Основные формы мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 11:29, реферат

Описание работы

Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в четвертом веке до н.э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель (348-322 гг. до н. э.)
Логика – это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например психологии, логика, изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир.

Содержание

Введение
Понятие мышления
Основные формы мышления
Понятие
Суждение
Умозаключение
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по психологии и педагогике.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации.

ФГОУ  ВПО «Дальневосточный Государственно-Аграрный Университет»

Институт  гуманитарного образования.

«Кафедра  философии» 

РЕФЕРАТ

Тема: «Основные формы мышления». 
 
 
 

Выполнил: студент 2 курса

  ФЭИ группы 6410 

Акопян  Мариам Овиковна.

Проверил: Тарабанько

Евгения Викторовна 
 
 
 
 

Благовещенск, 2011. 
 
 

Содержание 
 

  1. Введение
  2. Понятие мышления
  3. Основные формы мышления
    1. Понятие
    2. Суждение
    3. Умозаключение
  4. Заключение
  5. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение 

Как самостоятельная наука логика сложилась  более двух тысяч лет назад, в  четвертом веке до н.э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель (348-322 гг. до н. э.)     

Логика – это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например психологии, логика, изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир.     

Логика, изучающая познающее мышление и  применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительные науки: логику формальную и логику диалектическую.      

Мышление  человека подчиняется логическим законам  и протекает в логических формах независимо от науки логики. Люди мыслят логично, не зная её правил, подобно  тому, как они правильно говорят, не зная правил грамматики.     

Что касается логики, то её задача заключается в  том, что бы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать мир.     

Знание  логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужым мыслям.

    Основными формами мышления являются:  

    • Понятие
    • Суждение
    • Умозаключение

В своей  работе я попытаюсь, как можно  подробнее рассмотреть все эти  три формы. 

2. Понятие  мышления 

В зависимости  от целей и задач, теоретических  предпочтений и словарного запаса ученые дают самые разные определения мышления:

  1. Это – процесс моделирования неслучайных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений.
  2. Это – активное, целенаправленное, обобщенное отражение существенных свойств и отношений внешнего мира, а вместе с тем и процесс созидания новых идей.
  3. Это - процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений.
  4. Это – высшая ступень человеческого познания.

Оно позволяет  получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.

В патопсихологии и нейропсихологии мышление относят к одной из высших психических функций. Оно рассматривается как деятельность, имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль.

В начале XX века в центр своих интересов  поставила мышление Вюрцбургская школа психологии (О. Кюльпе и др.), работы представителей которой были основаны на феноменологии Гуссерля и отвержении ассоцианизма. В экспериментах данной школы мышление изучалось методами систематической интроспекции с целью разложения процесса на основные этапы.

Гештальтпсихология в лице Макса Вертгеймера и Карла Дункера занималась исследованиями продуктивного мышления. Мышление в гештальтпсихологии понималось как переструктурирование проблемной ситуации с помощью инсайта.

Мышление  обобщает, выделяет в единичном общее, в уникальном – повторяющееся, в  индивидуальном – родовое. Мышление за внешним вскрывает внутреннее, за явлениями – сущность. Оно абстрагируется, отвлекается, приводит в систему, наводит порядок, строит иерархии и ранжирует. Мышление ищет закон там, где царит случай.  

3. Основные  формы мышления

Форма мышления — тот способ, при помощи которого субъект обдумывает и решает вставшую перед ним интеллектуальную задачу.

3.1. Понятие       

Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.     

Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.      

Любые свойства, черты, состояние предмета, которые, так или иначе, характеризуют  предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) также рассматривается как его признак.      

Любой предмет имеет множество разнообразных  признаков. Одни из них характеризуют  отдельный предмет и являются единичными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими. Так, каждый человек имеет признаки, одни из которых, например, черты лица, телосложение, походка, мимика, так называемые особые приметы, броские признаки, принадлежат только данному человеку и отличают его от других людей. Другие профессия, национальность, социальная принадлежность и т. д. являются общими для определенной группы людей. И, наконец, есть признаки, общие для всех людей. Они присущи каждому человеку и вместе с тем отличают его от всех других живых существ. К ним относятся способность создавать орудия труда, способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи.     

