Основные школы и методы телесно-ориентированной психотерапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 18:57, реферат

Описание работы

Телесно-ориентированной психотерапией называется группа психотерапевтических методов, ориентированных на изучение тела, осознание клиентом телесных ощущений, на исследование того, как потребности, желания и чувства проявляются в различных телесных состояниях, и на обучение реалистическим способам разрешения проблем в этой области.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Основные школы телесно-ориентированной психотерапии. . . . . . . . . . . . . .4
1. Характерологический анализ Райха. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. Структурная интеграция (рольфинг). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
3. Биоэнергетический анализ Лоуэна. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
4. Первичная терапия Янова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
5. Метод Александера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
6. Метод Фельденкрайза. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
7.Чувственное сознавание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
Другие методы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

Работа содержит 1 файл

гр телесной теропии.docx

— 41.53 Кб (Скачать)

  Уроки Александера обычно сосредоточены  на сидении, стоянии, ходьбе, в дополнение к так называемой “работе за столом”, когда ученик ложится и в руках  учителя испытывает ощущения энергетического  потока, который удлиняет и расширяет  тело. Эта работа должна давать ученику  ощущение свободы и простора во всех связках, опыт, который постепенно отучает  человека от зажимов и напряжений в связках, порождаемых излишними  напряжениями в повседневной жизни. Техника Александера особенно популярна  среди людей творчества, но также  эффективно используется для лечения  некоторых увечий и хронических  заболеваний.

  Психотехника  Александера помогает людям, неправильно  и неэффективно пользующимся своим  телом, избежать этих неправильностей  в действии и в покое. Под “использованием” имеются в виду привычки в держании и движении тела, привычки, которые  непосредственно влияют на физическое, умственное и эмоциональное функционирование человека. 

  6. Метод Фельденкрайза 

  Моше  Фельденкрайз работал с Ф.М. Александером, изучал йогу, фрейдизм, Гурджиева, неврологию, был специалистом по дзюдо; Его метод предназначен для восстановления естественной грации и свободы движений, которой обладают все маленькие дети. Техники Фельденкрайза – это работа с паттернами мышечных движений, помогающая человеку найти наиболее эффективный способ движения и устранить ненужные мышечные напряжения и неэффективные паттерны, которые вошли в привычку в течение многих лет.

  Фельденкрайз  разработал множество упражнений, меняющихся от урока к уроку (они систематизированы  и подробно описаны в книге  “Сознавание через движение”). Они  обычно начинаются с небольших движений, постепенно соединяющихся в большие  и более сложные паттерны. Цель состоит в том чтобы развить  легкость и свободу движений в  каждой части тела.

  Фельденкрайз  указывает, что необходимо принять  большую ответственность за себя, понять, как действует тело, научиться  жить в соответствии со своими естественными  конституцией и способностями. Каждое действие включает мышечную деятельность. Фельденкрайз подчеркивает необходимость  научиться расслабляться и находить собственный ритм, чтобы преодолеть дурные привычки в использовании  тела. Люди должны освободиться, играть, экспериментировать с движением, чтобы  научиться чему-то новому; но пока они  находятся под давлением, в напряжении, в спешке – они могут лишь повторять  старые паттерны. Упражнения Фельденкрайз обычно разбивают кажущуюся простой  деятельность на ряд связанных движений, чтобы выявить старый паттерн  и развивать новый, более эффективный  способ выполнения той же деятельности.

  Всякая  человеческая деятельность проходит три  стадии. Первая – естественный способ. Далее следует индивидуальная стадия, на которой многие люди развивают  собственный, особый и личный способ выполнения действий, который появляется естественно. Наконец, наступает третья стадия изучаемого метода, на которой  действие выполняется в соответствии с системой или особым методом, и  перестает быть естественным.

  Усвоенный систематический метод обладает преимуществом в эффективности  и возможностью развития высокого уровня выполнения. По Фельденкрайзу, преобладание формального обучения в нашей  цивилизации ведёт к преобладанию профессионализма в тех областях, которые были естественными во все  времена человеческой истории. Поэтому  цель работы Фельденкрайза состоит  в том, чтобы создать в теле способность двигаться с минимумом  усилий и максимумом эффективности, не посредством увеличения мускульной силы, а посредством возрастающего  понимания того, как тело работает.

  Уравновешивая работу коры и уменьшая уровень, возбуждения, Фельденкрайз обнаружил, что мы можем  достигнуть чрезвычайно расширенного сознавания и становимся способными пробовать новые сочетания движений, которые были невозможны, когда связи  между корой и мускулатурой были замкнуты предписанными ограниченными  паттернами. 

