Основные направления коррекции детей с ранним детским аутизмом

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:41, доклад

Описание работы

Основной задачей коррекции детей с РДА является вовлечение их в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. Необходимо проводить занятия с жесткой последовательностью игровых действий с их многократным проигрыванием, особенно с детьми первой и второй групп. Освоение системы игровых штампов способствует формированию у детей с аутизмом познавательных процессов.

Работа содержит 1 файл

Основные направления психологической коррекции детей с ранним детским аутизмом.doc

— 66.50 Кб (Скачать)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение г. Владимира

«Центр  развития ребенка – детский сад  № 32» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные направления коррекции детей с ранним детским аутизмом 
 
 
 
 
 
 
 

Подготовила педагог-психолог

МБДОУ «ЦРР детский сад  № 32»

Тимохина  С.В.

15.02.2012  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Владимир 

Принципы проведения коррекционной работы. 
 

1.     Комплексная работа группой специалистов различного профиля. 

2.     Поэтапность коррекционной работы. 

3.     Учет выраженности дефекта у ребенка с РДА. 

4.    Четкая  организация занятий с аутичными  детьми. 

5.    Специальные мероприятия по обеспечению безопасности детей в процессе занятий. 

6.     Необходима строгая организация режима в группе. 

7.      Бережное  отношение  к любой, даже самой примитивной активности ребенка. 

8.      Создание индивидуальных коррекционных программ для каждого ребенка. 

9.     Активное привлечение родителей к коррекционному процессу. 
 
 

Основные направления коррекционной работы с аутичными детьми: 

1.   ориентации аутичного ребенка вовне;

2.    обучение его простым навыкам контакта;

3.    обучение ребенка более сложным формам поведения;

4.    развитие самосознания и личности аутичного ребенка. 
 
 

В работах В. В. Лебединского с соавторами рассмотрены  основные задачи психологической коррекции детей с РДА. 

1.        Преодоление негативизма при общении и установление контакта с аутичным ребенком.

2.        Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта.

3.        Повышение психической активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми.

4.        Преодоление трудностей организации целенаправленного поведения.

5.        Преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, негативизм и пр.).

6.        Организация целенаправленного взаимодействия психолога с ребенком в процессе доступной ему игры или другой формы деятельности. 
 
 

Основные  этапы коррекции.   

  Первый этап — установление контакта с аутичным ребенком. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться с прямыми вопросами к ребенку. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. На данном этапе очень важна роль родителей, их положительная установка на занятие и активность в его организации. 

 На втором этапе важной задачей является усиление активности детей. Необходимо уловить момент аффективного подъема у ребенка и придать ему реальный игровой эмоциональный смысл. 

На  третьем этапе важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. Это достигается с помощью музыкального сопровождения занятий и специальных игр, направленных на длительное положительное сосредоточение ребенка. Например, игра «Мыши, тишетише», «Море волнуется», «Глаза в глаза» и пр. 

Четвертым этапом является работа с родителями, которая заключается в целенаправленных консультациях родителей о воспитании ребенка,  присутствие родителей на занятиях и активное их участие в нем.  

Кроме общих  задач в процессе коррекции детей с РДА выступают и частные задачи, направленные на преодоление негативных аффективных переживаний и патологических форм поведения. Необходимо помнить, что такие реакции ребенка, как агрессия, неативизм, имеют защитный характер, и для преодоления их нужны комфортные условия для ребенка. Запрещается осуждение поведения ребенка в присутствии взрослых и других детей, рекомендуется использовать разнообразные методы переключения внимания. 
 
 
 
 
 

Итак, основной задачей коррекции детей с  РДА является вовлечение их в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. Необходимо проводить занятия с жесткой последовательностью игровых действий с их многократным проигрыванием, особенно с детьми первой и второй групп. Освоение системы игровых штампов способствует формированию у детей с аутизмом познавательных процессов. 
 
 
 

  Литература:

  1. Широкова Г. А. Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  2. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии - СПб.: Речь, 2001.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Игры  для детей с  РДА 

    Раздувайся, пузырь (Р. Калинина)

  Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.

  Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.

Возраст: любой.

Количество  играющих: группа.

  Описание  игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в.дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

      Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся  такой, да не лопайся!

