Основные положения психоаналитической теории З.Фрейда

Автор: Юра Иванов, 16 Ноября 2010 в 16:52, контрольная работа

Описание работы

Среди психологов XX века австрийскому доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Его главный труд "Толкование сновидений" увидел свет в 1900 г. С тех пор в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты. Но ни один из них не вызывает поныне такой негаснущий интерес, как Фрейд, как его учение. Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.

Следует иметь в виду, что на современном этапе фрейдизм представляет собой не единую целостную систему, а множество различных научных школ и направлений, у которых имеются не только фанатичные приверженцы, но и не менее страстные противники. Чтобы понять ситуацию в мировой психологии, соотношение в ней различных научных сил, нужно знать учение самого Фрейда, знать, как оно сложилось и приобрело столь глубокое влияние на различные подходы к психике человека - самого сложного явления в известной нам вселенной.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3

1. Зигмунд Фрейд: психоаналитическая теория личности……………………………..4

2. Стадии психосексуального развития личности………………………………………11

3. Типы тревоги по Фрейду и защитные механизмы психики………………………..14

4. Заключение………………………………………………………………………………...21

5. Список литературы………………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

Готовый.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

   Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3

1. Зигмунд Фрейд: психоаналитическая теория личности……………………………..4

2. Стадии психосексуального развития личности………………………………………11   

3. Типы тревоги по Фрейду и защитные механизмы психики………………………..14   

4. Заключение………………………………………………………………………………...21

5. Список литературы………………………………………………………………………23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Среди психологов XX века австрийскому доктору  Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Его главный труд "Толкование сновидений" увидел свет в 1900 г. С тех пор в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты. Но ни один из них не вызывает поныне такой негаснущий интерес, как Фрейд, как его учение. Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.

Следует иметь в виду, что на современном этапе фрейдизм представляет собой не единую целостную систему, а множество различных научных школ и направлений, у которых имеются не только фанатичные приверженцы, но и не менее страстные противники. Чтобы понять ситуацию в мировой психологии, соотношение в ней различных научных сил, нужно знать учение самого Фрейда, знать, как оно сложилось и приобрело столь глубокое влияние на различные подходы к психике человека - самого сложного явления в известной нам вселенной.   
 
 
 
 
 
 
 

 1. Зигмунд Фрейд: психоаналитическая теория личности     

Психоаналитическая  теория З.Фрейда представляет собой  пример психодинамического подхода  к изучению поведения человека. При  таком подходе считается, что  неосознаваемые психологические конфликты  контролируют поведение человека. Зигмунд Фрейд строил психоаналитические концепции почти полностью на своих обширных клинических наблюдениях над больными неврозами, а также на психоанализе.    Это соединение теории с терапией и оценкой личности связывает все представления о поведении человека, но за этим лежит небольшое число исходных концепций и принципов.

Рассмотрим сначала  взгляды Фрейда на организацию  психики, на так называемую «топографическую модель». Здесь следует отметить, что в топографических описаниях Фрейда тесно переплетенные динамические процессы выступают в виде специфических индивидуальных структур психического аппарата, которые взаимодействуют друг с другом в психологическом пространстве. «Фрейд предупреждал, что такие понятия как Ид, Эго и Суперэго, являются всего лишь абстракциями, что их нельзя рассматривать буквально, и называл любые попытки связать их с конкретными структурами и функциями мозга «мифологией разума».

1.1 Топографическая модель личностной организации              

Согласно  этой модели в психической жизни человека З.Фрейд выделяет три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Уровень - сознание состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент времени, здесь и сейчас. По мнению Фрейда, сознание вмещает в себя только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, и быстро опускается в область предсознательного и бессознательного по мере переключения человека на другие  сигналы.  Область предсознательного, область «доступной памяти», включает в себя опыт, не востребованный в данный момент, но который может вернуться в сознание спонтанно или с минимумом усилий. Предсознательное является мостом между осознанными и неосознанными областями психического.   Самая глубокая и значимая область разума – бессознательное. Оно представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений, а также эмоции и воспоминания, которые в результате ряда причин были вытеснены из сознания. Область бессознательного во многом определяет наше повседневное функционирование.  

1.2 Психоаналитическая структура личности    

В начале 20-х  годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической  жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры: Ид (Оно), Эго  и Супер-Эго. Это было названо  структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами. Взаимосвязь между топографической и структурными моделями показана на схеме.[ Из схемы видно, что сфера Ид полностью неосознаваема, в то время как суперэго пронизывает все три уровня.

