Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:50, реферат
Актуальность темы в том, что педагогическая психология - пограничная, комплексная отрасль знания, которая заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений. Проблемы современной педагогической психологии тоже занимают особое место в современной науке, поэтому эта тема является актуальной в данное время.
Введение……………………………………………………………………...3
1.Предмет,задачи и структура педагогической психологии……………...…5
2.История становления педагогической психологии………………………..10
3.Основные проблемы современной педагогической психологии…...........14
Заключение……………………………………………………………………19
Список литературы……………………………
Министерство образования Республики Башкортостан
ГОУ
СПО Белебеевский педагогический колледж
Специальность:050709
Преподавание в начальных
Курс 4
Реферат
Основные
проблемы современной
педагогической психологии
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Предмет,задачи и структура педагогической психологии……………...…5
2.История становления педагогической психологии………………………..10
3.Основные проблемы современной педагогической психологии…...........14
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Актуальность темы в том, что педагогическая психология - пограничная, комплексная отрасль знания, которая заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений. Проблемы современной педагогической психологии тоже занимают особое место в современной науке, поэтому эта тема является актуальной в данное время.
Термином «педагогическая психология» обозначаются две разные науки. Одна из них – это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она изучает природу и закономерности процесса учения и воспитания. Под таким же термином – «педагогическая психология» развивается и прикладная наука, цель которой – использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики. За рубежом эту прикладную часть психологии часто называют школьной психологией.
Значимость этой темы в том, что у педагогической психологии есть свои проблемы, которые необходимо решить или попытаться решить, поэтому эта тема имеет большое значение в современной психологии. Среди самых главных проблем можно выделить следующие: соотношение обучения и развития; соотношение обучения и воспитания; учет сенситивных периодов развития в обучении; работа с одаренными детьми; готовность детей к школьному обучению.
А также педагогическая психология тесно связана с возрастной психологией, поэтому здесь будет затронута и тема возрастной психологии.
Педагогической психологией занимались такие ученые, как В.А.Крутецкий, В.В.Давыдов, Б.Г.Ананьев, П.Ф.Каптерев и другие.Они считали что педагогическая психология – это самостоятельная важная наука, которую нужно изучать и развивать.
Главными аспектами этой темы являются предмет, задачи и структура педагогической психологии, история развития педагогической психологии и основные проблемы современной педагогическрй психологии. Эти аспекты мы будем раскрывать в своем теферате.
Таким образом,
эта тема мы считаем, что очень актуальна,
так как педагогическая психология являясь
одной из отраслью психологии играет важную
роль в науке и также она является самостоятельной
важной наукой, которая должна изучаться
и развиваться.
1.Предмет,задачи и структура педагогической психологии.
Педагогическая
психология - это отрасль психологии,
изучающая закономерности развития человека
в условиях обучения и воспитания. Она
тесно связана с педагогикой, детской
и дифференциальной психологией, психофизиологией.
При рассмотрении педагогической психологии,
как и любой другой отрасли науки, необходимо,
прежде всего, разграничить понятия ее объекта
и предмета.
В общенаучной трактовке под объектом
науки понимается та область действительности,
на изучение которой направлена данная наука.
Часто объект изучения фиксируется в самом
названии науки.
Предмет
науки - это
та сторона или стороны объекта науки,
которыми он в ней представлен. Если объект
существует независимо от науки, то предмет
формируется вместе с ней и закрепляется
в ее понятийной системе. Предмет не фиксирует
всех сторон объекта, хотя может при этом
включать то, что в объекте отсутствует.
В определенном смысле развитие науки
есть развитие ее предмета.
Возрастная и педагогическая психология — две отрасли психологической науки, тесно взаимодействующие между собой, что определено общим объектом их изучения — развивающимся человеком и центральной проблемой научного анализа — поиском ответа на вопрос о роли наследственности и среды в формировании психики человека. [2,27]
Возрастная психология
как более или менее
Предметом педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто это обучение и воспитание организует, т.е. со стороны педагога, воспитателя. В любом случае обучение и воспитание выступают как специфические виды деятельности конкретного субъекта (ученика, учителя). Но они рассматриваются (и должны рассматриваться) как их совместная деятельность, т.е. деятельность в ситуации организованного общения. В первом случае речь идет об учебной деятельности, или учении (ученика, воспитуемого). Во втором — о педагогической деятельности учителя (воспитателя), о выполнении им функций организации, стимуляции и управления (регулирования) учебной деятельностью школьника. В третьем — о процессе обучения и воспитания в целом (подробнее эти вопросы будут рассмотрены в соответствующих разделах данной книги).
Общая задача педагогической психологии состоит в выявлении, изучении и описании психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Соответственно задачами педагогической психологии являются:
Структуру педагогической психологии составляют три раздела:
1. Предмет психологии обучения - развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения. Таким образом, раскрывается психологическая сущность учебного процесса. Исследования в этой области направлены на выявление:
- взаимосвязей внешних и внутренних факторов, обусловливающих различия познавательной деятельности в условиях различных дидактических систем;
- соотношения мотивационного и интеллектуального планов учения;
- возможностей управления процессами учения и развития ребенка;
- психолого-педагогических критериев эффективности.
Психология
обучения исследует прежде всего, процесс
усвоения знаний и адекватных им умений
и навыков. Ее задача состоит в
выявлении природы этого
2. Предмет психологии воспитания - развитие
личности в условиях целенаправленной
организации деятельности ребенка, детского
коллектива. Психология воспитания изучает
закономерности процесса усвоения нравственных
норм и принципов, формирования
Исследования в этой области направлены
на изучение:
3. Предмет психологии учителя - психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности. Важнейшими задачами этого раздела педагогической психологии являются:
Итак, педагогическая психология - это наука о фактах, механизмах и закономерностях освоения социокультурного опыта человеком, закономерностях интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. В целом можно сказать, что педагогическая психология изучает психологические вопросы управления педагогическим процессом, исследует процессы обучения, формирования познавательных процессов и т.п Следовательно, общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Этим обусловлена и структура этой отрасли психологии: психология обучения, психология воспитания, психология учителя.
Информация о работе Основные проблемы современной педагогической психологии