Основные формы мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 11:29, реферат

Описание работы

Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в четвертом веке до н.э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель (348-322 гг. до н. э.)
Логика – это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например психологии, логика, изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир.

Содержание

Введение
Понятие мышления
Основные формы мышления
Понятие
Суждение
Умозаключение
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по психологии и педагогике.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Например, суждение: "Металлы при нагревании расширяются" - выражает связь между  изменениями температуры и объемом  металлов.

Суждения  образуются двумя основными способами: 
- непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; 
- опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений.

В первом случае мы видим, например, стол коричневого  цвета и высказываем простейшее суждение: "Этот стол коричневый". Во втором случае с помощью рассуждения  из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.

Суждения могут быть:

  • истинными, ложными,
  • общими, частными, единичными,
  • непосредственные и опосредственные.

Истинные  суждения - это объективно верные суждения. Ложные суждения - это суждения не соответствующие  объективной реальности. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: "Все рыбы дышат жабрами". В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: "Некоторые студенты - отличники". В единичных суждениях - только к одному, например: "Этот ученик плохо выучил урок".

    Общие, частные и единичные суждения

Суждения  бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например, "Все рыбы дышат жабрами". В частных суждениях Утверждение или Отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: "Некоторые студенты - отличники"; в единичных суждениях - только к одному, например: "Этот ученик плохо выучил урок".

    Непосредственные  и опосредованные суждения

Суждения  образуются двумя основными способами:

  1. Непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается.
  2. Опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений.

В первом случае мы видим, например, стол коричневого  цвета и высказываем простейшее суждение: "Этот стол коричневый". Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Д.И. Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.

    Истинные  и ложные суждения

Суждение  может быть истинным или ложным. Образуется путём применения предикативных слов (выражающих свойства и отношения) к объекту мысли. Суждения делятся на простые и сложные. Простые суждения могут быть атрибутивными (выражают принадлежность свойства отдельному предмету) или суждения отношения (речь идёт о двух или более объектах, между которыми существуют различные отношения). Атрибутивные суждения по качеству делятся на утвердительные и отрицательные, по количеству - на общие, частные и единичные.

Существует  деление суждения и по другим признакам. Сложные суждения состоят из нескольких простых. Вывод одного суждения из других называется умозаключением.

Развитие  способности к суждению

Умением строить суждение человек овладевает постепенно. Только к концу 3-го года жизни ребёнок начинает произносить отдельные суждения. Первоначально суждение - это простое, грамматически не связанное сочетание слов, иногда даже одно слово. В основе образования суждения лежит обобщение. Правильность детских суждений, степень их соответствия действительности находятся в прямой зависимости от качества обобщений. Психолого-педагогические наблюдения показывают, что отдельные формы суждений развиваются не одновременно. Раньше всего формируются суждения, констатирующие что-либо. Сложные суждения, отражающие множественность зависимостей между явлениями, появляются позже простых и основываются на них. В процессе обучения учитель должен знакомить учащихся с типами логических связей в суждение и учить их выявлять логический смысл грамматических союзов, определять необходимые и достаточные условия, что позволит учащемуся строить суждение к конкретному явлению.

3.3. Умозаключения.

Форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называется умозаключением. Примером умозаключений могут служить доказательства теорем по геометрии. 
Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Умозаключение - такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение.

Исходные  суждения, из которых выводится, извлекается  другое суждение, называют посылками  умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и  общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить  следующее рассуждение: "Все металлы - электропроводны. Олово - металл. Следовательно, олово - электропроводно".

Умозаключения бывают индуктивные и дедуктивные. Индуктивное умозаключение, или, как его обычно называют, индукция,— это способ рассуждения, при котором на основе ряда отдельных фактов (выраженных в частных суждениях) делается вывод, высказывается общее суждение. Например, установив, что один, другой, третий и т. д. предметы, опущенные в воду, становятся в ней на столько-то легче, делается вывод о том, что всякое тело, погруженное в воду, теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им вода (закон Архимеда). 
Дедуктивное умозаключение, или, как говорят, дедукция,— это способ рассуждения, при котором от общих положений идут к частным выводам. Так, зная, что все тела при нагревании расширяются, можно сделать вывод, что и железные рельсы в жаркое время несколько удлиняются. Оба вида рассуждений (и индуктивное и дедуктивное) помогают человеку расширять свои знания об окружающем мире. 
Процесс мышления, в котором умозаключения строго основываются на правильных суждениях, называется логическим мышлением, а наука о формах и законах правильного мышления называется логикой. Особенностью логического мышления являются логичность выводов, их строгая аргументация. При логическом мышлении рассматриваемые явления получают убедительное объяснение, безошибочно устанавливаются причины и следствия. Путем логического мышления вскрываются связи и отношения между понятиями. Эти связи и отношения выражаются в суждениях, верность которых нельзя опровергнуть. 
Ярким примером строго логического мышления могут служить доказательства теорем в геометрии и другие математические выводы, где все последующее основано на предыдущих положениях, одно неизбежно вытекает из другого.

Логика рассматривает их с точки зрения логических правил построения умозаключений, а также исследует возможные логические ошибки. Психология изучает усвоение и развитие умозаключений у ребёнка. Знание этих моментов способствует воспитанию логического мышления. Предпосылки этой формы мышления в виде простейших умозаключений начинают складываться уже у дошкольников. Процессы восприятия, наблюдения, игры ставят перед ребёнком задачи разобраться в них, осмыслить результаты своих действий, понять причинные связи между явлениями. Однако умозаключения дошкольников, как правило, весьма несовершенны и часто неправильны, поскольку характерной особенностью детского мышления является ориентация на признак, господствующий в восприятии и заслоняющий подлинное основание происходящего события. Например, по величине бросаемых в воду предметов ребёнок судит о том, поплывёт предмет или утонет. Когда систематическое обучение становится ведущей деятельностью ребёнка, умозаключения получают подлинное основание и средства для своего развития. Система знаний построена таким образом, что учащемуся постоянно приходится усваивать множество общих правил, уметь отказываться от ошибочных индуктивных обобщений, сложившихся в его собственной практике. В процессе решения различных задач школьники учатся пользоваться как полными развёрнутыми умозаключениями, так и сокращёнными, которые по функциям эквивалентны полным. Исследования показали, что положения, обосновывающие конкретные операции, обычно опускаются, хотя и безусловно подразумеваются. Характерно, что на ранних этапах обучения умозаключения более развёрнуты. Замена развёрнутого умозаключения свёрнутым свидетельствует о более высоком уровне деятельности, однако преждевременный переход к сокращённым умозаключениям может явиться причиной ошибочных решений вследствие выпадения посылок.  

    4.Заключение 

Мышление  является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов  познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек.

Мышление  всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида. Мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, т.е. ситуация, для  которой нет готовых средств решения.  Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.

    5. Список  литературы

  1. Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 143-144 с.

Информация о работе Основные формы мышления