Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 09:22, реферат
Внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память или мышление. Зато оно как бы «жертвует собой» ради них и обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Нельзя быть внимательным вообще. Внимание всегда проявляется в определенных конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, мы обдумываем задачу или, забыв обо всем на свете, пишем сочинение. Внимание может быть направлено на объекты внешнего мира или на собственную внутреннюю жизнь.
1. Общее понятие о внимании.
Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и
продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов доходят до его слухового аппарата. Мы можем не почувствовать боли, если наше внимание направленно на что-нибудь другое. Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности, человек подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно. А фиксируя свое внимание на ощущениях, мы увеличиваем свою чувствительность.
Внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память или мышление. Зато оно как бы «жертвует собой» ради них и обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Нельзя быть внимательным вообще. Внимание всегда проявляется в определенных конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслу-шиваемся, принюхиваемся, мы обдумываем задачу или, забыв обо всем на свете, пишем со-чинение. Внимание может быть направлено на объекты внешнего мира или на собственную внутреннюю жизнь.
Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность, углублен-ность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем, очевидно, напря-женнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем ме-нее углубленным является его внимание.
В то же время, как было показано, сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее, вернее, мы замечаем, что происходит, но неотчетливо.
Таким образом, при внимательном отношении к какому-либо предмету он
(этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо, оказывается, образно говоря, на периферии воспринимаемого. Благо-даря этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым внимание обеспечивает еще функцию - контроль и регуляцию деятельности.
Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в движениях. Внимательного
слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окру-жающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания сенсор-ного (внешнего). Следует отметить также, что в некоторых случаях, когда человек про-являет повышенную сосредоточенность на физических
1. Общее понятие о внимании.
2. Виды внимания
а)Разновидности непроизвольного внимания
3.Основные свойства внимания, их характеристика
Внимание
обычно характеризуется как проявление
избирательной направленности психической
деятельности, как выражение избирательного
характера процессов сознания. Можно
было бы к этому прибавить, что
внимание выражает не только как бы
объём сознания, поскольку в нём
проявляется избирательный
Внимание неразрывно связано с сознанием в целом. Оно поэтому, естественно, связано со всеми сторонами сознания. Действительно, роль эмоциональных факторов ярко сказывается в особенно существенной для внимания зависимости его от интереса. Значение мыслительных процессов, особенно в отношении объёма внимания, а также его устойчивости, было уже отмечено. Роль воли находит себе непосредственное выражение в факте произвольного внимания.
Поскольку внимание может отличаться различными свойствами, которые, как показывает опыт, в значительной мере независимы друг от друга, можно, исходя из разных свойств внимания, различать разные типы внимания, а именно: 1) широкое и узкое внимание - в зависимости от их объёма; 2) хорошо и плохо распределяемое; 3) быстро или медленно переключаемое; 4) концентрированное и флюктуирующее; 5) устойчивое и неустойчивое.
Высшие
формы произвольного внимания возникают
у человека в процессе труда. Они
продукт исторического
Существуют
различные способы
развития внимания в
учебной деятельности.
Внимание - это важнейший
динамический показатель
всех психических
процессов. Именно
поэтому внимание
можно рассматривать
как основу успешной
познавательной деятельности.
Внимание
имеет огромное значение
в жизни человека.
Оно необходимое
условие выполнения
любой деятельности.
Именно внимание делает
все наши психические
процессы полноценными,
только внимание даёт
возможность воспринимать
окружающий нас мир.
Но внимание - не только
условие успешной деятельности.
Оно может многое сказать
и об общем складе личности,
о социальной направленности
человека. Это позволяет
говорить о внимании
как об одном из важнейших
условий успешной адаптации.
Проблема внимания традиционно
считается одной из
самых важнейших и сложных
проблем научной психологии.
Внимание в жизни человека
играет определённую
роль.
Изучение литературы
по проблеме позволило
узнать, что вопросы
адаптации и проблемы
изучения и формирования
внимания достаточно
тесно взаимосвязаны.