Рассмотрим поподробнее  все три структуры.

Ид. Слово «Ид» происходит от латинского «Оно», в теории Фрейда означает примитивные, инстинктивные  и врожденные аспекты личности, такие  как сон, еда, дефекация, копуляция  и наполняет наше поведение энергией. Ид имеет  свое центральное значение для индивида на протяжении всей жизни, оно не имеет каких либо ограничений, хаотично. Являясь исходной структурой психики, Ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании.   Эта разрядка и получила название - принцип удовольствия. Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, Ид, в чистом его проявлении, может  представлять опасность для индивидуума и общества. Также, что очень важно с психотерапевтической точки зрения, оно играет роль посредника между соматическими и психическими процессами.

Фрейд также  описал два важнейших процесса, посредством которых Ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы.  

1.Рефлекторные  действия. Примером рефлекторных  действий на раздражение дыхательных  путей является кашель. Но не  всегда эти действия приводят к снятию напряжения. Тогда вступают в действия первичные процессы, которые формируют психические образы, которые непосредственно связаны с удовлетворением  основной потребности.

2.Первичные процессы - нелогичная, иррациональная форма  человеческих представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять импульсы и различать реальность и иллюзию.

Проявление поведения  как первичного процесса может привести к гибели индивидуума, если не появятся внешние источники удовлетворения потребностей. Так младенцы, по утверждению Фрейда не могут откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. И только после осознания ими существования внешнего мира, появляется способность к отсрочке удовлетворений этих потребностей.  

Этот вывод  важен тем, что первичные процессы, неразличение реальности и иллюзии являются фактором последующей невротизации у взрослых.

Эго (от латинского – «Я») - компонент психического аппарата, отвечающий за принятие решений. Эго, является отделением от Ид, черпает  от него часть энергии, для преобразования и реализацию потребностей в социально приемлемом контексте, таким образом, обеспечивая безопасность и самосохранение организма. Оно использует когнитивные и перцепционные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности Ид.  Эго в своих проявления руководствуется принципом реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и/или  соответствующих условий внешней среды. Эго было названо Фрейдом вторичным процессом, «исполнительным органом» личности, областью протекания интеллектуальных процессов решения проблем. Освобождение некоторого количества энергии Эго для решения проблем на более высоком уровне психики, является одной из основных целей психоаналитической терапии.  Таким образом, мы подошли к следующей структурной составляющей психики.  

Супер-Эго (Сверх-Я) – «Мы хотим сделать предметом  этого исследования Я, наше   наисобственнейшее Я. Но возможно ли это? Ведь Я является самым подлин-ным субъектом, как же оно может стать объектом? И все-таки, несомненно, это возможно. Я может взять себя в качестве объекта, обращаться с собой, как с прочими объектами, наблюдать себя, критиковать и бог знает, что еще с самим собой делать. При этом одна часть Я противопоставляет себя остальному Я. Итак, Я расчленимо, оно расчленяется в некоторых своих функциях, по крайней мере, на время… Я мог бы сказать просто, что особая инстанция, которую я начинаю различать в Я, является совестью, но более осторожным было бы считать эту инстанцию самостоятельной и предположить, что совесть является одной из ее функций, а самонаблюдение, необходимое как предпосылка судебной деятельности совести, является другой ее функцией. А так как, признавая самостоятельное существование какой-либо вещи, нужно дать ей имя, я буду отныне называть эту инстанцию в Я «Сверх-Я».

По Фрейду Супер-Эго - последний компонент развивающейся личности, функционально означающую систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в окружении индивидуума.  Будучи морально-этической силой личности, Супер-Эго является следствием продолжительной зависимости от родителей. «Роль, которую позднее берет на себя Сверх-Я, исполняется сначала внешней силой, родительским авторитетом… Сверх-Я, которое, таким образом, берет на себя власть, работу и даже методы родительской инстанции, является не только ее преемником, но и действительно законным прямым наследником».

