Основные методы психологического исследования, их преимущества и недостатки

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 18:59, реферат

Описание работы

пособы изучения психических особенностей людей, сбора, обработки и анализа психологической информации, получения выводного знания. Это способы использования тех или иных средств для решения исследовательских и других психологических задач.

Содержание

# Методы психологии…………………………………………………….....4
# Классификация методов исследования……………………………….......4
# Взаимосвязь методологии, методов и методик ……………………........7
# Ряд психологических методов………………………………………….. .8
# Наблюдение………………………………………………………………. 9
# Разновидности наблюдения как метода психологии…………………...11
# Эксперимент……………………………………………………………...13
# Разновидности экспериментов…………………………………………..15
# Особенности видов эксперимента……………………………………....15
# Этические проблемы психологических исследований……

Работа содержит 1 файл

основные методы психологического исследования, их преимущества и недостатки.doc

— 459.50 Кб (Скачать)

                 

                              

       Правильно организованный метод объективного наблюдения в психологии характеризуется следующими особенностями:

1. Подлежащие  изучению явления наблюдаются  в обычных для них условиях, без внесения каких-либо изменений  в их естественное течение.  Сам факт наблюдения не должен  нарушать изучаемое явление.

2. Наблюдение  проводится в условиях, наиболее  характерных для изучаемого явления. Например, особенности эмоционально-волевых процессов в связи со спортивной деятельностью лучше наблюдать во время соревнований, чем на обычных уроках физической культуры.

3. Собирание  материала путем наблюдений проводится  по предварительно составленному плану (программе) в соответствии с задачей исследования. Это облегчает отбор объективных материалов, характерных для изучаемого явления.

4. Наблюдение  проводится не однократно, а систематически; количество наблюдений и число  наблюдаемых лиц должно быть достаточным для получения значимых результатов.

5. При  проведении наблюдений необходимо  учитывать достаточно широкий  круг обстоятельств, сопутствующих  основному явлению. Например, при  изучении структуры двигательных  навыков в том или другом  виде спорта учету подлежат не только особенности самих движений (например, их координированность, быстрота), но и внешние условия, в которых протекало спортивное занятие (помещение, открытая площадка, метеорологические условия), состав испытуемых (их пол, возраст, степень спортивной подготовленности), особенности методики преподавания (квалификация преподавателя, применяемые им методы обучения) и т. д. Сопоставление полученных путем такого широкого наблюдения данных позволяет не только описать, но и объяснить данное явление — указать на его обусловленность теми или другими сопутствующими обстоятельствами.

6. Изучаемое  явление должно наблюдаться при  разных, закономерно меняющихся  условиях. Например, факты, характеризующие  умственную утомляемость учащихся, необходимо наблюдать как на первых, так и на последних уроках в расписании учебного дня.

7. Результаты  наблюдений подлежат точной регистрации:  ведется протокол наблюдения, в  который с достаточной полнотой  заносятся объективные показатели, характеризующие как основные, так и сопутствующие факты. Наблюдаемые факты регистрируются без какого-либо произвольного отбора или исключения;протокол должен быть точной фотографией наблюдаемого явления.

8. В  большинстве случаев применяются  точные приемы фиксации наблюдаемых  явлений с использованием для этой цели иногда очень сложных приборов: хронометраж, фото- и киносъемки, магнитофонные записи, стенографирование и т. д.                                              

                                              Эксперимент.

       Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - один из основных методов сбора первичной информации, характеризующийся тем, что исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими переменными (факторами) и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления.

       Возможность манипулирования переменными - одно из важных преимуществ экспериментатора перед наблюдателем. Основное достоинство метода эксперимента - в том, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психического явления от изменяемых внешних условий.

       Это преимущество объясняет широкое применение эксперимента в психологии. Основная масса эмпирических фактов получена экспериментальным путем. Но метод эксперимент применим не во всякой исследовательской задаче. Так, затруднительно экспериментальное исследование характера и сложных способностей. Недостатки эксперимента оказываются обратной стороной его преимуществ. Весьма сложно организовать эксперимент так, чтобы испытуемый не знал о том, что он испытуемый. Если это не удается, то более чем вероятны скованность испытуемого, сознательная или бессознательная тревога, боязнь оценки и пр. Для обеспечения скрытности процесса естественного эксперимента, его нельзя проводить многократно и ограничиваются возможности использования аппаратуры, что является также негативной стороной данного метода.

       Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.

       Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Существует  несколько разновидностей экспериментов, которые представлены на рисунке 
     

                                   

                   

    Особенности видов эксперимента

                                      
     

                                              

       Эксперимент отличается от метода простого наблюдения, прежде всего своими задачами. С помощью эксперимента мы по преимуществу объясняем изучаемые явления, тогда как с помощью наблюдения по преимуществу описываем их. Это не значит, что нельзя вскрыть некоторые закономерности явлений и путем их наблюдения. Можно указать примеры выдающихся исследований, в которых вскрыты определенные законы явлений, а между тем исследователи пользовались при этом только методом простого наблюдения. Однако большинство закономерностей, которые познаются при изучении тех или других явлений, вскрываются только с помощью эксперимента.

       Эксперимент, как метод исследования, характеризуется следующими особенностями:

1. Исследователь  преднамеренно создает, вызывает  к жизни интересующее его явление.  При простом наблюдении явление  изучается так, как оно совершается независимо от исследователя. Экспериментатор же не ждет и не ищет, когда и где совершится требуемое ему явление, а сам его вызывает, когда это надо по ходу исследования.

2. Создается  специальная экспериментальная  обстановка, позволяющая наблюдать явление в его относительно чистом виде, исключив влияние случайных условий, которые при методе простого наблюдения часто мешают выявить действительные связи, существующие между явлениями. Так, И. П. Павлов, конечно, неоднократно наблюдал условные рефлексы у животных в естественных условиях их жизни. Однако для того, чтобы вскрыть действительные закономерности условного рефлекса, он прибег к эксперименту, который проводил в специальной звуконепроницаемой камере, что позволяло изучать влияние только одного изолированного светового раздражителя.

3. Изучаемое  явление повторяется столько  раз, сколько необходимо исследователю.  В этом большое преимущество  эксперимента перед методом простого  наблюдения. В последнем исследователю  иногда приходится долго ждать,  когда явление вновь повторится в его естественных условиях. В эксперименте же это повторение имеет систематический характер. Благодаря этому многие особенности изучаемого явления, которые при однократном наблюдении могут быть восприняты нечетко пли даже вовсе не замечены, в эксперименте подвергаются очень точному наблюдению и измерению.

4. Условия,  при которых протекает изучаемое  явление, изменяются закономерно.  Это является едва ли не  самой существенной особенностью  эксперимента: лишь изменяя условия  протекания данного явления, экспериментатор может проникнуть в его сущность, понять законы его развития и существования, определить его связи с другими явлениями..

5. Как  правило, экспериментальный метод  оснащается специальной точной  измерительной аппаратурой, позволяющей получить количественную характеристику изучаемого явления и подвергнуть полученные результаты статистической обработке, что часто необходимо для характеристики изучаемых закономерностей. 

Этические проблемы психологических  исследований.

       При работе с испытуемым необходимо соблюдать этику психологических исследований. В большинстве случаев нужно:

  1. Получить согласие потенциального испытуемого, объяснив ему цель и задачи исследования, его роль в эксперименте в той мере, чтобы он был в состоянии принять ответственное решение о своём участии.
  2. Защитить испытуемого от вреда и дискомфорта.
  3. Позаботиться о конфиденциальности информации об испытуемых.
  4. Полностью объяснить смысл и результаты исследования после окончания работы.

       При работе с животными:

  1. Нельзя наносить животному вред и причинять страдания, если это не вызвано задачами исследования, определёнными утверждённой программой.
  2. Необходимо обеспечить достаточно комфортабельные условия содержания.
 
 

                                                 
 
 
 
 

                                               
 
 
 

                                            Заключение.

       Итак, в психологии используют целый ряд методов. Какой из них рационально применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.

       В заключении необходимо отметить, что в процессе развития психологии изменяются не только теории и понятия, но и исследовательские методы: они утрачивают созерцательный, констатирующий характер, становятся формирующими или, точнее, трансформирующими. Таким образом, развитие методического арсенала современной психологии заключается в особой консолидации всех исследовательских методов, результатом которой является образование нового комплекса исследовательских методов - формирующего эксперимента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                           Список использованной литературы:

  1. Абрамова Г.С. Общая психология. - М.: Академический проект,

    2003. - 435 с.

  1. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Учеб. пособие. - СПб.: РИО СПб ГУ, 2001. - 75 с.
  2. Глуханюк Н.С., Семёнова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология. – М.:  Академический проект, 2005 год.
  3. Максимова. О.Г- Чебоксары ,2008- С.384

Информация о работе Основные методы психологического исследования, их преимущества и недостатки