Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 18:59, реферат
пособы изучения психических особенностей людей, сбора, обработки и анализа психологической информации, получения выводного знания. Это способы использования тех или иных средств для решения исследовательских и других психологических задач.
# Методы психологии…………………………………………………….....4
# Классификация методов исследования……………………………….......4
# Взаимосвязь методологии, методов и методик ……………………........7
# Ряд психологических методов………………………………………….. .8
# Наблюдение………………………………………………………………. 9
# Разновидности наблюдения как метода психологии…………………...11
# Эксперимент……………………………………………………………...13
# Разновидности экспериментов…………………………………………..15
# Особенности видов эксперимента……………………………………....15
# Этические проблемы психологических исследований……
р
р
р
р
р
р
р
Введение.
Специфика научной психологии заключается
в том, что она для накопления своих данных
использует целый арсенал научных методов.
Большую роль играет
и то, каким путем получено то или иное
знание. Лев Семенович Выготский (1896-1934)
выразил это в следующей лаконичной формуле:
факты, полученные с помощью разных познавательных
принципов, суть разные факты. Существует
определенная обусловленность получаемых
в эмпирическом исследовании фактов имевшейся
до данного эмпирического исследования
его схемой, выдвинутыми гипотезами, предварительными
знаниями об изучаемой реальности и т.п.
И подобную взаимосвязь полученных в исследовании
фактов с предварительными представлениями
исследователя об изучаемых феноменах
и, соответственно, с используемыми методами
можно проследить во всех психологических
направлениях. Поэтому проблема методологии
(средств) психологического познания является
одной из самых существенных и обсуждаемых
проблем психологии.
Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах; существуют разные виды и наблюдения и эксперимента.
Методы психологии- это способы изучения психических особенностей людей, сбора, обработки и анализа психологической информации, получения выводного знания. Это способы использования тех или иных средств для решения исследовательских и других психологических задач.
Методы психологии имеют своей
целью раскрыть особенности,
Классификация методов исследования.
Существует несколько подходов к классификации методов психологического исследования. Например, Б.Г. Ананьев выделяет четыре группы методов.
Организационные методы включают сравнительный метод (сопоставление различных групп испытуемых по возрастам, видам деятельности и др.); лонгитюдный метод (обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени) и комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук, один объект изучают разными средствами), объединяющий в себе достоинства обоих вышеназванных методов.
Эмпирические методы – это методы сбора первичной информации. Среди них выделяют обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);
Различные виды эксперимента (лабораторный, полевой, естественный, констатирующий, формирующий);
Психодиагностические методы (тесты стандартизированные, тесты проективные, беседа, интервью, анкеты, опросники, социометрия);
Праксиметрические методы (приёмы анализа процессов и продуктов деятельности: хронометрия, циклография, профессиограмма, оценка продуктов деятельности); моделирование; биографический метод.
Методы обработки данных охватывают: методы количественного (статистический) и качественного (дифференциация материала по группам, их анализ) анализа, позволяющие установить скрытые от прямого восприятия закономерности.
Интерпретационные методы, предполагающие различные приемы объяснения закономерностей, выявленных в результате статистической обработки данных, и их сопоставление с ранее установленными фактами. Они включают генетический метод, представляющий собой исследование генетических связей (филогенетический, онтогенетический, генетический и социогенетический), так называемое исследование «вглубь»; структурный (классификация, типологизация) метод: психография, типологическая классификация, психологический профиль – исследование «вширь».
Более упрощённую классификацию предлагает И.Б. Гриншпун, согласно которому методы исследования подразделяются на неэкспериментальные (различные виды наблюдения, опрос, анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности), психодиагностические (различного рода тесты) и экспериментальные (метод эксперимента и различные его модификации).
Р.С. Немцов предлагает следующую классификацию методов:
1) Наблюдение:
а) внешнее (наблюдение со стороны),
б) внутреннее самонаблюдение,
в) свободное,
г) стандартизированное,
д) включенное,
е) стороннее.
2) Опрос:
а) устный,
б) письменный,
в) свободный,
г) стандартизированный.
3) Тесты:
а) тесты-опросники,
б) тесты-задания,
в) проективные тесты.
4) Эксперимент:
а) естественный,
б) лабораторный.
5) Моделирование:
а) математическое,
б) логическое,
в) техническое,
г) кибернетическое.
Приведённые классификации методов исследования
различны по своей структуре, однако содержание
методов не имеет существенных различий.
Взаимосвязь методологии, методов и методик психологического исследования на примере тестирования отображена на рисунке
Рассмотрим теперь подробнее ряд психологических методов, наиболее часто используемых в психологической науке и практике
Наблюдение является одним из наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов.
Наблюдение. Это систематическое, целенаправленное прослеживание проявлений психики человека в определенных условиях. Научное наблюдение требует постановки четкой цели и планирования. Заранее определяется , какие именно психические процессы и явления будут интересовать наблюдателя, по каким внешним проявлениям их можно прослеживать , в каких условиях будет происходить наблюдение и как предполагается фиксировать его результаты.
Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т.д.
Наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.
В последние годы большое внимание в психологической науке и практике уделяется экспериментальной психологии и в частности методу наблюдения.
На основе наблюдения делаются выводы о тех или иных психических процессах. Различают два вида наблюдения - сплошное и выборочное. Сплошным называют наблюдение, когда фиксируются все особенности и проявления психической деятельности человека в течение какого-то определенного периода. В отличие от этого при выборочном наблюдении обращается внимание только на те факты в поведении человека, которые имеют прямое или косвенное отношение к изучаемому вопросу.
Важнейшее достоинство метода наблюдения заключается в том, что оно осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Открывается возможность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени и в естественных условиях.
Наблюдение позволяет широко, многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Оно не зависит от желания наблюдаемого высказаться, комментировать ситуацию.
К объективным недостаткам метода наблюдения, прежде всего, относят:
Многообразны и трудности субъективного плана. На качество первичной информации может оказывать влияние:
Разновидности наблюдения как метода психологии наглядно представлены на рисунке
Информация о работе Основные методы психологического исследования, их преимущества и недостатки