Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 17:51, контрольная работа
Педагогическая психология — это раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания и т. д.
Введение…………………………………………………………………………3
Раздел 1. Педагогическая психология как междисциплинарная отрасль научного знания…………………………………………………………….…...5
Раздел 2. Основные проблемы педагогической психологии………………..11
Заключение……………………………………………………………………...13
Список использованной литературы………………………………………….14
Введение
Педагогическая психология — это раздел психологии, изучающий методы обучения и воспитания, повышающие эффективность выполнения образовательных задач, эффективность педагогических мер, улучшающие психологические аспекты преподавания и т. д.
Педагогическая
психология развивается в общем
контексте научных
Педагогическая
психология - наука, предметным полем
которой является образование. Главной
целью образования в
Подобно психологии труда, инженерной, военной или клинической психологии, эту область иногда относят к прикладным отраслям психологии, целью которых является решение практических проблем. Вместе с тем она является полем как фундаментальных, так и прикладных исследований и использует педагогические учреждения в качестве психологической лаборатории.
Педагогическую психологию преподают на педагогических факультетах университетов. Предметом изучения выступают различные проявления поведения, связанные с процессами обучения и воспитания: психологические особенности ребенка на разных возрастных этапах; соотношение психического развития и обучения, особенно в отношении школьных предметов и занятий; проблема психического здоровья, включая и трудности социальной адаптации; взаимодействие учеников в классе, школьных командах и группах; различия между детьми в способностях и школьной успеваемости, а также проблема измерения этих различий.
Раздел 1. Педагогическая психология как междисциплинарная отрасль научного знания
Педагогическая психология – отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса [4, с. 4].
По мнению Б.Г. Ананьева, педагогическая психология — пограничная, комплексная область знания, которая « ... заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений »[5, с. 6].
Но это
определение не во всем
Н.Ф. Талызина подчеркивает, что «педагогическая психология изучает прежде всего процесс учения, его структуру, характеристики, закономерности протекания, возрастные и индивидуальные особенности учения, условия, дающие наибольший эффект развития. Объектом педагогической деятельности всегда являются процессы учения и воспитания, а предметом выступает ориентировочная часть деятельности учащихся » [5, с. 5].
Термином педагогическая психология обозначаются две существенно разные науки. Она из них является ветвью психологии, это базовая наука, призванная изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания, Но под названием педагогическая психология развивается также и прикладная наука, цель которой — использовать достижения всех ветвей
психологии для
За рубежом эта прикладная часть психологии часто называется школьной психологией [5, с. 8].
Педагогическая психология представляет собой междисциплинарную самостоятельную отрасль знания, основывающегося на знании общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности, теоретической и практической педагогики. Она имеет собственную историю становления и развития, анализ которой позволяет понять сущность и специфику предмета ее исследования [2, с. 9].
Педагогическая психология является отраслью науки, тесно связанной с возрастной и дифференциальной психологией, психогенетикой, педагогикой, социальной психологией, философией, культурологией [4, с. 19].
При рассмотрении педагогической психологии, как и любой другой отрасли науки, необходимо прежде всего разграничить понятия ее объекта и предмета.
Возрастная и педагогическая психология имеют общий объект изучения — человека, но предметы этих наук разные. Для возрастной психологии это закономерности и механизмы психического развития человека и личностного формирования от рождения до старости, для педагогической — прежде всего механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта в образовательном процессе. Очевидно, что общность объекта изучения обусловливает тесную, внутренне нерасторжимую связь педагогики и психологии, возрастной и педагогической психологии и достаточную условность их дифференциации на основании различия их предметов[2, с. 14].
Предметом педагогической психологии являются механизмы, закономерности и условия, обеспечивающие процесс формирования личности в образовательном процессе.
Педагогическая
психология как прикладная дисциплина
ориентирована на психологическое
обеспечение образовательного процесса,
что предполагает выявление и
конструирование эффективных
Педагогическая психология изучает психологические вопросы управления процессом обучения, формирование познавательных процессов, отыскивает надежные критерии умственного развития и определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимися, а также взаимоотношения между учащимися в общем контексте задачи формирования личности учащегося [2, с. 16].
