Основные методы психологического исследования, их преимущества и недостатки

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 18:59, реферат

Описание работы

пособы изучения психических особенностей людей, сбора, обработки и анализа психологической информации, получения выводного знания. Это способы использования тех или иных средств для решения исследовательских и других психологических задач.

Содержание

# Методы психологии…………………………………………………….....4
# Классификация методов исследования……………………………….......4
# Взаимосвязь методологии, методов и методик ……………………........7
# Ряд психологических методов………………………………………….. .8
# Наблюдение………………………………………………………………. 9
# Разновидности наблюдения как метода психологии…………………...11
# Эксперимент……………………………………………………………...13
# Разновидности экспериментов…………………………………………..15
# Особенности видов эксперимента……………………………………....15
# Этические проблемы психологических исследований……

Работа содержит 1 файл

основные методы психологического исследования, их преимущества и недостатки.doc

— 459.50 Кб (Скачать)

                                                   
 
 
 

р 

р 

р 
 

р 
 
 
 

р 
 
 
 

р 

р

                                              Содержание:

  1. Введение……………………………………………………………….……3
  2. Методы психологии…………………………………………………….....4
  3. Классификация методов исследования……………………………….......4
  4. Взаимосвязь методологии, методов и методик ……………………........7
  5. Ряд психологических методов………………………………………….. .8
  6. Наблюдение………………………………………………………………. 9
  7. Разновидности наблюдения как метода психологии…………………...11
  8. Эксперимент……………………………………………………………...13
  9. Разновидности экспериментов…………………………………………..15
  10. Особенности видов эксперимента……………………………………....15
  11. Этические проблемы психологических исследований………………..17
  12. Заключение………………………………………………………………19
  13. Список использованной литературы…………………………………...20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

               Специфика научной психологии заключается в том, что она для накопления своих данных использует целый арсенал научных методов. 
       Большую роль играет и то, каким путем получено то или иное знание. Лев Семенович Выготский (1896-1934) выразил это в следующей лаконичной формуле: факты, полученные с помощью разных познавательных принципов, суть разные факты. Существует определенная обусловленность получаемых в эмпирическом исследовании фактов имевшейся до данного эмпирического исследования его схемой, выдвинутыми гипотезами, предварительными знаниями об изучаемой реальности и т.п. И подобную взаимосвязь полученных в исследовании фактов с предварительными представлениями исследователя об изучаемых феноменах и, соответственно, с используемыми методами можно проследить во всех психологических направлениях. Поэтому проблема методологии (средств) психологического познания является одной из самых существенных и обсуждаемых проблем психологии.

       Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах; существуют разные виды и наблюдения и эксперимента.

 

                                        
 
 

                                        Методы психологии.

       Методы психологии- это способы изучения психических особенностей людей, сбора, обработки и анализа психологической информации, получения выводного знания. Это способы использования тех или иных средств для решения исследовательских и других психологических задач.

       Методы психологии имеют своей  целью раскрыть особенности, закономерности, механизмы индивидуальной и групповой  психики, отдельных психических явлений и процессов. При этом каждый метод имеет свои возможности и ограничения, знание и учет которых необходимы на практике, в профессиональной и других видах деятельности. Психологическое изучение людей должно быть направлено на получение максимально объективного, истинного знания об особенностях их психики. Этому в значительной степени помогает овладение специалистами методами психологии, методикой профессионально- психологического изучения человека.      

                   

                 Классификация методов исследования.

       Существует несколько подходов к классификации методов психологического исследования. Например, Б.Г. Ананьев выделяет четыре группы методов.

       Организационные методы включают сравнительный метод (сопоставление различных групп испытуемых по возрастам, видам деятельности и др.); лонгитюдный метод (обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени) и комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук, один объект изучают разными средствами), объединяющий в себе достоинства обоих вышеназванных методов.

       Эмпирические методы – это методы сбора первичной информации. Среди них выделяют обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);

       Различные виды эксперимента (лабораторный, полевой, естественный, констатирующий, формирующий);

       Психодиагностические методы (тесты стандартизированные, тесты проективные, беседа, интервью, анкеты, опросники, социометрия);  

       Праксиметрические методы (приёмы анализа процессов и продуктов деятельности: хронометрия, циклография, профессиограмма, оценка продуктов деятельности); моделирование; биографический метод.

