Основные проблемы современной педагогической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:50, реферат

Описание работы

Актуальность темы в том, что педагогическая психология - пограничная, комплексная отрасль знания, которая заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений. Проблемы современной педагогической психологии тоже занимают особое место в современной науке, поэтому эта тема является актуальной в данное время.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1.Предмет,задачи и структура педагогической психологии……………...…5
2.История становления педагогической психологии………………………..10
3.Основные проблемы современной педагогической психологии…...........14
Заключение……………………………………………………………………19
Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

реферат по психологии Ильвира.docx

— 48.74 Кб (Скачать)

     Министерство  образования Республики Башкортостан

     ГОУ СПО Белебеевский педагогический колледж 
 

                              Специальность:050709

                              Преподавание в начальных классах

                              Курс 4 
             
             
             

            Реферат

Основные  проблемы современной  педагогической психологии 
 
 
 

                                          Выполнила: Шайдуллина И.И. 
 
 

                                                     2011

                                         

            Содержание 

    Введение……………………………………………………………………...3

1.Предмет,задачи  и структура педагогической психологии……………...…5

2.История становления  педагогической психологии………………………..10

3.Основные проблемы  современной педагогической психологии…...........14

Заключение……………………………………………………………………19

Список литературы………………………………………………………........20                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                         Введение

Актуальность  темы в том, что педагогическая психология - пограничная, комплексная отрасль знания, которая заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений. Проблемы современной педагогической психологии тоже занимают особое место в современной науке, поэтому эта тема является актуальной в данное время.

Термином «педагогическая психология» обозначаются две разные науки. Одна из них – это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она изучает природу и закономерности процесса учения и воспитания. Под таким же термином – «педагогическая психология» развивается и прикладная наука, цель которой – использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики. За рубежом эту прикладную часть психологии часто называют школьной психологией.

Значимость  этой темы в том, что у педагогической психологии есть свои проблемы, которые необходимо решить или попытаться решить, поэтому эта тема имеет большое значение в современной психологии. Среди самых главных проблем можно выделить следующие: соотношение обучения и развития; соотношение обучения и воспитания; учет сенситивных периодов развития в обучении; работа с одаренными детьми; готовность детей к школьному обучению.

А также педагогическая психология тесно связана с возрастной психологией, поэтому здесь будет  затронута и тема возрастной психологии.

Педагогической  психологией занимались такие ученые, как В.А.Крутецкий, В.В.Давыдов, Б.Г.Ананьев, П.Ф.Каптерев и другие.Они считали  что педагогическая психология – это самостоятельная важная наука, которую нужно изучать и развивать.

Главными аспектами  этой темы являются предмет, задачи и  структура педагогической психологии, история развития педагогической психологии и основные проблемы современной педагогическрй психологии. Эти аспекты мы будем раскрывать в своем теферате.

Таким образом, эта тема мы считаем, что очень актуальна, так как педагогическая психология являясь одной из отраслью психологии играет важную роль в науке и также она является самостоятельной важной наукой, которая должна изучаться и развиваться. 

 

1.Предмет,задачи и структура педагогической психологии.

Педагогическая  психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Она тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией
          При рассмотрении педагогической психологии, как и любой другой отрасли науки, необходимо, прежде всего, разграничить понятия ее
объекта и предмета. 
          В общенаучной трактовке под объектом науки понимается та область действительности, на изучение которой направлена данная
наука. Часто объект изучения фиксируется в самом названии науки. 
          
Предмет науки - это та сторона или стороны объекта науки, которыми он в ней представлен. Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с ней и закрепляется в ее понятийной системе. Предмет не фиксирует всех сторон объекта, хотя может при этом включать то, что в объекте отсутствует. В определенном смысле развитие науки есть развитие ее предмета.   