  Получается  большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).

  Комментарий: взрослому необходимо внимательно следить за тем, чтобы дети правильно выполняли вые действия. В частности, на каждый вдох делали один Такие игры-развлечения любят дети любого возраста   так как правила в них предельно просты и легко выполнимы, а сама игра способствует эмоциональной разгрузке. 
 

    Найди игрушку (Р. Калинина)

Цель: снижение чувства страха, развитие внимания. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, РДА.

Возраст: 3-4 года.

Количество  играющих: не менее трех.

Необходимые приспособления: небольшая игрушка.

  Описание  игры: выбирают ведущего, который прячет игрушку в пределах оговоренного пространства, а потом остальные ее ищут, воспользовавшись подсказкой ведущего: «Игрушка лежит на подоконнике в комнате». За тем описание места расширяют: «Игрушка спрятана в спальне под подушкой». Ребенок, нашедший игрушку, должен рассказать, что она делала на том месте, где была найдена. Местоположение игрушки можно задавать, описав функцию помещения («моет посуду» или ее дей ^твия («лежит, закрыв глаза»).

  Комментарий: эта игра поможет детям лучше ориентироваться в помещениях и комнатах. Поэтому она может использоваться в процессе сопровождения адаптации ребенка к условиям детского сада, так как часто у малышей наблюдается боязнь всего незнакомого, им трудно сориентироваться в новой обстановке. 

Мышка

  Цель: развитие тактильных ощущений, формирование выдержки, терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми.

  Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.

Возраст: 4-5 лет.

Количество  играющих: 3-6.

Необходимые приспособления: мышка, бубен, платок.

  Описание  игры: двое детей садятся на стулья друг напротив друга. Одному завязывают глаза, а другому в руки дают бубен. Когда второй играющий начинает играть, третий человек принимается водить мышкой по телу первого ребенка. Мышка бегает, кувыркается, карабкается

в соответствии с темпом звучания музыки. Первый участник игры сидит спокойно, он не должен пытаться поймать мышку руками, его задача — сконцентрироваться на своих ощущениях.

  Можно использовать несколько инструментов, под звуки которых мышка двигается по-разному: под гармошку она ползет, а под бой барабана — прыгает; или под звуки бубна она ходит по рукам, а под дудочку — взбирается на шею и т. д.

  Комментарий: с детьми можно провести беседу о том, что звуки тоже, как и люди, имеют свой характер, свое настроение. В зависимости от темпа музыки меняются движения, поэтому под одни звуки хочется двигаться плавно и медленно, а под другие хочется попрыгать.

  После игры с первым участником нужно поговорить о его ощущениях, что ему понравилось, когда было приятно, а когда нет. Это поможет лучшему осознанию ребенком его чувств и переживаний. 

Гусеница (Е. Коротаева)

  Цель: развитие моторной ловкости, тактильной чувствительности .

    Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, РДА.

    Возраст: 5—6 лет.

    Количество играющих: трое и более.

  Необходимые приспособления: мячики по количеству играющих.

Описание  игры: детям предлагается стать, положив руки друг другу на плечи, первый ребенок держит мячик на вытянутых руках, остальные зажимают мячики меж ду своим животом и спиной соседа. Дотрагиваться руками до мяча строго запрещается. Образовавшаяся «гусеница» должна пройти по определенному маршруту, который указывает взрослый или первый ребенок.

  Комментарий: взрослый должен регулировать скорость движения «гусенички», чтобы предотвратить падения детей. 

    Охота на тигров (Е. Карпова, Е. Лютова)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, РДА.

Возраст: 4—5 лет.

Количество  играющих: не менее 4-х.

  Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).

  Описание  игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считает до 10-ти. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

  Комментарий: трудности могут возникнуть во время игры у аутичных детей, потому им можно разрешить сначала присмотреться к тому, как играют другие дети.

  Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников. Но в игровой форме этому можно научить (см. игры, подобные «Море волнуется...», «Царевна-Несмеяна »).

Давай поговорим

Цель: развитие коммуникативных навыков. Нарушение: застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР. Возраст: любой. Количество играющих: два или больше.

  Описание  игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать... (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

  Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.

Информация о работе Основные направления коррекции детей с ранним детским аутизмом