Основные свойства внимания, их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 09:22, реферат

Описание работы

Внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память или мышление. Зато оно как бы «жертвует собой» ради них и обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Нельзя быть внимательным вообще. Внимание всегда проявляется в определенных конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, мы обдумываем задачу или, забыв обо всем на свете, пишем сочинение. Внимание может быть направлено на объекты внешнего мира или на собственную внутреннюю жизнь.


1. Общее понятие о внимании.
Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и
продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Мы можем смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или видеть очень плохо. Занятый своими мыслями, человек не слышит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голосов доходят до его слухового аппарата. Мы можем не почувствовать боли, если наше внимание направленно на что-нибудь другое. Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо предмете или деятельности, человек подмечает все детали этого предмета и действует очень продуктивно. А фиксируя свое внимание на ощущениях, мы увеличиваем свою чувствительность.
Внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память или мышление. Зато оно как бы «жертвует собой» ради них и обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Нельзя быть внимательным вообще. Внимание всегда проявляется в определенных конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслу-шиваемся, принюхиваемся, мы обдумываем задачу или, забыв обо всем на свете, пишем со-чинение. Внимание может быть направлено на объекты внешнего мира или на собственную внутреннюю жизнь.
Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность, углублен-ность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем, очевидно, напря-женнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем ме-нее углубленным является его внимание.
В то же время, как было показано, сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее, вернее, мы замечаем, что происходит, но неотчетливо.
Таким образом, при внимательном отношении к какому-либо предмету он
(этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо, оказывается, образно говоря, на периферии воспринимаемого. Благо-даря этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым внимание обеспечивает еще функцию - контроль и регуляцию деятельности.
Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в движениях. Внимательного
слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окру-жающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания сенсор-ного (внешнего). Следует отметить также, что в некоторых случаях, когда человек про-являет повышенную сосредоточенность на физических

Содержание

1. Общее понятие о внимании.
2. Виды внимания
а)Разновидности непроизвольного внимания
3.Основные свойства внимания, их характеристика

Работа содержит 1 файл

черновик.docx

— 53.23 Кб (Скачать)

       Внимание  обычно характеризуется как проявление избирательной направленности психической  деятельности, как выражение избирательного характера процессов сознания. Можно  было бы к этому прибавить, что  внимание выражает не только как бы объём сознания, поскольку в нём  проявляется избирательный характер сознания, но и его уровень - в  смысле степени интенсивности, яркости.

       Внимание  неразрывно связано с сознанием  в целом. Оно поэтому, естественно, связано со всеми сторонами сознания. Действительно, роль эмоциональных  факторов ярко сказывается в особенно существенной для внимания зависимости  его от интереса. Значение мыслительных процессов, особенно в отношении  объёма внимания, а также его устойчивости, было уже отмечено. Роль воли находит себе непосредственное выражение в факте произвольного внимания.

       Поскольку внимание может отличаться различными свойствами, которые, как показывает опыт, в значительной мере независимы друг от друга, можно, исходя из разных свойств внимания, различать разные типы внимания, а именно: 1) широкое и узкое внимание - в зависимости от их объёма; 2) хорошо и плохо распределяемое; 3) быстро или медленно переключаемое; 4) концентрированное и флюктуирующее; 5) устойчивое и неустойчивое.

       Высшие  формы произвольного внимания возникают  у человека в процессе труда. Они  продукт исторического развития. "Оставляя в стороне напряжение тех органов, которыми выполняется труд, целесообразная воля, выражающаяся во внимании, - пишет К. Маркс, - необходима во всё время труда, и притом необходима тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения, следовательно, чем меньше рабочий наслаждается трудом как игрой физических и интеллектуальных сил".143 Труд направлен на удовлетворение потребностей человека. Продукт этого труда представляет поэтому непосредственный интерес. Но получение этого продукта связано с деятельностью, которая по своему содержанию и способу исполнения может не вызывать непосредственного интереса. Поэтому выполнение этой деятельности требует перехода от непроизвольного к произвольному вниманию. При этом внимание должно быть тем более сосредоточенным и длительным, чем более сложной становится трудовая деятельность человека в процессе исторического развития. Труд требует и он воспитывает высшие формы произвольного внимания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Существуют  различные способы  развития внимания в  учебной деятельности.  
 

         Внимание - это важнейший  динамический показатель  всех психических  процессов. Именно  поэтому внимание  можно рассматривать  как основу успешной  познавательной деятельности.  

       Внимание  имеет огромное значение в жизни человека. Оно необходимое  условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными, только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. Но внимание - не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Это позволяет говорить о внимании как об одном из важнейших условий успешной адаптации. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии. Внимание в жизни человека играет определённую роль.  

         Изучение литературы  по проблеме позволило  узнать, что вопросы  адаптации и проблемы изучения и формирования внимания достаточно тесно взаимосвязаны.  

         Однако на пересечении  этих двух сторон  проблемы остаётся  ещё много нерешённых вопросов. К ним относится и вопрос о зависимости уровня адаптации от уровня развития основных свойств внимания у детей и от способности учителя правильно организовать внимание. Это обусловило постановку проблемы, которая может быть сформулирована следующим образом: система приёмов по организации и развитию внимания, применяемая учителем, опирается как на развитие основных свойств внимания, так и на основные компоненты структуры личности и группы в целом, и способствует правильной организации внимания и успешной адаптации детей. 

       Актуальность  проблемы изучения особенностей и формирования внимания у детей определяется прежде всего тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимая как и других процессов. Существуют различные способы развития внимания в учебной деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       называется  вниманием.

