Основные положения психоаналитической теории З.Фрейда

Автор: Юра Иванов, 16 Ноября 2010 в 16:52, контрольная работа

Описание работы

Среди психологов XX века австрийскому доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Его главный труд "Толкование сновидений" увидел свет в 1900 г. С тех пор в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты. Но ни один из них не вызывает поныне такой негаснущий интерес, как Фрейд, как его учение. Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.

Следует иметь в виду, что на современном этапе фрейдизм представляет собой не единую целостную систему, а множество различных научных школ и направлений, у которых имеются не только фанатичные приверженцы, но и не менее страстные противники. Чтобы понять ситуацию в мировой психологии, соотношение в ней различных научных сил, нужно знать учение самого Фрейда, знать, как оно сложилось и приобрело столь глубокое влияние на различные подходы к психике человека - самого сложного явления в известной нам вселенной.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3

1. Зигмунд Фрейд: психоаналитическая теория личности……………………………..4

2. Стадии психосексуального развития личности………………………………………11

3. Типы тревоги по Фрейду и защитные механизмы психики………………………..14

4. Заключение………………………………………………………………………………...21

5. Список литературы………………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

Готовый.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

Стимул представляет собой количество энергии, необходимой  для достижения цели, удовлетворения инстинкта. «Обычно о чувствах, эмоциональных  зарядах, аффектах говорят… как о  чём-то подвижном, направленном, стремящемся  к выраже-нию. Любовь побуждает обнимать, а отвращение отталкивать, злость – убивать, а сострадание залечивать раны ближнего…Эмоциональный заряд подобен топливу, выделяющемуся для совершения той или иной работы. Так задумано природой: совершается «работа» -  наступает чувство удовлетворения. И всё было бы хорошо, если бы не ситуации, в которых эмоции не находят своего естественного  выхода».

Для понимания  динамики энергии инстинктов и ее выражения в выборе объектов является понятие смещение активности. Согласно этой концепции, высвобождение  энергии происходит благодаря смене поведенческой активности. Проявления смещенной активности можно наблюдать, если выбор объекта по какой либо причине не возможен. Такое смещение лежит в основе творчества, либо, что более распространено, домашние конфликты или конфликты  на работе.  По мнению Фрейда, многие социально-психологические феномены можно понять  в контексте смещения двух первичных инстинктов: сексуального и агрессивного. Не имея возможности получать удовольствие прямо и немедленно, люди научились смещать инстинктивную энергию.    
 
 
 
 
 

2.Стадии психосексуального развития личности   

Одна из предпосылок  психоаналитической теории состоит  в том, что человек рождается  с определенным количеством либидо, которая затем проходит в своем развитии несколько стадий, именуемых как психосексуальные стадии развития.  

Фрейд был одним  из первых ученых, осознающих, что психосексуальное развитие это биологически детерминированная  последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от культурного уровня.  Он считал, что половое влечение, или либидо является силой, мотивирующей поведение. Утверждая, что либидо существует с младенческого возраста, Фрейд был однако далек от мысли об идентичности сексуальности в младенчестве и детстве и сексуальности взрослых людей. Он предполагал, что ранние, не направленные на определенный объект сексуальные ощущения претерпевают в процессе развития ряд прогрнозируемых изменений, которые необходимы для формирования личности взрослого человека и его поведения.

Фрейд предложил  свою модель различной конституции  человека, в зависимости от различия в развитии эрогенных зон, источников полового возбуж-дения. «Мы можем  допустить, что хотя эти источники  имеют значение у всех людей, но не у всех они одинаково сильны и что предпочтительное развитие отдельных источников сексуального возбуждения способствует дальнейшей дифференциации различных сексуальных конституций».

З.Фрейдом была предложена гипотеза о четырех стадиях: оральной, анальной, фаллической и генитальной. При рассмотрении этих стадий следует учитывать еще несколько факторов, введенных Фрейдом.