  7. Чувственное сознавание 

  Эта психотехника разработана в CША Ш. Селвер и Ч. Бруксом, основываясь на работах  Э. Гиндлер и Х. Якоби. Техника  направлена на изучение целостного органического  функционирования в мире, который  человек воспринимает, частью которого он являемся. Для терапевта, работающего  в этой традиции, представляет интерес  “личная экология” человека: как  он совершает действия, как относится  к людям, ситуациям и объектам. Он стремится найти, что естественно  в этом функционировании, а что  обусловлено; что есть продукт эволюционного  развития природы человека, а что  стало “второй натурой”, которая  изолирует его.

  Чувственное сознавание – это процесс научения возвращаться в соприкосновение  с телом и чувствами, со способностями, которыми человек располагал, будучи ребёнком, но утратил во время формального  обучения. Родители реагируют на детей  с точки зрения собственных идей и предпочтений, вместо того, чтобы попытаться почувствовать, что может помочь реальному развитию ребенка. Другая проблема детского опыта – совершение усилий: родители не хотят дожидаться естественного развития способностей их детей, и научают их “стараться”.

  Работа  чувственного сознавания фокусируется на непосредственном восприятии, научении отличать собственные чувства и  ощущения от культурно и социально  привитых образов. Многие упражнения в  этой системе основаны на повседенвной человеческой деятельности – чтобы  открыть отношение к окружающему, развить сознательную осведомлённость  о том, что человек делает. Ещё  один аспект чувственного сознавания включает отношение с другими. Большинство  упражнений системы имеет внутреннюю, медитативную ориентацию. 

  Другие  методы 

  Вкратце расскажу и о других психотехниках, применяемых в телесно-ориентированной  психотерапии, но получивших сравнительно меньшую известность.

  Например, “биосинтез”. Его специфика заключается  в уважительном отношении к проблемам  клиента. Отличительная черта биосинтеза –глубинная проработка терапевта; терапевт должен постоянно очень тонко  чувствовать, что происходит с клиентом, что является залогом продуктивной работы.

  Методу  танцевально-двигательной терапии  был посвящён мой отдельный реферат (по групповой психотерапии). Вкратце, инструментом здесь является танец; танцем здесь называется любое естественное движение тела или естественная позиция. Под настоящим танцем имеется  в виду язык, передающий чувства, то, как люди с ними обращаются. Исследование языка движений открывает новое  многообразие физической, эмоциональной  и духовной жизни.

  Метод под названием “танатотерапия”  разработан Владимиром Баскаковым и  в переводе означает “исцеление смертью”. Это способ терапевтического использования  “целительных свойств смерти”. Специфические  приемы, точно моделирующие ситуацию смерти, позволяют испытать глубинные  состояния, в результате которых  переоцениваются многие вещи и многие проблемы находят свое разрешение. Любой страх, в конечном счете, это  страх умереть, и танатотерапия  – один из возможных способов работы с собственными страхами. При этом используются только телесно-ориентированные  техники, и в этом состоит уникальность данного метода. Вообще-то, этот метод  даже больше относится к трансперсональной  психотерапии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Вывод: 

  Большинство известных телесно-ориентированных  психотехник появились и развивались  вне группового направления в  психотерапии, однако чаще всего применяется  как раз в групповых формах.

  В классических подходах телесно-ориентированной  психотерапии имеется ряд важных понятий, которые имеют основополагающее значение: “энергия”, “мышечная броня”, “почва под ногами” и так далее.

  В телесно-ориентированной психотерапии имеются свои психотерапевтические процедуры, влияющих на дыхание и способствующих пониманию телесного состояния и напряженных поз, а также двигательные упражнения, работающие с физическим контактом между участниками группы. Большинство групп телесно-ориентированной психотерапии включают физический контакт в групповое взаимодействие. Двигательные упражнения способствуют возврату участников к примитивному эмоциональному состоянию, к своей первичной природе. Одни упражнения призваны помочь обеспечить доступ к заблокированным эмоциям гнева и ярости, другие помогают каждому участнику высвобождать эмоции.

  На  основе упражнений руководитель и члены группы делают выводы о “броне характера” каждого участника, блоках спонтанного течения энергии, и делают анализ, соотнося телесное состояние с психологическими проблемами. В телесно-ориентированных психотехниках считается, что высвобождение негативных аффектов может приводить к позитивным личностным изменениям. 
 
 
 
 
 

  Список  использованной литературы: 

  
  1. “Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике” (под редакцией В. Баскакова). М., 1997. 2-ое издание.
  2. К. Рудестам. “Групповая психотерапия”. СПб., 1998.
  3. “Психотерапевтическая энциклопедия” (под редакцией Б. Карвасарского). СПб., 1998.
  4. А. Лоуэн. “Физическая динамика структуры характера”. М., 1996.
  5. Д. Фейдимен, Р. Фрейгер. “Личность и личностный рост”. М, 1994.

Информация о работе Основные школы и методы телесно-ориентированной психотерапии