Основные проблемы современной педагогической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:51, контрольная работа

Описание работы

Педагогическая психология — это раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания и т. д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Раздел 1. Педагогическая психология как междисциплинарная отрасль научного знания…………………………………………………………….…...5
Раздел 2. Основные проблемы педагогической психологии………………..11
Заключение……………………………………………………………………...13
Список использованной литературы………………………………………….14

Работа содержит 1 файл

Если бы я был презедентом России Word (Автосохраненный).docx

— 14.46 Кб (Скачать)

 

          Введение

Педагогическая  психология — это раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность  педагогических мер, улучшающие психологические  аспекты преподавания и т. д.

Педагогическая  психология развивается в общем  контексте научных представлений  о человеке, которые были зафиксированы  в основных психологических течениях (теориях), оказавших и оказывающих  большое влияние на педагогическую мысль в каждый конкретный исторический период.

Педагогическая  психология - наука, предметным полем  которой является образование. Главной  целью образования в современных  условиях становится воспитание личности, способной к самообразованию  и саморазвитию, к свободному и  компетентному определению себя в обществе, культуре, профессии. Развивающее  образование ставит на первый план создание таких условий, которые  бы способствовали активизации творческого  потенциала всех сфер личности учащегося (эмоциональной, личностной, духовно-нравственной).

 Подобно психологии труда, инженерной, военной или клинической психологии, эту область иногда относят к прикладным отраслям психологии, целью которых является решение практических проблем. Вместе с тем она является полем как фундаментальных, так и прикладных исследований и использует педагогические учреждения в качестве психологической лаборатории.

  Педагогическую психологию преподают на педагогических факультетах университетов. Предметом изучения выступают различные проявления поведения, связанные с процессами обучения и воспитания: психологические особенности ребенка на разных возрастных этапах; соотношение психического развития и обучения, особенно в отношении школьных предметов и занятий; проблема психического здоровья, включая и трудности социальной адаптации; взаимодействие учеников в классе, школьных командах и группах; различия между детьми в способностях и школьной успеваемости, а также проблема измерения этих различий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Педагогическая психология как междисциплинарная отрасль научного знания

Педагогическая  психология – отрасль психологической  науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса [4, с. 4].

По мнению Б.Г. Ананьева, педагогическая психология — пограничная, комплексная область  знания, которая « ... заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений »[5, с. 6].

 Но это  определение не во всем совпадает  с определением статуса педагогической  психологии другими авторами, это  свидетельствует о неоднозначности  решения данного вопроса.

 Н.Ф. Талызина подчеркивает, что  «педагогическая психология изучает прежде всего процесс учения, его структуру, характеристики, закономерности протекания, возрастные и индивидуальные особенности учения, условия, дающие наибольший эффект развития. Объектом педагогической деятельности всегда являются процессы учения и воспитания, а предметом выступает ориентировочная часть деятельности учащихся » [5, с. 5].

Термином  педагогическая психология обозначаются две существенно разные науки. Она  из них является ветвью психологии, это базовая наука, призванная изучать  природу и закономерности процесса учения и воспитания, Но под названием  педагогическая психология развивается  также и прикладная наука, цель которой — использовать достижения всех ветвей

психологии для совершенствования  педагогической практики.

За рубежом  эта прикладная часть психологии часто называется школьной психологией [5, с. 8].

Педагогическая  психология представляет собой междисциплинарную самостоятельную отрасль знания, основывающегося на знании общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности, теоретической и практической педагогики. Она имеет собственную историю становления и развития, анализ которой позволяет понять сущность и специфику предмета ее исследования [2, с. 9].

Педагогическая  психология является отраслью науки, тесно  связанной с возрастной и дифференциальной психологией, психогенетикой, педагогикой, социальной психологией, философией, культурологией [4, с. 19].

При рассмотрении педагогической психологии, как и  любой другой отрасли науки, необходимо прежде всего разграничить понятия ее объекта и предмета.

Возрастная  и педагогическая психология имеют  общий объект изучения — человека, но предметы этих наук разные. Для возрастной психологии это закономерности и механизмы психического развития человека и личностного формирования от рождения до старости, для педагогической — прежде всего механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта в образовательном процессе. Очевидно, что общность объекта изучения обусловливает тесную, внутренне нерасторжимую связь педагогики и психологии, возрастной и педагогической психологии и достаточную условность их дифференциации на основании различия их предметов[2, с. 14].

        Предметом педагогической психологии являются механизмы, закономерности и условия, обеспечивающие процесс формирования личности в образовательном процессе.

Педагогическая  психология как прикладная дисциплина ориентирована на психологическое  обеспечение образовательного процесса, что предполагает выявление и  конструирование эффективных методов  работы психолога и педагога с  образовательной практикой [1].

Педагогическая  психология изучает психологические  вопросы управления процессом обучения, формирование познавательных процессов, отыскивает надежные критерии умственного развития и определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимися, а также взаимоотношения между учащимися в общем контексте задачи формирования личности учащегося [2, с. 16].

Педагогическая  психология  ставит перед собой  множество различных задач. Обратимся  к классификации задач  И.А. Зимей. К конкретными задачами педагогической психологии она относит:

— раскрытие  механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;

— определение  механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучающегося и использования в различных ситуациях;

— определение  связи между уровнем интеллектуального  и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и  воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);

— определение  особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

— изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических  и профессиональных качеств;

— определение  механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;

— определение  закономерностей, условий, критериев  усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на их основе в процессе решения разнообразных задач;

— определение  психологических основ диагностики  уровня и качества усвоения и их соотнесения с образовательными стандартами;

— разработка психологических основ дальнейшего  совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы [2, с. 16].