Фрустрация - одно из психических состояний, в ситуации невозможности удовлетворения потребностей. В случае фрустрации, психосексуальные потребности ребенка пресекаются родителями или воспитателями, поэтому не находят оптимального удовлетворения. Сверхзаботливость. При сверхзаботливости ребенок не имеет возможности сам управлять своими внутренними функциями.  В любом случае происходит скопление либидо, что в зрелые годы может привести к «остаточному» поведению, связанного с той стадией, на которую пришлась фрустация или регрессия.  

Также важными  понятиями в психоаналитической теории являются регрессия и фиксация. Регрессия это возврат в наиболее раннюю стадию и проявление инфан-тильного поведения,  характерного для этого периода. Регрессию считают особым случаем фиксации - задержкой или остановкой развития на определенной стадии. Последователи З.Фрейда считают регрессию и фиксацию взаимодополняющими.     

2.1 Оральная стадия    

В первый год  жизни, главным центром концентрации сексуальной энергии и чувственного удовлетворения является рот. Оральная стадия длится от рождения примерно до 18-месячного возраста. В этот период он полностью зависит от родителей, и область рта связана с сосредо-точением приятных ощущений и удовлетворением биологических потребностей. Младенцы не только получают видимое удовольствие от процесса сосания, но и используют рот в качестве инструмента для исследования внешнего мира. По мнению Фрейда, рот остается важной эрогенной зоной на протяжении всей жизни человека. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью.

2.2 Анальная стадия    

Анальная стадия начинается в возрасте от 18-ти месяцев  и продолжается до третьего года жизни. В это время сферой чувственного удовольствия становится анальная область. В процессе обучения отправлению естественных потребностей ребенок впервые получает возможность ощутить известную независимость от родительской опеки.  
В течение данного периода маленькие дети получают значительное удовольствие от задерживания  выталкивания фекалий. Намеренно задерживая движения кишечника или, наоборот, давая им полную свободу, ребенок получает физическое и психологическое удовольствие, и постепенно приучается следовать общепринятым правилам гигиены.  
В этой стадии приучения к туалету ребенок учится разграничивать требования Ид (удовольствие от  немедленной дефекации) и социальные ограничения, исходящие от родителей (самостоятельный контроль над потребностями). Фрейд считал, что все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в этой стадии.  

2.3 Фаллическая стадия              

Между тремя  и шестью годами эротический интерес  переключается на наружные половые  органы.  По меньшей мере, с 3 лет ребенок впервые обращает внимание на наличие или отсутствие у него пениса. Фрейд считает, что желание девочки иметь пенис и понимание того, что его нет -  критический период в развитии женщины. 

Фаллическая стадия характеризуется тем, что, ребенок, любя обоих родителей, все же отдает предпочтение тому из них, кто противоположен его полу, проявляя явное соперничество  в отношении другого.

2.4 Генитальная стадия   

Начальная фаза генитальной стадии (периода, продолжающегося  от зрелости до смерти) характеризуется  биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Результатом  этих изменений является характерное  для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности. Иначе говоря, вступление в генитальную стадию отмечено наиболее полным удовлетворением сексуального инстинкта. Развитие в норме ведет к выбору брачного партнера и созданию семьи.  Генитальный характер – идеальный тип личности в психоаналитической теории. Разрядка либидо в половом акте обеспечивает возможность физиологического контроля над импульсами, поступающими от половых органов. Фрейд говорил, что для того чтобы сформировался нормальный генитальный тип характера, человек должен отказаться от пассивности, свойственной детству, когда все формы удовлетворений давались легко.    
 