       Методы обработки данных охватывают: методы количественного (статистический) и качественного (дифференциация материала по группам, их анализ) анализа, позволяющие установить скрытые от прямого восприятия закономерности.

       Интерпретационные методы, предполагающие различные приемы объяснения закономерностей, выявленных в результате статистической обработки данных, и их сопоставление с ранее установленными фактами. Они включают генетический метод, представляющий собой исследование генетических связей (филогенетический, онтогенетический, генетический и социогенетический), так называемое исследование «вглубь»; структурный (классификация, типологизация) метод: психография, типологическая классификация, психологический профиль – исследование «вширь».

       Более упрощённую классификацию предлагает И.Б. Гриншпун, согласно которому методы исследования подразделяются на неэкспериментальные (различные виды наблюдения, опрос, анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности), психодиагностические (различного рода тесты) и экспериментальные (метод эксперимента и различные его модификации).

     Р.С. Немцов предлагает следующую классификацию методов:

     1) Наблюдение:

     а) внешнее (наблюдение со стороны),

     б) внутреннее самонаблюдение,

     в) свободное,

     г) стандартизированное,

     д) включенное,

     е) стороннее.

     2) Опрос:

     а) устный,

     б) письменный,

     в) свободный,

     г) стандартизированный.

     3) Тесты:

     а) тесты-опросники,

     б)  тесты-задания,

     в) проективные тесты.

     4) Эксперимент:

     а) естественный,

     б) лабораторный.

     5) Моделирование:

     а) математическое,

     б) логическое,

     в) техническое,

     г) кибернетическое.

       Приведённые классификации методов исследования различны по своей структуре, однако содержание методов не имеет существенных различий. 

Взаимосвязь методологии, методов  и методик психологического исследования на примере  тестирования отображена на рисунке

                  

                                                   
 
 

Рассмотрим  теперь подробнее  ряд психологических  методов, наиболее часто  используемых в психологической науке и практике

                                               

                                              Наблюдение.

       Наблюдение является одним из наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов.

       Наблюдение. Это систематическое, целенаправленное прослеживание проявлений психики человека в определенных условиях. Научное наблюдение требует постановки четкой цели и планирования. Заранее определяется , какие именно психические процессы и явления будут интересовать наблюдателя, по каким внешним проявлениям их можно прослеживать , в каких условиях будет происходить наблюдение и как предполагается фиксировать его результаты.

       Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т.д.

       Наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

       Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.

       В последние годы большое внимание в психологической науке и практике уделяется экспериментальной психологии и в частности методу наблюдения.

       На основе наблюдения делаются выводы о тех или иных психических процессах. Различают два вида наблюдения - сплошное и выборочное. Сплошным называют наблюдение, когда фиксируются все особенности и проявления психической деятельности человека в течение какого-то определенного периода. В отличие от этого при выборочном наблюдении обращается внимание только на те факты в поведении человека, которые имеют прямое или косвенное отношение к изучаемому вопросу.

       Важнейшее достоинство метода наблюдения заключается в том, что оно осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Открывается возможность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени и в естественных условиях.

       Наблюдение позволяет широко, многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Оно не зависит от желания наблюдаемого высказаться, комментировать ситуацию.

       К объективным недостаткам метода наблюдения, прежде всего, относят:

  1. ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации;
  2. сложность, а часто и просто невозможность повторения наблюдений.
  3. высокая трудоемкость метода.
 

       Многообразны и трудности субъективного плана. На качество первичной информации может оказывать влияние:

  1. различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожесть их интересов, ценностных ориентации, стереотипов поведения и т. д.;
  2. на качестве информации сказываются и установки наблюдаемых и наблюдателя. Если наблюдаемые знают, что являются объектом изучения, они могут искусственно менять характер своих действий, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю.

    Разновидности наблюдения как метода психологии наглядно представлены на рисунке

Информация о работе Основные методы психологического исследования, их преимущества и недостатки