Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 18:57, реферат
Телесно-ориентированной психотерапией называется группа психотерапевтических методов, ориентированных на изучение тела, осознание клиентом телесных ощущений, на исследование того, как потребности, желания и чувства проявляются в различных телесных состояниях, и на обучение реалистическим способам разрешения проблем в этой области.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Основные школы телесно-ориентированной психотерапии. . . . . . . . . . . . . .4
1. Характерологический анализ Райха. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. Структурная интеграция (рольфинг). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
3. Биоэнергетический анализ Лоуэна. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
4. Первичная терапия Янова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
5. Метод Александера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
6. Метод Фельденкрайза. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
7.Чувственное сознавание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
Другие методы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Уроки Александера обычно сосредоточены на сидении, стоянии, ходьбе, в дополнение к так называемой “работе за столом”, когда ученик ложится и в руках учителя испытывает ощущения энергетического потока, который удлиняет и расширяет тело. Эта работа должна давать ученику ощущение свободы и простора во всех связках, опыт, который постепенно отучает человека от зажимов и напряжений в связках, порождаемых излишними напряжениями в повседневной жизни. Техника Александера особенно популярна среди людей творчества, но также эффективно используется для лечения некоторых увечий и хронических заболеваний.
Психотехника
Александера помогает людям, неправильно
и неэффективно пользующимся своим
телом, избежать этих неправильностей
в действии и в покое. Под “использованием”
имеются в виду привычки в держании
и движении тела, привычки, которые
непосредственно влияют на физическое,
умственное и эмоциональное
6.
Метод Фельденкрайза
Моше Фельденкрайз работал с Ф.М. Александером, изучал йогу, фрейдизм, Гурджиева, неврологию, был специалистом по дзюдо; Его метод предназначен для восстановления естественной грации и свободы движений, которой обладают все маленькие дети. Техники Фельденкрайза – это работа с паттернами мышечных движений, помогающая человеку найти наиболее эффективный способ движения и устранить ненужные мышечные напряжения и неэффективные паттерны, которые вошли в привычку в течение многих лет.
Фельденкрайз разработал множество упражнений, меняющихся от урока к уроку (они систематизированы и подробно описаны в книге “Сознавание через движение”). Они обычно начинаются с небольших движений, постепенно соединяющихся в большие и более сложные паттерны. Цель состоит в том чтобы развить легкость и свободу движений в каждой части тела.
Фельденкрайз
указывает, что необходимо принять
большую ответственность за себя,
понять, как действует тело, научиться
жить в соответствии со своими естественными
конституцией и способностями. Каждое
действие включает мышечную деятельность.
Фельденкрайз подчеркивает необходимость
научиться расслабляться и
Всякая человеческая деятельность проходит три стадии. Первая – естественный способ. Далее следует индивидуальная стадия, на которой многие люди развивают собственный, особый и личный способ выполнения действий, который появляется естественно. Наконец, наступает третья стадия изучаемого метода, на которой действие выполняется в соответствии с системой или особым методом, и перестает быть естественным.
Усвоенный
систематический метод обладает
преимуществом в эффективности
и возможностью развития высокого уровня
выполнения. По Фельденкрайзу, преобладание
формального обучения в нашей
цивилизации ведёт к
Уравновешивая
работу коры и уменьшая уровень, возбуждения,
Фельденкрайз обнаружил, что мы можем
достигнуть чрезвычайно расширенного
сознавания и становимся способными
пробовать новые сочетания
7.
Чувственное сознавание
Эта психотехника разработана в CША Ш. Селвер и Ч. Бруксом, основываясь на работах Э. Гиндлер и Х. Якоби. Техника направлена на изучение целостного органического функционирования в мире, который человек воспринимает, частью которого он являемся. Для терапевта, работающего в этой традиции, представляет интерес “личная экология” человека: как он совершает действия, как относится к людям, ситуациям и объектам. Он стремится найти, что естественно в этом функционировании, а что обусловлено; что есть продукт эволюционного развития природы человека, а что стало “второй натурой”, которая изолирует его.
Чувственное сознавание – это процесс научения возвращаться в соприкосновение с телом и чувствами, со способностями, которыми человек располагал, будучи ребёнком, но утратил во время формального обучения. Родители реагируют на детей с точки зрения собственных идей и предпочтений, вместо того, чтобы попытаться почувствовать, что может помочь реальному развитию ребенка. Другая проблема детского опыта – совершение усилий: родители не хотят дожидаться естественного развития способностей их детей, и научают их “стараться”.
Работа
чувственного сознавания фокусируется
на непосредственном восприятии, научении
отличать собственные чувства и
ощущения от культурно и социально
привитых образов. Многие упражнения в
этой системе основаны на повседенвной
человеческой деятельности – чтобы
открыть отношение к
Другие
методы
Вкратце
расскажу и о других психотехниках,
применяемых в телесно-
Например, “биосинтез”. Его специфика заключается в уважительном отношении к проблемам клиента. Отличительная черта биосинтеза –глубинная проработка терапевта; терапевт должен постоянно очень тонко чувствовать, что происходит с клиентом, что является залогом продуктивной работы.
Методу танцевально-двигательной терапии был посвящён мой отдельный реферат (по групповой психотерапии). Вкратце, инструментом здесь является танец; танцем здесь называется любое естественное движение тела или естественная позиция. Под настоящим танцем имеется в виду язык, передающий чувства, то, как люди с ними обращаются. Исследование языка движений открывает новое многообразие физической, эмоциональной и духовной жизни.
Метод
под названием “танатотерапия”
разработан Владимиром Баскаковым и
в переводе означает “исцеление смертью”.
Это способ терапевтического использования
“целительных свойств смерти”. Специфические
приемы, точно моделирующие ситуацию
смерти, позволяют испытать глубинные
состояния, в результате которых
переоцениваются многие вещи и многие
проблемы находят свое разрешение.
Любой страх, в конечном счете, это
страх умереть, и танатотерапия
– один из возможных способов работы
с собственными страхами. При этом
используются только телесно-ориентированные
техники, и в этом состоит уникальность
данного метода. Вообще-то, этот метод
даже больше относится к трансперсональной
психотерапии.
Вывод:
Большинство
известных телесно-
В классических подходах телесно-ориентированной психотерапии имеется ряд важных понятий, которые имеют основополагающее значение: “энергия”, “мышечная броня”, “почва под ногами” и так далее.
В
телесно-ориентированной
На
основе упражнений руководитель и члены
группы делают выводы о “броне характера”
каждого участника, блоках спонтанного
течения энергии, и делают анализ, соотнося
телесное состояние с психологическими
проблемами. В телесно-ориентированных
психотехниках считается, что высвобождение
негативных аффектов может приводить
к позитивным личностным изменениям.
Список
использованной литературы:
Информация о работе Основные школы и методы телесно-ориентированной психотерапии