 
 
 
 

3. Типы тревоги по Фрейду и защитные механизмы психики   

Фрейд впервые  постулировал психологическое значение процесса рождения и что организм при рождении переходит из относительно спокойного и мирного окружения в сокрушающую ситуацию, когда при обрушившемся потоке стимулов, организм ещё не обладает адекватным способом переработки последних. Новорожденный не может использовать защитные механизмы, чтобы оградить себя и, следовательно, оказывается перевозбужденным. Эта первая опасная ситуация и становится прототипом или моделью для более поздней тревоги. Впоследующем, по Отто Ранку - причина любых неврозов состоит в сильной тревоге при рождении, поздняя тревога может быть интерпретирована в ракурсе родовой тревоги - не просто как модели, а в качестве первоисточника. Отделение от матери представляет первичную травму, и последующие отделения любого рода (отделения от груди, страх кастрации) приобретают травматическое качество. Тревога является функцией Эго, и назначение ее состоит в том, чтобы предупреждать человека о надвигающейся угрозе, дает возможность личности в угрожающих ситуациях реагировать адаптивно. Психоаналитическая теория личности выделяет  три типа тревоги в зависимости от того, откуда исходит угроза. 

Реалистическая  тревога. Эмоциональный ответ на угрозу или  понимание реальных опасностей внешнего мира называется реалистической тревогой. Она выполняет функцию самосохранения. 

Невротическая тревога.  Эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны Ид станут осознанными. Невротическая тревога первоначально переживается как реалистическая (внешний источник наказания),  и только когда возникает реальная возможность импульсам Ид прорваться через контроль Эго, возникает невротическая тревога.  Тревожность может генерализовываться от постоянного страха ожидания опасности и это может стать причиной невротизации.

Моральная тревога. Возникновение моральной тревоги объясняется ответом на угрозу наказания Эго со стороны Супер-Эго. Моральная тревога возникает всегда, когда Ид стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий, и Супер-Эго отвечает на это чувством вины, стыда.   Именно моральная тревожность приводит человека к «самонаказанию», увеличивается возможность травмирования, создания небезопасных ситуаций. 

Тревожные расстройства часто встречаются в общей  клинической практике у людей  с соматическими заболеваниями: более чем у 20%  приходящих на врачебные консультации, наблюдаются клинически значимые симптомы тревоги. Общее для всех тревожных расстройств – это чувство страха или чрезмерной тревоги, вызывающее страдание и значительные проблемы. Речь идёт о состояниях, которые отличны от депрессивного, несмотря на то, что у некоторых людей те и другие состояния могут сосуществовать.

Основная функция  тревоги – помогать избегать неприемлемых, выявленных у себя инстинктивных  импульсов и поощрять удовлетворение их в надлежащей форме и в подходящее время. Последующие экспериментальные исследования феномена тревоги  дают возможность протестировать человека и «замерить»  уровень его ситуативной и личностной тревожности, как степеней взаимообусловленности структурных составляющих психики, например, по шкале самооценки  Спилбергера – Ханина.  Защитные механизмы помогают  осуществлению функции избегания нежелательных психических состояний. По мнению Фрейда, Эго реагирует на угрозу прорыва импульсов Ид двумя способами: блокированием выражения импульсов в сознательном поведении и искажением их до такой степени, что начальная интенсивность снизилась или отклонилась в сторону. 

Говоря об эпидемологии тревожных расстройств с позиции  настоящего времени, можно сказать, что тревожные расстройства являются наиболее рапространенными нарушениями после фобии в настоящее время. При этом их диагностика часто затруднена. Многие пациенты страдают этим расстройством на протяжении более половины своей жизни. А генерализованное тревожное расстройство очень часто сочетается с такими психическими заболеваниями как депрессивные состояния, алкоголизм или употребление средствами бензодиазепинового ряда.

