Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:56, доклад
Проводимые в странах Запада исследования в области психологии и этики делового общения опираются на те или иные положения существующих там направлений общей и социальной психологии при решении прежде всего теоретических и методологических проблем. Для этого используются основополагающие положения таких направлений, как бихевиоризм, гештальт-психология, теория поля, психоанализ, интеракционизм. Рассмотрим кратко эти направления с интересующей нас точки зрения.
В своей работе "Эрос и
цивилизация: философское исследование
о Фрейде" Г. Маркузе развивает
идеи о виновности культуры за страдания
людей, подавление их стремлений к счастью
и к наслаждению жизнью. Он пишет
о необходимости создания "нерепрессивной
цивилизации", в условиях которой
деятельность и поведение людей
будут управляться "жизненной
энергией любви". Сами потребности
и влечения людей, как изначальные
истоки их социальной активности, претерпят
существенные изменения, станут более
благородными. В этом плане Маркузе
говорит о революции
Как видно, многие положения психоанализа З. Фрейда и его последователей, являющиеся результатом глубокого изучения ими сферы бессознательного, психофизиологических и социальных форм его проявлений, способствуют появлению более адекватных представлений и психике людей, побудительных мотивов их поведения и деятельности, характерных особенностей их личностей и межличностного общения.
Этому способствует и учет положений такого направления Асоциальной психологии как интеракццонизм. Оно выражено в концепции символического интеракционизма(Т. Мид, А. Роуз, (Г. Шибутани и др.), а также в теориях ролей (Т. Сорбин, Р. динтон, Э. Гоффман и др.) и референтных групп (Р. Мертон, Г. Хаймен, Т. Ньюком, М. Шериф и др.).
Во всех случаях речь Идет о взаимодействии людей, что и выражает понятие "интеракция". Символический интеракционизм принимает за исходные акты общения между людьми соответствующие символы или "значимые действия", в качестве которых могут выступать вербальные (словесные) и невербальные средства общения (коммуникации), в том числе мимика, визуальные контакты, интонации голоса, жесты, другие движения и действия. Данные символы опосредуют общение людей, в том числе партнеров по деловому общению, выражают их мысли и чувства. Символическая коммуникация предстает как "конструирующее начало человеческой психики".
Другие представители интеракционизма сводят межличностное общение людей к реализации их социальных ролей. Этим, по их мнению, определяется содержание и направленность общения социальных субъектов. При этом "роль" трактуется как "динамический аспект статуса", "осуществление прав и обязанностей, связанных с данным статусом" и т.п.
Указывается на активные и латентные (скрытые) роли, а также на адекватное восприятие и выполнение человеком той или иной роли.
Теория референтных групп обосновывает ориентацию человека на разного рода "группы лиц, мнение которых для него значимо".
Эта ориентация во многом определяет характер его поведения и деятельности. Указывается на позитивные и негативные референтные группы. Первые принимаются человеком, вызывают у него стремление быть принятым ими. Членом вторых групп он не хочет себя считать, они отвергаются им, вызывают у него стремление выступить против них.
Значит, чтобы предвидеть и понять возможные проявления социальной активности того или иного человека, надо, в частности, знать природу и социальную направленность тех групп, на которые он ориентируется.
Надо сказать, что современные
зарубежные и отечественные авторы,
исследующие проблемы психологии и
этики делового общения, опираются
на достижения современной общей
и социальной психологии, в том
числе рассмотренные выше. Решая
свои задачи, они осмысливают
И не только осмысливают, но и исходят из них. Этим и следует объяснить интерес к основным этапам развития и современным направлениям общей и социальной психологии тех, кто разрабатывает проблемы такой прикладной дисциплины, как психология и этика делового общения.