 Традиционно педагогическая психология рассматривается в составе трех разделов: психологии обучения, психологии воспитания, психологии учителя или педагогической деятельности. Психология педагогической деятельности исследует структуру деятельности педагога, особенности его личности и общения, этапы и закономерности его профессионализации. Особое внимание уделяется взаимоотношениям внутри педагогического коллектива, причинам и способам снятия конфликтных ситуаций. В последнее время внимание ученых и практиков обращено к разработке технологий, позволяющих обеспечить профессиональное и личностное развитие педагогов, создать оптимальные условия для их взаимодействия с управленцами образовательного учреждения.

Психология  обучения изучает закономерности протекания процесса обучения, особенности формирования учебной деятельности, вопросы ее мотивации, особенности формирования познавательных процессов на уроке, роль педагога в развитии творческого  потенциала и позитивной «Я-концепции» ребенка. В рамках психологии обучения дается психологический анализ форм и методов обучения, направленных на формирование знаний, умений, навыков  и обеспечивающих развитие психологически здоровой личности.

Психология  воспитания изучает закономерности формирования личности на разных возрастных этапах, рассматривает влияние ближнего и дальнего социального окружения  на развитие ребенка, выявляет и проектирует  оптимальные способы взаимодействия участников образовательного процесса [3, с. 19].

Но И.А. Зимняя пишет о том, что существует и  иная точка зрения на структуру педагогической психологии, которая связана с  расширенной трактовкой предмета педагогической психологии. С этой позиции структура  педагогической психологии определяется исходя из следующих соображений.

Во-первых, эта  позиция определяется пониманием предмета педагогической науки как междисциплинарной, являющейся по родовому признаку психологической, хотя и самостоятельной отраслью научного знания. Соответственно, в  этот предмет входят многие аспекты психологии личности, коллектива, сотрудничества, аспекты возрастной и социальной психологии, психофизиологии. Но поскольку эти аспекты рассматриваются применительно к процессу и результату образования, они и составляют предмет педагогической психологии. Такое толкование педагогической психологии может быть соотнесено с современным рассмотрением всего многообразия ее предмета отраслью знаний, называемой психологией образования (Psychology of Education) или теорией обучения, где само обучение понимается как двусторонний процесс преподавания и научения (учения).

Во-вторых, предложенная позиция рассмотрения структуры  педагогической психологии предполагает несколько иное определение взаимосвязи обучения и воспитания. Под обучением в современной науке и педагогической практике понимаются активный целенаправленный процесс передачи (трансляции) обучающемуся социокультурного опыта предыдущих поколений (знаний, норм, обобщенных способов действий и т.д.) и организация освоения этого опыта, а также возможности и готовности применить этот опыт в различных ситуациях. Обучение соответственно предполагает в качестве своего условия процесс научения или учения как освоение этого опыта [2, с. 16].

Структура педагогической психологии включает в себя по И.А. Зимней:

1) психологию  образовательной деятельности (как  единства учебной и педагогической  деятельности);

2) психологию  учебной деятельности и ее  субъекта— обучающегося (ученика,  студента);

3) психологию  педагогической деятельности (в  единстве обучающего и воспитывающего  воздействия) и ее субъекта (учителя,  преподавателя);

4) психологию  учебно-педагогического сотрудничества  и общения.

Очевидно, что  данная структура расширяет область  исследования педагогической психологии и в то же время, по сути, остается традиционной (обучение, воспитание, учитель) [5, с. 9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Раздел 2. Основные проблемы педагогической психологии

 

Л.Д. Столяренко выделяет следующие проблемы педагогической психодогии:

1) изучение  сущности и закономерностей развития  и формирования личности и  их влияние на воспитание;

2) определение  целей воспитания;

3) разработка  содержания воспитания;

4)исследование  и разработка методов воспитания[5, с. 6].

Основными проблемами педагогической психологии на современном  этапе являются:

1. Проблема  сенситивного периода. Она связана  с выделением и максимально  возможным использованием определенных  возрастных периодов для развития  тех или иных способностей  или качества ребенка. В настоящее  время неизвестны все сенситивные  периоды развития интеллекта  и личности, их начало, длительность  и конец. Скорее всего, эти  периоды индивидуальны и своеобразны.  Возможно несколько сенситивных  периодов, характерных для одних  и тех же свойств в разные  возрастные периоды. Пока однозначного  решения этой проблемы не существует.

2. Проблема  связи сознательно организованного  воздействия и естественного  психического развития ребенка,  иными словами, проблема связи  биологического созревания и  обучения с развитием ребенка  (помогает специально организованное  обучение развитию ребенка или мешает ему).

3. Проблема  общего и возрастного сочетания  обучения и воспитания: какие  приоритеты и в каком возрасте  должны быть, как гармонично объединить  процессы обучения и воспитания?

4. Проблема  осуществления системного характера  развития ребенка и комплексного  педагогического воздействия: по  каким законам должно протекать  педагогическое воздействие и каковы его ключевые моменты?

5. Проблема  взаимосвязи созревания и обучения  ребенка, его задатков и способностей, генетической и средовой обусловленности,  развития психологическиххарактеристик и поведения ребенка.

Информация о работе Основные проблемы современной педагогической психологии