Основные направления современной психологии Запада и проблемы психологии межличностного общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:56, доклад

Описание работы

Проводимые в странах Запада исследования в области психологии и этики делового общения опираются на те или иные положения существующих там направлений общей и социальной психологии при решении прежде всего теоретических и методологических проблем. Для этого используются основополагающие положения таких направлений, как бихевиоризм, гештальт-психология, теория поля, психоанализ, интеракционизм. Рассмотрим кратко эти направления с интересующей нас точки зрения.

Работа содержит 1 файл

Основные направления современной психологии Запада и проблемы психологии межличностного общения.docx

— 26.39 Кб (Скачать)

Основные направления  современной психологии Запада и  проблемы психологии межличностного общения

Проводимые в странах  Запада исследования в области психологии и этики делового общения опираются  на те или иные положения существующих там направлений общей и социальной психологии при решении прежде всего  теоретических и методологических проблем. Для этого используются основополагающие положения таких  направлений, как бихевиоризм, гештальт-психология, теория поля, психоанализ, интеракционизм. Рассмотрим кратко эти направления  с интересующей нас точки зрения.

Бихевиоризм (от лат. behavior - поведение), или психология поведения, появился в США в начале нынешнего века. Его экспериментальной предпосылкой стали исследования поведения животных, проведенные Эдуардом Торндайком (1874—1949).

Многие выводы этих исследований были учтены при объяснении поведения  людей. В другой своей работе — "Принципы обучения, основанные на психологии", вышедшей в США в 1906 г. (русский  перевод 1926 г.) Э. Торндайк последовательно  проводит мысль о том, что педагогика должна опираться на психологию и  прежде всего психологию поведения. В предисловии к русскому переводу этой работы Л. С. Выготский пишет, что  Торндайк по всей вероятности является основоположником психологии поведения  и объективной психологии вообще.

Он обосновывает взгляд на человеческую психику и поведение  как на "систему реакций организма  на внешние раздражения, посылаемые средой, и внутренние раздражители, возникающие в самом организме". По его мнению, "все поведение  человека слагается из безусловных  реакций, данных в наследственном опыте, помноженных на те новые условные связи, которые даны в личном опыте".

В 1913 г. Джон Уотсон (1878—1958) в своей программной статье "Психология как ее видит бихевиорист" сформулировал основные принципы поведенческой психологии, которые затем получили подробное обоснование в его книге "Психология как наука о поведении". В предисловии к первому изданию этой книги Б. Уотсон пишет, что "наиболее плодотворная отправная точка для психологии — это изучение не самого себя, а изучение поведения соседа". Таким путем мы сможем объяснить и наше собственное поведение.

Он критически отзывается о структуралистиском методе В. Вундта и функционалистском методе У. Джеймса, которые отправной точкой в психологии считали "изучение своего собственного ума". По мнению Уотсона, в таком интроспективном анализе много субъективизма, идущего от личных ощущений, представлений, оценок и т.д. Поэтому этот подход нельзя признать научным.

Бихевиоризм же предлагает исследовать психологические явления  объективно. Вместо анализа субъективных ощущений, восприятии, образов и т.д. следует изучать поведение других людей, т.е. как человек реагирует на те или иные воздействия внешней среды, которые Уотсон называет стимулами. Отсюда схема анализа S—R (стимул — реакция). Уотсон подчеркивает, что "психология как наука о поведении занимается предсказанием и управлением действиями человека, а не анализом его сознания.

В решении подобных задач  — суть и значение бихевиоризма. Многие его положения помогают объяснить  влияние тех или иных внешних, в том числе социальных, факторов на поведение людей, их деятельность и межличностное общение. В то же время игнорирование собственно психических процессов не позволило  бихевиористам создать целостную  науку о социальном поведении.

Представители так называемого необихевиоризма Эдуард Чейс Толмен (1886—1959) и Кларк Леонард Холл (1884—1952) попытались с позиций методологии бихевиоризма объяснить психическую деятельность человека. Они выступили с концепцией "медиаторов" — внутренних процессов, совершающихся между стимулом и реакцией. При этом они исходили из того, что и для "незримых медиаторов" должны существовать такие же объективные показатели, какими пользуются при изучении доступных внешнему наблюдению стимулов и реакций.

Однако, как отмечает М.Г. Ярошевский, их концепция оказалась малоубедительной именно в научном отношении и в значительной степени утратила свое влияние.

