Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:41, доклад
Основной задачей коррекции детей с РДА является вовлечение их в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. Необходимо проводить занятия с жесткой последовательностью игровых действий с их многократным проигрыванием, особенно с детьми первой и второй групп. Освоение системы игровых штампов способствует формированию у детей с аутизмом познавательных процессов.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Владимира
«Центр
развития ребенка – детский сад
№ 32»
Основные
направления коррекции
детей с ранним детским
аутизмом
Подготовила педагог-психолог
МБДОУ «ЦРР детский сад № 32»
Тимохина С.В.
15.02.2012
Владимир
Принципы
проведения коррекционной
работы.
1.
Комплексная работа группой специалистов
различного профиля.
2. Поэтапность
коррекционной работы.
3. Учет
выраженности дефекта у ребенка с РДА.
4. Четкая
организация занятий с
5. Специальные
мероприятия по обеспечению безопасности
детей в процессе занятий.
6.
Необходима строгая организация режима
в группе.
7.
Бережное отношение к любой, даже
самой примитивной активности ребенка.
8.
Создание индивидуальных
9.
Активное привлечение родителей к коррекционному
процессу.
Основные
направления коррекционной
работы с аутичными
детьми:
1. ориентации аутичного ребенка вовне;
2. обучение его простым навыкам контакта;
3. обучение ребенка более сложным формам поведения;
4. развитие самосознания
и личности аутичного ребенка.
В
работах В. В. Лебединского
с соавторами рассмотрены
основные задачи психологической
коррекции детей с РДА.
1. Преодоление негативизма при общении и установление контакта с аутичным ребенком.
2. Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта.
3. Повышение психической активности ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми.
4. Преодоление трудностей организации целенаправленного поведения.
5. Преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, негативизм и пр.).
6. Организация целенаправленного
взаимодействия психолога с ребенком
в процессе доступной ему игры или другой
формы деятельности.
Основные
этапы коррекции.
Первый этап — установление контакта
с аутичным ребенком. Необходимо избегать
прямого взгляда на ребенка, резких движений.
Не следует обращаться с прямыми вопросами
к ребенку. Установление контакта с аутичным
ребенком требует достаточно длительного
времени и является
стержневым моментом всего психокоррекционного
процесса. На данном этапе очень важна
роль родителей, их положительная установка
на занятие и активность в его организации.
На
втором этапе важной задачей является
усиление активности детей. Необходимо
уловить момент аффективного подъема
у ребенка и придать ему реальный игровой
эмоциональный смысл.
На
третьем этапе важной задачей является
организация целенаправленного поведения
аутичного ребенка. Это достигается с
помощью музыкального сопровождения занятий
и специальных игр, направленных на длительное
положительное сосредоточение ребенка.
Например, игра «Мыши, тишетише», «Море
волнуется», «Глаза в глаза» и пр.
Четвертым
этапом является работа с родителями,
которая заключается в целенаправленных
консультациях родителей о воспитании
ребенка, присутствие родителей на
занятиях и активное их участие в нем.
Кроме общих
задач в процессе коррекции детей
с РДА выступают и частные задачи, направленные
на преодоление негативных аффективных
переживаний и патологических форм поведения.
Необходимо помнить, что такие реакции
ребенка, как агрессия, неативизм, имеют
защитный характер, и для преодоления
их нужны комфортные условия для ребенка.
Запрещается осуждение поведения ребенка
в присутствии взрослых и других детей,
рекомендуется использовать разнообразные
методы переключения внимания.
Итак, основной
задачей коррекции детей с
РДА является вовлечение их в разные
виды индивидуальной и совместной деятельности,
формирование произвольной, волевой регуляции
поведения. Необходимо проводить занятия
с жесткой последовательностью игровых
действий с их многократным проигрыванием,
особенно с детьми первой и второй групп.
Освоение системы игровых штампов способствует
формированию у детей с аутизмом познавательных
процессов.
Литература:
Игры
для детей с
РДА
Раздувайся, пузырь (Р. Калинина)
Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.
Возраст: любой.
Количество играющих: группа.
Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в.дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).
Комментарий:
взрослому необходимо внимательно следить
за тем, чтобы дети правильно выполняли
вые действия. В частности, на каждый вдох
делали один Такие игры-развлечения любят
дети любого возраста так как правила
в них предельно просты и легко выполнимы,
а сама игра способствует эмоциональной
разгрузке.
Найди игрушку (Р. Калинина)
Цель: снижение чувства страха, развитие внимания. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, РДА.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: не менее трех.
Необходимые приспособления: небольшая игрушка.
Описание игры: выбирают ведущего, который прячет игрушку в пределах оговоренного пространства, а потом остальные ее ищут, воспользовавшись подсказкой ведущего: «Игрушка лежит на подоконнике в комнате». За тем описание места расширяют: «Игрушка спрятана в спальне под подушкой». Ребенок, нашедший игрушку, должен рассказать, что она делала на том месте, где была найдена. Местоположение игрушки можно задавать, описав функцию помещения («моет посуду» или ее дей ^твия («лежит, закрыв глаза»).
Комментарий:
эта игра поможет детям лучше ориентироваться
в помещениях и комнатах. Поэтому она может
использоваться в процессе сопровождения
адаптации ребенка к условиям детского
сада, так как часто у малышей наблюдается
боязнь всего незнакомого, им трудно сориентироваться
в новой обстановке.
Мышка
Цель: развитие тактильных ощущений, формирование выдержки, терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: 3-6.
Необходимые приспособления: мышка, бубен, платок.
Описание игры: двое детей садятся на стулья друг напротив друга. Одному завязывают глаза, а другому в руки дают бубен. Когда второй играющий начинает играть, третий человек принимается водить мышкой по телу первого ребенка. Мышка бегает, кувыркается, карабкается
в соответствии с темпом звучания музыки. Первый участник игры сидит спокойно, он не должен пытаться поймать мышку руками, его задача — сконцентрироваться на своих ощущениях.
Можно использовать несколько инструментов, под звуки которых мышка двигается по-разному: под гармошку она ползет, а под бой барабана — прыгает; или под звуки бубна она ходит по рукам, а под дудочку — взбирается на шею и т. д.
Комментарий: с детьми можно провести беседу о том, что звуки тоже, как и люди, имеют свой характер, свое настроение. В зависимости от темпа музыки меняются движения, поэтому под одни звуки хочется двигаться плавно и медленно, а под другие хочется попрыгать.
После
игры с первым участником нужно поговорить
о его ощущениях, что ему понравилось,
когда было приятно, а когда нет. Это поможет
лучшему осознанию ребенком его чувств
и переживаний.
Гусеница (Е. Коротаева)
Цель: развитие моторной ловкости, тактильной чувствительности .
Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, РДА.
Возраст: 5—6 лет.
Количество играющих: трое и более.
Необходимые приспособления: мячики по количеству играющих.
Описание игры: детям предлагается стать, положив руки друг другу на плечи, первый ребенок держит мячик на вытянутых руках, остальные зажимают мячики меж ду своим животом и спиной соседа. Дотрагиваться руками до мяча строго запрещается. Образовавшаяся «гусеница» должна пройти по определенному маршруту, который указывает взрослый или первый ребенок.
Комментарий:
взрослый должен регулировать скорость
движения «гусенички», чтобы предотвратить
падения детей.
Охота на тигров (Е. Карпова, Е. Лютова)
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, РДА.
Возраст: 4—5 лет.
Количество играющих: не менее 4-х.
Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).
Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считает до 10-ти. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.
Комментарий: трудности могут возникнуть во время игры у аутичных детей, потому им можно разрешить сначала присмотреться к тому, как играют другие дети.
Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников. Но в игровой форме этому можно научить (см. игры, подобные «Море волнуется...», «Царевна-Несмеяна »).
Давай поговорим
Цель: развитие коммуникативных навыков. Нарушение: застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР. Возраст: любой. Количество играющих: два или больше.
Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать... (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.
Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.
Информация о работе Основные направления коррекции детей с ранним детским аутизмом