Однако на пересечении
этих двух сторон
проблемы остаётся
ещё много нерешённых
вопросов. К ним относится
и вопрос о зависимости
уровня адаптации от
уровня развития основных
свойств внимания у
детей и от способности
учителя правильно организовать
внимание. Это обусловило
постановку проблемы,
которая может быть
сформулирована следующим
образом: система приёмов
по организации и развитию
внимания, применяемая
учителем, опирается
как на развитие основных
свойств внимания, так
и на основные компоненты
структуры личности
и группы в целом, и способствует
правильной организации
внимания и успешной
адаптации детей.
Актуальность
проблемы изучения особенностей
и формирования внимания
у детей определяется
прежде всего тем, что
именно в этом возрасте
формируется качественно
новые характеристики
внимая как и других
процессов. Существуют
различные способы развития
внимания в учебной
деятельности.
называется вниманием.
Внимание обычно не считают особым психическим процессом, как
восприятие, память или мышление. Зато оно как бы «жертвует собой» ради них
и обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Нельзя быть
внимательным вообще. Внимание всегда проявляется в определенных конкретных
психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, мы
обдумываем задачу или, забыв обо всем на свете, пишем сочинение. Внимание
может быть направлено на объекты внешнего мира или на собственную
внутреннюю жизнь.
Человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять
разнообразные работы. Поэтому в каждый отдельный момент его сознание
направляется на те предметы и явления, которые являются для него наиболее
важными и значительными. Ярким примером воздействия особо актуальной
информации является факт, известный под названием «феномен вечеринки».
Представьте, что вы находитесь на каком-нибудь празднестве и поглощены
интересной беседой. Внезапно вы слышите свое имя, негромко произнесенное
кем-то в другой группе гостей. Вы быстро переключаете внимание на разговор,
происходящий между этими гостями, и можете услышать кое-что интересное о
себе. Но в то же время вы перестаете слышать, что говорят в той группе, где
вы стоите, тем самым упуская нить прежнего разговора. Вы настроились на
вторую группу и отключились от первой. Именно высокая значимость сигнала (а
не его интенсивность), желание узнать, что о вас думают другие гости,
определили изменение направления вашего внимания.
Под направленностью следует понимать прежде всего избирательный
характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный
выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение
деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать
ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот
выбор, сохранить его. В педагогическом процессе, например, сравнительно
легко направить внимание учащихся на тот или иной предмет или действие.
Значительно труднее сохранить его в течение необходимого времени.
Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность,
углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача,
тем, очевидно, напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и,
наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание.
В то же время, как было показано, сосредоточенность связана с
отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении
данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее, вернее, мы замечаем, что
происходит, но неотчетливо.
Таким образом, при внимательном отношении к какому-либо предмету он
(этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное
воспринимается в этот момент слабо, оказывается, образно говоря, на
периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражение становится ясным,
отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока
не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым
внимание обеспечивает еще функцию - контроль и регуляцию деятельности.
Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в движениях. Внимательного
слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено
не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании
человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое
несколько отличается от внимания сенсорного (внешнего). Следует отметить
также, что в некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную
сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном
внимании. Все это свидетельствуете том, что внимание не имеет своего
собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность
других познавательных процессов.
Такие интересные и противоречивые свойства внимания привлекли к нему
взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение и
сущность. Н. Н. Ланге выделил следующие основные подходы к проблеме природы
внимания.
1. Внимание как результат двигательного приспособления. Приверженцы
этого подхода исходят из того, что раз мы можем произвольно переносить
внимание с одного предмета на другой, то внимание не возможно без
мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к
условиям наилучшего восприятия.
2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя,
что они понимают под объемом сознания и какова его величина, И. Герберт и
У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или
подавляют менее интенсивные.
3. Внимание как результат эмоции. Эта теория, особенно блестяще
развитая в английской ассоциационной психологии, указывает на зависимость
внимания от интересности представления. Так, Дж. Миль указывал: «Иметь
приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным - это
Информация о работе Основные свойства внимания, их характеристика