Произошел возврат во многом к классическому бихевиоризму, особенно выразившийся в работах Берреса Фредерика Скиннера (р. 1904) и его единомышленников.

Если бихевиористы ограничиваются изучением реакции организма  на внешние раздражители — стимулы  и по сути игнорируют сами психологические  процессы, то представители гештальтпсихологии, прежде всего немецкие психологи Макс Вертгеймер (1880—1943) и Вольфганг Келер (1887—1967) главное внимание обращают на внутреннюю психическую деятельность человека. Немецкое слово Gestalt означает форму, организацию, вид, образ. В психологии понятие "гештальт" употребляется в смысле "организационного целого", свойства которого не сводятся к сумме свойств его частей.

По утверждению Вертгеймера, "имеются целостности, чье поведение  не детерминируется поведением индивидуальных элементов, из которых они состоят, но где сами частные процессы детерминируются  внутренней природой целого".

Указывается на целостный  и организованный характер восприятия человеком мира, образов других людей  и их поведения.

Характерными  идеями гештальтпсихологии являются: идея образа как целостного образования: идея изоморфизма, указывающая на структурное подобие психических и объективных материальных процессов (в частности, подчеркивается, что "соответствие" в реальных межличностных отношениях субъективно переживается как психологический комфорт); идея ассимиляции и контраста, используемая при характеристике восприятия человека человеком (человек воспринимается или путем ассимилирования его с той или иной социальной или этнической группой, или, напротив, по контрасту с ней).

Для понимания межличностных  отношений немалое значение имеют  указания В. Келера на так называемый "инсайт" — спонтанное "схватывание " отношений, осознание их характера в целом. Он объясняет этот психический, протекающий во многом на уровне подсознания процесс, как "внезапное постижение". По его мнению, этот процесс обнаруживает ограниченность концепции проб и ошибок и доказывает, что во многих случаях имеет место целостное и достаточно точное восприятие и осознание человеком явлений внешнего мира и характера его отношений с другими людьми. Гештальтисты широко применяют метод моделирования, с помощью которого изучают процесс образования в сознании людей того или иного целостного образа, его психологической достройки по каким-то известным человеку данным.

Одним из учеников Вертгеймера Куртом Левиным (1890—1947) была создана"теория поля", которая, по его мнению, должна объяснить соответствующие моменты в отношениях человека и среды, в которой осуществляется его жизнедеятельность, а также в отношениях людей друг к другу. К. Левин считал, что психология должна объяснять психические явления прежде всего в категориях "отношений", а не изолированных "вещей".

В отличие от концепций  гештальтпсихологии в теории Левина анализируются не только восприятия и образы субъекта, но и его взаимоотношения  с непосредственным окружением. Для  Левина "поле" — это структура, в которой совершается поведение".

Поведение рассматривается  как функция личности и среды. "Индивид действует в определенной среде. Одни ее районы притягивают, другие отталкивают". Это качество объектов Левин назвал "валентностью", которая  может быть положительной и отрицательной. "Валентный район" является центром  силового поля. При позитивной валентности  все силы устремляются к этому  району, при негативной — от него. Среда заряжена "плюсами" и "минусами", направляющими "локомоции" личности (ее приспособительную активность —  авт.). Что касается самой личности, то она представлена в концепции  Левина в виде "систем напряжения".

К заслугам К. Левина относят  глубокое экспериментальное исследование мотивационной стороны поведения  людей. В то же время отмечают, что  в его концепции мотивация  рассматривается во многом изолированно от других сторон поведения человека, а "нерасчлененность в его учении категорий образа и мотива привела  к субъективации внешней среды  поведения".

В дальнейшем, эмигрировав  из фашистской Германии в США, Курт Левин занялся изучением проблемы межличностных, отношений, а также  анализом таких проблем, как стили  руководства коллективом, типы конфликтов, способы их разрешения и т.п. Все  эти проблемы имеют прямое отношение  к психологии и этике делового общения.

Существенное влияние  на исследования в области психологии личности, ее поведения и межличностного общения оказал психоанализ австрийского ученого Зигмунда Фрейда (1856—1939) и  его последователей.

Опираясь на научные данные и анализ собственного опыта врача-психиатра, Фрейд пришел к выводу, что на поведение человека оказывают влияние  не только его рациональное мышление, но и иррациональные проявления его  психики. Речь идет о разного рода психологических импульсах и  влечениях, направленных на удовлетворение инстинктов человека, прежде всего  инстинкта самосохранения и полового инстинкта.

