Основные этапы развития психотерапии в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:39, контрольная работа

Описание работы

В начале ХХ в. В.М. Бехтерев предложил концепцию «человековедения» и исследованиями в области психологии способствовал формированию биопсихосоциальной модели понимания человека и его болезней. Эти работы совершили революцию в изучении и лечении нервно-психических заболеваний и оказались особенно востребованными во второй половине XX в., после смены организмоцентрической парадигмы на экологическую, как в зарубежной, так и в отечественной медицине. В рамках биопсихосоциальной концепции, важную роль играли психотерапия и медицинская психология, которые в России были признаны в ХХ в. в качестве самостоятельных специальностей.

Содержание

Введение……………………………………………………..стр.
Основные этапы развития психотерапии в России………..стр.
Заключение…………………………………………………..стр.
Список литературы………………………………………….стр.

Работа содержит 1 файл

К.Раб по психотеропии.docx

— 32.73 Кб (Скачать)

Третья проблема обусловлена постоянно возрастающим числом методов, методик, технических приемов в области психотерапии. Как писал в свое время С.Ледер, уже не всегда ясно, для кого создаются эти методики – для больного или больной существует для этих методик. Для нашей психотерапии это также проблема продолжающегося импорта самых различных психотерапевтических техник, на овладение навыками работы с которыми у психотерапевта-практика просто не хватает времени. Очевидно также, что это обычно ведет к неэффективной психотерапевтической полипрагмазии, невозможности полноценного контроля за применением отдельных методов и, что самое важное, при этом отсутствуют чаще всего представления об истинной эффективности метода. Возможны ли подобные ситуации в других областях медицины, связанных с лечебным процессом – в фармакологии (в том числе психофармакологии), физиотерапии, лучевой терапии и т.д.?

Проблемой в большей  степени нашей собственной является трудность перехода от преимущественно  суггестивной директивной психотерапии, вполне соответствовавшей установкам тоталитарного периода нашей  истории, к методам личностно-ориентированным и социоориентированным. Эта проблема еще долго будет сказываться на психотерапевтической практике у нас, поскольку тесно связана с менталитетом как наших врачей, так и, особенно, пациентов с их отчетливо экстернальной позицией, воспитанной в течение десятилетий социалистическим здравоохранением.

В последние годы в России происходят глубокие изменения  в психотерапии, которая ориентируется  на развитие личности, раскрытие ее потенциала, улучшение психологического и социального функционирования человека, при этом директивные методы все более сменяются личностно- и социально-ориентированными. Социально-экономические  перемены в России и соответствующие  им изменения общественного сознания, деидеологизация психотерапии приводят к все большему осознанию ее роли не только в медицине, но и в осуществлении  комплексных программ по сохранению и укреплению психического здоровья нации. Это означает: движение от медицинской  модели психотерапии к психологической  социологической и другим моделям; к возрождению интереса к теории и практике долговременной психотерапии динамической ориентации и одновременно, в силу экономических трудностей, – к настоятельному поиску эффективных интегративных краткосрочных вариантов преимущественно когнитивно-поведенческой направленности; к необходимости разработки государственно-правового регулирования психотерапевтического образования и практики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В соответствии с  историческими традициями развитие российской психотерапии определяется ее моделью медицинской. Одновременно все больше осознается роль в становлении  психотерапии как медицинской науки  и практики психологических ее основ. Дискуссия о психотерапии как  гуманитарной специальности, не требующей  базисного медицинского и психологического образования, с учетом лишь начального этапа формирования научно-методологических и организационно-практических основ  российской психотерапии в русле  медицины, не может найти поддержки. Это касается также и призывов к отделению психотерапии от психиатрии при недоучете того, что не только в психиатрических клиниках, но и  в других областях медицины определение  целей, задач, направленности психотерапии, выбор ее методов осуществляются на основании знания особенностей психики  и личности больных.  

Необходима жесткая  регламентация подготовки и интеграции в здравоохранение психоанализа. Психоанализ не самостоятельная  специальность, а одно из трех направлений  современной психотерапии. Только развиваясь в русле общей психотерапии, психоанализ  имеет будущее в нашем здравоохранении, поскольку при этом удается избежать разгула "дикого психоанализа" в  России. Завершение дискуссий о праве  клинических психологов на самостоятельную  психотерапевтическую практику возможно лишь после решения возникающих  здесь сложных юридических вопросов в рамках подготавливаемого государственного закона о психотерапии. 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – М., 2000
  2. Б.Д.Карвасарский, Р.К.Назыров, С.А.Подсадный, Е.И.Чехлатый. Теория и практика психотерапии в России
  3. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999
  4.    Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. – М., 1991.
  5. Булке О. Современные течения в психиатрии 1 Пер, с нем. М; Л.. 1929.

Информация о работе Основные этапы развития психотерапии в России