Далее функцию  развития берет социум. Можно также  рассматривать Супер-Эго как индивидуальное отражение «коллективной совести» социума, хотя ценности общества бывают искажены восприятием ребенка.  Супер-Эго подразделяется на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских предписаний, наказаний. Она включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка. Поощрительный аспект Супер-Эго – эго-идеал. Он формируется из положительных оценок родителей и ведет индивидуума к установлению у себя высоких стандартов. Супер-Эго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется на самоконтроль. Однако принцип самоконтроля может не служить принципу реальности.   Супер-Эго направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Оно пытается убедить Эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими, и если это ему преимущественно удается, у человека чаще могут возникать психологические проблемы. 

Однако и «недостаточный" статус Супер-Эго, возникший  из-за особенностей восприятия (адекватного восприятия реальности или же не совсем достаточного восприиятия) отцовской фигуры в детстве как садиста и тирана может впоследствии стать основой девиации, которая называется нарциссизмом. Супер-Эго нарциссической личности не развито, также, как не развит Эго-Идеал, и главной личностной целью может становиться достижение статусных атрибутов, характерных для данного общества. Нарцисс с трудом способен к межличностной близости, он не способен любить, как и ревновать. Партнер нужен нарциссу как зеркало для отражения себя любимого. Наибольшее значение в становлении нарциссизма имеет изоляция от сверстников с раннего возраста, когда объектом изучения становится только собственное тело. Психопатологическая почва (например, истероидная психопатия) также может привести к формированию этого синдрома.

Детскому возрасту характерны некоторые преходящие элементы нарциссизма и  несколько ярче они выступают в возрасте 14 — 18 лет. Мужской сексуальный промискуитет (донжуанство) как правило имеет нарциссическую природу, женский же - по О. Кернбергу - встречается практически при любом расстройстве личности. Нарциссическая мать как правило не способна удовлетворять эмоциональные потребности своего ребенка и способствует передаче нарциссической патологии из поколения в поколение.    Таким образом, «деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни». Фрейд придавал огромное значение  этому делению, здесь начинается психо-аналитическая теория.  

1.3 Движущие силы поведения по Фрейду          

Этими силами Фрейд  считал инстинкты, психические образы телесных  потребностей, выраженные в виде желаний. Используя общеизвестный закон природы – закон сохранения энергии, он сформулировал, что источником психической энергии служит нейрофизиологическое состояние возбуждения. По теории Фрейда, каждый человек имеет ограниченное количество этой энергии, и цель любой формы поведения является снятие напряжения, вызванного скоплением этой энергии в одном месте.

Таким образом, мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого  телесными потребностями. И хотя количество инстинктов неограниченно, Фрейд разделял их на две группы: Жизни и Смерти. 

Первая группа, под общим названием Эрос, включает в себя все силы, служащие цели поддержания  жизненно важных процессов и обеспечивающих размножение вида. Общеизвестно, что  Фрейд считал сексуальный инстинкт одним из ведущих. Энергия этого инстинкта получила название либидо, или энергия либидо - термин, употребляемый для обозначения энергии жизненных инстинктов в целом. Либидо может находить разрядку только в сексуальном поведении.  Так как существует много сексуальных инстинктов, Фрейд предположил, что каждый из них связан с определенным участком тела, т.е. эрогенной зоной, и выделил следующие участки: рот, анус и половые органы. 

Вторая группа – инстинкты Смерти или Танатос  – лежит в основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств. Правда существует мнение, что Фрейд создал теорию об этих инстинктах под влиянием смерти его дочери и страхом за своих двоих сыновей, находящихся в то время на фронте.  В современной  практической психологии эти вопросы наиболее подробно исследуются в экзистенциальной модальности и являются ведущими в телесно-ориентированных  психотерапевтических направлениях, таких как кинезиология,  психокатализ,  танатотерапия.  Любой инстинкт имеет четыре характеристики: источник, цель, объект и стимул. Источник - состояние организма или потребность, вызывающая это состояние. Цель инстинкта - всегда состоит в устранении или редукции возбуждения. Объект - означает любого человека, предмет в окружающей среде или в теле самого индивидуума, обеспечивающего цель инстинкта. Пути, ведущие к цели не всегда одни и те же, впрочем, как и объекты. Кроме гибкости в выборе объекта, человек обладает способностью откладывать разрядку на продолжительные отрезки времени. Любой поведенческий процесс может быть описан в терминах:   - привязки или направление энергии на объект (катексис);  - препятствия, мешающего удовлетворению (антикатексис).  Примером катексиса может служить эмоциональная привязанность к людям, увлечение чужими идеями.  

Информация о работе Основные положения психоаналитической теории З.Фрейда