Возрастная и  педагогическая психология — две  отрасли психологической науки, тесно взаимодействующие между  собой, что определено общим объектом их изучения — развивающимся человеком и центральной проблемой научного анализа — поиском ответа на вопрос о роли наследственности и среды в формировании психики человека. [2,27]

Возрастная психология как более или менее обособленная отрасль психологической науки, возникшая в конце XIX в. направлена на выявление возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности в течение жизни. Таким образом, предметом возрастной психологии как научной дисциплины является изучение фактов и закономерностей психического развития человека в онтогенезе. Главная задача возрастной психологии - раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека с момента рождения до глубокой старости, описать динамику развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных) и свойств формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных особенностей деятельности и общения. Возрастная психология должна дать характеристику каждого периода жизни человека, вскрыв его специфические и взаимосвязанные с другими периодами особенности, показать различия протекания каждого периода у людей с разными индивидуально-психологическими характеристиками.

Предметом педагогической психологии является изучение психологических  закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто это обучение и воспитание организует, т.е. со стороны педагога, воспитателя. В любом случае обучение и воспитание выступают как специфические виды деятельности конкретного субъекта (ученика, учителя). Но они рассматриваются (и должны рассматриваться) как их совместная деятельность, т.е. деятельность в ситуации организованного общения. В первом случае речь идет об учебной деятельности, или учении (ученика, воспитуемого). Во втором — о педагогической деятельности учителя (воспитателя), о выполнении им функций организации, стимуляции и управления (регулирования) учебной деятельностью школьника. В третьем — о процессе обучения и воспитания в целом (подробнее эти вопросы будут рассмотрены в соответствующих разделах данной книги).

Общая задача педагогической психологии состоит в выявлении, изучении и описании психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Соответственно задачами педагогической психологии являются:

  1. раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
  2. определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта (социализация), его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;
  3. определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);
  4. определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
  5. изучение психологических основ деятельности педагога;
  6. определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;
  7. определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование на их основе операционального состава деятельности в процессе решения разнообразных задач;
  8. разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы и др.

    Структуру педагогической психологии составляют три раздела:

    1. психология обучения;
    2. психология воспитания;
    3. психология учителя.

    1. Предмет  психологии обучения - развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения. Таким образом, раскрывается психологическая сущность учебного процесса. Исследования в этой области направлены на выявление:

    - взаимосвязей внешних и внутренних факторов, обусловливающих различия познавательной деятельности в условиях различных дидактических систем;

    - соотношения мотивационного и интеллектуального планов учения;

    - возможностей управления процессами учения и развития ребенка;

    - психолого-педагогических критериев эффективности.

    Психология  обучения исследует прежде всего, процесс  усвоения знаний и адекватных им умений и навыков. Ее задача состоит в  выявлении природы этого процесса, его характеристик и качественно  своеобразных этапов, условий и критериев успешного протекания. Особую задачу педагогической психологии составляет разработка методов, позволяющих диагностировать усвоение и качество знаний учащихся. 
         2. Предмет психологии воспитания - развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива. Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования
    мировоззрения, убеждений и т.п. в условиях учебной и воспитательной деятельности в школе.[8,205]  
    Исследования в этой области направлены на изучение:

  • содержания мотивационной сферы личности учащегося, ее направленности, ценностных ориентацией, нравственных установок;
  • различий в самосознании учащихся, воспитывающихся в разных условиях;
  • структуры детских и юношеских коллективов и их роли в формировании личности;
  • условий и последствий психической депривации и др.

3. Предмет  психологии учителя - психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности. Важнейшими задачами этого раздела педагогической психологии являются:

  • определение творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов;
  • изучение эмоциональной устойчивости учителя;
  • выявление позитивных особенностей индивидуального стиля общения учителя и учащегося и ряд других.

        Итак, педагогическая психология - это наука о фактах, механизмах и закономерностях освоения социокультурного опыта человеком, закономерностях интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. В целом можно сказать, что педагогическая психология изучает психологические вопросы управления педагогическим процессом, исследует процессы обучения, формирования познавательных процессов и т.п  Следовательно, общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Этим обусловлена и структура этой отрасли психологии: психология обучения, психология воспитания, психология учителя.

Информация о работе Основные проблемы современной педагогической психологии