По утверждению Фрейда, исходящие из полового инстинкта  влечения человека под воздействием моральных, религиозных и других ограничений и запретов вытесняются  в область бессознательного. Однако они "дают о себе знать", продолжают действовать без ведома человека.

Фрейд подчеркивает, что "вытесненное  влечение никогда не перестает стремиться к полному удовлетворению". Отсюда проблема "неосознанных побуждений", которые определенным образом воздействуют на поведение людей. Анализ данных побуждений и в целом проблемы бессознательного открывает многое для понимания  поведения людей, их межличностных  отношений и общения между  собой.

Вскрывая роль в этом иррациональных побудительных сил, Фрейд, по его  словам, проник в "преисподнюю психики". Вместе с тем он показал противоречивый характер отношений между этими  силами и сознанием человека.

В своей работе "Я и  Оно" Фрейд пишет, что "деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа", что понятие "бессознательного" им получено из учения о вытеснении, а вытеснение он рассматривает как "типичный пример бессознательного".

Далее он следующим образом  характеризует взаимодействие основных элементов психики человека —  предсознательного ("Я"), "Сверх-Я" и бессознательного ("Оно").

"Индивидуум, — пишет  Фрейд, — представляется нам  как непознанное и бессознательное  Оно, на поверхности которого  покоится Я. "Я старается содействовать  влиянию внешнего мира на Оно  и" стремится заменить принцип  удовольствия, который безраздельно  властвует в Оно, принципом  реальности". "Я олицетворяет  то, что можно назвать разумом  и рассудительностью, в противоположность  к Оно, содержащему страсти".

"Сверх-Я" — это  "инстанция в Я", которую  можно назвать "Я-идеалом". За  этим "скрывается первая и самая  важная идентификация индивидуума,  именно — идентификация с отцом  в самый ранний период истории  развития личности".

По Фрейду, впечатления  детства, полученные прежде всего в  семье, оказывают решающее влияние  на формирование характера человека, его психического склада и во многом определяют его поведение в последующие  годы. "В дальнейшем ходе развития роль отца переходит к учителям и  авторитетам: их заповеди и запреты  сохраняют свою силу в Я-идеале, осуществляя  в качестве совести моральную  цензуру. Несогласие между требованиями совести и действиями Я ощущается  как чувство вины. Социальные чувства  покоятся на идентификации с другими  людьми на основе одинакового Я-идеала.

Таким образом "сверх-Я" или "Я-идеал" обусловливает появление  морального сознания, "служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом".

Под его влиянием личность включается в социальную среду, приспосабливается  к содержанию существующих межличностных  отношений.

Большое значение для понимания  мотивов поведения человека, его  внутренних побуждений имеет учение Фрейда о способах психической защиты, которые избавляют человека от чрезмерных психических волнений, возникающих под влиянием разных обстоятельств. К таким способам относятся вытеснение в область бессознательного неприемлемой информации, либо ее отрицание, рационализация как нахождение приемлемого объяснения своим поступкам, идентификация, то есть бессознательный перенос на себя желаемых качеств, присущих другому человеку, и т.д.

Последователи 3. Фрейда, прежде всего А. Адлер, К. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм, В. Райх, Г. Маркузе и некоторые другие обосновывали влияние на формирование и поведение человека не только психофизиологических, но и социальных факторов.Так, А. Адлер (1870—1937) исследовал бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях, в семье, в разного рода социальных объединениях и т.д. Карл Юнг (1875—1961) развивал концепцию о "коллективном бессознательном ", воздействующем на отношения социальных групп. Карен Хорни (1885—1952) пыталась обосновать влияние на поведение человека его социальных связей и отношений, а также материальной и духовной культуры.

Э. Фромм (1900—1980), раскрывая влияние социокультурных факторов на жизнедеятельность людей, показал противоречивую роль в этом таких социальных явлений, как свобода, собственность, мораль, которая может быть гуманистической и авторитарной, и т.д.

Известные фрейдо-марксисты В. Райх (1897—1957) и Г. Маркузе (1898—1979) обращали внимание, в частности, на проявления мазохизма и садизма в отношениях между людьми: мазохизм проявляется "в доставляющем наслаждение подчинении разного рода авторитетам, а садизм — в стремлении превратить человека в "беспомощный объект собственной воли, стать его тираном, его богом, обращаться с ним так, как заблагорассудится".

Информация о работе Основные направления современной психологии Запада и проблемы психологии межличностного общения