Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:55, реферат
Социальная психология подразделяется на теоретическую социальную психологию, эмпирическую (в том числе экспериментальную) и практическую (прикладную) социальную психологию. Поэтому, когда возникает вопрос о целесообразности социально-психологического исследования конкретного явления социальной жизни, необходимо сразу же определить его рамки. Например, если при одном и том же объекте изучения сделать упор на теоретическое осмысление проблемы, то, несомненно, возникнут сложности с разработкой эффективных психологических рекомендаций по ее практическому решению. И наоборот, даже весьма успешно решенная практическая задача социально-психологического плана далеко не всегда представит собой значительную ценность для теоретической социальной психологии.
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы 4
2. Теоретические подходы в социальной психологии 5
2.1. Методологические подходы в социальной психологии 10
3. Теоретические подходы к исследованию общения 14
Заключение 16
Список литературы 17
Зарождение совершенно новой традиции в развитии теоретических основ социальной психологии- создании предпосылок социально-психологического знания внутри марксизма. Середина XIX века была ознаменована созданием марксистского мировоззрения. В 1913 году Дж. Болдуин назвал «Капитал» К.Маркса в числе тех работ, под воздействием которых произошел коренной переворот во взглядах на соотношение индивидуального и общественного сознания.
Анализ
социально-психологических
Место
психологической стороны
2.1. Методологические подходы в социальной психологии
Методология – это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования.
Каждая наука, для того чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступает методология и теория.
Обычно различают три уровня методологии любой науки – общая, специальная и частная методологии.
Общая методология обеспечивает наиболее правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем тех явлений, которые изучает данная наука.
Специальная
методология, или методология конкретной
науки, позволяет последней
Частная методология представляет собой совокупность методов, способов, приемов, методик и техник исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа.
Частная методология, нацеленная на всестороннее исследование изучаемых явлений и процессов, обычно использует следующие основные методы: наблюдение, эксперимент, метод анализа документов, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности, опросы, тестирование, социометрию.
1. Метод наблюдения – это метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях.
Наблюдение
– наиболее распространенный метод,
с помощью которого изучают социально-
Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в не включенном – этого не требуется.
2. Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов.
Эксперимент может быть:
- лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемых определяются инструкцией;
- естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях;
-
констатирующим, когда изучаются
лишь необходимые социально-
-
формирующим, в процессе
3. Метод анализа документов - данный метод является разновидностью метода анализа продуктов человеческой деятельности. Он обычно представляет собой процесс осмысления информации о конкретных социально-психологических явлениях, которая содержится в различного рода источниках (документах, научных исследованиях, архивных материалах, научной, художественной и публицистической литературе). Наиболее продуктивным он становится тогда, когда опирается на методику контент-анализа.
4. Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных социально-психологических явлениях, полученных от различных людей или различных источников.
5. Анализ результатов деятельности – метод опосредованного изучения социально-психологических явлений по практическим результатам и предметам совместной деятельности, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.
6. Опрос – метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемыми.
Анкетирование делится:
1-
на прессовое, когда вопросник
публикуется в каком-либо
2-
почтовое, при котором анкеты
рассылаются по почте согласно
адресам подписчиков или
3-
раздаточное, предполагающее
Первый вид анкетирования наиболее дешевый, но и менее эффективный (3-5%). Второй предполагает уже 10 – 25% возврата анкет. А третий является наиболее предпочтительным, поскольку возврат анкет в этом случае приближается к 100%.
7. Тестирование – метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.
Тест – краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание. С помощью тестов в социальной психологии определяются межиндивидуальные или межгрупповые различия.
8. Социометрия – метод социальной психологии, используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между членами группы и позволяющих выявлять: социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах; конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотношений; формальных и неформальных лидеров и «отвергнутых» членов группы; наличие микрогрупп и связей между ними.
Социометрия предполагает проведение опроса всех членов группы с последующей математической и статистической обработкой его результатов и построением социограммы (схемы взаимоотношений в группе).
9. Кроме основных социальная психология использует также дополнительные методы, к которым обычно относятся приемы и способы обработки и анализа результатов ее исследования (факторный и корреляционный анализ, различные методы моделирования, техники компьютерной обработки данных и др.).
Наконец, в социальной психологии применяются и аппаратурные методы (методики) исследований, предполагающие эффективное использование технических устройств – аппаратов, с помощью которых:
а) создается определенная значимая ситуация, позволяющая выявить ту или иную характеристику исследуемого явления;
б)
снимаются показания о
в) фиксируются и частично подсчитываются результаты исследования.
Многообразие
и сложность социально-
Здесь
различают методики изучения социальных
отношений и взаимоотношений, различные
методики изучения видов общения, методика
диагностики социальных конфликтов,
изучения национально-психологических
особенностей людей, методики изучения
семейных отношений, социально-психологической
диагностики личности, методики изучения
массовидных и других социально-психологических
явлений.
3. Теоретические подходы к исследованию общения
Решение задач, стоящих перед
социальной психологией, и
В историческом плане можно выделить три подхода к исследованию общения в социальной психологии:
- информационный (ориентированный на передачу и прием информации);
- интеракционный (ориентированный на взаимодействие);
-
реляционный (ориентированный
Объектом исследований информационного подхода является передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» - сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи определенной системы сигналов или символов.
В рамках информационного подхода существуют два основных направления исследований. Первое направление занимается теорией и практикой обращения или изменения сообщений в различные изображения, знаки, сигналы, языки или коды и их последующей декодировкой.
Основным предметом второго направления явился анализ социальных условий для передачи информации между членами конкретной социальной группы или в межличностных взаимодействиях, включая диадические.
В отличие от информационного подхода, рассматривающего общение как трансакции по передаче информации, в интеракциональном подходе общение рассматривается как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т.п.). И это поведенческое управление ситуацией совместного присутствия, ее поддержание происходит относительно независимо от намерений участвующих индивидов.