Педагогическая психология ставит перед собой множество различных задач. Обратимся к классификации задач И.А. Зимей. К конкретными задачами педагогической психологии она относит:
— раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
— определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучающегося и использования в различных ситуациях;
— определение
связи между уровнем
— определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
— изучение
психологических основ
— определение механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;
— определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на их основе в процессе решения разнообразных задач;
— определение
психологических основ
— разработка
психологических основ
Традиционно педагогическая психология рассматривается в составе трех разделов: психологии обучения, психологии воспитания, психологии учителя или педагогической деятельности. Психология педагогической деятельности исследует структуру деятельности педагога, особенности его личности и общения, этапы и закономерности его профессионализации. Особое внимание уделяется взаимоотношениям внутри педагогического коллектива, причинам и способам снятия конфликтных ситуаций. В последнее время внимание ученых и практиков обращено к разработке технологий, позволяющих обеспечить профессиональное и личностное развитие педагогов, создать оптимальные условия для их взаимодействия с управленцами образовательного учреждения.
Психология обучения изучает закономерности протекания процесса обучения, особенности формирования учебной деятельности, вопросы ее мотивации, особенности формирования познавательных процессов на уроке, роль педагога в развитии творческого потенциала и позитивной «Я-концепции» ребенка. В рамках психологии обучения дается психологический анализ форм и методов обучения, направленных на формирование знаний, умений, навыков и обеспечивающих развитие психологически здоровой личности.
Психология
воспитания изучает закономерности
формирования личности на разных возрастных
этапах, рассматривает влияние ближнего
и дальнего социального окружения
на развитие ребенка, выявляет и проектирует
оптимальные способы
Но И.А. Зимняя пишет о том, что существует и иная точка зрения на структуру педагогической психологии, которая связана с расширенной трактовкой предмета педагогической психологии. С этой позиции структура педагогической психологии определяется исходя из следующих соображений.
Во-первых, эта позиция определяется пониманием предмета педагогической науки как междисциплинарной, являющейся по родовому признаку психологической, хотя и самостоятельной отраслью научного знания. Соответственно, в этот предмет входят многие аспекты психологии личности, коллектива, сотрудничества, аспекты возрастной и социальной психологии, психофизиологии. Но поскольку эти аспекты рассматриваются применительно к процессу и результату образования, они и составляют предмет педагогической психологии. Такое толкование педагогической психологии может быть соотнесено с современным рассмотрением всего многообразия ее предмета отраслью знаний, называемой психологией образования (Psychology of Education) или теорией обучения, где само обучение понимается как двусторонний процесс преподавания и научения (учения).
Во-вторых, предложенная позиция рассмотрения структуры педагогической психологии предполагает несколько иное определение взаимосвязи обучения и воспитания. Под обучением в современной науке и педагогической практике понимаются активный целенаправленный процесс передачи (трансляции) обучающемуся социокультурного опыта предыдущих поколений (знаний, норм, обобщенных способов действий и т.д.) и организация освоения этого опыта, а также возможности и готовности применить этот опыт в различных ситуациях. Обучение соответственно предполагает в качестве своего условия процесс научения или учения как освоение этого опыта [2, с. 16].
Структура педагогической психологии включает в себя по И.А. Зимней:
1) психологию
образовательной деятельности (как
единства учебной и
2) психологию учебной деятельности и ее субъекта— обучающегося (ученика, студента);
3) психологию
педагогической деятельности (в
единстве обучающего и
4) психологию
учебно-педагогического
Очевидно, что данная структура расширяет область исследования педагогической психологии и в то же время, по сути, остается традиционной (обучение, воспитание, учитель) [5, с. 9].
Раздел 2. Основные проблемы педагогической психологии
Л.Д. Столяренко выделяет следующие проблемы педагогической психодогии:
1) изучение
сущности и закономерностей
2) определение целей воспитания;
3) разработка содержания воспитания;
4)исследование
и разработка методов
Основными проблемами педагогической психологии на современном этапе являются:
1. Проблема
сенситивного периода. Она
2. Проблема
связи сознательно
3. Проблема
общего и возрастного
4. Проблема
осуществления системного
5. Проблема
взаимосвязи созревания и
Информация о работе Основные проблемы современной педагогической психологии