Кроме единичных (индивидуальных) и общих  признаков логика выделяет признаки существенные и несущественные.      

Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность, называют существенными. Они могут быть общими и единичными. Понятия, отражающие множество предметов, включают общие существенные признаки (напр. способность создавать орудие труда). Понятие, отражающее один предмет (напр. “Аристотель”), наряду с общими существенными признаками (человек, древнегреческий философ) включает единичные признаки.     

Признаки, которые могут принадлежать, но могут  и не принадлежать предмету и которые  не выражают его сущность, называются несущественными.      

Понятие качественно отличается от форм чувственного познания: ощущений, восприятия и представлений, существующих в сознание человека в  виде наглядных образов отдельных  предметов или их свойств. Восприятие и представление – это чувственно-наглядный образ какого-либо конкретного предмета. Понятие лишено наглядности.     

Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупность в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.      

 Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятие, наука отражает в них изучаемые, ею предметы, явления, процессы.     

Отражая существенное, понятия не содержат всего богатства индивидуальных признаков предмета и в этом смысле они беднее форм чувственного познания – восприятия и представления. Вместе с тем, они позволяют глубже проникнуть в действительность, отобразить её с большей полнотой, на что не способно чувственное познание.

Например, в данном апельсине мы ощущаем  его свойства — круглый, оранжевый, сладкий, ароматный. Совокупность этих и других свойств дает восприятие (конкретный образ единичного предмета) данного апельсина, при этом мы отражаем как его существенные свойства, так и несущественные. В понятии же отражаются лишь существенные признаки предметов.

Понятия принято делить на следующие виды:

  1. Понятия единичные и общие.

В зависимости от того, мыслится в  них один элемент или множество  элементов. Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным (например, «Москва», «Л.Н. Толстой», «Российская Федерация»). Понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим (например, «столица», «писатель», «федерация»).      

Общие понятия могут быть регистрирующими и не регистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется (во всяком случае, в принципе).      

Общее понятие, относящееся к неопределенному  числу элементов, называется не регистрирующим. Множество мыслимых в них элементов не поддается учету: в них мыслятся все люди, следователи, указы прошедшего, настоящего и будущего. Не регистрирующие понятия имеют бесконечный объем. 

  1. Понятия конкретные и абстрактные.
  

     В зависимости оттого, что они отражают: предмет (класс предметов) или его признак (отношение между предметами).      

Понятие, в котором мыслится предмет или  совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным.      

 Понятие, в котором мыслится  признак предмета или отношение между предметами, называется абстрактным.      

Различие  между конкретными и абстрактными понятиями основано на различии между предметом. Который мыслится как целое, и свойством предмета, отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим.    

Абстрактные понятия образуются в результате отвлечения, абстрагирования определенного признака предмета; эти признаки мыслятся как  самостоятельные объекты мысли.      

Не следует смешивать конкретные понятия  с единичными, а абстрактные с  общими. Общие понятия могут быть и конкретными, и абстрактными (например, понятие посредник - общее, конкретное; понятие посредничество - общее, абстрактное).

Понятия положительные и отрицательные.      

 В зависимости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или свойства, отсутствующие у него.     

Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными.      

Понятия, в содержании которых указывается  на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными. Так, понятия: грамотный и порядок, являются положительными, а понятия неграмотный и беспорядок - отрицательными. 
 

  1. Понятия эмпирические и теоретические 

Понятие называется эмпирическим, если оно выработано на основе непосредственного сравнения общих свойств некоторого класса наличествующих (доступных для изучения) объектов или явлений, и теоретическим, если оно выработано на основе опосредованного анализа некоторого класса явлений (или объектов) при помощи ранее выработанных понятий, концепций и формализмов. 

    1. Суждение

Содержание  понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной  форме - устной или письменной, вслух  или про себя. Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждение - это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. Примерами утвердительного суждения могут быть такие суждения, как "Ученик знает урок" или "Психика есть функция мозга". К отрицательным суждениям относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие у предмета тех или иных признаков. Например: "Это слово не глагол" или "Эта река несудоходна".

Информация о работе Основные формы мышления