Возникновение Фрейдовской концепции психики  обусловлено акцентированием внимания на явлении защиты и её отношений  с «Я». «Я» - это личное пространство, которое должно быть защищено от любого вторжения. Именно несовместимость того или иного представления с «Я» приводит к защитам. Причем, если от наплыва внешних возбуждений можно как-то отгородиться, то от внутренних возбуждений (например, внутренней агрессии) отгородиться можно только за счёт различных защитных механизмов психики. Понятие защиты относится одновременно и к защите чего-то и к самозащите. Есть место защиты или психическое пространство, оказавшееся под угрозой, персо-наж, осуществляющий защитные действия, цель защиты (стремление сохранить или восстановить целостность «Я» и избежать любого внешнего вторжения, причиняющего человеку неудовольствие), мотив защиты (то, что побуждает к защите) и сами механизмы защиты.

Различение психологических  защитных механизмов  позволяет производить взаимосвязывание предъявляемых поверхностно-структурных уровней и ненаблюдаемых глубинных психических процессов. Механизмы защиты, относясь к процессам «Я», направляются против влечений и всего того, что составляет тревогу из-за их несовместимости с теми или иными представлениями. Они различаются по типу возникающего душевного расстройства, по зависимости от генетической стадии развития, по степени обработки защитного конфликта и пр.  Рассмотрим некоторые основные защитные стратегии. 

Сопротивление. Под этим понимается любое проявление человека, противостоящего попыткам другого оказать на него воздействие. Основная причина сопротивления  – угроза появления неприятных мыслей, образов, аффектов, которые могут вызвать чувство стыда и угрызения совести, могут изменить самооценку, вызвать боязнь потерять контакт с кем-либо значимым.   Непосредственной причиной такой защиты является избегание тревоги, вины, стыда. Более отдаленная причина: психотравматическая ситуация, положение, в котором Эго сокрушено и беспомощно, потому что, «затоплено» тревогой, которую оно не может контролировать. Такого состояния человек стремится избежать и «включает» защиту.   Опасные ситуации, вызывающие травматические ситуации, могут быть охарактеризованы, как страх оказаться брошенным, страх уничтожения тела, чувства нелюбви, страх потери уважения к себе, страх кастрации.   Интересен факт, что, имея неосознаваемые причины сопротивления, пациенты во время психоаналитических сеансов могут осознавать какое-либо вторичное проявление процесса защиты. Также в основе сопротивления индивида лежит неосознаваемый страх приобрести какой-либо новый навык, умение, качество с которым ему придется жить по новым правилам, что потребует дополнительных усилий, времени и т.п.  Страх также касается утраты внутреннего равновесия или угрозу существования внешних условий, к которым индивид уже адаптировался и  получает неосознаваемую «выгоду» от своих страданий, неумений, болезней.  «Есть лица, странно ведущие себя во время аналитической работы. Если им дают надежду и высказывают удовлетворение успехом лечения, они кажутся недовольными и регулярно ухудшают своё состояние. Позднее…, убеждаешься, не только в том, что эти лица не переносят похвалы и признания, но и в том, что на успехи лечения они реагируют обратным образом. Каждое частичное разрешение проблемы, которое должно было бы иметь результатом улучшение или временное выпадение симптомов…у них порождает немедленное усиление их страдания. В конце концов, мы приходим к убеждению, что корень надо искать, так сказать в «моральном» факторе – чувстве вины, которое находит удовлетворение в болезни и не хочет отрешиться от наказания в виде страданий» З.Фрейд выделял пять видов сопротивлений, сообразно с их источниками: - сопротивление регрессии (сопротивление защит Эго); - сопротивление переноса (поскольку перенос есть заменитель воспоминания, и он базируется на основе перемещения от прошлых объектов на объекты  настоя-щего);    - выгоду от болезни или вторичную выгоду от неё (З.Фрейд её тоже поместил среди сопротивлений Эго);  - вынужденные повторения или навязчивые повторения, или либидозная сцепленность ассоциаций (сопротивление Ид);  - сопротивления, возникающие из бессознательного чувства вины и необходимости наказания (образуются в Супер-Эго).  

Информация о работе Основные положения психоаналитической теории З.Фрейда