Основные проблемы экспериментальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Применение экспериментального метода к исследованию психических явлений в конце XIX в. сыграло решающую роль в становлении психологии как самостоятельной науки и выделении ее из философии. В этот период вся научная психология была экспериментальной. В дальнейшем в связи с накоплением психологических знаний произошла дифференциация научных областей психологии в соответствии с предметом их изучения, а экспериментальная психология стала пониматься лишь как общее обозначение различных видов исследований психических явлений посредством экспериментальных методов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..с.3
1. Сущность экспериментальной психологии……………………………....с. 4
2. Критика экспериментальной психологии………………………………….с.8
Заключение……………………………………………………………………..с.11
Список литературы…………………………………………………………….с.12

Работа содержит 1 файл

«Экспериментальная психология».doc

— 235.50 Кб (Скачать)

    Прогнозирование поведения: обнаружение законов поведения (наличия постоянных и предсказуемых взаимосвязей между переменными) должно привести к осуществлению прогнозирования с той или иной степенью вероятности.

    Объяснение поведения: нахождение причин возникновения рассматриваемого поведения. Процесс установления причинно-следственных связей сложен и включает многие аспекты.

    Управление поведением: применение на практике законов поведения, открытых в ходе психологических исследований.

    Этические проблемы  психологических  исследований: при работе с испытуемым необходимо соблюдать этику психологических исследований. В большинстве случаев нужно:

- Получить согласие потенциального испытуемого, объяснив ему цель и задачи исследования, его роль в эксперименте в той мере, чтобы он был в состоянии принять ответственное решение о своём участии.

- Защитить испытуемого от вреда и дискомфорта.

- Позаботиться о конфиденциальности информации об испытуемых.

Полностью объяснить смысл и результаты исследования после окончания работы.

   При работе с животными:

Нельзя  наносить животному вред и причинять страдания, если это не вызвано задачами исследования, определёнными утверждённой программой.

Необходимо  обеспечить достаточно комфортабельные  условия содержания. 
 

Заключение:

    В современных психологических словарях и справочниках, определяющих понятие «экспериментальная психология», как правило, подчеркивается относительная несамостоятельность этой научной дисциплины и отсутствуют указания на ее предмет.

    О. Конта полагал, что психология не стала еще положительной наукой, а находится (согласно закону трех стадий) на метафизической ступени. Для первой половины XIX столетия эта констатация была в целом справедливой, хотя попытка заменить психологию френологией уже современниками воспринималась как курьез. С тех пор многое изменилось: психология выделилась в самостоятельную науку, в значительной степени стала «положительной». Многие известные психологи высказывали мысли о том, что психология в будущем займет ведущее место в структуре человеческого знания, что психологическое знание должно явиться основой для наук о духе и т.п.

    Сегодня, когда мы вступили в XXI век, приходится констатировать, что эти прогнозы и надежды в целом не оправдались: статус психологии вовсе не так высок, а ее влияние на другие дисциплины не так сильно, как это следует из определения психологии как науки, имеющей особое положение среди других.

    Научная психология на рубеже третьего тысячелетия должна создать новую методологию. Цели психологии были хорошо известны еще Иоганну Гербарту, первому ученому, стремившемуся сделать ее подлинной наукой, который писал, «что психология не должна превращаться в художественное описание. Она должна не удивлять, но объяснять, не показывать редкости, но сделать для всех понятным человека, каков он есть, не вознося его на небеса и не приковывая совершенно к земле, и не заметать пути своего исследования, но открывать его» [6, с. 103]. 

Список  литературы:

1. Айвазян С. А., Енюков И. С., Мешалкин Л. Д. Прикладная статистика: исследование зависимостей. М.: Финансы и статистика, 2005.

2. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004

3. Методология и методы социальной психологии/Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 2009.

4. Экспериментальная психология. Вып. 1-2/Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 2007.

5. Брушлинский А. В. Психология субъекта. М.: ИП РАН, СПб: Алетейя, 2003.

6. Гербарт И. Ф. Психология. С. -Петербург: Пантеон литературы, 1895. С. 278.

Информация о работе Основные проблемы экспериментальной психологии