического подхода, хотя в принципе не противоречил их основной направленности.

    Место психологической стороны общественных явлений во всей системе отношений общества трактовалась в марксизме весьма специфично. Акцент был поставлен так, что роль этой психологической стороны ни в коем случае не отрицалась. Г.В. Плеханов отметил даже, что «для Маркса проблема истории была также психологической проблемой». Подчеркивался лишь факт детерминации этой психологической стороны более глубокими процессами материальной жизни людей. Именно на этих принципах были раскрыты важнейшие закономерности социально-психологических явлений. Основной упор был сделан, прежде всего, на выявление места общественной психологии классов и других социальных групп в системе общественного сознания. Вместе с тем изучалась структура массовых побуждений людей, таких, как общественные настроения, иллюзии, заблуждения. Это было важно в связи с анализом подлинных движущих сил исторического процесса. Особое место уделялось характеристике массового сознания в период больших исторических сдвигов, в частности тому, как взаимодействуют в этих ситуациях идеология и обыденное сознание масс. Преимущественное развитие в марксизме получили проблемы, непосредственно включенные в разработку теории революционного процесса.  
 
 

2.1.  Методологические подходы в социальной психологии

    Методология – это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования.

    Каждая  наука, для того чтобы продуктивно  развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые  она изучает. В роли таких положений выступает методология и теория.

    Обычно  различают три уровня методологии  любой науки – общая, специальная  и частная методологии.

    Общая методология обеспечивает наиболее правильные и точные представления  о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает данная наука.

    Специальная методология, или методология конкретной науки, позволяет последней формулировать  свои собственные (внутринаучные) законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует.

    Частная методология представляет собой  совокупность методов, способов, приемов, методик и техник исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа.

    Частная методология, нацеленная на всестороннее исследование изучаемых явлений  и процессов, обычно использует следующие  основные методы: наблюдение, эксперимент, метод анализа документов, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности, опросы, тестирование, социометрию.

    1. Метод наблюдения – это метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях.

    Наблюдение  – наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают социально-психологические  явления и процессы в различных  условиях без вмешательства в  их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и не включенным.

    Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в не включенном – этого не требуется.

    2. Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов.

    Эксперимент может быть:

    - лабораторным, когда он протекает  в специально организованных  условиях, а действия испытуемых  определяются инструкцией;

    - естественным, когда изучение осуществляется  в естественных условиях;

    - констатирующим, когда изучаются  лишь необходимые социально-психологические  явления;

    - формирующим, в процессе которого  развиваются определенные качества  испытуемых и их групп.

    3. Метод анализа документов - данный метод является разновидностью метода анализа продуктов человеческой деятельности. Он обычно представляет собой процесс осмысления информации о конкретных социально-психологических явлениях, которая содержится в различного рода источниках (документах, научных исследованиях, архивных материалах, научной, художественной и публицистической литературе). Наиболее продуктивным он становится тогда, когда опирается на методику контент-анализа.

    4. Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных социально-психологических явлениях, полученных от различных людей или различных источников.

    5. Анализ результатов деятельности – метод опосредованного изучения социально-психологических явлений по практическим результатам и предметам совместной деятельности, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.

    6. Опрос – метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемыми.

    Анкетирование делится:

    1- на прессовое, когда вопросник  публикуется в каком-либо периодическом  издании, а читателям этого издания предлагается ответить на эти вопросы и прислать ответы в редакцию данного издания;

    2- почтовое, при котором анкеты  рассылаются по почте согласно  адресам подписчиков или адресной  книге;

    3- раздаточное, предполагающее личную  раздачу и сбор исследователем вопросов.

    Первый  вид анкетирования наиболее дешевый, но и менее эффективный     (3-5%). Второй предполагает уже 10 – 25% возврата анкет. А третий является наиболее предпочтительным, поскольку возврат анкет в  этом случае приближается к 100%.

    7. Тестирование – метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.

    Тест  – краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание. С помощью тестов в социальной психологии определяются межиндивидуальные или межгрупповые различия.

    8. Социометрия – метод социальной психологии, используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между членами группы и позволяющих выявлять: социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах; конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотношений; формальных и неформальных лидеров и «отвергнутых» членов группы; наличие микрогрупп и связей между ними.

    Социометрия предполагает проведение опроса всех членов группы с последующей математической и статистической обработкой его результатов и построением социограммы (схемы взаимоотношений в группе).

    9. Кроме основных социальная психология использует также дополнительные методы, к которым обычно относятся приемы и способы обработки и анализа результатов ее исследования (факторный и корреляционный анализ, различные методы моделирования, техники компьютерной обработки данных и др.).

    Наконец, в социальной психологии применяются  и аппаратурные методы (методики) исследований, предполагающие эффективное использование технических устройств – аппаратов, с помощью которых:

    а) создается определенная значимая ситуация, позволяющая выявить ту или иную характеристику исследуемого явления;

    б) снимаются показания о проявлении изучаемых характеристик;

    в) фиксируются и частично подсчитываются результаты исследования.

    Многообразие  и сложность социально-психологических  явлений обусловливают и наличие  большого количества методик их изучения. Эти методики можно классифицировать в зависимости от конкретных классов социально-психологических феноменов, которые исследуются с их помощью.

    Здесь различают методики изучения социальных отношений и взаимоотношений, различные  методики изучения видов общения, методика диагностики социальных конфликтов, изучения национально-психологических особенностей людей, методики изучения семейных отношений, социально-психологической диагностики личности, методики изучения массовидных и других социально-психологических явлений. 
 
 
 
 
 
 

3. Теоретические подходы к исследованию общения

      Решение задач, стоящих перед  социальной психологией, и реализация  ее функций могут достигаться  различными способами. Во-первых, должна осуществляться тщательная  и всесторонняя разработка теоретических  и методологических основ этой отрасли знания. Во-вторых, широкое поле для исследовательской деятельности представляет сравнительное изучение социально-психологических явлений и процессов, происходящих в нашей стране и за рубежом.

    В историческом плане можно выделить три подхода к исследованию общения в социальной психологии:

    - информационный (ориентированный на  передачу и прием информации);

    - интеракционный (ориентированный на  взаимодействие);

    - реляционный (ориентированный на  взаимосвязь общения и взаимоотношений). Несмотря на очевидное сходство концепций, терминологии и исследовательской техники, каждый подход опирается на разные методологические традиции и предполагает хотя и взаимодополняющие, но тем не менее разные аспекты анализа проблемы общения.

    Объектом  исследований информационного подхода является передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» - сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи определенной системы сигналов или символов.

    В рамках информационного подхода  существуют два основных направления  исследований. Первое направление занимается теорией и практикой обращения  или изменения сообщений в  различные изображения, знаки, сигналы, языки или коды и их последующей декодировкой.

    Основным  предметом второго направления  явился анализ социальных условий для  передачи информации между членами  конкретной социальной группы или в  межличностных взаимодействиях, включая  диадические.

    В отличие от информационного подхода, рассматривающего общение как трансакции по передаче информации, в интеракциональном подходе общение рассматривается как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т.п.). И это поведенческое управление ситуацией совместного присутствия, ее поддержание происходит относительно независимо от намерений участвующих индивидов.

Информация о работе Основные теоретико-методологические подходы к исследованию социально-психологических явлений