           Внимание  обычно  не  считают   особым   психическим    процессом,   как

       восприятие, память или мышление. Зато оно как бы «жертвует собой»  ради  них

       и обеспечивает  успешную  и  четкую  работу  нашего  сознания.  Нельзя  быть

       внимательным  вообще. Внимание всегда проявляется в  определенных  конкретных

       психических процессах: мы  всматриваемся,  вслушиваемся,  принюхиваемся,  мы

       обдумываем  задачу или, забыв  обо всем на свете,  пишем  сочинение.  Внимание

       может  быть  направлено  на  объекты  внешнего  мира  или   на   собственную

       внутреннюю  жизнь.

           Человек не  может   одновременно  думать  о  разных  вещах  и   выполнять

       разнообразные  работы.  Поэтому  в  каждый  отдельный  момент  его  сознание

       направляется  на те предметы и явления, которые являются  для него  наиболее

       важными  и  значительными.  Ярким  примером  воздействия  особо   актуальной

       информации  является  факт,  известный  под  названием  «феномен  вечеринки».

       Представьте, что вы  находитесь  на  каком-нибудь  празднестве  и  поглощены

       интересной  беседой. Внезапно вы слышите  свое  имя,  негромко  произнесенное

       кем-то в другой группе гостей. Вы быстро переключаете внимание на  разговор,

       происходящий между этими гостями, и можете  услышать  кое-что интересное  о

       себе. Но в то же время  вы перестаете слышать, что говорят в  той группе,  где

       вы  стоите, тем самым  упуская нить  прежнего  разговора.  Вы  настроились  на

       вторую  группу и отключились  от первой. Именно высокая значимость сигнала  (а

       не  его интенсивность), желание  узнать,  что  о  вас  думают  другие  гости,

       определили  изменение направления  вашего внимания.

           Под  направленностью   следует  понимать  прежде   всего   избирательный

       характер  психической  деятельности,  преднамеренный  или   непреднамеренный

       выбор ее объектов. В понятие  направленности включается  также  и  сохранение

       деятельности  на известный промежуток времени.  Недостаточно  только  выбрать

       ту  или иную  деятельность,  чтобы  быть  внимательным,  надо  удержать  этот

       выбор, сохранить его.  В  педагогическом  процессе,  например,  сравнительно

       легко направить внимание учащихся на тот  или  иной  предмет  или  действие.

       Значительно труднее сохранить  его в течение  необходимого времени.

           Когда мы говорим  о внимании, то  подразумеваем также   сосредоточенность,

       углубленность в деятельность. Чем  труднее стоящая  перед  человеком  задача,

       тем, очевидно, напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание,  и,

       наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным  является его внимание.

           В  то  же  время,  как   было  показано,  сосредоточенность   связана   с

       отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы  сосредоточены  на  решении

       данной  задачи, тем меньше замечаем все окружающее, вернее, мы замечаем,  что

       происходит, но неотчетливо.

           Таким образом,  при внимательном  отношении  к   какому-либо  предмету  он

       (этот  предмет)  оказывается   в  центре  нашего  сознания,   все   остальное

       воспринимается  в  этот  момент  слабо,  оказывается,  образно  говоря,   на

       периферии  воспринимаемого.  Благодаря этому отражение становится  ясным,

       отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор,  пока

       не  завершится деятельность, пока не будет  достигнута  ее  цель.  Тем  самым

       внимание  обеспечивает еще  функцию - контроль и  регуляцию деятельности.

           Внимание обычно  выражено в мимике, в позе, в  движениях.  Внимательного

       слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда  внимание  направлено

       не  на окружающие объекты, а  на  мысли  и  образы,  находящиеся  в  сознании

       человека. В данном случае  говорят  об  интеллектуальном  внимании,  которое

       несколько отличается от внимания  сенсорного  (внешнего).  Следует  отметить

       также,  что  в  некоторых  случаях,  когда  человек   проявляет   повышенную

       сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить  о  моторном

       внимании. Все это свидетельствуете  том,  что внимание  не  имеет своего

       собственного  познавательного  содержания  и  лишь  обслуживает  деятельность

       других  познавательных процессов.

           Такие интересные  и противоречивые  свойства внимания  привлекли  к   нему

       взгляды  многих  ученых,  которые  по-разному  объясняли   происхождение   и

       сущность. Н. Н. Ланге выделил следующие основные подходы к проблеме  природы

       внимания.

           1. Внимание как   результат   двигательного   приспособления.  Приверженцы

       этого подхода исходят  из того,  что  раз  мы  можем  произвольно  переносить

       внимание  с  одного  предмета  на  другой,  то  внимание  не  возможно   без

       мускульных  движений.  Именно  движения  приспосабливают  органы  чувств   к

       условиям  наилучшего восприятия.

           2. Внимание как  результат ограниченности  объема сознания. Не  объясняя,

       что они понимают под  объемом сознания и какова его величина,  И.  Герберт  и

       У. Гамильтон считают, что  более  интенсивные  представления  вытесняют  или

       подавляют менее интенсивные.

           3.  Внимание  как   результат   эмоции.  Эта   теория,  особенно  блестяще

       развитая  в английской ассоциационной психологии,  указывает  на  зависимость

       внимания  от интересности  представления.  Так,  Дж.  Миль  указывал:  «Иметь

       приятное  или тягостное  ощущение или идею и быть к  ним  внимательным  -  это

Информация о работе Основные свойства внимания, их характеристика